Артиллерийское и торпедное вооружение
Спроектированная департаментом вооружений Морского министерства новая 15" артиллерийская система С/13 (т.е. «образца 1913 г.») продолжала традицию германских морских тяжёлых калибров предшествующих моделей, заключавшуюся в следованию принципу «облегченный снаряд/повышенная начальная скорость».21 Орудие состояло из внутренней нарезной трубы, трёх рядов скрепляющих цилиндров поверх неё и кожуха, и имело горизонтально-призматический клиновой затвор. Полный вес ствола с затвором равнялся 76,2 т, а относительный составлял, таким образом, 1,69 т на один калибр его длины. Благодаря превосходному качеству орудийной стали и традиционно передовым технологиям скрепления, новое германское тяжёлое орудие имело весьма лёгкую конструкцию (так, толщина стенок у дула составляла всего около 9 см). Заслуживает внимания сравнение этой пушки с её британским аналогом — 15"/42 «моделью I» (Мк-I) Королевского флота. При весе 101,6 т (включая вес затвора поршневого типа) эта последняя имела полную длину ствола 43,36 калибра (т.е. 16520 мм) и относительный вес 2,34 т на один калибр длины — почти на 40% больше, чем новое германское орудие. За счёт применения относительно лёгкого снаряда (750 кг против 871 кг у британцев) и сообщения ему высокой начальной скорости (800 м/с — давление в каморе 3150 кг/см2 — против 732 м/с у Мк-I) новая германская модель при чуть большей дульной энергии (24465 тм против 23787 тм — разница 2,8%) обладала гораздо лучшей настильностью, а более совершенная конструкция снарядов делала преимущество германской артиллерийской системы ещё более ощутимым.
Представляют определённый интерес ещё несколько цифр, характеризующих технические параметры германского 15" орудия и его британского аналога. Оба орудия имели мелкую нарезку (глубиной менее 1% калибра) — 3,16 мм у Мк I и 3,8 мм у С/13, но существенно различались шириной нарезов — соответственно 11,30 и 5,74 мм. Последнее стало следствием разницы в принятом числе нарезов — 76 у британского образца и 100 у германского. Ширина полей различалась меньше — 4,44 и 6,20 мм. И, наконец, оба орудия имели нарезку постоянной крутизны с ходом 30 калибров. Все приведенные цифры можно рассматривать как интересное свидетельство тождественности направления конструкторской мысли во флотах обеих морских держав-соперниц.
В состав боевого снабжения каждого германского 15"/45 орудия входило по 60 бронебойных и 30 фугасных снарядов, имевших относительную длину соответственно 3,5 и 4,1 клб. Снаряжение фугасного снаряда составляло 67,1 кг тротила, бронебойного 23,5 кг (фугасность соответственно 9 и 3%). Оба типа снаряда были в целом подобны соответствующим 12" снарядам, оснащались донным взрывателем и имели по два пояска красной меди — ведущий и центрующий. Бронебойный снаряд снабжался бронебойным колпачком мягкой стали, поверх которого навинчивался пустотелый баллистический наконечник из латуни, доводивший радиус оживала до четырех калибров (4 CRH).
Заряд метательного пороха (нитроглицеринового балиститного, цилиндрического трубчатого марки RPC/12) заключался в двух укладках неодинакового веса, причем большая его часть (96 кг) была упакована в традиционный двойной шелковый картуз, а меньшая — в латунную гильзу весом 59 кг с ввинчиваемой в её дно непосредственно перед стрельбой запальной трубкой. Подобное разделение заряда объяснялось системой принятого для германских орудий затвора клинового типа. Латунная гильза практически идеально обеспечивала его обтюрацию, а создание отлаженных технологий изготовления цельнотянутых тонкостенных гильз большого диаметра на германских заводах снимало проблему их массового производства для комплектования линкоров боезапасом. Правда в этом случае приходилось считаться с возрастанием нагрузки, сообщаемой именно этими латунными гильзами, общий вес которых для «Байерна» доходил до 43 т.
