Як-1 в армиях других государств

 

Первыми Як-1 получили французы из отдельной истребительной эскад­рильи "Нормандия", созданной по со­глашению между Советским Прави­тельством и Народным комитетом свободной Франции. Имея возмож­ность выбора, французские летчики все же остановились на Як-1. Это, очевидно, объяснялось тем, что он был в то время одним из лучших советских истребителей, более подготовлен к зимним условиям, чем иностранные машины и что, самое важное, по своим характеристикам он был похож на "Девуатин", на котором приходилось летать до этого летчикам эскадрильи.

В конце 1942 г. в СССР прибыла груп­па французов из 14 летчиков и 58 ме­хаников. 14 декабря 1942 г. эскадрилья вошла в состав 303-й над 1-й ВА. Предварительная подготовка летного состава с целью восстановления утра­ченных навыков происходила с 1 по 18 декабря на самолетах У-2 и УТ-2. Далее до 25 января 1943 г. шло пере­учивание на Як-7В. После получения 19 января первых шести Як-1 начались тренировки в учебных воздушных боях, продолжавшиеся до 14 марта. 16 марта эскадрилья получила еще 8 машин. За­кончив обучение 22 марта 1943 г., эска­дрилья вылетела на фронт на аэродром Полотняный Завод недалеко от Калуги.

Первый вылет выполнили 16 марта 1943 г. лейтенант Раймонд Дервиль и аспирант Альбер Дюран. А первый боевой вылет всем составом эскад­рилья совершила 5 апреля, когда 10 истребителей Як-1 сопровождали три бомбардировщика Пе-2. Охраняя их, летчики в этот день вели воздуш­ный бой с Fw.190. Почти за два месяца летчиками "Нормандии" было сби­то девять немецких самолетов, из ко­торых пять - Fw.190 (остальные: два Hs.126, один Bf.109 и один Me.110). Потери эскадрильи составили четыре самолета и четыре летчика. Три пи­лота, имевших самый маленький на­лет в эскадрилье (от 348 до 403 ч), погибли в неравном воздушном бою

13 апреля 1943 г. в составе шести Як-1 против девяти Fw.190. Четвер­тый был подбит, произвел вынужден­ную посадку на занятой врагом тер­ритории и попал в плен. Немцы в этот день также недосчитались трех ма­шин.

В конце апреля 1943 г. эскадрилья получила еще четыре самолета Як-1 для восполнения потерь. Но на само­летах этого типа ей пришлось летать недолго. В начале июня 1943 г. лет­чики переучились на Як-9. Оставши­еся 14 машин Як-1 использовались до конца года как учебные для вновь прибывших пилотов.

"Нормандия" из всех иностранных авиационных частей отличалась наи­большей активностью в боевых дей­ствиях. На Як-1 в ней выделялся Альбер Дюран, сбивший лично два и в группе один самолет противника. За ним следовал Марсель Лефевр, лич­но сбивший два самолета, и Ноэль Кастелен, сбивший лично один само­лет и один — в группе.

7 июля 1943 г., в соответствии с приказом командира 1-й польской дивизии (пд) имени Т.Костюшко пол­ковника З.Берлинга, началось фор­мирование Отдельной польской ис­требительной эскадрильи. Личный состав был набран из солдат и офи­церов советских ВВС, поляков по на­циональности. Командиром эскадри­льи, увеличенной приказом от 10 ав­густа 1943 г. до размеров полка, стал капитан Ч.Козловски, поляк, гражда­нин СССР.

8 начале сентября 1-й иап "Варша­ва" получил три первые машины Як-1. Обучение, как и у французов, началось с полетов на УТ-2 и Як-7В. Первых два летчика вылетели самостоятельно 30 сентября, а 27 февраля 1944 г. пер­вая эскадрилья полка, будучи уже полностью боеготовой (подготовка за­кончилась 20 февраля), получила с завода 10 новых Як-1. Полк стал пол­ностью боеготовым 28 мая 1944 г. и 3 июня в составе 43 машин перелетел на фронт на аэродром Гостомель под Киевом. На этом аэродроме 1-й иап продолжил тренировки и 7 июня полу­чил еще 15 Як-1, а в конце июля сдал такое же количество выработавших ресурс самолетов.

