Приложение : Орудия «байернов» на Западном фронте

 

Основная боевая работа 15" орудий германских сверхдредноутов в течение Первой ми­ровой войны пришлась на сухопутный Западный фронт. Первоначально их использование для поддержки армейских корпусов совершенно не планировалось, но после провала блицкрига против Франции в августе-сентябре 1914г. и перехода войны из маневренной стадии в позиционную германской армии потребовались мощные дальнобойные орудия для сокрушения целей, отстоявших на десятки километров за линией фронта. 15745 тяжё­лая морская артиллерийская система подходила для этого как нельзя лучше. Всего на За­падном фронте воевало в общей сложности 21 15" орудие германских сверхдредноутов, как запасные «Байерна» и «Бадена», так и основного комплекта «Саксена» и «Вюртемберга». Главное условие применения этих гигантских пушек на суше состояло в первую оче­редь в создании для них соответствующих орудийных установок, представлявших собой конструкции весом в сотни тонн. Оборудование позиций для этих установок требовало проведения огромного объёма изыскательских, земляных, бетонных и прочих работ, а так­же привлечения тысяч людей для их возведения и обслуживания. С 1916г. несколько мор­ских 15" орудий в составе артиллерийских частей береговой обороны «Морского корпуса» [Marinekorps Flandern] противостояли британскому Королевскому флоту во Фландрии — на правом фланге сухопутного фронта. Уже во второй половине периода боевых действий были спроектированы и построены 15" железнодорожные установки, которые могли вес­ти огонь как с заблаговременно подготовленных железобетонных оснований, так и прямо с рельсового пути. Апофеозом деятельности пушек «байернов» на Западном фронте стал обстрел ими Парижа в 1918г. (хотя, точнее, огонь по французской столице вели не сами 15" морские орудия, а созданные на их основе особые сверхдальнобойные артсистемы).

За долгие четыре года войны германские сухопутные установки 15" орудий прошли длинный путь развития и совершенствования. Достигнутый в их конструкции техничес­кий прогресс (если только возможно называть подобными словами мощнейшее в то вре­мя орудие разрушения) полностью подтвердил высокую репутацию германских инжене­ров и оружейных фирм, в кратчайшие сроки создавших и поставивших на фронт много­численные мобильные сверхтяжёлые калибры.

 

Полигонные 15" установки на фронте

 

Идея использования для поражения удалённых целей двух опытных установок 15745 орудий «байернов», имевшихся в наличии на полигоне фирмы «Крупп» в Меппене (севе­ро-запад Германии), возникла вскоре после стабилизации Западного фронта осенью 1914г. После консультаций с армейским командованием Морским министерством было выдано распоряжение фирме «Крупп» о подготовке к переброске этих двух установок, вместе с их 15" орудиями, на фронт.96 Конкретное место применения обоих орудий опре­делено не было, но в качестве потенциальных целей в первую очередь числились Антвер­пен и район Парижа. Конструкция полигонных установок позволяла придавать орудиям угол возвышения до 24°, однако при использовании на фронте оказалось возможным увеличить угол возвышения орудий до 29° путём сообщения плоскости железобетонного фундамента установок угла наклона до 5° назад. Эта мера привела к увеличению дально­сти стрельбы до 27 км. Работы по оборудованию обеих установок развернулись в Мехе-лене в первых числах октября 1914 г., но вскоре они были прекращены, поскольку Ант­верпен уже оказался в руках германской армии. После этого установка, первоначально предназначавшаяся для обстрела Антверпена из Мехелена, была перевезена в окрестнос­ти Луазона для ведения огня по Вердену.

Конструкция обеих установок не отличалась особой сложностью. Горизонтальное наве­дение осуществлялось перемещением задней части платформы по концентрическим направ­ляющим посредством полиспаста. С помощью другого полиспаста производилось и верти­кальное наведение. Стволу орудия придавался желаемый угол возвышения посредством винтового штока, помещённого между платформой и станком орудия, обеспечивая послед­нему надлежащий упор. Прицельное приспособление крепилось на откидных кронштейнах. Угол горизонтального наведения установки составлял по 10° от её продольной оси (т.е. все­го 20°). Для монтажа установки использовались два козловых крана грузоподъёмностью по 40 т каждый, устанавливаемых на оборудуемой позиции также фирмой «Крупп».