Каждая установка главного калибра состояла из вращающейся части (поворотной платформы с установленными на ней в подцапфенных кронштейнах орудий со станками — общий вес каждой качающейся части 105 т, механизмами заряжания и подачи, а также бронированного прикрытия) и жёсткого барабана высотой от погона башни до пола снарядного погреба. Орудийный стол поворачивался на погоне поверх подбашенного барабана на 144 стальных шарах диаметром по 165 мм. Каждое 15" орудие устанавливалось в станке литой стали, к переднему краю которого крепился броневой щит толщиной 100 мм для прикрытия амбразуры. Этот щит почти вплотную примыкал к лобовой броне башни и боковым противоосколочным накладкам, обеспечивая хорошую, хотя и не вполне адекватную в случае прямого попадания, защиту. Отдачу при выстреле воспринимали гидравлические компрессора с глицериновым наполнителем и пневматическое противооткатное устройство. Для вертикального наведения использовались зубчатые сектора из кованой стали, приболченные к верху опорного барабана.
Орудийные установки "Байерна", сохраняя в целом преемственность с установками 11" и 12" орудий предшествующих классов германских дредноутов, несли в себе немало усовершенствований. В первую очередь это касалось системы подачи, тщательный расчёт которой позволил расположить её вертикальные линии в пространстве между 15" орудиями. Это определило разнесение осей последних друг от друга на расстояние 3700 мм. В предшествующей двухорудийной 12"/50 установке («Гельголанд», «Кайзер», «Кёниг», «Дерфлингер») это расстояние составляло лишь 2700 мм, поскольку снаряды поступали в боевое отделение за казенной частью непосредственно в их осях, а полузаряды — с наружных сторон казенной части. Ко времени разработки орудийных установок «Байерна» эта система подверглась усовершенствованию, поскольку она выносила чувствительные пороховые заряды в непосредственную близость к стенке башни и недостаточно обеспечивала их безопасность от возможного попадания осколка при поражении тяжёлым снарядом борта башни в этом месте. В новых 15" башнях зарядники выходили в боевое отделение между орудиями, чьи массивные казённые части вместе со станками, компрессорами и прочими крупногабаритными частями обеспечивали дополнительную защиту этому теоретически уязвимому узлу.
Подача боезапаса в боевое отделение установки и заряжание орудия происходили в следующей последовательности. Снаряд и оба полузаряда (в шёлковом картузе и латунной гильзе) поднимались по стволу подачной трубы, разделённой на две половины (своя для каждого орудия) прямо в боевое отделение. Боеприпасы выталкивались вспомогательным цепным прибойником на специальный зарядный стол, который после этого перемещался в горизонтальном направлении к казённой части орудий. Снаряд и полузаряды, находившиеся в специальных полукольцевых кронштейнах, последовательно опускались до совмещения их осей с осью канала ствола и поочерёдно досылались главным прибойником (гидравлического типа) в орудие. После этого зарядный стол возвращался в исходное положение между орудиями за комплектом для очередного выстрела, затвор закрывался и орудие было готово к выстрелу.
После производства очередного выстрела, при открывании затвора, латунная гильза с надетой на нее плотной кожаной покрышкой автоматически выталкивалась из каморы и падала в подвешенный вплотную под орудием отдельный лоток. После возвращения зарядного стола в первоначальное положение гильза выпадала из башни через специальное отверстие (впоследствии все стреляные гильзы из ценной латуни сдавались в переработку).
15" орудия «Байерна», подобно орудиям всех предшествующих германских дредноутов, заряжались на постоянном угле (+2,5°). Таким образом, новая система подачи боезапаса, с введением промежуточного дополнительного узла — зарядного стола — позволяла существенно понизить общее время заряжания, поскольку обеспечивала всем её элементам возможность работать одновременно и независимо друг от друга. Этого не было в установках британского флота (а также проектировавшихся по их принципу установках итальянского, русского и японского флотов), заряжавшихся на переменном угле.
Особенностью орудийных установок линкоров класса «Байерн» являлось отсутствие перегрузочного поста для боеприпасов, как это было принято в британских (итальянских, русских, японских) дредноутах, а также, отчасти, на германских дредноутах предшествующих серий. Отделение башни, расположенное непосредственно под боевым, заключало в себе гидравлические механизмы вертикального наведения и все гидравлические трансформирующие устройства, механизмы зарядника, а также электромоторы горизонтального наведения и непосредственно подачи. Зарядник поднимался без перегрузки в промежуточном посту прямо в боевое отделение.
Ещё одной интересной особенностью было наличие вспомогательного перегрузочного снарядного отделения на 12 снарядов — по шесть на орудие. По одному снаряду изготавливалось для подачи, остальные находились в гнёздах, откуда они подавались наверх к орудиям вручную особым зарядником. В это вспомогательное отделение снаряды грузились заблаговременно лишь при определённом угле поворот башни.
