Системы

 

Водоотливная система на «Байерне» выполнялась по групповому типу, согласно кото­рому все водоотливные средства линкора были разбиты на пять автономных групп, скон­центрированных в наиболее ответственных отсеках. Соединение водоотливных средств каждой автономной группы осуществлялось при помощи трубопроводов сравнительно незначительной длины, которые располагались преимущественно поперек корабля. Со­гласно первоначальному проекту все водоотливные группы были совершенно автоном­ны. После введения «Байерна» и «Бадена» в строй носовая и кормовая группы на них по­лучили ответвления в соответствующие оконечности для приёма воды из отделений, не имеющих водоотливных средств. В качестве последних использовались циркуляционные насосы главных и вспомогательных холодильников, а также мощные водоотливные насо­сы. Диметр магистральных водоотливных трубопроводов составлял 350 мм. Был предус­мотрен также отдельный вспомогательный водоотливный трубопровод диаметром 140 мм для откачки из междудонного пространства (кроме нефтяных и водяных цистерн), из некоторых трюмных отсеков в носу и в корме, а также из помещений над броневой палу­бой в оконечностях корабля. Этот трубопровод проходил по всей длине корпуса и присо­единялся к трюмно-пожарным насосам. Помимо этого имелся водоотливный трубопро­вод диаметром 120 мм, присоединённый к трюмно-пожарным насосам и служащий для откачки из машинных отделений, из туннелей гребных валов и из помещений некоторых вспомогательных механизмов в корме. Для перепуска воды из отделений и отсеков, не имеющих водоотливных средств, в отделения, где они были установлены, применялась система перепускных и спускных клапанов. Для откачки воды из котельных отделений, оснащенных универсальными котлами, могли использоваться также мусорные эжекторы. Аварийные водоотливные средства включали четыре переносные электронасоса и че­тыре переносные ручные помпы для откачки из малодоступных пространств (например карманов, образуемых скосами броневой палубы).

 

Сравнительная производительность (водоотливная способность) насосов для линкоров «Байерн» и «Ройал Соверен»

Тип главной водоотливной системы

Главные водоотливные помпы

Производительность, м3/час

 

Тип

Число

На помпу

На группу

                                                                                     «Байерн»

Групповая система с 5 группами помп (помимо указанных еще 5 вспомогательных помп с общей часовой производительностью 366 т)

Помпы главных холодильников  

Помпы вспомогательных холодильников

Аварийные помпы

3

2

6

1200

900

900

3600

1800

5400

 

Всего

 

«Ройал Соверен»

 

 

10800

Системы отдельных помп (помимо указанных еще 14 вспомогательных помп с общей часовой производительностью 875 т )

Помпы главных холодильников

Помпы вспомогательных холодильников

Аварийные помпы

Паровые эжекторы

4

2

3

7

1500

300

500

200

6000

600

1500

1400

                                                                                       Всего                                                                                                                   9500

Примечание : В качестве главных водоотливных насосов учтены только помпы с часовой производительностью выше 100 м3.

 

Система затопления на «Байерне», первом из германских линкоров, была предусмотре­на по принципу использования широких днищевых кингстонов диаметром 533 мм. Прин­цип её действия основывался на заполнении бортовых отсеков и отсеков в оконечностях корабля посредством днищевых кингстонов. Они располагались следующим образом: де­сять кингстонов в средней части корпуса для затопления бортовых отсеков и угольных ям, по одному в носу и в корме для затопления погребов и смежных отсеков в трюме и на плат­форме, один в носу и два в корме для выравнивания крена. Кингстоны затопления приво­дились в действие посредством гидропривода от магистрали, расположенной на нижней палубе; управление ими осуществлялось из центрального поста, но в случае необходимос­ти кингстоны могли быть открыты вручную. Преимущество системы с днищевыми кинг­стонами, применённой на «байернах», заключалось в возможности быстрого затопления бортовых отсеков, расположенных ниже ватерлинии и, следовательно, в ускорении спрям­ления крена. Её недостатком является наличие большого количества отверстий в корпусе корабля и перепускных клинкетов в продольных и поперечных водонепроницаемых пере­борках, что безусловно могло сказаться отрицательно на живучести корабля. 38 Согласно расчётам, результаты которых были зафиксированы в инструкциях по борьбе за живу­честь, посредством этих устройств линкору мог быть придан крен 5° за 15 минут.39