Обустройство позиций для обеих установок продвигалось настолько быстро, что уже к концу ноября 1914г. предполагаемый срок их готовности к ведению огня оценивался в полмесяца. Однако на деле, вследствие усиленных артобстрелов со стороны противника, первую из установок удалось ввести в строй лишь к середине февраля следующего года. 15 февраля 1915г. 15" тяжёлое морское орудие произвело свою первую стрельбу по Дамлу, произведя на части союзников без преувеличения шокирующее впечатление. Позднее, после выполнением этим орудием его задачи в Луазоне, установку было решено переба­зировать на четыре километра ближе к передовой, в Сорель-Ферм. В соответствии с этим там были приготовлены два новых железобетонных фундамента — одно для орудия, пе­ребрасываемого из-под Луазона, а другое для второго 15" орудия. Этот план перебазиро­вания остался нереализованным вследствие того, что конструкция установок не позволи­ла им развить требуемую дальнобойность и поразить с новых позиций цели за ушедшей вперед линий фронта.97

 

Установки на железобетонных основаниях

 

Дальнейшие требования ведения позиционной войны на Западном фронте привели к выдаче армейским командованием 31 октября 1914г. очередного заказа фирме «Крупп» на шесть тяжёлых артиллерийских установок на основе 15" морского орудия. Эти новые установки были спроектированы таким образом, что на них могли устанавливаться как 15"/45 орудия «байернов», так и 14"/45 орудия, создаваемые для вооружения линейных крейсеров класса «Макензен». В заказе оговаривалось, что первая из этих установок должна была быть готова в течение 13 недель, следующая — в течение 15, а все остальные с двухнедельными интервалами. Поставка стволов планировалась в следующем порядке: два в конце ноября, два в середине декабря, и два в начале января 1915 г. В качестве ос­новного боеприпаса для этих установок сконструировали фугасный снаряд усовершенст­вованной аэродинамической формы длиной 5,4 клб (2052 мм). Он изготавливался пере­делкой обычного 4,1 клб (т.е. имеющего длину 1560 мм) фугасного снаряда штатного ко­рабельного боекомплекта путём оснащения его новым баллистическим наконечником, доводившим радиус оживала до 16 калибров (16 CRH). Подобная мера, в сочетании с уве­личением веса заряда на 13% (с 245 до 277 кг) позволяла обеспечить дальность стрельбы до 38000 м (205 кб) при угле возвышения 45°.

Позиция для первого из этих шести орудий была оборудована около Каттестрата, за­дача его заключалась в обстреле Дюнкерка и Поперинге. Установка была подготовлена к стрельбе 10 апреля 1915 г. и открыла огонь 27 апреля. Некоторые детали её устройства подверглись усовершенствованию уже в ходе изготовления, в результате чего существен­но ускорилось вертикальное наведение, а угол горизонтальной наводки возрос до 72°. Поворот установки осуществлялся посредством четырёх розмахов, вращаемых дружны­ми усилиями 16 человек орудийной прислуги. Достигаемая подобным образом скорость горизонтального наведения составляла 30° в минуту. Еще 16 человек вращали два отдель­ных розмаха, сообщая орудию требуемый угол вертикального наведения. Скорость стрельбы составляла примерно один выстрел в минуту при угле вертикальной наводки в пределах 0-10°.

Остальные пять установок были возведены в течение 1915 г. на различных позициях для обстрела ряда целей на Западном фронте. Позиции для ведения огня в Куси-ле-Шато, Сан-Илер и др., имели железобетонные основания, на которых угол горизонтальной на­водки увеличивался до 144°. На конец 1915 г. в строю или постройке находилось уже во­семь бетонных оснований.

Некоторые их этих орудий защищались от ударов с воздуха стальными прикрытиями, смонтированными на вертикальных стойках. Однако вскоре от подобных крыш при­шлось отказаться, поскольку они только демаскировали местоположение установок для самолётов-разведчиков противника. Впоследствии их прикрыли широко раскинутыми проволочными сетями, что оказалось намного более действенной защитой.