«Байерны» стали первыми кораблями германского флота, на которых орудийные установки приводились отчасти гидравликой. От традиционной английской гидравлической системы новая германская отличалась тем, что механизмы, трансформирующие электрическую энергию в гидравлическую, были расположены внутри башни, а не вне её. Определённым недостатком этой системы стала её общая сложность, а также значительный уровень шума и вибрация внутри башни. Гидроприводы имели следующие башенные механизмы германских сверхдредноутов — прибойники орудий, вертикальное наведение, открытие и закрытие затвора, зарядники и зарядные столы. Электромоторами приводились в действие горизонтальное наведение и непосредственно подача. Полный цикл заряжания составлял 26 с. Помимо механического заряжания, все башенные механизмы могли приводиться в действие вручную, но при этом скорость заряжания падала в несколько раз. Непосредственно под станками орудий, в подбашенном отделении, устанавливались два электродвигателя наводки — главный и вспомогательный. Первый, мощностью 60 л.с., питался от мотор-генератора в 90 кВт, по схеме Вард-Леонарда. Каждая башня могла работать от любого из двух генераторов, находящихся в разных помещениях. Вспомогательный электродвигатель для наводки (шунтовый, мощностью 8,4 л.с.), мог работать от главной или вспомогательной электропроводки, проходящей в башню. Гидравлическая энергия вырабатывалась двумя трехплунжерными насосами, каждый насос приводился непосредственно сцепленным с ним шунтовым электродвигателем в 150 л.с. Получаемая таким путём энергия использовалась для вертикальной наводки орудий, для подъёма боезапаса по главным элеваторам, для подачи зарядов, для прибойников и для управления затворами орудий (все эти операции имели и дублированный ручной привод). Для главных элеваторов боезапаса имелся и вспомогательный ручной привод (сериес-мотор, работающий в качестве генератора при опускании подъемника).
Опорой вращающейся части установки служил жёсткий барабан, имеющий в плане форму восьмигранника, чётные грани которого представляли собой не отрезки прямой, а фрагменты дуги описанной вокруг этого восьмиугольника окружности. Этот барабан склёпывался из 25мм листов в два слоя и усиливался рёбрами жёсткости (высотой 200 мм и толщиной 10 мм), отстоявшими друг от друга на расстояние 980 мм. Стальной настил верхней палубы проходил через броню барбетов первой, второй и третьей башен и крепился к жёсткому барабану, а в четвёртой установке настил под башенным погоном был выведен наружу и крепился к барбетной броне. Жёсткие барабаны устанавливались на средней палубе и основной опорой для них служили поперечные и продольные переборки, установленные на настил двойного дна.
15" снаряды линкора складировались в погребах на специальных стеллажах, причём укладка производилась поперёк корабля. Погреба были достаточно просторны, к стеллажам имелся свободный доступ. Помещение вокруг подачной трубы, при отсутствии в этом месте герметического закрытия от пламени, почти полностью было занято снарядной платформой. Участки палуб, смежные с отсеками, где имелась высокая температура (машинные и котельные отделения), и переборки, примыкающие к угольным ямам, обшивались деревом. Вокруг погреба были проложены трубы охлаждения. Снарядный погреб мог быть затоплен забортной водой через спринклерную систему, расположенную над стеллажами и погрузочными лотками. При погрузке снарядов в погреба они опускались вниз посредством специального устройства с электроприводом. Дойдя до погреба, податчик со снарядом останавливался, приводился в горизонтальное положение и разгружался. Согласно последующей оценке англичан, это устройство «...остроумно и хорошо работает, но весьма сложно и некомпактно».
Вокруг подачной трубы специальной подачной камеры не предусматривалось, заряды хранились в центральном помещении и непосредственно подавались к подачной трубе. Это помещение не было защищено от форса огня сверху в моменты открытия створок загрузочной дверцы в подачной трубе, через которую подавались заряды. При использовании боковых погребов они также оказывались открытыми со стороны центрального помещения. По наружному периметру каждой группы погребов башен (и носовой, и кормовой) зарядные погреба также обшивались деревом. Охлаждение погребов производилось посредством рассольных змеевиков, затопление предусматривалось спринклерной системой от электротурбонасосов. Заряды, несмотря на их немалый вес, поднимались и переносились вручную, для чего были разработаны оригинальные и удобные приспособления.
