«Линкор плохой погоды»?
Тщательно изучив трофейный «Баден», британские морские специалисты получили полное представление о конструкции сверхдредноутов кайзера, которые доставили им столько тяжёлых раздумий в годы минувшей войны. Теперь же маятник их настроений двинулся в другую сторону — нервозность сменилась снисходительной вежливостью, и главный строитель британского флота Юстас Теннисон д'Эйнкорт во всеуслышание заявил, что линкоры класса «Байерн» были «спроектированы непосредственно после ознакомления немцев с английским типом линкора «Куин Элизабет», и, в сущности, являются довольно точным воспроизведением последнего»(!). Оставим подобные тщеславные высказывания на совести корабельных инженеров державы-победительницы, и попытаемся подробнее разобраться в том, насколько эффективной была созданная в Германии конструкция сверхдредноута и как она могла соотносится с аналогичной системой оружия главного противника — линкорами класса «Ройал Соверен»?
Германские «байерны» имели главное вооружение, однотипное с «Ройал Соверен», и превосходили его в бронировании. По мнению британских корабельных инженеров, общий уровень эффективности проекта был обусловлен выбором рода топлива — полностью нефтяное отопление котлов германского сверхдредноута могло повысить скоростные характеристики корабля, в том числе в случае необходимости длительного плавания на полном ходу. С этим можно было бы согласиться, однако необходимо принимать во внимание, что проект «Байерна», и без того насыщенный немалым числом принципиальных новшеств, всё же должен был отражать определённую преемственность в конструктивных решениях германского флота, где уголь вдоль бортов играл значительную роль в подводной защите тяжёлого артиллерийского корабля. Следует также отметить, что «Байерн», как классический «эскадренный» линкор, никогда за время его проектирования не рассматривался в качестве быстроходной тяжёлой тактической единицы, и поэтому развитию им стандартной для германских линейных кораблей скорости полного хода порядка 21 уз была полностью подчинена общая конструкция корабля — и обводы корпуса, и состав и мощность машинно-котельной установки.
Специфические погодные условия в районе Северного моря вызвали к жизни в германском флоте особый тип линкора, отличный во многих его составляющих от дредноутов Гранд-Флита. Плохая видимость в течение большей части года делала бои на дальних дистанциях маловероятными. Поэтому при главных орудиях меньшего, сравнительно с британцами, калибра, появлялась возможность оснащения тяжёлых эскадренных единиц Флота Открытого моря значительным числом орудий вспомогательного (150мм) калибра (англичане перешли на подобный противоминный калибр только на последних сериях своих сверхдредноутов уже перед самой войной). Экономия в весе машинных установок и тяжёлой артиллерии позволяла увеличить толщину брони, а также общую площадь вертикального бронирования, которая оказалась относительно большей, чем у британских кораблей. Все эти отличительные качества отвечали требованиям боя на средних дистанциях.
Известный теоретик военного кораблестроения, профессор Уильям Ховгард, исследовав конструкцию «Бадена», дал высокую оценку решению германских конструкторов, сообщившим линкорам серии метацентрическую высоту 2,6 м, что было больше, чем у дредноутов других флотов. Она позволяла кораблю выдерживать значительные повреждения и затопления бортовых отсеков без чрезмерного крена, что было особенно важно для кораблей, которые, подобно «байернам», предназначались в первую очередь для оперирования в ограниченных морских бассейнах, где сильная бортовая качка возникала лишь в исключительных случаях. В связи с этим он отмечал и малое отношение длины к ширине (L/B), составлявшее у германского сверхдредноута около 6,0 против 6,73 для «Ройал Соверен».
