Системы
Водоотливная система на «Байерне» выполнялась по групповому типу, согласно которому все водоотливные средства линкора были разбиты на пять автономных групп, сконцентрированных в наиболее ответственных отсеках. Соединение водоотливных средств каждой автономной группы осуществлялось при помощи трубопроводов сравнительно незначительной длины, которые располагались преимущественно поперек корабля. Согласно первоначальному проекту все водоотливные группы были совершенно автономны. После введения «Байерна» и «Бадена» в строй носовая и кормовая группы на них получили ответвления в соответствующие оконечности для приёма воды из отделений, не имеющих водоотливных средств. В качестве последних использовались циркуляционные насосы главных и вспомогательных холодильников, а также мощные водоотливные насосы. Диметр магистральных водоотливных трубопроводов составлял 350 мм. Был предусмотрен также отдельный вспомогательный водоотливный трубопровод диаметром 140 мм для откачки из междудонного пространства (кроме нефтяных и водяных цистерн), из некоторых трюмных отсеков в носу и в корме, а также из помещений над броневой палубой в оконечностях корабля. Этот трубопровод проходил по всей длине корпуса и присоединялся к трюмно-пожарным насосам. Помимо этого имелся водоотливный трубопровод диаметром 120 мм, присоединённый к трюмно-пожарным насосам и служащий для откачки из машинных отделений, из туннелей гребных валов и из помещений некоторых вспомогательных механизмов в корме. Для перепуска воды из отделений и отсеков, не имеющих водоотливных средств, в отделения, где они были установлены, применялась система перепускных и спускных клапанов. Для откачки воды из котельных отделений, оснащенных универсальными котлами, могли использоваться также мусорные эжекторы. Аварийные водоотливные средства включали четыре переносные электронасоса и четыре переносные ручные помпы для откачки из малодоступных пространств (например карманов, образуемых скосами броневой палубы).
Сравнительная производительность (водоотливная способность) насосов для линкоров «Байерн» и «Ройал Соверен»
Тип главной водоотливной системы |
Главные водоотливные помпы |
Производительность, м3/час |
||
|
Тип |
Число |
На помпу |
На группу |
«Байерн» |
||||
Групповая система с 5 группами помп (помимо указанных еще 5 вспомогательных помп с общей часовой производительностью 366 т) |
Помпы главных холодильников Помпы вспомогательных холодильников Аварийные помпы |
3 2 6 |
1200 900 900 |
3600 1800 5400 |
|
Всего
«Ройал Соверен» |
|
|
10800 |
Системы отдельных помп (помимо указанных еще 14 вспомогательных помп с общей часовой производительностью 875 т ) |
Помпы главных холодильников Помпы вспомогательных холодильников Аварийные помпы Паровые эжекторы |
4 2 3 7 |
1500 300 500 200 |
6000 600 1500 1400 |
Всего 9500
Примечание : В качестве главных водоотливных насосов учтены только помпы с часовой производительностью выше 100 м3.
