Еще одна попытка

 

Еще до начала испытаний четверки «сто во­семьдесят пятых» на фронте, в ноябре 1942 г. в НИИ ВВС поступил И-185 М-71, являющийся эталоном для серийного производства. Госу­дарственные испытания велись до 26 декаб­ря, летал испытатель П.М.Стефановский. Хотя двигатель работал не вполне надежно (в про­цессе испытаний заменили два М-71), были получены весьма высокие результаты по час­ти полетной скорости самолета, являющейся по-прежнему главным мерилом достоинства новых машин. У земли максимальная скорость составила 560 км/ч (600 км/ч - на форсаже), на высоте 6 км - 680 км/ч. Отмечалось, что в от­дельных полетах Стефановский превысил по­летную скорость 700 км/ч.

Государственные испытания эталона для серии закончили в январе 1943 г. Учитывая дей­ствительно выдающиеся данные самолета, был предпринят ряд обращений в высшие инстан­ции для скорейшего запуска И-185 в производ­ство. В частности, лично к И.В.Сталину обрати­лись летчики Стефановский, Логинов и веду­щий инженер Лазарев:

 

«ЦК ВКП(б) тов. Сталину И. В.

Дорогой Иосиф Виссарионович!

Мы, испытатели истребителя И-185 конст­рукции Н. Н. Поликарпова, вынуждены обратить­ся к Вам, Иосиф Виссарионович, со следующим:

1. Истребитель И-185 прошел заводские, а затем и государственные летные испытания в НИИ ВВС КА. Заводские испытания проводил летчик тов. Логинов, а в НИИ ВВС КА - летчик тов. Стефановский. В результате испытаний получены следующие данные:

A) Максимальная скорость у земли = 600 км/ч

Б) на высоте 6100 м = 680 км/ч

B) Скороподъемность на 5000 м = 4,7 мин.

Г) Среднее время выполнения виража на Н= 1000 м = 22-23 сек.

Д) Истребитель имеет мощный фронтальный огонь - установлено: 3 пушки калибра 20 мм с боевым запасом 600 снарядов.

Е) В управлении самолет доступен для летчи­ков средней квалификации, что подтверждают летавшие на нем летчики (12 человек, из них 4 рядовых летчика гвардейского полка). Самолет является наиболее легко изучаемым для боль­шинства летчиков нашей страны.

Ж) В эксплуатации истребитель прост. Его аг­регаты легко доступны для ремонта в полевых условиях.

2. Нам известно, что тов. Поликарпов име­ет проект модификации истребителя И-185, осуществление которого даст следующие летные данные:

А.) Максимальная скорость у земли 650 км/ч

Б.) на высоте Н=6250 м 710 км/ч

В.) Набор высоты 5000 м 4,2 мин.

Г.) Мощность фронтального огня может быть увеличена до 4-х пушек калибра 20 мм.

По своим летно-тактическим данным само­лет И-185 является одним из лучших в настоя­щее время, поэтому обращаемся к Вам с просьбой о разрешении постройки войсковой серии и испытании самолета в боевых услови­ях на фронте.

Летчик-испытатель НИИ ВВСКА полковник Стефановский

Ведущий инженер НИИ ВВС КА инженер-полковник Лазарев

Летчик-испытатель завода №51 Н КАП Ло­гинов».

 

4 февраля 1943 г. на имя Сталина обратил­ся Н.Н.Поликарпов. Свое послание он заключил словами: «И-185 М-71 ждет Вашего решения о запуске в серийное производство».

Трудно сказать, поспособствовали ли эти обращения к «вождю мирового пролетариата», однако в феврале-марте 1943 г. по заданию наркомата авиапромышленности на московс­ком авиазаводе №81 началась работа по под­готовке серийного производства И-185. Туда передали «образцовый» самолет для ремонта и изучения (при дополнительных испытаниях он получил небольшие повреждения).

Работы шли медленно, а в апреле прекра­тились вовсе. 5 апреля 1943 г. опытный И-185 М-71 из-за неисправности двигателя потерпел катастрофу. Погиб летчик-испытатель В.А.Степанчонок. Решением инстанции работы по внедрению самолета в серию прекратили. «Образ­цовый» И-185 М-71 после ремонта вернули в летном состоянии на завод №51.