Артиллерийская часть «Байерна», без сомнения, находится вне критики. Его 15"/45 артиллерийская система стала лучшим образцом тяжёлого морского орудия периода Первой мировой войны. Будучи типичным представителем принципа «облегчённый снаряд/повышенная начальная скорость», она отличались эффективностью и значительной настильностью. Правда, блистать своей мощью германским 15" орудиям пришлось, в основном, на сухопутном Западном фронте, сокрушая долговременные узлы обороны союзников и подкрепляя морской фланг линии фронта во Фландрии. Однако не вызывает сомнения, что, доведись им вести огонь по линкорам англичан в морском бою, их превосходная мощь могла быстро сказаться на устойчивости британских эскадр и на итогах всего сражения в целом. Вспомогательное 150мм орудие также полностью отвечало своему назначению. Продуманным и своевременным являлось и решение о вооружении «Байерна» восемью эффективными 88мм/45 зенитными орудиями.
Двухорудийные 15" установки линкора, в целом разработанные на основе конструкции предшествующих И" и 12" установок, отличались рядом интересных нововведений — смешанной электро-гидравлической системой привода основных башенных механизмов, введением вспомогательного узла в боевом отделении — перегрузочного стола, наличием эффективного башенного стереодальномера с 8-метровой базой. Впоследствии британскими специалистами отмечался и определенный дисбаланс в компоновке всех многочисленных устройств установки — исключительная насыщенность разнообразным оборудованием её подбашенного отделения при наличии весьма просторного свободного объёма в задней части собственно боевого отделения. Подобная неуместная расточительность в использовании забронированного пространства боевого отделения совершенно необъяснима с точки зрения какой-либо функциональной необходимости, не говоря уже о размерах орудийной башни, как цели. К относительным пробелам конструкции боевого отделения 15" установок можно отнести и рискованную идею о наличии запаса снарядов в башне, и отсутствие разделительной переборки между орудиями как, например, это было предусмотрено в трёхорудийных установках русских дредноутов. Отсутствие подобной переборки потенциально не гарантировало сохранения боеспособности любого из орудий в башне «Байерна» при выходе из строя соседнего в результате поражения его неприятельским снарядом, а также вследствие пожара у одного из орудий. Относительно тонкая (20-25 мм) переборка между орудиями весом 6-7 т могла предотвратить подобную ситуацию, защитив второе орудие и обслуживающий его личный состав.
Состав и размещение вспомогательной 150мм артиллерии на «Байерне» следует признать достаточным и эффективным. Оси орудий располагались на высоте 5500 мм над конструктивной ватерлинией, т.е. намного выше, чем у большинства дредноутов других флотов. Общепринятая для германских линкоров нового типа модель 150мм/45 орудия обладала необходимой мощностью и скорострельностью (семь выстрелов в минуту) для отражения всех типов эскадренных миноносцев периода Первой мировой войны. Она отличалась удобством в обслуживании, а наличие для каждого орудия отдельного погреба боезапаса с индивидуальным элеватором подачи в полной мере отвечало требованиям безопасности.
Определённые выводы напрашиваются и в отношении мощного торпедного вооружения германского сверхдредноута. Оснащение «Байерна» многочисленными торпедными аппаратами носило двоякий, с точки зрения их необходимости, оттенок. Если наличие траверзных аппаратов ещё имело, в рамках тогдашних боевых доктрин кайзеровского флота, какой-то теоретический смысл, то установку носовой торпедной трубы в форштевне нельзя объяснить никакими тактическими приоритетами. Это было архаичное наследие таранной тактики пятидесятилетней давности, в соответствии с которой тогдашние броненосцы, параллельно с реализацией их артиллерийских возможностей, должны были попытаться сблизиться с неприятельским кораблём для решающего таранного удара, а за несколько секунд до этого вогнать из носового аппарата в борт противника торпеду, после чего в пробоину, как предполагалось, врезался мощный таран атакующего корабля, круша надломленный взрывом корпус и довершая полный разгром... На деле же приверженность подобным тактическим взглядам, культивируемым с особым упорством именно в германском флоте, была совершенно несостоятельной. В то же время носовой торпедный аппарат ослаблял форштевень, сообщал, вместе с его громоздким оборудованием и запасными торпедами, значительный дифферентующий момент на нос, а его большая плоская крышка существенно повышала гидродинамическое сопротивление движению судна на полном ходу. При этом само таранное очертание с торпедным аппаратом придавало носовой оконечности новейшего образца германской военно-морской инженерной мысли несколько старомодный вид.
