Жизнь после жизни
Как это иногда случается с кораблями, гордый самоубийственный уход с поверхности моря «Байерна» и «Бадена» не стал заключительным аккордом их короткой боевой судьбы. Однако после 21 июня 1919г. пути обоих собратьев, дотоле пролегавшие рядом, разошлись окончательно. В отличие от «Байерна», который на долгих 15 лет скрылся под водой, попытка самозатопления на «Бадене» не удалась. Тонущий корабль был затащен британскими буксирами на мелководье и посажен там на мель. Немедленно после катастрофы англичане приступили к подъёму корабля и уже в июле 1919 г., откачав воду и заделав все отверстия, подняли его на ровный киль.
«Баден» был отбуксирован в Инвергордон и поставлен там в сухой док, где специальная комиссия британского Адмиралтейства произвела тщательный обмер обводов его корпуса, всех выступающих частей и гребных винтов. Британцы облазили все помещения, досконально исследовали внутреннее устройство линкора, скрупулезно произвели все необходимые промеры и расчёты. Они дотошно изучили все найденные на борту технически руководства и инструкции, и получили полное представление об устройстве корабля. После интенсивного изучения конструкции и составления чертежей линкор, представлявший собой новейший боевой материал только что ушедшего на дно первоклассного флота, был использован британцами в качестве корабля-мишени для исследования воздействия на него 15" снарядов новой конструкции разных типов.
Первая серия стрельб состоялось близ Портсмута 2 февраля 1921 г. из 15"/42 орудий монитора «Террор», идентичных наиболее тяжёлым из тогдашних британских морских орудий, установленных на линкорах классов «Куин Элизабет», «Ройал Соверен», а также на линейных крейсерах «Рипалс», «Ринаун» и «Худ». Требовалось проверить действие снарядов по различным броневым преградам для дистанций порядка 90 кб, однако не было уверенности, что каждый выпущенный «Террором» снаряд, в случае удаления монитора на подобное расстояние, попадет в расчётную точку корабля-цели. Поэтому «Террор» с его 15" орудиями придвинули к «Бадену» до 500 ярдов (457 м), а неподвижно стоявшему на якорях линкору придали крен в сторону стрелявшего корабля в 13,5°, что должно было обеспечить его 15" снарядам угол падения, соответствующий требуемой дистанции. Стрельба велась уменьшенными зарядами, так что скорость встречи снаряда с бронёй в точности соответствовала таковой для дистанции в 90 кб.92
На этом стрельбы были прерваны, поскольку в корпусе корабля от сотрясений в результате попаданий тяжёлых снарядов открылась сильная течь, в результате которой севший на грунт с креном 10° «Баден» требовал проведения работ по осушению его отсеков и заделке разошедшихся стыков обшивки. После откачки воды из поврежденных отсеков он был отведён в док, где были тщательно исследованы полученные им повреждения и проведены необходимые работы по заделке пробоин и разошедшихся швов.93
10 августа 1921 г. по «Бадену» была произведена вторая серия стрельб. На этот раз огонь вел 15" снарядами монитор «Эребус». Корабль не наклонялся, а монитор стрелял уменьшенными зарядами, так что их конечная скорость в 420 м/с соответствовала дальности в 110 кб.
Результаты первой серии стрельб по «Бадену», 2 февраля 1921 г.
