«Байерн» и «Баден»

 

Бюджетом 1913г. — он был обсуждён в 1912 г. и принят в начале 1913г. — выделялись средства на два «линейных корабля 1913 г.», а именно строящегося вновь корабля «Т» и замены линейного корабля «Вёрт» — «эрзац-Вёрт». Согласно Закону о флоте вновь закла­дываемые корабли германского флота из внутриполитических — в основном бюджетных — соображений разделялись на строящиеся взамен выводимых из состава флота (они ус­ловно назывались по имени исключаемого из списка флота корабля с добавлением слова "ersatz", т.е. «замена») и строящиеся вновь для доведения числа кораблей данного класса до цифр, принятых в Законе (они условно именовались очередными буквами алфавита).

30 сентября 1912г. кайзер подписал приказ на постройку линкоров «Т» и «эрзац-Вёрт» и 20 декабря были объявлены торги на подряд. Предложения верфей поступили в начале марта следующего, 1913 г. Компания «Фридрих Шихау» из Данцига бралась построить один корабль за 36 месяцев и просила за работу 17,27 млн. марок (условия подряда ого­варивали только изготовление корпуса с механизмами, в то время как вооружение и бро­ню поставляло Морское министерство). Гамбургские предприятия «Вулкан» и «Блом унд Фосс», кильская «Ховальдсверке» и «Везер» из Бремена согласованно запросили по 20,6 млн. В итоге подряд на «эрзац-Вёрт» (будущий «Баден») достался «Шихау», а в отноше­нии заказа на линкор «Т» развернулась изнурительная борьба между Морским министер­ством с одной стороны и стачкой подрядчиков с другой, в ноябре 1912 г. составивших картель о согласованном ценообразовании на кораблестроительную продукцию.

Этот несвойственный для более раннего германского линкоростроения оборот дела нуждается в некотором пояснении. Уже начиная с 1909 г., благодаря усилиям Тирпица от­носительно всемерного снижения расходов на новое судостроение, экономическая ситуа­ция для германских верфей вошла в фазу стагнации. Между тем стоимость сырья и рабо­чей силы продолжала неуклонно повышаться, что рано или поздно грозило подорвать ос­новы рентабельности судостроительного процесса. Положение усугублялось конкурент­ной борьбой между самими компаниями за заказы флота и необходимостью постоянной модернизации их станочного парка, вызванной быстрым совершенствованием техники судостроения. Постройка боевых кораблей рисковала превратиться в бесприбыльное де­ло и германские банки, кредитующие судостроительную промышленность, были вынуж­дены действовать. Поэтому в конце 1912 г., ввиду ожидаемой новой программы строи­тельства линкоров, между четырьмя вышеуказанными компаниями было составлено уст­ное соглашение о ценах подряда и очерёдности участия в строительстве. «Шихау» укло­нилась от участия в стачке и продолжала действовать на свой страх и риск.

Тирпиц, заручившись поддержкой бюджетной комиссии Рейхстага, вознамерился же­лезной рукой вернуть подрядчиков к своим условиям, не понимая, что те пытались только выйти из грозившей многими бедами ситуации, создавшейся во многом благодаря его собственным действиям. Был пущен слух, что заказ на линкор «Т» передаётся государст­венной верфи. Это, в сочетании с другими мерами давления, дало результат: кильская «Ховальдсверке», находившаяся в более бедственном положении, чем её собратья по сго­вору, дрогнула первой — оказавшись без новых заказов и близкая к банкротству, она на­рушила условия картеля и согласилась работать на условиях Морского министерства. И всё же, возможно, в качестве своеобразной платы за уступчивость, стоимость заказа ей была существенно увеличена — до 19,65 млн. марок, что превышало цену «Шихау» поч­ти на 2,4 млн. Интересно, что остальные участники договора посчитали такой оборот де­ла своей победой — 29 июня 1913г. появился устав «Германского объединения верфей», куда вошла также «Крупп-Германия верфь» и около десятка более мелких предприятий, специализировавшихся на гражданском судостроении.

Бросается в глаза необычно большой промежуток времени между выдачей заказа на постройку и закладкой кораблей. Это вызвало в свое время гнев кайзера Вильгельма II, замечание которого на полях одного из отданных им в 1916г. распоряжений свидетель­ствует о малом прогрессе в постройке тяжёлых артиллерийских кораблей ходе войны: «Это происходит из-за слишком долгой постройки [Bauerei можно перевести и как «хал­турная постройка». — Авт.], главным образом из-за ненормального промежутка между заказом и закладкой! «Байерн» — с 13 апреля по 14 января! Девять месяцев !!». Значи­тельный промежуток времени от составления проекта «линкора 1913 г.» до начала пост­ройки кораблей объясняется тем, что в этот период было сконструировано, изготовлено и испытано предназначавшееся для них 15"/45 орудие «образца 1913 г.». Только убедив­шись в полном успехе новой тяжёлой артиллерийской системы, Тирпиц решился на нача­ло постройки кораблей. В отличие от германского морского министра его британский коллега первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль решил рискнуть, и британские линкоры с 15" артиллерией — класс «Куин Элизабет» — были заложены осенью-зимой 1912/1913 гг., а их постройка шла параллельно с изготовлением и испытанием предназна­чавшихся для них 15"/42 орудий. Это был большой риск, поскольку в случае неуспеха ору­дия и провала всей пятерки новых сверхдредноутов в Адмиралтействе могло полететь не­мало голов, а на политической карьере честолюбивого Черчилля был бы поставлен крест. Однако первый лорд не прогадал — на долю нового британского орудия выпал редкий успех и Королевский флот получил в начале войны дивизию самых быстроходных и мощ­ных в мире линкоров, появление которых в Ютландском бою существенно испортило ра­боту дредноутам Флота Открытого моря. С другой стороны, строившиеся «по всем пра­вилам» «байерны» опоздали к этому генеральному сражению, хотя если бы они появи­лись в нём, то, по выражению Ф.Персиваля, «просто смели бы эскадру Битти с лица зем­ли»...