21 июля 1944 г. полк выполнил пер­вое задание: пара"яков" сопровожда­ла Ли-2. Чтобы помочь составу "Варшавы" освоиться в боевой обстановке, 22 июля к ним прибыли 10 советских летчиков из 233-го иап "Минск", кото­рые вылетали на задания вместе с по­ляками. Первый боевой вылет состо­ялся 23 августа 1944 г. Для сопровож­дения и прикрытия двух штурмовиков Ил-2 из польского 3-го шап вылетели две пары 1-го и одна пара 233-го иап. К этому времени 1-й иап "Варшава" состоял из трех эскадрилий по 12 са­молетов, трех машин управления пол­ка и двух запасных. Всего 41 самолет Як-1.

В процессе боевых действий поль­ские летчики выполняли задания по прикрытию штурмовиков, атаке на­земных целей, ведению воздушной разведки. В связи с малой активнос­тью немецкой авиации полку "Варша­ва" практически не приходилось вести воздушных боев. Единственным сби­тым Як-1 немецким самолетом был Fw.189 (отличился капитан М.Конеч­ный). Всего на Як-1 до 22 января 1945 г. (когда полк начал переучи­ваться на Як-9) было выполнено 620 боевых вылетов, в том числе на при­крытие штурмовиков - 275, на развед­ку - 125, на прикрытие войск и пере­прав - 139, на фоторазведку (для это­го на некоторых самолетах установили АФА-1М) - 54, на другие задания - 27 вылетов. Свои потери составили шесть машин, из которых одна сгорела в учебном полете при пожаре в воздухе, две были сбиты зенитной артиллери­ей, а остальные подбиты ею и разбиты при вынужденных посадках. Послед­ний боевой вылет на Як-1 был совер­шен 3 мая 1945 г. К этому времени в полку оставалось 23 самолета такого типа. После войны они постепенно списывались по износу или сдавались в ремонтные части. Во второй полови­не 1946 г. часть из них возвратилась из ремонта, но вскоре их заменили на но­вые Як-9М и Як-9Т.

Непродолжительное время Як-1 нахо­дился на вооружении других польских авиационных частей. В конце сентября -начале октября 1944 г. эти самолеты по­лучили сформированные на основе совет­ских 248-го и 246-го иап польские 9-й и 10-й иап (13 и 25 самолетов соответствен­но), но меньше чем через месяц Як-1 бы­ли заменены на Як-9. С января по май 1945 г. один Як-1 находился в управлении польского 1 -го смешанного авиационного корпуса. В это же время от 1 до 24 ма­шин Як-1 было в составе 15-го отдельно­го запасного авиаполка, сформированно­го на базе советского 18-го утап. От 10 до 15 машин было в октябре 1945 г. в военном авиационном училище. С октября 1945 г. по февраль 1946 г. один Як-1 находился в 1-м смешанном утап, а в 1946 г. по одному Як-1 было в управлени­ях польских авиационных дивизий: 1-й бад, 2-й шад, 3-й над, 4-й сад. Один из списанных в январе 1946 г. самолетов Як-1 (N 01189) несколько лет экспониро­вался в Музее Войска Польского.

При длительном ведении боевых действий небольшое количество вполне исправных самолетов тем или иным способом попадало в руки про­тивника. Они становились предметом тщательного изучения и испытаний для определения направления, в ко­тором ведут работы советские авиа­конструкторы, уточнения летных дан­ных и составления рекомендаций для своего летного состава. Некоторые из этих машин использовались непосред­ственно на фронте для выполнения разведывательных полетов в тыл со­ветских войск.