В отношении распределения бронирования, при безусловно общей его продуманности и надёжности, всё же имеется ряд вопросов. Так, вертикальное бронирование батареи 150мм орудий на верхней палубе, выполненное из 170мм плит, с точки зрения господствовавших тогда в русском и американском флотах взглядов можно признать чрезмерным. В самом деле, принимая во внимание тот факт, что верхняя броня борта предназначалась в основном для защиты от крупных пробоин при попаданиях фугасных снарядов (поскольку иметь достаточную толщину для противостояния бронебойным она по соображениям веса не могла), её представлялось оптимальным выполнять из плит минимальной толщины, допускающей цементирование, увеличивающее сопротивляемость на 40%. Этой характеристикой в условиях технологий начала 10-х гг. XX столетия были 75-80 мм. Подобная мера могла сэкономить в проекте «Байерна» не менее 300 т нагрузки. Единственно возможным объяснением проектного решения может служить то, что германские морские специалисты, создавая свои линкоры для условий Северного моря с его преимущественно плохой видимостью, ориентировались на использование вспомогательного 150мм калибра в бою главных сил на средних (50-60 кб) дистанциях, откуда и стремление защитить орудия батареи с наибольшей возможностью.
Критически следует рассматривать и решение германских инженеров относительно расположения главной броневой палубы линкора в плоскости его нижней палубы, находившейся при нормальной осадке корабля в уровне ватерлинии. Обеспечиваемый ей таким образом «неприкосновенный» запас плавучести сводился практически к нулю (необходимо отметить, что у предшествующих «кайзеров» и «кёнигов» эта главная броневая палуба находилась выше ватерлинии на 0,2 м, что давало начальный запас плавучести порядка 700 т). Перенесение броневой палубы на «Байерне» на один уровень выше, в плоскость средней палубы корабля, могло сформировать значительный забронированный объём, ограниченный вдоль бортов внутренними продольными броневыми переборками, толщину которых в этом случае следовало бы довести до 70-80 мм (в реальности они и так уже имели 80мм толщину на нижней 1/3 межпалубного пространства). Подобная мера означала создание конструктивного (главного) запаса плавучести, обеспечиваемого основным контуром вертикального и горизонтального бронирования, примерно в 4000-4500 т, что стало бы весьма значительной величиной. Эта идея была реализована в конструкции русских дредноутов, став одной из «фирменных» особенностей их системы броневой защиты. Проходивший в уровне средней палубы (на высоте около 3,7 м над конструктивной ватерлинией) основной уровень горизонтальной защиты обеспечивал им начальный запас плавучести порядка 5000 т. По этому же пути пошли и британские проектировщики во главе с д'Эйнкортом во время разработки «Ройал Соверена» (1913 г.).
Уже после вступления «Байерна» в строй командование Флота Открытого моря в записке от 2 августа 1916г. высказалось, по опыту Ютландского сражения, за усиление броневой защиты двух ещё находящихся в процессе постройки линкоров серии — «Саксена» и «Вюртемберга». Относительно состава и распределения её элементов на уже построенных «Байерне» и «Бадене» отмечалось, что высота броневого пояса в корме, а также развитие палубного бронирования являются недостаточными. Командование флота указало также на широкие фронтальные поверхности 15" башен как на потенциально рискованную слабость. Усиление лобовых броневых плит признавалось необходимым и желательным, поскольку существовавший 200мм скос вперёд увеличивал угол встречи со снарядом и существенно снижал устойчивость брони, что наглядно проявилось в бою на примере «Дерфлингера». Однако следует отметить, что впоследствии никаких изменений с систему бронирования «Саксена» и «Вюртемберга», как на том настаивал флот, так внесено и не было.
