От автора
Едва ли можно поверить, что при словах «германский дредноут» у кого-либо из всерьёз интересующихся историей кораблестроения и флота перед глазами возникает образ корабля, боевая репутация которого могла бы вызвать спорные суждения. Дредноуты кайзера вызывают лишь уважение — неумолимые морские воители, не ведающие жалости и страха стальные гиганты, приземистые бронированные колоссы, прошедшие чистилище Ютланда и нашедшие свой искупительный самоубийственный конец в пустынных водах Скапа-Флоу. В первую очередь они, и только они — многочисленные и совершенные по конструкции — символизируют Флот Открытого моря. Этот флот, взлелеянный на мощной груди германской тяжёлой индустрии, вдохновленный честолюбивыми замыслами Вильгельма II и военно-политической верхушки Второго рейха, выпестованный под неусыпным оком гросс-адмирала Тирпица, с его дредноутами во главе готовился отстоять в грядущей схватке с британским Королевским флотом своё право на обладание океаном. Но и на фоне всех бронированных гигантов Императорского флота особенно рельефно выделяются два германских сверхдредноута — «Байерн» и «Баден», самые крупные и единственные изо всех линкоров кайзера, получившие на вооружение 15-дюймовые орудия.
Нельзя сказать, что эти корабли были обделены вниманием морских историков. В 20-е гг. «Байерн». как наиболее совершенный из поколения германских линкоров эпохи Первой мировой войны, являлся объектом подробного освещения в статьях и аналитических работах инженеров-кораблестроителей, помещённых в технических и специализированных морских журналах. В значительной степени этому способствовало опубликование в британском ежегоднике «Сообщения Общества морских инженеров» (Transactions I.N.A.) за 1921 г. доклада помощника главного строители Королевского флота Стенли Гудэлла «Бывший германский линкор «Баден», в котором довольно подробно рассматривались различные аспекты конструкции трофейного германского линкора, а также давалась их общая оценка на фоне аналогичных новейших британских инженерных решений.
Труды в области теории и практики кораблестроения в 30-е гг. также часто обращались к успеху технических нововведений, конструкции различных устройств и систем «Байерна». Его отдельные описания и оценка были даны в работах Генриха Эверса (H.Evers. Kriegschiffbau. -Berlin: Springer, 1931) и С.В.Иванова («Живучесть боевого надводного корабля». — М.-Л.: Военмориздат, 1940).
Не были забыты кайзеровские сверхдредноуты и мастерами фотомаринистики: массивные силуэты обоих линкоров не раз служили предметом пристального внимания многих фотографов — как профессионалов, так и любителей. Благодаря их бескорыстным, как правило, усилиям до нашего времени дошло немало изображений «Байерна» и «Бадена», запечатлевших оба линкора в разные моменты их недолгой судьбы — от постройки до гибели в Скапа-Флоу, а также последующего подъёма и окончательной сдачи на слом («Байерн») или использования в качестве корабля-мишени («Баден»). В ряду этих документально-художественных фотосвидетельств особенного внимания заслуживают работы весьма известного в своё время немецкого фотографа-мариниста Фрица Финке, многие из которых использованы в качестве иллюстраций в настоящей работе.
В конце 70-х гг. в немецком морском журнале «Марине рундшау» (Marine Rundschau, №6, 1979) появилась небольшая, но обстоятельная статья известного специалиста по истории германского военного кораблестроения Эрвина Штробуша о становлении конструкции «Байерна» и некоторых её особенностях. В 90-е гг. вышли в свет, наконец, две первые полные работы, целиком посвящённые линкорам класса «Байерн», которые, в отличие от всех предыдущих публикаций, были богато иллюстрированы фотографиями, запечатлевшими как строительство германских сверхдредноутов, так и различные моменты их недолгой судьбы, а также чертежами и схемами. Небольшая по объему работа Зигфрида Брейера, вышедшая в серии «Морской арсенал» (Marine-Arsenal, №29, 1995), при обилии иллюстраций носит, в общем, конспективный характер, в целом свойственный всем выпускам этой серии. Гораздо более обстоятельна монография известных современных историков германского кораблестроения Герхарада Копа и Клауса-Питера Шмольке, также сочетающая значительный объём информации с многочисленными фотографиями, чертежами и схемами. И, наконец, в последний год столетия, давшего миру оба кайзеровских сверхдредноута, вышла превосходная работа ещё сравнительно малоизвестного историка из ФРГ Акселя Гриссмера о становлении и развития типа германского линкора-дредноута, начиная с класса «Нассау» и заканчивая «байернами» (A.Griessmer. Linienschiffe der Kaiserlichen Marine, 1906-1918. -Bonn: Bernard & Graefe Verlag, 1999.). Сильной стороной монографии, в которой автором было введено в научный оборот большое количество ранее неопубликованных архивных материалов, является подробное освещение всех этапных моментов политического, экономического и стратегического характера, сопутствовавших проведению программ германского линейного кораблестроения накануне Первой мировой войны. «Байерну» и его собратьям посвящена целая глава, в которой Гриссмер, прослеживая историю становления идеи германского сверхдредноута, приходит к нескольким интересным выводам, трактующем взгляд на него в новом свете.
Однако все эти работы несвободны от отсутствия ряда интересных подробностей, что применительно к наиболее совершенному образцу германской кораблестроительной техники начала XX столетия является определённым пробелом. В первую очередь это сжатость приведённого во всех них технического описания корабля, далеко не показывающая всех тех хорошо продуманных, эффективных и порой весьма оригинальных технических решений, органичный сплав которых дал в итоге самый совершенный по конструкции линкор периода Первой мировой войны. Помимо этого, определенный интерес представляло более полное освещение короткой боевой судьбы обоих кайзеровских сверхдредноутов, опоздавших со вступлением в строй к моменту Ютландского сражения, но разделивших с собратьями все события последних двух лет войны, интернирование и гибель в Скапа-Флоу. Весьма интересным как в описательном, так и в отношении изучения конструкции корабля является более подробное, нежели это предпринималось ранее, исследование случая подрыва «Байерна» на русской мине в октябре 1917г. Ряд документов из российских архивов позволяет пролить дополнительный свет на это событие. И, наконец, достаточно показательным является сравнительное исследование боевых возможностей «байернов» по отношению к их британским современникам, проведенное методом автоматизированного расчета устойчивости систем бронирования обоих типов сверхдредноутов на действие оружия противника.
При обращении к теме «Байерна» автор настоящей работы ставил перед собой задачу прежде всего оценить его как явление технического характера. Корабли этой серии — как вступившие в строй «Байерн» и «Баден», так и оставшиеся недостроенными «Саксен» и «Вюртемберг», интересны в наибольшей степени тем, что они остались самыми крупными и совершенными линкорами кайзеровского флота, его единственными сверхдредноутами. Скачок в увеличении их главного калибра по сравнению с предшественниками (с 12" до 15"), означавший в первую очередь принятие на вооружение почти вдвое более мощной, чем прежде, модели тяжёлого орудия, оказался беспрецедентным во всей истории развития типа линкора. Логика тяжёлого броненосного артиллерийского корабля, как главного элемента системы морских стратегических вооружений начала XX столетия, является весьма показательной именно на примере изучения конструкции «Байерна».
В завершении этого краткого вступления автор хотел бы выразить благодарность нескольким своим друзьям за их ценные советы и помощь, оказанную при создании этой книги: Ю.О.Дружинину, Н.В.Гаврилкину, В.С.Емышеву, С.С.Цветкову и Д.С.Эстрину.