Рангоут

 

Компоновка главной артиллерии «Байерна» оказала определяющее влияние на тип его рангоута. Расстояние между фок- и грот-мачтами нового линкора, в случае оснаще­ния ими корабля по традиционной схеме, могло составлять в лучшем случае около 30 м. При состоянии развития радиотехники начала 10-х гг, XX столетия этого было совершен­но недостаточно, поскольку длина антенны, а значит и расстояние между мачтами, где она растягивалась, определялась длиной радиоволн, на которых работали тогдашние ко­рабельные радиостанции дальнего действия. Поэтому на новых линкорах было решено обойтись единственной мачтой в носовой части корабля (фок-мачтой), придав ей при этом такую высоту, чтобы длинный провод антенны простирался до самой дальней точ­ки кормы, а другой, более короткий, подвешивался к дополнительной заваливаемой или телескопической мачте непосредственно за четвертой башней. От этого курьёзного техни­ческого решения впоследствии удалось отказаться, благодаря дальнейшему прогрессу ра­диотехники, ещё до вступления кораблей в строй.45

На общую конструкцию мачты оказало решающее влияние следующее обстоятельст­во. Ко времени проектирования «Байерна» на тяжёлых артиллерийских кораблях вероят­ного противника — британских линкорах и линейных крейсерах — уже начался процесс повсеместного перехода к системе централизованного управления огнём, которое осуще­ствлялось с фор-марса под контролем корректировочного расчёта, возглавляемого стар­шим артиллерийским офицером. Для надёжного восприятия возросшей нагрузки от про­сторных марсов, где помещались корректировщики вместе с громоздким оптико-механи­ческим оборудованием, британские дредноуты оснащались устойчивыми трёхногими мачтами. Ко времени прихода в кайзеровский флот идеи сверхдредноута германские мор­ские артиллеристы также начали склоняться к необходимости подобного нововведения. Поэтому при разработке артиллерийской части «байернов» на них было решено устано­вить на фор-марсе, где первоначально планировался, как и прежде, лишь вспомогатель­ный наблюдательный пост, ещё один (третий) пункт управления огнём (два первых рас­полагались в носовой и кормовой боевых рубках). Управление огнём должно было пере­даваться на марс, если наблюдение из других постов управления оказывалось затруднено или если возникала ситуация, при которой подобная мера могла быть сочтена уместной (пожар на мостике, сильное задымление и т.п.).

Пост на фор-марсе представлял собой закрытое со всех сторон помещение высотой 2 м, со смотровыми щелями, оборудованное четырьмя указателями направления и дально­мером с базой 2,8 м, который мог делать полный оборот. Пост защищался бронёй толщи­ной 25 мм, оснащался системой электроподогрева и имел, таким образом, достаточно со­лидную конструкцию. Для того чтобы обеспечить устойчивость этого третьего поста уп­равления огнём и противодействовать возможным вибрационным воздействиям на пол­ном ходу корабля на размещённые в нём точные приборы, требовалось существенно уве­личить устойчивость фок-мачты. Первоначально предполагалось перейти на сверхдред­ноутах к цилиндрической мачте-колонне, которую впоследствии получили взамен преж­них мачт шестового типа все четыре «кёнига», а также два корабля класса «Кайзер» — го­ловной линкор и «Фридрих дер Гроссе» (на кораблях обоих этих классов просто не оста­валось места для мачты иного типа). Высказывались даже предложения об установке на новых линкорах решётчатых мачт по американскому образцу. Однако в итоге решение было принято в пользу трехногой мачты — сказался опыт «Блюхера», получившего в по­рядке эксперимента мачту этого типа уже после вступления его в строй.