В длинной череде германских дредноутов, начиная с «Нассау» и заканчивая «Бисмарком», все из которых имели единый тип распределения бронирования, «Байерн» отличался наиболее пологими скосами нижней палубы (20°). Это можно объяснить тем, что нижняя палуба на нём была опущена до уровня ватерлинии (ниже всех предшествующих германских линкоров-дредноутов, от «Нассау» до «Кёнига»), в то время как отстояние противоторпедной переборки от наружного борта ещё более увеличивалось, а уровень нижней кромки пояса оставался прежним. Всё это делало скос более отлогим и несколько улучшало его сопротивляемость артиллерийскому огню. В то же время понижение уровня нижней палубы соответствовало совершенствованию использованной германским флотом идеи относительно низко расположенной броневой палубы, главным преимуществом которой было ограничение распространения воды при повреждении борта ниже ватерлинии, при условии целостности самой палубы. Подобная система также предотвращала появление в полностью затопленных отсеках опасных для повреждённого корабля свободных поверхностей воды, которые при переливании её к наклоненному борту, при оттоке от противоположного, ещё более увеличивали его крен. При этом центр тяжести затопленных отсеков располагался достаточно низко, при определённых обстоятельствах даже способствуя улучшению остойчивости корабля. К недостаткам подобной системы относился прежде всего практически нулевой запас плавучести, обеспечиваемый главной броневой палубой, который позволял сохранить главную горизонтальную броневую преграду выше уровня ватерлинии при разрушении вертикальной броневой защиты и поступления воды со стороны борта поверх нижней палубы, что могло составить значительную угрозу остойчивости. В свою очередь, контрзатопление отсеков, которое могло быть предпринято для выравнивания крена, должно было привести к ещё большему увеличению осадки, и для «Байерна», практически не имеющего запаса плавучести забронированного пространства, подобное положение при определённых условиях создавало значительную угрозу даже при ненарушенном основном броневом контуре цитадели.
Согласно проектному заданию, «Байерн» должен был выдерживать попадание четырёх торпед в один борт без опрокидывания. Обладая метацентрической высотой в 2,6 м, он даже при подобном сильнейшем повреждении получал бы крен всего в 15°, а его батарея 150мм орудий осталась бы над водой. Концевые башни на «Байерне» имели такую же полноценную бортовую противоминную защиту, как и его средняя часть. Поэтому он был гарантирован от проникновения бортовых подводных взрывов в погреба боезапаса 15" орудий и их затопления. Казематы 150мм орудий располагалась на «Байерне» на 1 м выше, чем на «Ройал Соверен», и были отнесены ближе к диаметральной плоскости, что сводило опасность их затопления при больших углах крена к минимуму. Скос броневой палубы надежно соединялся с бортовым главным поясом и опасность прорыва нижнего шельфа совершенно исключалась. Из этого сравнения хорошо видно, что подводная защита германских сверхдредноутов была совершеннее, чем у их британских аналогов.
Линкоры класса «Байерн», как и все предшествующие германские дредноуты, имели более мелкое подразделение на отсеки, нежели их британские современники, так что в случае аварии или затопления система в целом обеспечивала большую безопасность, нежели та, которая была принята в Королевском флоте. Традиционно образцово была организована служба борьбы за живучесть корабля, которая возглавлялась специальным офицером, единственная обязанность которого заключалась в том, чтобы следить за креном и дифферентом, а также за плавучестью и остойчивостью. Опыт Ютландского сражения наглядно свидетельствовал об успехе подобной меры, которая позволила нескольким чрезвычайно сильно поврежденным кайзеровским тяжёлым кораблям («Фон дер Танн», «Зейдлиц», «Дерфлингер») дойти до базы.
Определённой слабостью в части конструктивной защиты корпуса от подводных взрывов, в целом безусловно надёжной, может быть признана малая глубина двойного дна (1 м), что совершенно не обеспечивало «Байерн» от взрыва подводных зарядов под днищем. Это, в виду создания англичанами в 1918г. первых магнитных донных мин («Синкер» Мк-1(М), заряд тротила в 450 кг), представляется определённым пробелом проекта в отношении учета им ближайших перспектив совершенствования минного оружия.
