Устройство погрузки и хранения топлива

 

Котлы «Байерна» имели угольное отопление. Помимо угля, линкор принимал ещё и не­которое количество нефти, которая использовалась на полном ходу корабля путём распы­ления её поверх горящего слоя угля на колосниках для интенсификации процесса горения.

 

Угольные ямы линкора имели полную вместимость 3560 т, в том числе:

- бортовые угольные ямы под броневой палубой — 1740 т;

- верхние угольные ямы вне продольной броневой переборки — 1020 т;

- верхние угольные ямы за продольной броневой переборкой — 800 т.

 

Погрузка угля осуществлялась традиционным для всех дредноутов того времени спо­собом — к борту корабля подгонялись угольные баржи, после чего одна часть команды, перейдя на них, начинала лопатами наполнять на баржах углём мешки, которые затем це­лыми гроздьями по 6-8 штук цепляли к крюкам тросов и поднимали посредством палуб­ных лебёдок к расположенным на полубаке и верхней палубе горловинам угольных ям, куда и опорожняли содержимое мешков. Это была изнурительная и грязная работа, но всё же матросам, работающим наверху, приходилось несравнимо легче тех, которые пе­регребали ссыпавшийся сверху уголь уже в самих ямах, старясь набить топливом все их закоулки. Когда яма набивалась под завязку, изможденных и полузадохнувшихся в ней людей вытаскивали наверх на ремнях через те самые горловины, через которые до этого уголь вперемежку с непроницаемой чёрной пылью сплошной рекой тёк в необъятные бун­кера линкора. После погрузки угля, в которой, как правило, принимал участие весь эки­паж без исключения, начинали приводить в порядок внешний вид корабля, все палубы, мостики и надстройки которого были покрыты толстым слоем блестящей чёрной пыли, и только после этого команда отправлялась мыться.

Как уже отмечалось выше, при принятии кораблем полного запаса топлива примерно 70% угля, находящегося в нижних бортовых ямах (т.е. более 1200 т) приходилось на бун­кера, расположенные на протяжении погребов боезапаса 15" башен и турбинных отделе­ний линкора. Эта мера, согласно расчётам германских инженеров, существенно повыша­ла уровень защиты этих районов корабля, но начисто исключала возможность своевре­менной подачи находящегося здесь угля к топкам котлов без его очередной промежуточ­ной трудоемкой и длительной перегрузки в бункера у котельных отделений.

Питание котлов линкора углем осуществлялось в первую очередь из верхних бортовых ям (ограниченных сверху средней палубой, снизу скосом нижней, а с боков — наружным бортом и продольной переборкой) и бункеров, расположенных за продольной перебор­кой на нижней и средней палубах. По мере расходования угля в них дополнительное топ­ливо перемещалось по специально оборудованному подвесному монорельсовому пути в район бункеров у котельных отделений. Для этого в поперечных переборках на пути его движения были предусмотрены водонепроницаемые ставни.

Подача угля из бортовых угольных ям, расположенных ниже скоса броневой палубы, была очень затруднительна. Содержащийся в них уголь принимался главным образом для целей защиты, поскольку в период создания проекта «Байерна» угольному наполне­нию ещё придавали большое защитное значение.

Нефтяные цистерны линкора принимали 620 т нефти. Жидкое топливо размещалось в отсеках двойного дна. Нефтяные бункера снабжались змеевиками для обогрева, по кото­рым пропускался пар под давлением около 2 атм. Для приёма нефти на верхней палубе имелись два главных приёмных патрубка (по одному с каждого борта), а также, рядом с ними, по вентилю для присоединения шлангов подачи пара на случай необходимости обогрева цистерн лихтера. Два запасных патрубка приёма нефти располагались на сред­ней палубе.