«Байерн» и «Баден»
Бюджетом 1913г. — он был обсуждён в 1912 г. и принят в начале 1913г. — выделялись средства на два «линейных корабля 1913 г.», а именно строящегося вновь корабля «Т» и замены линейного корабля «Вёрт» — «эрзац-Вёрт». Согласно Закону о флоте вновь закладываемые корабли германского флота из внутриполитических — в основном бюджетных — соображений разделялись на строящиеся взамен выводимых из состава флота (они условно назывались по имени исключаемого из списка флота корабля с добавлением слова "ersatz", т.е. «замена») и строящиеся вновь для доведения числа кораблей данного класса до цифр, принятых в Законе (они условно именовались очередными буквами алфавита).
30 сентября 1912г. кайзер подписал приказ на постройку линкоров «Т» и «эрзац-Вёрт» и 20 декабря были объявлены торги на подряд. Предложения верфей поступили в начале марта следующего, 1913 г. Компания «Фридрих Шихау» из Данцига бралась построить один корабль за 36 месяцев и просила за работу 17,27 млн. марок (условия подряда оговаривали только изготовление корпуса с механизмами, в то время как вооружение и броню поставляло Морское министерство). Гамбургские предприятия «Вулкан» и «Блом унд Фосс», кильская «Ховальдсверке» и «Везер» из Бремена согласованно запросили по 20,6 млн. В итоге подряд на «эрзац-Вёрт» (будущий «Баден») достался «Шихау», а в отношении заказа на линкор «Т» развернулась изнурительная борьба между Морским министерством с одной стороны и стачкой подрядчиков с другой, в ноябре 1912 г. составивших картель о согласованном ценообразовании на кораблестроительную продукцию.
Этот несвойственный для более раннего германского линкоростроения оборот дела нуждается в некотором пояснении. Уже начиная с 1909 г., благодаря усилиям Тирпица относительно всемерного снижения расходов на новое судостроение, экономическая ситуация для германских верфей вошла в фазу стагнации. Между тем стоимость сырья и рабочей силы продолжала неуклонно повышаться, что рано или поздно грозило подорвать основы рентабельности судостроительного процесса. Положение усугублялось конкурентной борьбой между самими компаниями за заказы флота и необходимостью постоянной модернизации их станочного парка, вызванной быстрым совершенствованием техники судостроения. Постройка боевых кораблей рисковала превратиться в бесприбыльное дело и германские банки, кредитующие судостроительную промышленность, были вынуждены действовать. Поэтому в конце 1912 г., ввиду ожидаемой новой программы строительства линкоров, между четырьмя вышеуказанными компаниями было составлено устное соглашение о ценах подряда и очерёдности участия в строительстве. «Шихау» уклонилась от участия в стачке и продолжала действовать на свой страх и риск.
Тирпиц, заручившись поддержкой бюджетной комиссии Рейхстага, вознамерился железной рукой вернуть подрядчиков к своим условиям, не понимая, что те пытались только выйти из грозившей многими бедами ситуации, создавшейся во многом благодаря его собственным действиям. Был пущен слух, что заказ на линкор «Т» передаётся государственной верфи. Это, в сочетании с другими мерами давления, дало результат: кильская «Ховальдсверке», находившаяся в более бедственном положении, чем её собратья по сговору, дрогнула первой — оказавшись без новых заказов и близкая к банкротству, она нарушила условия картеля и согласилась работать на условиях Морского министерства. И всё же, возможно, в качестве своеобразной платы за уступчивость, стоимость заказа ей была существенно увеличена — до 19,65 млн. марок, что превышало цену «Шихау» почти на 2,4 млн. Интересно, что остальные участники договора посчитали такой оборот дела своей победой — 29 июня 1913г. появился устав «Германского объединения верфей», куда вошла также «Крупп-Германия верфь» и около десятка более мелких предприятий, специализировавшихся на гражданском судостроении.
Бросается в глаза необычно большой промежуток времени между выдачей заказа на постройку и закладкой кораблей. Это вызвало в свое время гнев кайзера Вильгельма II, замечание которого на полях одного из отданных им в 1916г. распоряжений свидетельствует о малом прогрессе в постройке тяжёлых артиллерийских кораблей ходе войны: «Это происходит из-за слишком долгой постройки [Bauerei можно перевести и как «халтурная постройка». — Авт.], главным образом из-за ненормального промежутка между заказом и закладкой! «Байерн» — с 13 апреля по 14 января! Девять месяцев !!». Значительный промежуток времени от составления проекта «линкора 1913 г.» до начала постройки кораблей объясняется тем, что в этот период было сконструировано, изготовлено и испытано предназначавшееся для них 15"/45 орудие «образца 1913 г.». Только убедившись в полном успехе новой тяжёлой артиллерийской системы, Тирпиц решился на начало постройки кораблей. В отличие от германского морского министра его британский коллега первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль решил рискнуть, и британские линкоры с 15" артиллерией — класс «Куин Элизабет» — были заложены осенью-зимой 1912/1913 гг., а их постройка шла параллельно с изготовлением и испытанием предназначавшихся для них 15"/42 орудий. Это был большой риск, поскольку в случае неуспеха орудия и провала всей пятерки новых сверхдредноутов в Адмиралтействе могло полететь немало голов, а на политической карьере честолюбивого Черчилля был бы поставлен крест. Однако первый лорд не прогадал — на долю нового британского орудия выпал редкий успех и Королевский флот получил в начале войны дивизию самых быстроходных и мощных в мире линкоров, появление которых в Ютландском бою существенно испортило работу дредноутам Флота Открытого моря. С другой стороны, строившиеся «по всем правилам» «байерны» опоздали к этому генеральному сражению, хотя если бы они появились в нём, то, по выражению Ф.Персиваля, «просто смели бы эскадру Битти с лица земли»...