Однако самым значительным недостатком «Байерна», сточки зрения конструктивных мер непотопляемости и живучести, следует считать всё же крупные отсеки бортовых торпедных аппаратов, расположенные за пределами цитадели линкора фактически безо всякой защиты. Необеспеченность их от подводных взрывов и принятия значительных масс воды очевидна. Ответственность за этот конструктивный пробел следует отнести прежде всего на счёт германских тактиков, требовавших от проектировщиков разместить огромную ударную мощь нового линкора в прежних, по сути дела, размерениях, а не корабельных инженеров, спроектировавших то, что им было задано. При изучении случая подрыва «Байерна» на русской мине в октябре 1917г. видно, что он отделался ещё сравнительно дёшево. В сочетании с рядом подводных пробоин в носовой части корпуса подобное затопление громадного (объем свыше 1200 м3) носового отсека траверзных торпедных аппаратов в большом морском бою могло стать роковым, как это произошло с «Лютцовом» в результате повреждений, полученных этим линейным крейсером в Ютландском сражении. Несколько британских тяжёлых снарядов, пробивших подводный борт и разорвавшихся в носу, вызвали интенсивное затопление расположенных ниже ватерлинии отсеков, в результате чего флагманский корабль Хиппера после отчаянной борьбы за живучесть всё же пошел ко дну, находясь уже на пути домой. Большие размеры отделения 600мм траверзных аппаратов, такого же, как и на «Байерне», сыграли при этом фатальную роль. Заполнившая отсек вода сводила на нет все попытки локализации района затопления и, как исполинская гиря, утянула искалеченный корабль на дно.
Насколько эффективным мог оказаться германский сверхдредноут «в деле» — в дневном артиллерийском бою главных сил с линкорами Гранд-Флита, выполняя главное предначертание своей постройки? Проведённые расчёты показывают, что четверка «байернов», в случае их появления в Ютландском сражении, при установке германского командующего Шеера на решительный бой, могла просто смести большинство британских линкоров и линейных крейсеров с поверхности моря. Интересную перспективу представляет моделирование их возможной схватки с равными по огневой мощи британскими 15" линкорами класса «Куин Элизабет», принявшими участие в этом генеральном сражении главных сил Гранд-Флита и Флота Открытого моря. Развернутые в авангарде колонны германских линкоров, четыре «байерна», подобно боевому тарану, могли при бое на сближении с главными силами Гранд-Флита добиться значительного успеха с менее надежно бронированными линкорами противника. Учитывая же взрывоопасность британского метательного нитроглицеринового пороха — кордита MD45, а также более низкое качество британских тяжёлых снарядов, не приходится сомневаться, что мощные 15" снаряды «байернов» круша бортовую, барбетную и башенную броню дредноутов Джеллико (особенно ранних серий), должны были переломить ход сражения в пользу Флота Открытого моря, отправляя на дно корабли противника так же, как это в реальности произошло с несколькими английскими линейными крейсерами. Принимая во внимание вывод послевоенной историографии о том, что «при Ютланде германцы рисковали только флотом, в то время как англичане — всей войной», остается лишь предполагать, насколько фатальные для Антанты последствия мог иметь подобный боевой дебют германских сверхдредноутов...
Но, как это часто показывает опыт истории, в случае с любым системным оружием — не только морским, но и любым другим — его ценность проверяется более всего успехом готовности к использованию в нужном месте в нужное время. В контексте данного положения мощные германские сверхдредноуты отнюдь не оказались на высоте положения. Не принявшие сколько-нибудь значительного участия в боевых действиях на море в период Первой мировой войны, оба линкора всё же подверглись воздействию оружия союзников — «Байерн» подорвался на русской мине в октябре 1917 г., а «Баден», уже в качестве британского трофея, выдержал попадания 31 15" снаряда и взрывы авиабомб. Эти достойно перенесённые удары несколько сглаживают впечатление от их, в сущности, бесполезности для той титанической борьбы, которую четыре года вела с Антантой Германия на море и на суше. Фактически роль «Байерна» и «Бадена» свелась к положению «in being» (т.е. давлению на противника самим фактом своего существования), что в ежедневной рутинной «виртуальной» боевой работе дредноутов Флота Открытого моря оказалось далеко не худшим вариантом.