|
Тип снаряда |
Тип заряда |
Точка попадания |
Результат |
1 |
фугасный |
порох |
крыша второй башни (100мм) |
разрыв при попадании, пробоина в крыше башни размерами 2,05x0,58 м |
2 |
фугасный |
шеллит 60/40 |
крыша третьей башни (100 мм) |
разрыв в 6 м от точки пробития, броня вогнута на 18 см и разорвана |
3 |
фугасный |
шеллит 60/40 |
бортовая броня батареи (180мм) |
броня пробита, пробоина 3,65x0,9 м, снаряд разорвался за броней |
4 |
бронебойный |
шеллит 70/30 |
поясная броня в носу (180мм) |
броня пробита, снаряд разорвался на расстоянии 11,6 м от точки входа |
5 |
бронебойный |
шеллит 70/30 |
крыша третьей башни (100 мм) |
разрыв на расстоянии 4,6 м от точки попадания, броня вогнута на 70 см |
6 |
полубронебойный |
шеллит 70/30 |
крыша второй башни (100мм) |
разрыв при попадании, броня вогнута на 5 см и разорвана |
7 |
фугасный |
порох |
бортовая броня батареи (180мм) |
попадание в палубу каземата, пробоина 1,8x0,9 м, разрыв в 6,7 м от точки попадания |
8 |
бронебойный |
шеллит 70/30 |
верхний бортовой броневой пояс (250 мм) |
попадание в край броневой плиты, пробитие, разрыв в 2,1 м от точки попадания |
9 |
бронебойный |
шеллит 70/30 |
барбет третьей башни (350 мм) |
разрыв на глубине 2/3 плиты при пробитии, пробоина диаметром 40 см |
10 |
фугасный |
порох |
барбет второй башни (350 мм) |
разрыв при попадании, броня не пробита, выбоина глубиной 3,7 см |
11 |
полубронебойный |
шеллит. 70/30 |
бортовая броня батареи (180мм) |
пробитие под углом 28°, разрыв снаряда в 6 м за точкой попадания |
12 |
бронебойный облегченный (493кг) |
шеллит 70/30 |
поясная броня в носу (180мм) |
пробитие под углом 27°, разрыв снаряда в 9,1 м за точкой попадания |
13 |
бронебойный |
шеллит 70/30 |
крыша третьей башни (100 мм) |
разрыв в 4,5 м за точкой попадания, крыша вогнута на 1 0 см и разорвана |
14 |
бронебойный |
шеллит 70/30 |
лобовая броня второй башни (350 мм) |
пробил броню, не найден, пробоина диаметром 45 см |
15 |
бронебойный |
шеллит 70/30 |
броня боевой рубки (350 мм) |
попадание под углом 30°, броня не пробита, выбоина глубиной 10 см |
16 |
бронебойный |
шеллит 0/30 |
бортовая броня батареи (180мм) |
пробил броню и разорвался в 16 см за точкой попадания |
17 |
бронебойный |
шеллит 70/30 |
верхний бортовой броневой пояс (250 мм) |
пробил броню и разорвался в 11,5 м за точкой попадания, два котла выведены из строя |
Результаты второй серии стрельб по «Бадену», 10 августа 1921 г.
|
Тип снаряда |
Тип заряда |
Точка попадания |
Результат |
1 |
полубронебойный |
шеллит 70/30 |
верхняя палуба над батареей в корме |
попал в палубу (след длиной 6 м), разорвался в 16 м за точкой попадания, незначительные разрушения |
2 |
бронебойный |
шеллит 70/30 |
небронированный борт в носу |
пробил борт, разорвался в 2 м за точкой попадания, значительные разрушения |
3 |
бронебойный |
шеллит 70/30 |
броня батареи (180 мм) и барбет первой башни |
пробил броню батареи под углом 54°, разорвался за 1,8 м до 180мм брони барбета |
4 |
полубронебойный |
шеллит 70/30 |
небронированный борт в корме |
пробил борт, разорвался в 15,8 м за точкой попадания, значительные разрушения |
5 |
полубронебойный |
шеллит 70/30 |
броня батареи (180 мм) и барбет второй башни |
пробил броню батареи, разорвался в 1 ,8 м за точкой попадания |
6 |
бронебойный |
шеллит 70/30 |
верхняя палуба в корме |
попал под углом 32°, разорвался при проходе, одна броневая плита вогнута на 7,6 м |
7 |
специальный |
тротил |
верхняя палуба в корме |
разорвался в 4,3 м за точкой попадания, местные разрушения |
8 |
полубронебойный |
шеллит 70/30 |
броня батареи (180мм) и барбет второй башни |
пробил броню батареи под углом 42°, а также 180мм броню барбета, разорвался в 8,8 м за точкой попадания |
9 |
специальный |
тротил |
кормовая боевая рубка (170мм) |
разорвался при попадании, рубка подпрыгнула, местные разрушения |
10 |
фугасный |
шеллит 70/30 |
небронированный борт в корме |
пробил борт, разорвался в 3 м за точкой взрыва, значительные разрушения |
11 |
бронебойный |
шеллит 70/30 |
надстройка |
не найден, прошел через оба борта |
12 |
полубронебойный |
шеллит 70/30 |
надстройка |
разорвался в 3 м за точкой попадания, натолкнувшись на подкрепления боевой рубки под углом 56°, рубка в целом не повреждена, но ее пол пробит |
13 |
фугасный |
шеллит 70/30 |
надстройка |
разорвался в 8,2 м за точкой попадания, значительные разрушения |
14 |
бронебойный |
шеллит 70/30 |
броня батареи (180мм) и барбет третьей башни |
пробил броню батареи и ударился в барбет под углом 63°, никаких разрушений |
Примечание : Достигнутые в ходе опытного расстрела «Бадена» результаты относятся к действию 15" британских снарядов усовершенствованного типа, принятого на вооружение Гранд-Флита уже к концу войны 1914-1918 гг. Необходимость экстренной доработки конструкции тяжёлых снарядов стала неотложной после Ютландского боя, не принесшего решительной победы Королевскому флоту, Новые снаряды отличались модифицированной баллистической формой, улучшенной технологией изготовления и лучшим взрывателем. Если бы эти снаряды входили в состав боекомплекта орудий британских линкоров и линейных крейсеров с самого начала боевых действий, итогом многих морских сражений Первой мировой войны могли стать существенно более тяжёлые потери Флота Открытого моря.