Постройка «Байерна» — с момента собственно её начала — была выполнена верфью «Ховальдсверке» в исключительно короткие сроки: от закладки до окончания приемных испытаний прошло всего 26 месяцев. Несмотря на это, исполнение корпуса и машин бы­ло «хорошее и солидное», как это было отражено в акте приемки корабля. Строительст­во «Бадена» на верфи «Фридрих Шихау» в Данциге длилось дольше (что было вообще характерно для этой верфи), а именно 34 месяца. Всё же постройка линкоров, принимая во внимание тот факт, что практически всё время их строительства пришлось на период вой­ны Германии на два фронта, должна быть признана исключительно быстрой.

При выборе названий для новых сверхдредноутов удалось обойтись без культа импе­раторов и прочих венценосных особ, усердно насаждаемого в названиях германских лин­коров начиная с класса «Кайзер». Новым линкорам были присвоены имена германских земель — Баварии (на баварском диалекте — Байерн), Бадена, Саксонии и Вюртемберга. Этим сохранялись традиционные названия тяжелых броненосных кораблей германского флота после того, как за несколько лет до этого были выведены из состава морских сил четыре одноименных старых броненосца постройки 1874-1883 гг. В кайзеровском флоте новая серия линкоров, как обычно, получала название по имени первого спущенного на воду корабля — «Байерна».

 

Результаты испытаний линейного корабля «Баден» Испытания на мерной миле 9 декабря 1916 г.

Скорость,

уз

Обороты вала,

об/мин

Мощность на валу,

л. с.

Избыток давления в угольных котлах,

мм

Избыток давления в нефтяных котлах,

мм

22,301

259

52815

136,7

140,0

21,314

237

38130

57,8

85,0

19,116

208

24978

39,7

55,0

15,842

169

13130

15,7

35,0

12,451

132

6208

10,5

20,0

Водоизмещение корабля: 28500 т

Глубина моря: 34-35 м

Ветер: OSO, 3 балла

Среднее показание барометра: 745,4 мм

Осадка носом/кормой/средняя: 8,410 / 8,520 / 8,455 м

 

Испытания на мерной миле 13 декабря 1916 г.

Скорость,

уз

Обороты вала,

об/мин

Мощность на валу,

л.с.

Избыток давления в угольных котлах,

мм

Избыток давления в нефтяных котлах,

мм

(глубина моря 35 м)

22,086

261

54113

148,0

124,0

20,931

236

38574

71,4

116,7

18,250

201

22981

34,6

53,0

15,095

166

13056

20,0

25,0

11,983

131

6574

9,0

25,0

(глубина моря 25 м)

21,803

260

54746

158,3

136,7

20,661

234

38569

68,6

115,0

17,844

198

22935

28,1

52,5

14,516

163

13024

32,7

36,0

Водоизмещение корабля: 30780 т

Ветер: SSW, 6 баллов

Среднее показание барометра: 737,6 мм

Осадка носом/кормой/средняя: 9,00 / 9,02/ 9,01 м

Нагрузка нефтяных котлов рассчитана на площадь нагрева в 565 м2/час в пересчете на нефть в 10000 калорий (применявшаяся нефть имела 8856 калорий, ее удельный вес со­ставлял 1,094)

 

Двухчасовой форсированный пробег

Скорость,

уз

Обороты вала,

об/мин

Мощность на валу,

л.с.

Избыток давления в угольных котлах,

мм

Избыток давления в нефтяных колах,

мм

19,0

220

35567

65,0

123,0

Водоизмещение корабля: 28500 т

Нагрузка котлов рассчитана на 5,56 кг/м2-час в пересчете на нефть в 10000 калорий (применявшаяся нефть имела 8900 калорий)

Вакуум левый/средний/правый : 0,934 / 0,944 / 0,933

Все данные приведены на основании документов верфи «Ф.Шихау» по испытаниям линкора «Баден»

 

Шестичасовой форсированный пробег 6 января 1917 г.