Монтаж 15745 орудийных установок на железобетонных фундаментах требовал об­ширных приготовлений, занимающих в каждом отдельном случае порядка шести недель. Когда потребность в подобной оборудованной позиции миновала, огромные затраты на её обустройство оказывались выброшенными, поскольку и железобетонные массивы, и встроенные металлические закладные детали, и многое другое приходилось оставлять. Огневые позиции включали также убежища для защиты личного состава от артиллерий­ского огня, хорошо оснащённые погреба боезапаса с их механическим оборудованием и прочие устройства. Подобные широкие работы по устройству позиций были оправданы только в случае, если орудия развёртывались на них на продолжительное время. Необходимость частого перемещения сверхтяжёлых дальнобойных орудий применительно к из­менению боевой обстановки делала, таким образом, широкое строительство их новых по­стоянных железобетонных позиций неактуальным.

 

Установки на стальных сборно-разборных основаниях

 

Задача повышения мобильности стационарной тяжёлой артиллерии была решена фир­мой "Крупп" путём создания сборно-разборных стальных оснований, которые могли от­носительно быстро возводиться в требуемом месте и также быстро демонтироваться по мере минования надобности. Заказ на два первых сборно-разборных основания для 15" орудий был выдан компании весной 1916г. Основание состояло из центрального узла, не­сущего поворотный штыр установки, и из кругового сектора наведения, представлявше­го собой фрагмент дуги окружности, соединявшегося с центром посредством радиальных балок. Это основание могло набираться из двух, четырёх, шести или восьми подобных ба­лок, так что угол горизонтальной наводки в этом случае изменялся в пределах от 33° до 360°. Два первых передвижных основания из заказанных имели по четыре радиальных балки, и сектор горизонтальной наводки каждой из них составлял по 132°. Третья подоб­ная установка была заказана в сентябре 1916 г. и смонтирована впервые в ноябре 1916г. на огневой «позиции №Х1» у Эпеи. Все эти установки интенсивно и с большим успехом использовались в течение 1917 г. на Западном фронте.98

В расчёт времени по возведению подобных позиций, монтажа на них орудий и их под­готовки к стрельбе были положены следующие соображения: прокладка железнодорож­ной ветки — десять дней с момента срезки первого дёрна, подвозка и монтаж 150-тонно­го козлового крана — три дня, отрывка котлована, планировка площадки -— 16 дней по­сле начала работ, установка орудия и подготовка его к стрельбе — 35 дней после начала всех работ. Для перевозки всего комплекта частей установки требовалось 38 железнодо­рожных вагонов. Монтаж производился под наблюдением трёх специалистов фирмы «Крупп», всю же неквалифицированную рабочую силу представляли солдаты.

Помимо этих 15" орудий, было изготовлено ещё одно орудие, обозначаемое в доку­ментах как «35/38см». Один из 15" расстрелянных стволов был переделан вставкой в его канал 14" нарезной внутренней трубы. Получившийся ствол был срезан у дула, посколь­ку требовалось отнесение его центра тяжести ближе к казенной части. В итоге ствол пере­деланного орудия имел длину лишь 37J5 калибров (13125 мм). Первоначально это орудие использовалось на «позиции №Х1» у Эпеи, затем было перевезено в мае 1917 г. на «пози­цию №ХШ» у Санкура и, наконец, в октябре 1917г. на «позицию №XIV» у Сайта. Ника­ких изменений в конструкции установки не потребовалось.

 

15" орудия на фландрском побережье

 

