К читателю

 

В истории военной техники найдется достаточно любопытных эпизодов, свя­занных с ее использованием в боевой обстановке. Говорят, что появившиеся в 1942 г. на Восточном фронте советские истребители Ла-5 немецкие летчики пер­воначально называли «супер рата». Уже потом они поняли, что это «Ла фюнф». В советской печати для описания встреч немцев с Ла-5 даже существовала якобы дежурная цитата: «Ахтунг, ахтунг! Ла фюнф ин дер люфт!».

А поначалу, выходит, была «рата». Хотя она и определялась как «супер». Знать, крепко запомнилось немцам первое появ­ление в Испании истребителей И-16 осе­нью 1936-го. Противники республиканцев присвоили тогда поликарповскому моно­плану емкое прозвище «рата» - «крыса». Маленькое словечко вместило в себя их ужас и ненависть, оно само по себе было полноценным оружием, вполне способ­ным надломить малодушного противника. «Крыса войны», если вдуматься, совсем неплохое прозвище для бойца, маленько­го, неловкого, изворотливого и злого, спо­собного драться с намного более сильным противником и побеждать в совершенно невероятных условиях.

В 1941 году И-16 уже заметно отста­вал по своим боевым качествам от ма­шин более позднего выпуска, поэтому немецкие летчики определяли его как «старая рата». Однако они вполне обо­снованно ожидали очередной модифи­кации самолета и поэтому новый тип советского истребителя с двигателем воздушного охлаждения первоначально определили как более совершенный ва­риант знаменитого поликарповского моноплана. А самолет такой был, и даже не один.

Первоначально, с 1938 г. на замену «ишачку» готовился И-180, а с начала 1940 г. - И-185. Сегодня уже вполне по­нятно, что это были замечательные ма­шины, способные стать для врага насто­ящими «супер ратами» - неприхотливы­ми, яростными и беспощадными. Судь­ба, однако, распорядилась иначе, и в се­рийное производство пошли другие ма­шины молодых конструкторов, ставшие известными как МиГ-3, Як-1 и ЛаГГ-3. А новые истребители Поликарпова И-180 и И-185 в большую жизнь не вошли...

Далее я расскажу о непростой исто­рии создания этих самолетов, растянув­шейся во времени более чем на 7 лет.