После всего этого «Баден» подвергся испытаниям на воздействие авиабомб, которые производили не методом прицельного бомбометания с самолёта, а путём подрыва зарядов в заранее определённых точках на верхней палубе корабля. 11 августа 1921 г. на линкоре взорвали пять бомб — четыре тонкостенных весом по 236 кг (с 144кг разрывным зарядом) и одну 250кг толстостенную. Все они причинили незначительный ущерб. Одна 236кг бомба была взорвана на крыше четвёртой башни, эффект оказался невелик. Такой же результат последовал от взрыва второй подобной бомбы на мостике. Третья 236кг бомба была подорвана на верхней палубе в корме, позади четвертой башни. В небронированной палубной настилке образовалась пробоина размерами 1,8x0,5 м. Ещё одна подобная бомба была подорвана на верхней палубе в корме за четвёртой башней, образовав в 30мм палубе пробоину размерами 3 х 2,5 м. Эта пробоина выгнула палубу вниз на участке 4,8 м в поперечнике. Верхняя палуба не была пробита. Последняя в этой серии, 250кг бомба была взорвана на палубе надстройки перед третьей башней, проделав в ней пробоину 6,7 х 6,4 м, а также вторую размерами 3,6 х 2,4 м в низлежащей 30мм верхней палубе. МВ то время еще не были созданы тяжёлые бронебойные авиабомбы, и поэтому все подорванные на «Бадене» заряды не могли еще сравниться по пробивной способности броневых палуб с падающим с отвесной траектории тяжёлым снарядом. Правда, последней бомбе удалось проломить действием фугаса палубу полубака.
15 августа была подорвана последняя, 816кг бомба с 408кг зарядом. Место её было перед носовой дымовой трубой, где в результате взрыва образовалась пробоина размерами 5,4 х 9 м, а низлежащая 30мм верхняя палуба оказалась немного прогнутой вниз.
Этой самой крупной авиабомбой исчерпывалась программа опытов британского флота над «Баденом», судьба которого приближалась к финалу. 16 августа 1921 г., на следующий день после последнего удара, линкор с открытыми кингстонами пошёл на дно в проливе Ла-Манш, достойно встретив свой конец не от руки его мучителей, а продемонстрировав своего рода триумф германской морской техники, с честью выдержавшей все удары бывшего противника. В этом жесте проявился также и своеобразный символизм почитающих морские традиции британцев. Отдавая должное стойкому германскому кораблю, последнему из кайзеровских дредноутов, они похоронили его в морской стихии, не сдав бесславно на металлолом. Во второй раз, теперь уже окончательно, «Баден» затонул в точке с координатами 49°50'20"N/2°21’20"W, где и лежит по сей день. Так «Баден» и «Байерн» вновь встретились в царстве Нептуна, где их общее пребывание затянулось на 13 лет. «Баден», пошедший на дно к югу от самой южной оконечности острова Великобритания, отделяло теперь от «Байерна», лежащего у северной оконечности острова, 550 миль чужих холодных вод.