«Байерн» и «Баден» стали первыми германскими боевыми кораблями, которые с само­го начала были оснащены трёхногими мачтами. На расположенном под постом управле­ния огнём салинге имелась открытая площадка. В 1917 г. её оборудовали как наблюда­тельно-корректировочный пост использования линкором его торпедного оружия: пло­щадка салинга была закрыта со всех сторон и снабжена смотровыми щелями. Пост на фор-марсе стал, таким образом, двухэтажным, однако его возросший вес остался в допустимых пределах. Помимо этого, трёхногая мачта несла большое число различных консолей, мос­тиков и площадок, на которых размещались прожектора, привода их дистанционного уп­равления, компасы и тумбы для переносных приборов — дальномеров, визиров и т.п.

В результате с учётом заваливающейся стеньги (эта мера считалась необходимой для всех крупных единиц германского флота, вследствие ограничений по высоте для прохода под мостами при следовании Кильским каналом) и складывающейся брам-стеньги дли­ной 4,20 м мачта имела полную высоту — от конструктивной ватерлинии до клотика — равную 66,02 м. Согласно документам верфи «Ф. Шихау», где строился «Баден», её пара­метры были следующими.

 

Основные размерные характеристики фок-мачты

Диаметр мачты, мм                                                                                     900

Диаметр опорных ног, мм                                                                          800

Высота над ватерлинией до места крепления флага, м                        66,02

Высота над ватерлинией до антенного рея, м                                       60,00

Высота над ватерлинией до верхнего края мачты, м                            35,00

Высота над ватерлинией до салинга, м                                                  32,00

 

Поскольку трёхногая мачта была включена в проект уже после того, как определилась общая компоновка корабля, передняя дымовая труба теперь должна была быть сдвинута на 4,20 м в корму. Эта мера преследовала цель улучшения защиты корректировочного расчёта на марсе от дыма из труб и последствий его воздействия — ухудшения видимос­ти для наблюдения. Перестановка трубы была произведена без особых затруднений, хо­тя обе носовые группы котельных отделений, которые она обслуживала, располагались достаточно далеко впереди и теперь потребовалось придать их общему дымоходу более отлогую форму.

Для проводки антенн и оптических средств связи (ходовых шаров и рулевых конусов) в качестве замены грот-мачты по обоим сторонам верхнего кормового прожекторного мостика были установлены наклонные под углом 40° от диаметральной плоскости крас­пицы длиной по 7,5 м. На нижнем прожекторном мостике, в диаметральной плоскости, крепился степс гафеля для флага (примечательно, что этот гафель имелся только на «Байерне»). В целом всё это устройство весьма неудовлетворительно проявило себя на прак­тике, поэтому в 1917 г. на обоих кораблях непосредственно за кормовой прожекторной группой установили лёгкую грот-мачту шестового типа. Её высота составляла от уровня палубы надстройки 31 м, гафель для флага располагался на ней теперь на значительной высоте, причём на «Байерне» сохранились обе прежние краспицы для конусов.

Надстройки и мостики в целом соответствовали по конструкции и размерам традици­онным нормам германских дредноутов того времени. Существенное отличие было прису­ще только «Бадену»: на нём изначально был установлен закрытый адмиральский мостик с окнами впереди. Выше него располагался комплекс приводов дистанционного управле­ния прожекторами (в германском флоте он носил название «пост управления ночной стрельбой»). Поводом для критики со стороны действующего флота с самого начала бы­ло неудачное расположение ходового мостика в качестве поста управления мирного вре­мени, к которому в этом же уровне примыкала сзади носовая боевая рубка. Высота мос­тика оказалась слишком малой и обзор прямо по курсу из-за второй (возвышенной) баш­ни оказался ограничен. Этот недостаток удалось отчасти компенсировать тем, что после испытательных плаваний ходовой мостик был поднят примерно на метр выше.

По обеим сторонам ходового мостика располагались 7-метровые консоли поперечно­го мостика. Они оказались особенно полезными при постановке и снятия с якоря в гава­ни. После завершения работ их поворачивали назад и принайтовывали параллельно хо­довому мостику.