Для аварийного затопления погребов носовой и кормовой групп 15" башен на «Байер­не» имелись две независимые друг от друга установки. Кормовая группа служила для затоп­ления погребов, расположенных в кормовой и средней части корабля. Для обеспечения её водой служили два аварийных насоса производительностью по 900 т/час и два циркуляци­онных насоса вспомогательных холодильников также по 900 т/час, так что общая произво­дительность средств затопления определялась в 3600 т/час. Для одновременного затопления всех погребов кормовой группы требовалась работа по меньшей мере двух насосов на пол­ную производительность. Носовая группа погребов имела водопровод затопления при ди­аметре труб 300-430 мм и обслуживалась четырьмя аварийными насосами общей произво­дительностью также около 3600 т/час. Для осушения погребов трубы затопления имели со­единительные патрубки с приёмными трубами соответствующих аварийных насосов. Сис­тем обеспечивала затопление погреба до верхних кромок стеллажей за 4-5 минут.40

Для затопления погребов боеприпасов во время пребывания в сухом доке предусмот­рены устройства, позволяющие перед докованием принимать в смежные с погребами от­секи около 400 т воды. Эта мера предусматривалась с тем, чтобы в случае возникновения необходимости подавать её насосами в угрожаемые помещения.

Пожарная система корабля состояла из главной пожарной магистрали диаметром 140 мм в средней части и 120 и 70 мм в оконечностях. Разобщительные клапаны разде­ляли её на четыре секции, присоединенные каждая к паровому трюмно-пожарному на­сосу. Рабочее давление системы составляло 6 атм. К пожарной магистрали примыкали стояки, подающие воду в вышележащие помещения, причём на каждом из них был пре­дусмотрен стопорный кран под броневой палубой. Погреба боезапаса оснащались так­же огнетушителями. Для питания пожарной системы имелись три паровых насоса, каж­дый производительностью по 75 т/час. Один из них находился в левом бортовом носо­вом котельном отделении, другой в среднем миделевом, третий в среднем кормовом. Последние два, располагавшиеся в отделениях с универсальными котлами, обслужива­ли также зольные эжекторы и могли быть использованы для охлаждения колосников. Помимо них, имелся четвёртый насос (мощностью 36 т/час), в среднем кормовом ма­шинном отделении.

Вентиляция линкора выполнялась по трём схемам. Искусственная подача воздуха и ес­тественная вытяжка предусматривались для вентиляции жилых помещений, помещений на броневой палубе, погребов боезапаса, торпедных отделений, туннеля среднего гребно­го вала и коридоров трубопроводов. Естественная приточная и искусственная вытяжная вентиляция предусматривалась для умывальных, гальюнов, камбузов, сушилен, угольных ям, казематов 150мм орудий, туннелей бортовых гребных валов и такелажных кладовых. Искусственная приточная и вытяжная вентиляция применялась в отсеках вспомогатель­ных механизмов, нижней боевой рубке, трансляционной станции, лазарете и жилых поме­щениях на средней и нижней палубах.

В носу корабля, до первой башни, вентиляционные трубы выполнялись водонепрони­цаемыми до полубака, в средней и кормовой части они были непроницаемы только до верхней палубы. Для вентиляции междудонных и бортовых отсеков применялись пере­носные вентиляторы.

Система охлаждения (рефрижерации) предназначалась для обслуживания погребов боезапаса и провизионных кладовых. Для этого на «Байерне» имелись две одинаковых рефрижераторных установки, по одной в носу и в корме, причем носовая установка обо­рудовалась также и для производства льда, поэтому холодильная камера и склад льда располагались в носу. Каждая установка состояла из одноцилиндрового компрессора, центробежного насоса, рассольного насоса (все с приводом от шунтовых электродвигате­лей), двух конденсаторов и двух охладителей рассола. Из каждой установки рассол посту­пал в кольцевую рассольную магистраль. При работе машин на полную мощность, при температуре воды за бортом 30°С и при температуре воздуха 35°С каждая из установок могла поддерживать в погребах температуру, не превышающую 30°С, вырабатывать по 7 кг льда в час и поддерживать в холодильных камерах температуру 4°С.