После оборудования германских баз подводных лодок во Фландрии береговая оборо­на этого района потребовала существенного усиления.100 В июне 1916 г. было принято ре­шение о возведении, в дополнение к уже существующей 11" батарее «Тирпиц» у Остенде, двух долговременных 15" батарей на железобетонных основаниях/Одну из них предпола­галось оборудовать у Якобинесса, другую у Маре. Для этого фирме «Крупп» выдали за­каз на пять установок, устройство которых отличались от уже существующих тем, что их станки имели увеличенный до 55° угол вертикального наведения (дальность стрельбы до­стигала при этом 47000 м), в то время как сами установки оборудовались броневыми при­крытиями толщиной 55 мм. Привода, для увеличения скорости наведения, выполнялись электрическими. Конструкция этих установок, созданных в стационарном исполнении, допускала их использование и на сборно-разборных стальных основаниях. Одна из новых установок, оснащенная станком с 55° возвышением, была установлена на четырехорудийной батарее «Дойчланд» В отношении трёх её других установок произошла некоторая за­держка, вызванная дальнейшим развитием взглядов на использование 15" орудий «байернов» в качестве основы новых артиллерийских систем для сверхдальней стрельбы по глу­боким тылам противника. Для их скорейшего окончания были переданы три готовых станка с 55°возвышением. Взамен на позиции у Остенде пошли три полученные с Запад­ного фронта установки со станками, допускающими угол возвышения в 45°. Одиночное орудие, установленное в Маре (также с 55° возвышением), позднее получило наименова­ние «батарея «Поммерн» в честь одноименного линкора-додредноута, погибшего со всем экипажем во время Ютландского сражения.

Оценивая использование тяжёлой артиллерии кайзеровских сверхдредноутов на при­морском направлении, нельзя не отметить всю продуманность данного шага германско­го командования. Установленные в системе береговой обороны, эти пять 15" орудий бы­ли равноценны, в случае прямой атаки с моря крупных британских надводных сил, по меньшей мере четырём эскадрам «байернов», готовых отразить нападение Гранд-Флита в прибрежных водах.

 

«Железнодорожно-позиционные» установки

 

Успех в создании сборно-разборных оснований для орудий крупных калибров, а так­же в разработке мобильных кранов для их монтажа привёл вопрос переброски тяжёлых артиллерийских систем на новые позиции в соответствие с требованиями момента. Одна­ко дальнейшее развитие обстановки на Западном фронте потребовало ещё большей мо­бильности тяжёлых орудий. Эта насущная потребность упиралась в трудности своевре­менного изготовления достаточного числа кранов для их сборки-разборки при перевозке с места на место.

В качестве одного из способов решения этой проблемы Морское министерство выдвинуло идею переброски орудий вместе с их станками при смене позиций на специ­альных многоосных железнодорожных транспортёрах. После перегона до избранной для открытия огня точки стальная рамная конструкция, на которой покоилась качаю­щаяся часть орудия вместе с механизмами наведения, поднималась домкратами над же­лезнодорожными тележками, которые после этого отгонялись в стороны, а само орудие со станком и несущей рамой опускалось затем на заблаговременно подготовленное же­лезобетонное основание. Полигонные испытания, проведенные фирмой «Крупп», поз­волили убедиться в том, что в целом эта конструкция оказалась вполне пригодной для запуска в серию. При этом съёмные балки-упоры, размещённые по сторонам несущей рамы, продемонстрировали такую жёсткость, что допускали ведение огня из орудия, даже когда вся установка стояла на рельсах, хотя полный вес качающейся части (15"/45 орудие со станком) достигал 105 т. Итоговый проект установки, способной вести огонь как с пути (при угле возвышения не свыше 17°), так и с заранее подготовленного для неё основания, получил обозначение «железнодорожно-позиционное орудие» («Eisenbahn-und Bettungs-Geschutze»). Опытные стрельбы, проведенные в декабре 1916 г. в Men-пене под наблюдением Артиллерийской комиссии Прусской армии, завершились пол­ным успехом.

Всего на вооружение кайзеровской армии поступило семь «железнодорожно-позиционных орудий» калибра 15", из числа предназначавшихся первоначально для линкоров класса «Байерн», которые были сведены в батарею «Макс». Ещё восемь установок (бата­рея «Вотан») были начаты изготовлением, но не успели войти в строй к моменту подпи­сания перемирия в ноябре 1918г. Установки батареи «Вотан» по конструкции были двух типов. Четыре из них изготавливались по оригинальному проекту, а остальные, хотя и планировались при поставке оснастить 15"/45 стволами «байернов», должны были полу­чить станки допускающие установку орудий калибром до 18" включительно. Помимо этого установки второй серии имели существенно увеличенный угол возвышения и мог­ли вести огонь на наибольшем угле прямо с рельс. В соответствии с этой задачей их кача­ющаяся часть была сконструирована уравновешенной относительно цапф. Позднее выяс­нилось, что даже при перенесении оси цапф ближе к казённой части эта последняя при вы­стреле под влиянием силы отдачи выходила за предел габарита несущей рамы транспор­тера на предельном угле возвышения. Для устранения этого явления потребовалась неко­торая доработка уже существовавшего корабельного станка 15" орудия. В модифициро­ванном варианте ствол орудия накатывался в начальное положение посредством добав­ленного в конструкцию подрессоренного пневмоциллиндра (этот пружинный пневмонакатник получил название «уравнитель»). Установки «железнодорожно-позиционных ору­дий» обеих серий оснащались станком, позволяющим придавать орудию угол вертикаль­ного наведения до 55° (при условии стрельбы с железобетонного основания), дальность действия достигала при этом 47000 м.