Система затопления на «Байерне», первом из германских линкоров, была предусмотрена по принципу использования широких днищевых кингстонов диаметром 533 мм. Принцип её действия основывался на заполнении бортовых отсеков и отсеков в оконечностях корабля посредством днищевых кингстонов. Они располагались следующим образом: десять кингстонов в средней части корпуса для затопления бортовых отсеков и угольных ям, по одному в носу и в корме для затопления погребов и смежных отсеков в трюме и на платформе, один в носу и два в корме для выравнивания крена. Кингстоны затопления приводились в действие посредством гидропривода от магистрали, расположенной на нижней палубе; управление ими осуществлялось из центрального поста, но в случае необходимости кингстоны могли быть открыты вручную. Преимущество системы с днищевыми кингстонами, применённой на «байернах», заключалось в возможности быстрого затопления бортовых отсеков, расположенных ниже ватерлинии и, следовательно, в ускорении спрямления крена. Её недостатком является наличие большого количества отверстий в корпусе корабля и перепускных клинкетов в продольных и поперечных водонепроницаемых переборках, что безусловно могло сказаться отрицательно на живучести корабля. 38 Согласно расчётам, результаты которых были зафиксированы в инструкциях по борьбе за живучесть, посредством этих устройств линкору мог быть придан крен 5° за 15 минут.39
Для аварийного затопления погребов носовой и кормовой групп 15" башен на «Байерне» имелись две независимые друг от друга установки. Кормовая группа служила для затопления погребов, расположенных в кормовой и средней части корабля. Для обеспечения её водой служили два аварийных насоса производительностью по 900 т/час и два циркуляционных насоса вспомогательных холодильников также по 900 т/час, так что общая производительность средств затопления определялась в 3600 т/час. Для одновременного затопления всех погребов кормовой группы требовалась работа по меньшей мере двух насосов на полную производительность. Носовая группа погребов имела водопровод затопления при диаметре труб 300-430 мм и обслуживалась четырьмя аварийными насосами общей производительностью также около 3600 т/час. Для осушения погребов трубы затопления имели соединительные патрубки с приёмными трубами соответствующих аварийных насосов. Систем обеспечивала затопление погреба до верхних кромок стеллажей за 4-5 минут.40
Для затопления погребов боеприпасов во время пребывания в сухом доке предусмотрены устройства, позволяющие перед докованием принимать в смежные с погребами отсеки около 400 т воды. Эта мера предусматривалась с тем, чтобы в случае возникновения необходимости подавать её насосами в угрожаемые помещения.
Пожарная система корабля состояла из главной пожарной магистрали диаметром 140 мм в средней части и 120 и 70 мм в оконечностях. Разобщительные клапаны разделяли её на четыре секции, присоединенные каждая к паровому трюмно-пожарному насосу. Рабочее давление системы составляло 6 атм. К пожарной магистрали примыкали стояки, подающие воду в вышележащие помещения, причём на каждом из них был предусмотрен стопорный кран под броневой палубой. Погреба боезапаса оснащались также огнетушителями. Для питания пожарной системы имелись три паровых насоса, каждый производительностью по 75 т/час. Один из них находился в левом бортовом носовом котельном отделении, другой в среднем миделевом, третий в среднем кормовом. Последние два, располагавшиеся в отделениях с универсальными котлами, обслуживали также зольные эжекторы и могли быть использованы для охлаждения колосников. Помимо них, имелся четвёртый насос (мощностью 36 т/час), в среднем кормовом машинном отделении.
Вентиляция линкора выполнялась по трём схемам. Искусственная подача воздуха и естественная вытяжка предусматривались для вентиляции жилых помещений, помещений на броневой палубе, погребов боезапаса, торпедных отделений, туннеля среднего гребного вала и коридоров трубопроводов. Естественная приточная и искусственная вытяжная вентиляция предусматривалась для умывальных, гальюнов, камбузов, сушилен, угольных ям, казематов 150мм орудий, туннелей бортовых гребных валов и такелажных кладовых. Искусственная приточная и вытяжная вентиляция применялась в отсеках вспомогательных механизмов, нижней боевой рубке, трансляционной станции, лазарете и жилых помещениях на средней и нижней палубах.
В носу корабля, до первой башни, вентиляционные трубы выполнялись водонепроницаемыми до полубака, в средней и кормовой части они были непроницаемы только до верхней палубы. Для вентиляции междудонных и бортовых отсеков применялись переносные вентиляторы.
Система охлаждения (рефрижерации) предназначалась для обслуживания погребов боезапаса и провизионных кладовых. Для этого на «Байерне» имелись две одинаковых рефрижераторных установки, по одной в носу и в корме, причем носовая установка оборудовалась также и для производства льда, поэтому холодильная камера и склад льда располагались в носу. Каждая установка состояла из одноцилиндрового компрессора, центробежного насоса, рассольного насоса (все с приводом от шунтовых электродвигателей), двух конденсаторов и двух охладителей рассола. Из каждой установки рассол поступал в кольцевую рассольную магистраль. При работе машин на полную мощность, при температуре воды за бортом 30°С и при температуре воздуха 35°С каждая из установок могла поддерживать в погребах температуру, не превышающую 30°С, вырабатывать по 7 кг льда в час и поддерживать в холодильных камерах температуру 4°С.