Противоминная артиллерия состояла из 16 150мм/45 орудий «образца 1906 г.» (С/06), расположенных в отдельных казематах на верхней палубе подобно тому, как это практиковалось до этого на всех классах германских дредноутов, начиная с «Фон дер Танн». Орудия имели раздельно-гильзовое заряжание, заряд пороха находился в латунной гильзе, обеспечивавшей надежность и значительное удобство хранения, транспортировки и заряжания, а также обтюрацию. Каждое 150мм орудие имело свой погреб боезапаса, откуда снаряд и заряд подавались наверх индивидуальным элеватором типа нории, непроницаемым для пламени и приводимым в действие от электродвигателя, со скоростью подъема 18 м/мин. Все погреба вспомогательного калибра были оснащены системой охлаждения и затопления по типу погребов главного калибра. Боезапас на каждое 150мм орудие составлял 160 выстрелов (всего 2560 выстрелов на корабль).
Проектом предусматривались восемь 88мм зенитных орудия в 45 калибров длиной «образца 1913 г.» (С/13) с установкой их на полубаке по два с обеих сторон от каждой дымовой трубы. Однако реально ни «Байерн», ни «Баден» так никогда не несли их полного штатного числа. Так, «Байерн» при вступлении в строй был оснащён лишь двумя зенитными орудиями, установленными на штатных местах кормовой (третьей, считая от носа) пары, и лишь в конце 1917 г. получил два следующих орудия во время его ремонта после участия линкора в захвате Балтийских островов. Все четыре 88мм пушки сформировали на нём кормовую группу подле второй дымовой трубы. Что же касается «Бадена», то на нём первоначально были установлены два орудия у передней трубы, позднее дополненные двумя орудиями подле задней трубы (на штатных основаниях второй и третьей пар).
Характеристики артиллерийских орудий линкора «Байерн»
Модель |
С/13 |
С/06 |
С/13 |
Диаметр канала ствола, мм Вес орудия, кг |
380 76200 (77500)(1) |
149,1 5730 (6120)(2) |
88 1225 |
Относительная длина орудия, клб |
45 |
45 |
45 |
Полная длина орудия, мм |
17100 |
6710 |
3960 |
Длина ствола, мм |
16110 |
6326 |
|
Длина каморы, мм Объем каморы, дцм3 |
2084 270,0 |
1150 21,7 |
• |
Тип нарезки и ход нарезов |
постоянная 1/30 |
постоянная 1/30 |
|
Количество нарезов |
100 |
44 |
|
Глубина нарезов, мм Ширина нарезов, мм Ширина полей, мм |
3,80 5,74/7,73(3) 6,20/4,20(3) |
1,75 6,14 4,5 |
• |
Высота осей орудий над КВЛ, мм |
I башня: 8690 II башня: 11860 III башня: 9580 IV башня: 6430 |
5500 |
|
Наименьший/наибольший угол возвышения, град |
-8/+16 |
-8/+19 |
-10/+70 |
Наибольшая дальнобойность, м (при угле возвышения, град) |
20250 (13) (4) |
14945(19) |
11800(45) |
Угол заряжания, град Вес снаряда, кг |
+2,5 750 |
переменный 45,3 |
переменный 10(5) |
Вес разрывного заряда в бронебойном снаряде, кг |
23,5 |
3,0-3,9 |
|
Вес разрывного заряда в фугасном снаряде, кг |
67,1 |
• |
|
Вес заряда, кг в том числе порох, кг в том числе упаковка, кг |
245 183 62 |
22,5 13,7 8,8 (гильза) |
5,6 |
Начальная скорость снаряда, м/сек |
800 |
835 |
890 |
Дульная энергия, тм |
24465 |
1610 |
215 |
Скорострельность, выстр./мин. |
1,5-2 |
7 |
10 |
Примечания
1) В скобках - вес ствола с затвором.
2) В скобках - вес орудия с затвором и станком.
3) В начале нарезки/у дула.
4) 1917 г. угол возвышения 380мм орудий "Байерна" был увеличен до 20° (без переделки станков, при соответствующем уменьшении угла снижения с 8° до 5°), что увеличило дальность стрельбы до 23200 м.
5) Зенитное орудие С/13 имело совмещенный боеприпас в виде унитарного патрона весом 15,6 кг с латунной гильзой.