 

Тяжелые стационарные батареи Западного фронта созданные на основе 15”/45 орудий линкоров класса «Байерн»

Номер батареи

Место расположения

Тип основания

Сектор обстрела, град.

Дата ввода встрой

Дата вывода из строя

Армия

Примечание

А1

Сорель-Ферм

железобетон

30

февр. 1915 февр. 1916

авг. 1915

сент. 1917

V

стволы не устанавливались

А2

Луазон

железобетон

36

февр. 1915 февр. 1916

авг. 1915

июль 1918

V

 

I

Катгестрат

железобетон

72

апр. 1915

ноя. 1915

IV

 

II

Куси ле Шато

железобетон

144

май 1915

ноя. 1915

VII

 

III

Сен-Илер-ле-Петит

железобетон

144

май 1915 апр. 1916

янв. 1916

ноя. 1916

III

стволы не устанавливались

IV

Спинкур

железобетон

144

сент. 1915

янв. 1917

V

 

V

Сайт

железобетон

144

сент. 1915 ноя. 1917* янв. 1918

авг. 1916

дек. 1917*

июль 1918

VI

*с 35/38 стволом

VI

Гудинген

железобетон

144

дек. 1915

март 1917

А.А.А.

 

VII

Циллихейм

железобетон

144

дек. 1915

ноя. 1916

А.А.В.

 

IX

Семид

железобетон

180

май 1916

март 1917

III

 

XI

Эпеи

стальная конструкция

132

ноя. 1916

февр. 1917

I

ствол 35/38

XIII

Санкур

стальная конструкция

132

апр. 1917А июнь 1917* фев.1918*

май 1917А

июнь 1917*

апр. 1918*

VI

II

II

*ствол 35см/45

*ствол 35/38

*ствол 15"/45

XIX

Сен-Андре

железобетон

360

апр. 1918 авг. 1918 сент. 1918

май 1918

авг. 1918

окт. 1918

VI

 

XX

Мюрхин

железобетон

360

март 191 8 июль 1918

июнь 1918

авг. 1918

VI

 

XXI

Гульзен

железобетон

360

март 191 8

май 1918

XVII

 

XXII

Серу-Ферм

железобетон

360

март 1918

апр. 1918

XVIII

 

XXIV

Эгинье

стальная конструкция

132

май 1918

авг. 1918

II

взорвана при отступлении

XXVI

Авесне

стальная конструкция

360

май 1918

июль 1918

XVII

 

XXVII

Сайфин

стальная конструкция

360

июнь 1918 июль 1918 июль 1918

июнь 1918

июль 1918

сент. 1918

VI

 

XXVIII

Стаденберг

стальная конструкция

33

июнь 1918

окт. 1918

IV

незакончена, взорвана при отступлении

XXIX

Стаден

стальная конструкция

360

окт. 1918

окт. 1918

IV

незакончена, взорвана при отступлении

XXX

Гудинген

железобетон

144

июль 1918

окт. 1918

XIX

стволы не поставлены

XXXIII

Готревиль

стальная конструкция

360

июль 1918

июль 1918

I

 

XXXIV

Безу-Сен-Жермен

стальная конструкция

360

июль 1918

июль 1918

VII

незакончена

Примечание. Помимо этих батарей были запланированы, но не построены, 15" батареи у Ильфура (№ VIII), Вервиха (№ X), Бапома (№ XXXV), Борильона (№ XXXVI), Вовиля (№ XXXIX), Гамона (№ ХХХХ) и Гиффельфингена (№ XXXXI).

