Прожектора

 

В состав боевых средств линкора, как и всех вообще кайзеровских дредноутов, входи­ла и мощная система боевого освещения. Она являлась основной частью тщательно про­думанной организации ведения боя главных сил в ночное время, в состав которой также входили и такие меры, как осветительные снаряды и великолепно разработанная систе­ма ночных опознавательных огней. Прожекторное оснащение «Байерна», как и предше­ствующего «Кёнига», включало восемь 110-сантиметровых 120-амперных прожекторов. Как и у предшественников, они группировались по четыре в два яруса на площадках фок-мачты и на специальной прожекторной платформе позади второй дымовой трубы. Прожектора располагались так, что шестью из них линкор мог перекрывать значитель­ные сектора вдоль борта, а четырьмя — дотянуться в любую точку горизонта. Все они оборудовались дистанционными приводами и могли управляться как с постов на носо­вом и кормовом мостиках, так и из-под броневых прикрытий. Для того, чтобы уберечь чувствительные прожектора, расположенные на открытых позициях, от уничтожения в дневном бою, их заблаговременно предполагалось опускать вниз под броню с помощью четырёх специальных шлюпбалок, каждая из которых последовательно обслуживала по два прожектора.

Тактика использования прожекторов в ночном бою заключалась в том, что первона­чально их жалюзи плотно закрывались, и только тонкий луч света блуждал по тёмной по­верхности моря в поисках противника. Как только последний был обнаружен, жалюзи раздвигались, и ослепительные снопы огня изо всех прожекторов упирались во вражес­кий корабль, а спустя несколько мгновений на него обрушивался залп тяжёлых орудий...

Помимо восьми боевых прожекторов на «Байерне» имелся аварийный прожектор (на площадке фок-мачты под боевым марсом), а также два небольших сигнальных прожекто­ра на ходовом мостике.