Постройка «Байерна» — с момента собственно её начала — была выполнена верфью «Ховальдсверке» в исключительно короткие сроки: от закладки до окончания приемных испытаний прошло всего 26 месяцев. Несмотря на это, исполнение корпуса и машин было «хорошее и солидное», как это было отражено в акте приемки корабля. Строительство «Бадена» на верфи «Фридрих Шихау» в Данциге длилось дольше (что было вообще характерно для этой верфи), а именно 34 месяца. Всё же постройка линкоров, принимая во внимание тот факт, что практически всё время их строительства пришлось на период войны Германии на два фронта, должна быть признана исключительно быстрой.
При выборе названий для новых сверхдредноутов удалось обойтись без культа императоров и прочих венценосных особ, усердно насаждаемого в названиях германских линкоров начиная с класса «Кайзер». Новым линкорам были присвоены имена германских земель — Баварии (на баварском диалекте — Байерн), Бадена, Саксонии и Вюртемберга. Этим сохранялись традиционные названия тяжелых броненосных кораблей германского флота после того, как за несколько лет до этого были выведены из состава морских сил четыре одноименных старых броненосца постройки 1874-1883 гг. В кайзеровском флоте новая серия линкоров, как обычно, получала название по имени первого спущенного на воду корабля — «Байерна».
Результаты испытаний линейного корабля «Баден» Испытания на мерной миле 9 декабря 1916 г.
Скорость, уз |
Обороты вала, об/мин |
Мощность на валу, л. с. |
Избыток давления в угольных котлах, мм |
Избыток давления в нефтяных котлах, мм |
22,301 |
259 |
52815 |
136,7 |
140,0 |
21,314 |
237 |
38130 |
57,8 |
85,0 |
19,116 |
208 |
24978 |
39,7 |
55,0 |
15,842 |
169 |
13130 |
15,7 |
35,0 |
12,451 |
132 |
6208 |
10,5 |
20,0 |
Водоизмещение корабля: 28500 т
Глубина моря: 34-35 м
Ветер: OSO, 3 балла
Среднее показание барометра: 745,4 мм
Осадка носом/кормой/средняя: 8,410 / 8,520 / 8,455 м
Испытания на мерной миле 13 декабря 1916 г.
Скорость, уз |
Обороты вала, об/мин |
Мощность на валу, л.с. |
Избыток давления в угольных котлах, мм |
Избыток давления в нефтяных котлах, мм |
(глубина моря 35 м) |
||||
22,086 |
261 |
54113 |
148,0 |
124,0 |
20,931 |
236 |
38574 |
71,4 |
116,7 |
18,250 |
201 |
22981 |
34,6 |
53,0 |
15,095 |
166 |
13056 |
20,0 |
25,0 |
11,983 |
131 |
6574 |
9,0 |
25,0 |
(глубина моря 25 м) |
||||
21,803 |
260 |
54746 |
158,3 |
136,7 |
20,661 |
234 |
38569 |
68,6 |
115,0 |
17,844 |
198 |
22935 |
28,1 |
52,5 |
14,516 |
163 |
13024 |
32,7 |
36,0 |
Водоизмещение корабля: 30780 т
Ветер: SSW, 6 баллов
Среднее показание барометра: 737,6 мм
Осадка носом/кормой/средняя: 9,00 / 9,02/ 9,01 м
Нагрузка нефтяных котлов рассчитана на площадь нагрева в 565 м2/час в пересчете на нефть в 10000 калорий (применявшаяся нефть имела 8856 калорий, ее удельный вес составлял 1,094)
Двухчасовой форсированный пробег
Скорость, уз |
Обороты вала, об/мин |
Мощность на валу, л.с. |
Избыток давления в угольных котлах, мм |
Избыток давления в нефтяных колах, мм |
19,0 |
220 |
35567 |
65,0 |
123,0 |
Водоизмещение корабля: 28500 т
Нагрузка котлов рассчитана на 5,56 кг/м2-час в пересчете на нефть в 10000 калорий (применявшаяся нефть имела 8900 калорий)
Вакуум левый/средний/правый : 0,934 / 0,944 / 0,933
Все данные приведены на основании документов верфи «Ф.Шихау» по испытаниям линкора «Баден»
Шестичасовой форсированный пробег 6 января 1917 г.