 

Пушки «байернов» бомбят Париж

 

Орудия кайзеровских сверхдредноутов послужили основой ещё для одной импровиза­ции, снискавшей шумную славу германской артиллерии периода Первой мировой войны. Несколько 15" стволов были переделаны для ведения сверхдальней стрельбы по целям, находящимся в далеком тылу союзников и отстоявшим на сто и более километров от ли­нии фронта. Для этого в ствол 15" орудия вставлялась дополнительная внутренняя труба, которая выступала за его дульный срез на 12,9 м, так что полная длина новой артилле­рийской системы возрастала до 30 м. Калибр полученного таким образом орудия состав­лял 21 см. Достижение запланированных высоких характеристик по дальности требовало резкого увеличения начальной скорости снаряда. Этого достигли в основном за счёт по­вышения давления в каморе, что вызывало интенсивный разгар канала ствола, живучесть которого не превышала 50 выстрелов. По достижении порога выгорания орудие отводи­лось в тыл, где его в заводских условиях рассверливали до 24 см и нарезали вновь, а по­сле износа в продолжение последующих 50 выстрелов — ещё до 26 см. Суммарная живу­честь орудия достигала, таким образом, 150 выстрелов. Общая теория сверхдальней стрельбы была разработана в 1916г. доктором Эберхардом и заключалась в том, что тра­ектория выпущенного под значительным углом (до 55°) снаряда в основном пролегала в стратосфере, разреженный воздух которой обладал минимальным сопротивлением. Дальность действия спроектированного профессором Розенбергом и адмиралом Рогге орудия составляла до 140 км.104 Общее количество переделанных в орудия для сверхдаль­ней стрельбы пушек «байернов» составило семь стволов. Действовали они с заблаговре­менно подготовленных железобетонных оснований и перевозились по железной дороге на специальных транспортёрах, созданных на основе аналогичной конструкции для уже опробованных 15"/45 артиллерийских систем. Всего для сверхдальнобойных пушек было построено три таких транспортёра.

23 марта 1918 г. одно из этих орудий произвело первую стрельбу (21 выстрел) по Па­рижу, остававшемуся, несмотря на близость фронта, крупнейшим политическим, админи­стративным и военно-промышленным центром Франции. Прямой урон был не так велик — 15 убитых и 36 раненых, но моральный эффект оказался колоссальным — тысячи жи­телей французской столицы в панике бросились на вокзалы, пытаясь найти спасение от неведомого врага за её пределами. Орудие в составе батареи из трёх установок находи­лось глубоко в германским тылу, в лесу между городками Лан и Ла-Фер, в 126 км к севе­ро-востоку от Парижа. Французы с помощью авиаразведки довольно быстро установили местоположение этой батареи, но долго не могли предпринять никаких ответных мер. Наконец в ходе специальной операции им удалось с помощью морского 340мм/45 орудия линкора «Бретань», установленного на железнодорожный транспортёр и пододвинутого почти вплотную к линии фронта, вывести из строя одно из новых германских сверхдаль­них орудий. Однако это мало помогло — остальные «парижские пушки» продолжали тер­роризировать артналётами французскую столицу вплоть до середины августа 1918 г.

Поскольку на таком огромном расстоянии орудия имели значительное рассеивание (как боковое, так и по дальности), о точном поражении стратегических целей на дальних дис­танциях не могло идти и речи, так что с военной точки зрения новое оружие не принесло никаких выгод. Огромные расходы на его изготовление, обновление и содержание делали его весьма затратным и экономически. Однако политический эффект применения сверх­дальнобойных пушек, превратившихся в оружие устрашения, оказался колоссальным. По словам известного отечественно конструктора тяжёлых артиллерийских установок А.Г.Дукельского «весь артиллерийско-технический мир был ошеломлён этими обстрелами».

Так замкнулся круг — орудия «байернов», изначально созданные для решения судьбы генерального морского сражения в противоборстве бронированных армад германцев и англичан на борту мощных линкоров, превратились в весьма действенное сверхоружие на сухом пути. Возможно, именно успех «парижских пушек» весной-летом 1918 г. привёл к созданию чудовищной «Доры» двадцать лет спустя...