Торпедное вооружение германских сверхдредноутов состояло из пяти подводных аппаратов — носового и четырёх бортовых, установленных с углом снижения 2° и повернутых на 20° в нос от траверза. Оси труб отстояли на 4 м ниже конструктивной ватерлинии судна (носовой — на 5,8 м). Торпеды имели калибр 600 мм и относились к типу Н-8, разработанному в 1912 г. и впервые применённому на «Лютцове». Они стали самыми мощными торпедами периода Первой мировой войны. Боезапас составлял 20 торпед (по четыре на каждый аппарат), длиной по 7 м с боевым зарядом в 250 кг тротила. Полный вес снаряжённой торпеды равнялся 2160 кг. Дальность выстрела достигала 13000 м при скорости хода торпеды 28 уз. Бортовые аппараты имели специальные направляющие для выпуска торпеды, осуществлявшегося посредством сжатого воздуха, для чего в каждом из торпедных отсеков имелись по два компрессора с электродвигателями двойного действия мощностью 80 л.с.
Погрузка торпед Н-8 в их отсеки осуществлялась на «байернах» с верхней палубы с помощью подъёмных грузовых стрел и переносных станин. Поданная на палубу стрелой торпеда подвешивалась затем под станиной в вертикальном положении и через горловину погрузочного палубного люка опускалась вглубь корпуса корабля. С помощью талей она постепенно переводилась из вертикального в горизонтальное положение, до тех пор пока не устанавливалась строго горизонтально на своём месте. В траверзных аппаратах торпеды перезаряжались сверху, поскольку иной способ заряжания был невозможен из-за недостатка места.
Для выдачи целеуказания и данных стрельбы всему мощному артиллерийскому и торпедному вооружению линкора на нём имелось в дополнение к четырём 8-метровым (база 8200 мм) дальномерам в башнях главного калибра ещё пять 3-метровых дальномеров — один на контрольно-дальномерном посту на фор-марсе, один на крыше выгородки старшего артиллериста в носовой боевой рубке, один на крыше кормовой боевой рубки, и по одному — на каждом борту на полубаке, дополнительно обслуживавших 150мм орудия каждого борта. В 1918 гг. в тыльной части крыши «Бадена» был установлен 3-метровый дальномер.
Все дальномеры были стереоскопическими оптико-механическими системами фирмы «Цейсе» и отличались техническим совершенством, исключительной точностью измерения и традиционной немецкой надежностью. По признанию самих британских специалистов, имевших впоследствии возможность подробно изучить всю контрольно-дальномерную систему «Бадена», эти дальномеры имели превосходство над аналогичными британскими образцами фирмы «Барр энд Струд», и выдавали данные намного точнее, что не раз подтверждалось большей эффективностью огня германских дредноутов в бою. Система управления огнём была в целом намного более простой, чем соответствующая британская, и благодаря хорошо продуманным методам пристрелки отличалась лучшими результатами.
Совершенствование приборной базы устройств управления огнём продолжалось в течение всего периода службы обоих линкоров. Уже после вступления «Байерна» в строй на нём (а также на двух его собратьях по III эскадре — «Гроссер Курфюрсте» и «Кронпринце») в дополнение к существующим прицелам 15" орудий были установлены прицелы, совмещенные с качающейся частью последних; ось их находилась на оси цапф. «Баден» (как и до этого «Лютцов» и, позднее, «Гинденбург») уже при вступлении корабля в строй был оборудован устройством компенсации начальной скорости 15" снарядов. Прибор действовал по принципу введения поправки к углу вертикального наведения на износ орудия после каждого выстрела.
Сверхдредноуты класса «Байерн», проект которых следовал компоновке, определённой за год до этого проектом линейного крейсера «Дерфлингер», стали теми линейными кораблями кайзеровского флота, состав и расположение главного и вспомогательного вооружения которых, после многих серий дредноутов с гексагональным или линейно-эшелонным расположением башен, обрёл, наконец, классическую форму. Восемь тяжёлых орудий, установленных попарно в четырёх башнях в оконечностях корабля, обеспечивали наилучшее (два по четыре) разделение залпов при ведении огня в сочетании с требуемым темпом стрельбы, а также наиболее оптимально отвечали задаче контроля огня. Возвышенное расположение средних установок обеспечивало сильный продольный огонь и экономию длины корабля. Спорным (а как оказалось впоследствии, просто опасным) стало решение о насыщении этих и без того сверхмощных в артиллерийском отношении кораблей ещё и сильнейшим торпедным вооружением. Отказ от него позволял повысить неуязвимость новых линкоров, и без того немалую, до высочайшего уровня, однако подобное прогрессивное решение на стадии проекта было невозможным на фоне быстрого совершенствования торпедного оружия и существовавших в то время во всех флотах взглядов на его использование в дневном эскадренном бою.