Покоившиеся в глубине Скапа-Флоу германские корабли общим тоннажем почти полмиллиона тонн представляли лакомый кусок для британской индустрии, испытывающей после окончания тяжёлой войны острую потребность в металле. Уже в 1921 г. были сделаны первые попытки приступить к подъёму лежащего в пустынных водах Оркнейских островов германского флота. Большинство больших кораблей, пошедших на дно Скапа-Флоу 21 июня 1919 г., было поднято в 1924-1931 гг., и черед «Байерна», одного из самых крупных «утопленников», подошёл лишь в 1934 г.
Линкор лежал вверх килем на глубине около 37 м, или примерно на 8 м глубже, чем другие тяжёлые корабли. В отличие от поднятых ранее линкоров и линейных крейсеров, имевших на дне крен в 18-23°, «Байерн» покоился на своем холодном ложе с небольшим дифферентом (глубина воды над килем в носовой части составляла 20 м, а в кормовой — 26 м) и креном около 9°. Таким образом, стартовое положение для его подъёма изначально было довольно благоприятным, хотя, конечно, недооценивать всю сложность предстоящей операции не приходилось. Подобно всем остальным германским линкорам и линейным крейсерам, подъём которых производился днищем вверх, «Байерн» был оборудован системой телескопических шахт, через которые сжатый воздух закачивался во внутренние отсеки лежащего на дне корабля, постепенно вытесняя оттуда воду. Подъём осуществлялся компанией «Метал Индастриз», приобретшей права на лежавший на дне Скапа-Флоу германский сверхдредноут у «Кокс энд Дэнкс», выполнявшей все работы по судоподъёму до 1931 г. Всего на днище затопленного линкора было смонтировано семь шахт, высотой 21-27 м каждая в зависимости от места расположения. Это были самые высокие из применявшихся до сих пор при судоподъёме в Скапа-Флоу шахт. Их диаметр в нижней части составлял 3 м, а в самой верхней — 1,2 м. Шахты изготавливались частями, испытывались на давление в 6 атм и монтировались при помощи болтов и оттяжек к днищу корабля в собранном виде. Вес каждой из них, в зависимости от длины, составлял от 15 до 20 т, причем все их части были стандартизированы и взаимозаменяемы. Как и прежде, было необходимо принимать в расчёт два основных требования. Первое заключалось в том, чтобы обеспечить всплытие корабля в горизонтальном положении. Помимо этого, необходимо было следить за тем, чтобы давление в шахтах своевременно выравнивалось при подъёме с глубины, где оно достигало 3,5 атм, на поверхность, где оно составляло величину в пять раз меньшую.
В целях обеспечения продольной и поперечной остойчивости, корабль был разбит на семь отделений, причем предварительно была произведена огромная работа по заделке подводных отверстий (при этом применялся специальный бетон для подводных работ), демонтажу и заглушке трубопровода. От применения ацетилена внутри корабля пришлось отказаться вследствие присутствия газов от разложения органических веществ, что очень осложняло работу и приводило к необходимости на последних её этапах периодически производить понижение давления, чтобы своевременно избавляться от испорченного воздуха. Контроль за его состоянием внутри затопленного линкора был возложен на специального химика, периодически производившего анализ атмосферы в отсеках корабля. Подача воздуха в корпус «Байерна» производилась пятью компрессорами общей мощностью 70 м3/мин, установленными на специально оборудованном судне «Берта».
18 июля 1934 г. в процессе этих работ, когда воздух в двух отсеках уже находился под полным давлением, в то время как из остальных вода была вытеснена лишь частично, лопнул трубопровод. Это повлекло за собой повышение давления в частично осушенных носовых отсеках, и линкор неожиданно всплыл на поверхность. Однако после того, как гигантский корабль, показавшись наверху подобно вынырнувшему киту, продержался на виду у спасательной партии около получаса, он опять с шумом ушёл вниз — закаченный в корпус «Байерна» воздух стал быстро уходить через открывшийся трубопровод и линкор уперся кормой в дно с креном около 30°. В дальнейшем было установлено, что этот крен образовался вследствие перемещению центра тяжести корабля после выпадения из корпуса четырёх 15" башен общим весом свыше 4000 т. Для устранения образовавшегося крена пришлось затратить впоследствии около двух недель на производство работ по устройству продольных и поперечных переборок и заделке бункеров с противоположного борта, после чего крен уменьшился до 5°. После этого, безо всякой видимой причины (вероятно, вследствие утечки воздуха), линкор получил крен 42° на левый борт и обнаружил тенденцию лечь на борт, что было предотвращено открытием клапанов и опусканием всего корабля на дно. Там он лёг с креном 22° на правый борт.