Скорость, уз Обороты вала, об/мин Мощность на валу, л.с. Глубина моря, м
20,371 224 33457 35
19,755 222 31493 25
Ветер: 5-6 баллов
Осадка до/после пробега: 9,01/8,95 м
Избыток давления: в угольных котлах 70,2 мм, в нефтяных котлах 108,4 мм
Нагрузка котлов: угольные котлы 5,21 кг/м2-час в пересчете на 10000 калорий;
нефтяные котлы: площадь отжига 245 кг/м2-час. Один фильтр котельного отделения отказал из-за плохого угля
Проведение ходовых испытаний ещё не полностью боеготовых новых ценных линкоров было сопряжено с определёнными сложностями. Однако, поскольку уже имелся подобный опыт в отношении «кёнигов», передаваемых флоту в конце 1914 — начале 1915г., для «Байерна» и «Бадена» процедура прохождения приёмно-сдаточных испытаний носила отлаженный характер и не омрачилась какими-либо неожиданностями, связанными с ведением боевых действий.
На испытаниях, проходивших на полигонах флота в бухтах Экернфьорда, Гельтингера и Данцига в Балтийском море, «Байерн» продемонстрировал исключительно хорошие маневренные качества. Время, необходимое для полной остановки идущего полным ходом корабля, составило лишь 1 мин. 55 с. при дистанции 790 м, что составляло менее 4,5 длин корпуса. Диаметр циркуляции при положении руля на борт составлял также очень малую величину — 320 м (1,78 длины корпуса). Во время шестичасового форсированного пробега была развита мощность 37430 л.с. и достигнута скорость 21,5 уз, а пробег на мерной миле на максимальную мощность позволил развить 5597.0 л.с. и скорость 22,0 уз. Как и в случае со всеми предшествующими германскими турбинными дредноутами, мощность машин была значительно превышена (для «Байерна» — на 60%). Достигнутая при этом скорость выглядит достаточно заурядной, однако приходится принимать во внимание, что испытания производились при водоизмещении, превышавшем нормальное (осадка при этом составляла 8,9 м), и на мелководной мерной миле в Бельте, где глубины не превышали 35 м. Именно это последнее обстоятельство — эффект мелководья — и вызвало существенное возрастание необходимой мощности. а' Согласно расчётам при проектировании, корабль при той же мощности на глубокой воде и нормальной осадке (8,43 м) должен был развивать скорость до 22,8 уз. Это, хотя и не достигало значений скорости полного хода в 23,6 уз, развитых на испытаниях линкорами класса «Кайзер» двумя годами ранее, всё же было немало для сверхдредноута, втиснутого в почти такой же корпус и обладавшего при этом в полтора раза более тяжёлым весом бортового залпа. Впоследствии «Баден» на испытаниях также подтвердил высокую репутацию германских турбостроителей, достигнув наибольшей средней скорости хода 21,8 уз при осадке 8,95 м и 54746 л.с. на валу.
В ходе испытаний оба линкора проявили себя как хорошие, остойчивые мореходные корабли, но обнаружили некоторую склонность приводится к ветру (т.е. проявляли тенденцию разворачиваться по ветру под влиянием узко расположенных высоких надстроек).
Стрельбы главным калибром не выявили каких-либо недостатков в материальной части новой 15" артиллерии и конструкции орудийных установок. В отчете об испытаниях также с удовлетворением отмечалось: «С установкой полноценных приборов управления огнем на всех трех постах управления (фок-мачте, носовой и кормовой рубках) гарантируется надежное управление обоими калибрами во всех секторах ведения огня. Оборудование фок-мачты как полноценного центра управления огнем позволяет осуществить надежный переход на управление из этого поста, в случае, если наблюдение из других постов затруднено или ситуация боя делает такой переход желательным».
На период проведения испытаний и «Байерн», и «Баден» были оснащены противоторпедными сетями. Их полный вес вместе с 28 шестами и оснасткой составлял 43 т. Постановка и уборка сетей осуществлялась с помощью швартовного шпиля на полубаке перед носовой башней. По опыту Ютландского сражения сети на обоих кораблях были сняты в конце их приемных испытаний.
Основные даты строительства линкоров класса «Байерн»
Бюджетное наименование |
Название |
Бюджетный год |
Выдача заказа |
Закладка |
Спуск на воду |
Передача флоту |
Т "эрзац-Верт" "эрзац-Кайзер Фридрих III" "эрзац-Кайзер Вильгельм II" |
"Байерн" "Баден" "Саксен" "Вюртемберг" |
1913 1913 1914 Военный фонд |
3.04.1913 1.04.1913 11.1913 12.08.1914 |
22.01.1914 20.12.1914 4.04.1914 4.01.1915 |
18.02.1915 30.10.1915 21.11.1916 20.06.1917 |
18.03.1916 19.10.1916 |
В качестве даты закладки в некоторых публикациях упоминаются 20.9.1913 г. для «Байерна» и 22.9.1913 г. для «Бадена»; на самом деле эти даты соответствуют времени начала поставки и обработки металла и работам по подготовке стапелей.