Рангоут
Компоновка главной артиллерии «Байерна» оказала определяющее влияние на тип его рангоута. Расстояние между фок- и грот-мачтами нового линкора, в случае оснащения ими корабля по традиционной схеме, могло составлять в лучшем случае около 30 м. При состоянии развития радиотехники начала 10-х гг, XX столетия этого было совершенно недостаточно, поскольку длина антенны, а значит и расстояние между мачтами, где она растягивалась, определялась длиной радиоволн, на которых работали тогдашние корабельные радиостанции дальнего действия. Поэтому на новых линкорах было решено обойтись единственной мачтой в носовой части корабля (фок-мачтой), придав ей при этом такую высоту, чтобы длинный провод антенны простирался до самой дальней точки кормы, а другой, более короткий, подвешивался к дополнительной заваливаемой или телескопической мачте непосредственно за четвертой башней. От этого курьёзного технического решения впоследствии удалось отказаться, благодаря дальнейшему прогрессу радиотехники, ещё до вступления кораблей в строй.45
На общую конструкцию мачты оказало решающее влияние следующее обстоятельство. Ко времени проектирования «Байерна» на тяжёлых артиллерийских кораблях вероятного противника — британских линкорах и линейных крейсерах — уже начался процесс повсеместного перехода к системе централизованного управления огнём, которое осуществлялось с фор-марса под контролем корректировочного расчёта, возглавляемого старшим артиллерийским офицером. Для надёжного восприятия возросшей нагрузки от просторных марсов, где помещались корректировщики вместе с громоздким оптико-механическим оборудованием, британские дредноуты оснащались устойчивыми трёхногими мачтами. Ко времени прихода в кайзеровский флот идеи сверхдредноута германские морские артиллеристы также начали склоняться к необходимости подобного нововведения. Поэтому при разработке артиллерийской части «байернов» на них было решено установить на фор-марсе, где первоначально планировался, как и прежде, лишь вспомогательный наблюдательный пост, ещё один (третий) пункт управления огнём (два первых располагались в носовой и кормовой боевых рубках). Управление огнём должно было передаваться на марс, если наблюдение из других постов управления оказывалось затруднено или если возникала ситуация, при которой подобная мера могла быть сочтена уместной (пожар на мостике, сильное задымление и т.п.).
Пост на фор-марсе представлял собой закрытое со всех сторон помещение высотой 2 м, со смотровыми щелями, оборудованное четырьмя указателями направления и дальномером с базой 2,8 м, который мог делать полный оборот. Пост защищался бронёй толщиной 25 мм, оснащался системой электроподогрева и имел, таким образом, достаточно солидную конструкцию. Для того чтобы обеспечить устойчивость этого третьего поста управления огнём и противодействовать возможным вибрационным воздействиям на полном ходу корабля на размещённые в нём точные приборы, требовалось существенно увеличить устойчивость фок-мачты. Первоначально предполагалось перейти на сверхдредноутах к цилиндрической мачте-колонне, которую впоследствии получили взамен прежних мачт шестового типа все четыре «кёнига», а также два корабля класса «Кайзер» — головной линкор и «Фридрих дер Гроссе» (на кораблях обоих этих классов просто не оставалось места для мачты иного типа). Высказывались даже предложения об установке на новых линкорах решётчатых мачт по американскому образцу. Однако в итоге решение было принято в пользу трехногой мачты — сказался опыт «Блюхера», получившего в порядке эксперимента мачту этого типа уже после вступления его в строй.
«Байерн» и «Баден» стали первыми германскими боевыми кораблями, которые с самого начала были оснащены трёхногими мачтами. На расположенном под постом управления огнём салинге имелась открытая площадка. В 1917 г. её оборудовали как наблюдательно-корректировочный пост использования линкором его торпедного оружия: площадка салинга была закрыта со всех сторон и снабжена смотровыми щелями. Пост на фор-марсе стал, таким образом, двухэтажным, однако его возросший вес остался в допустимых пределах. Помимо этого, трёхногая мачта несла большое число различных консолей, мостиков и площадок, на которых размещались прожектора, привода их дистанционного управления, компасы и тумбы для переносных приборов — дальномеров, визиров и т.п.
В результате с учётом заваливающейся стеньги (эта мера считалась необходимой для всех крупных единиц германского флота, вследствие ограничений по высоте для прохода под мостами при следовании Кильским каналом) и складывающейся брам-стеньги длиной 4,20 м мачта имела полную высоту — от конструктивной ватерлинии до клотика — равную 66,02 м. Согласно документам верфи «Ф. Шихау», где строился «Баден», её параметры были следующими.
Основные размерные характеристики фок-мачты
Диаметр мачты, мм 900
Диаметр опорных ног, мм 800
Высота над ватерлинией до места крепления флага, м 66,02
Высота над ватерлинией до антенного рея, м 60,00
Высота над ватерлинией до верхнего края мачты, м 35,00
Высота над ватерлинией до салинга, м 32,00
Поскольку трёхногая мачта была включена в проект уже после того, как определилась общая компоновка корабля, передняя дымовая труба теперь должна была быть сдвинута на 4,20 м в корму. Эта мера преследовала цель улучшения защиты корректировочного расчёта на марсе от дыма из труб и последствий его воздействия — ухудшения видимости для наблюдения. Перестановка трубы была произведена без особых затруднений, хотя обе носовые группы котельных отделений, которые она обслуживала, располагались достаточно далеко впереди и теперь потребовалось придать их общему дымоходу более отлогую форму.
Для проводки антенн и оптических средств связи (ходовых шаров и рулевых конусов) в качестве замены грот-мачты по обоим сторонам верхнего кормового прожекторного мостика были установлены наклонные под углом 40° от диаметральной плоскости краспицы длиной по 7,5 м. На нижнем прожекторном мостике, в диаметральной плоскости, крепился степс гафеля для флага (примечательно, что этот гафель имелся только на «Байерне»). В целом всё это устройство весьма неудовлетворительно проявило себя на практике, поэтому в 1917 г. на обоих кораблях непосредственно за кормовой прожекторной группой установили лёгкую грот-мачту шестового типа. Её высота составляла от уровня палубы надстройки 31 м, гафель для флага располагался на ней теперь на значительной высоте, причём на «Байерне» сохранились обе прежние краспицы для конусов.
Надстройки и мостики в целом соответствовали по конструкции и размерам традиционным нормам германских дредноутов того времени. Существенное отличие было присуще только «Бадену»: на нём изначально был установлен закрытый адмиральский мостик с окнами впереди. Выше него располагался комплекс приводов дистанционного управления прожекторами (в германском флоте он носил название «пост управления ночной стрельбой»). Поводом для критики со стороны действующего флота с самого начала было неудачное расположение ходового мостика в качестве поста управления мирного времени, к которому в этом же уровне примыкала сзади носовая боевая рубка. Высота мостика оказалась слишком малой и обзор прямо по курсу из-за второй (возвышенной) башни оказался ограничен. Этот недостаток удалось отчасти компенсировать тем, что после испытательных плаваний ходовой мостик был поднят примерно на метр выше.
По обеим сторонам ходового мостика располагались 7-метровые консоли поперечного мостика. Они оказались особенно полезными при постановке и снятия с якоря в гавани. После завершения работ их поворачивали назад и принайтовывали параллельно ходовому мостику.