Доведя в дальнейшем крен до 14° путём увеличения давления в цистернах левого борта и уменьшения в цистернах правого борта, носовая часть была снова поднята и при крене в 3° приступили к испытанию остойчивости, что заняло несколько дней. В конце концов инженерный расчёт восторжествовал, и 1 сентября 1934 г. ржавый гигант, на этот раз окончательно оторвавшись от своей мрачной постели, всплыл вверх дном. При подъёме кормовая часть после первого движения показалась на поверхности через 30 секунд, а еще через 10 минут показался весь корабль, причём крен отсутствовал. Вокруг линкора, возвышавшегося над поверхностью на 5,5 м, вздымались водяные столбы высотой с двухэтажный дом. Они исчезли, лишь когда давление закачиваемого в него воздуха было снижено до 0,7 атм — предельного значения, необходимого для поддержания плавучести корабля. Спустя сутки после подъёма он был отведен на четыре мили и поставлен на отмель у плавбазы спасателей «Липесе».
После пятнадцатилетнего пребывания под водой «Байерн» представлял собой фантастическую картину. Мачты, трубы, мостики и надстройки некогда самого могучего из линкоров кайзера были искорёжены до неузнаваемости при падении корабля на дно его собственным огромным весом, и водоросли самых невообразимых цветов и оттенков толстым ковром покрывали каждый квадратный сантиметр поверхности корпуса. Колючие морские ежи, мидии и устрицы лепились к его склизкой броне, представляя собой роскошный обед для тысяч чаек, привлеченных ярким видом опутанного водорослями всплывшего исполина. Под ещё горячими лучами солнца уходящего лета эта поросль вскоре начала своё быстрое увядание, распространяя далеко вокруг невыносимое зловоние.
Первое, что было необходимо сделать при подготовке поднятого «Байерна» к 280-мильному перегону в шотландский порт Росайт, где ему предстояло пойти на слом, это срубить с обшивки заросли водорослей. Вооружившись острыми, как бритва, топорами, спасатели приступили к этой тяжёлой работе. Некоторые водоросли вытянулись выше человеческого роста и были толщиной с руку. Когда покончили с водорослями, начали заделывать всевозможные отверстия в днище и бортах. Отверстия небольшого размера забивали деревянными пробками, а более крупные заливали смесью быстротвердеющего цемента с песком. w
После заделки всех оставшихся отверстий и демонтажа ставших ненужными грандиозных 30-метровых воздушных шахт, линкор был готов двинуться в свой последний путь на судоразделочный завод. На его безбрежном и плоском, как футбольное поле, днище спасатели соорудили домик, где находились помещение для сопровождающих перегон рабочих, небольшой камбуз, а также выгородка для воздушных компрессоров, непрерывно закачивающих воздух в необъятную утробу линкора.
26 апреля 1935 г. «Байерн», ведомый буксирами «Зварте зее», «Витте зее» и «Ганг», два из которых одерживали его с бортов, медленно двинулся на юг. Корабль сначала отбуксировали в Лайнесс, а уже затем в Росайт, где он был поставлен в док вверх днищем. 6 июня началась разрезка линкора на металл, и к сентябрю 1935 г. он был окончательно разобран. В процессе этих работ таинственно исчез корабельный колокол «Байерна», который появился вновь уже после войны в США в одной из частных коллекций. Проведавшие об этом офицеры Бундесвера, находившиеся в тот момент в составе одной из военных делегаций ФРГ в Вашингтоне, добились передачи этой реликвии Германии. Теперь она является украшением экспозиции Баварского военного музея в Ингольштадте. Корабельный колокол «Байерна» и все четыре 15" установки, выпавшие из корабля во время его подъёма и до сих пор лежащие на 35-метровой глубине в толще ила на дне Скапа-Флоу в миле к югу от крошечного островка Хольм-оф-Хьютон — вот всё, что осталось на сегодня от первого сверхдредноута кайзера.