Скорость, уз      Обороты вала, об/мин     Мощность на валу, л.с.      Глубина моря, м

20,371                             224                                     33457                                  35

19,755                            222                                     31493                                  25

Ветер: 5-6 баллов

Осадка до/после пробега: 9,01/8,95 м

Избыток давления: в угольных котлах 70,2 мм, в нефтяных котлах 108,4 мм

Нагрузка котлов: угольные котлы 5,21 кг/м2-час в пересчете на 10000 калорий;

нефтяные котлы: площадь отжига 245 кг/м2-час. Один фильтр котельного отделения отказал из-за плохого угля

 

Проведение ходовых испытаний ещё не полностью боеготовых новых ценных линко­ров было сопряжено с определёнными сложностями. Однако, поскольку уже имелся по­добный опыт в отношении «кёнигов», передаваемых флоту в конце 1914 — начале 1915г., для «Байерна» и «Бадена» процедура прохождения приёмно-сдаточных испытаний носи­ла отлаженный характер и не омрачилась какими-либо неожиданностями, связанными с ведением боевых действий.

На испытаниях, проходивших на полигонах флота в бухтах Экернфьорда, Гельтингера и Данцига в Балтийском море, «Байерн» продемонстрировал исключительно хорошие маневренные качества. Время, необходимое для полной остановки идущего полным хо­дом корабля, составило лишь 1 мин. 55 с. при дистанции 790 м, что составляло менее 4,5 длин корпуса. Диаметр циркуляции при положении руля на борт составлял также очень малую величину — 320 м (1,78 длины корпуса). Во время шестичасового форсированно­го пробега была развита мощность 37430 л.с. и достигнута скорость 21,5 уз, а пробег на мерной миле на максимальную мощность позволил развить 5597.0 л.с. и скорость 22,0 уз. Как и в случае со всеми предшествующими германскими турбинными дредноутами, мощ­ность машин была значительно превышена (для «Байерна» — на 60%). Достигнутая при этом скорость выглядит достаточно заурядной, однако приходится принимать во внима­ние, что испытания производились при водоизмещении, превышавшем нормальное (осадка при этом составляла 8,9 м), и на мелководной мерной миле в Бельте, где глубины не превышали 35 м. Именно это последнее обстоятельство — эффект мелководья — и вы­звало существенное возрастание необходимой мощности. а' Согласно расчётам при про­ектировании, корабль при той же мощности на глубокой воде и нормальной осадке (8,43 м) должен был развивать скорость до 22,8 уз. Это, хотя и не достигало значений ско­рости полного хода в 23,6 уз, развитых на испытаниях линкорами класса «Кайзер» двумя годами ранее, всё же было немало для сверхдредноута, втиснутого в почти такой же кор­пус и обладавшего при этом в полтора раза более тяжёлым весом бортового залпа. Впос­ледствии «Баден» на испытаниях также подтвердил высокую репутацию германских тур­бостроителей, достигнув наибольшей средней скорости хода 21,8 уз при осадке 8,95 м и 54746 л.с. на валу.

 

В ходе испытаний оба линкора проявили себя как хорошие, остойчивые мореходные корабли, но обнаружили некоторую склонность приводится к ветру (т.е. проявляли тенденцию разво­рачиваться по ветру под влиянием узко расположенных высоких надстроек).

Стрельбы главным калибром не выявили каких-либо недостатков в материальной части новой 15" артиллерии и конструкции орудийных установок. В отчете об испытаниях также с удовлетворе­нием отмечалось: «С установкой полноценных приборов управления огнем на всех трех постах управления (фок-мачте, носовой и кормовой рубках) гарантируется надежное управление обоими калибрами во всех секторах ведения огня. Оборудование фок-мачты как полноценного центра управления огнем позволяет осуществить надежный переход на управление из этого поста, в случае, если наблюдение из других постов затруднено или ситуация боя делает такой переход же­лательным».

На период проведения испытаний и «Байерн», и «Баден» были оснащены противоторпедными сетями. Их полный вес вместе с 28 шестами и оснасткой составлял 43 т. Постановка и уборка сетей осуществлялась с помощью швартовного шпиля на полубаке перед носовой башней. По опыту Ют­ландского сражения сети на обоих кораблях были сняты в конце их приемных испытаний.

 

Основные даты строительства линкоров класса «Байерн»

Бюджетное наименование

Название

Бюджетный год

Выдача заказа

Закладка

Спуск на воду

Передача флоту

Т

"эрзац-Верт"

"эрзац-Кайзер Фридрих III"

"эрзац-Кайзер Вильгельм II"

"Байерн"

"Баден"

"Саксен"

"Вюртемберг"

1913

1913

1914

Военный фонд

3.04.1913

1.04.1913

11.1913

12.08.1914

22.01.1914

20.12.1914

4.04.1914

4.01.1915

18.02.1915

30.10.1915

21.11.1916

20.06.1917

18.03.1916

19.10.1916

В качестве даты закладки в некоторых публикациях упоминаются 20.9.1913 г. для «Байерна» и 22.9.1913 г. для «Бадена»; на самом деле эти даты соответствуют времени начала поставки и обработки металла и работам по подготовке стапелей.