Французский след

К концу 90-х гг. тип броненосного крейсера - как "защитника", так и "истребителя торговли" - быстро метаморфизировал в направлении совершенствования его эскадренных качеств в ущерб крейсерским. Законодателем этого течения стал флот Франции. Для лучшего понимания того, насколько полным было влияние его типа броненосного крейсера последней декады ХГХ столетия на итоговую конструкцию "Баяна", следует кратко рассмотреть эволюцию и основные технические особенности французских предшественников русского заказа.

С начала 90-х гг. Франция приступает к интенсивной постройке крейсеров с броневой защитой ватерлинии, однако этот шаг предпринимается под влиянием совершенно иных соображений, чем за 20 лет до этого в России. Развивая тип лёгкого крейсера в качестве угрозы английским торговым путям, во Франции к концу 80-х гг. пришли к выводу о том, что совершенствование фугасных снарядов и увеличение калибра скорострельных орудий до 6" стремительно девальвируют смысл безбронного боевого корабля. Морские специалисты Третьей республики склоняются к необходимости разработки типа крейсера с возможно более полной, хотя и тонкой, броневой защитой, вполне достаточной против фугасных снарядов среднего калибра. Основным аргументом этих выводов стали итоги опытного расстрела старого броненосца "Белликез" новыми мелинитными снарядами (1886), проведённые в министерство основателя "Молодой школы" адмирала Т.Оба. Они подтвердили крайнюю опасность причиняемых такими снарядами разрушений в незащищённом борту. Однако этот же опыт доказал, что при наличии хотя бы 100мм брони среднекалиберный фугасный снаряд разрывается о неё при ударе, оставляя весь эффект разрыва снаружи. Итогом эксперимента с "Белликезом" стало решение о необходимости возврата к полной броневой защите борта, за 30 лет до этого применённой на первом броненосце де Лома "Глуар".

Первым практическим воплощением этого взгляда на роль броневой защиты крейсеров стал "Дюпюи де Лом", заложенный в середине 1888 г. и спущенный в октябре 1890 г. При водоизмещении 6700 т он имел ход в 20 уз и вооружение из 6 164мм орудий в одиночных башнях по три в оконечностях и двух 194мм, также в отдельных бортовых башнях, по каждому борту в середине корпуса. Однако наиболее примечательной особенностью проекта стала его система защиты. Борт крейсера от отметки 1 м ниже ватерлинии до верхней палубы (т.е. на высоту 5 м) бронировался стальными плитами Крезо в 100 мм. Сильно выгнутая вверх броневая палуба в 40 мм простиралась вдоль всего корпуса, упираясь у бортов в нижнюю кромку бортовой брони и возвышаясь над ватерлинией у диаметральной плоскости лишь чуть-чуть. Под ней над машинно-котельными отделениями проходила отражательная палуба; пространство между обеими палубами отводилось под угольные ямы. За бортовой бронёй вдоль ватерлинии шёл коффердам шириной 0,8 м, заполненный целлюлозой. Промежуток между коффердамом и внутренней продольной переборкой также заполнялся углем. Создатель крейсера Луи де Бюсси впервые наделил своё детище трёхвальной двигательной установкой (правда, несколько экстравагантной: средняя машина тройного расширения была вертикальной, в то время как обе бортовые - горизонтальными), впоследствии ставшей общепринятой для всех серий французских броненосных крейсеров начиная с середины 90-х гг. Последними "фирменными" отличиями "Дюпюи де Лома" были сильно, как и на современных ему броненосцах, заваленные внутрь борта, чрезвычайно выдающиеся, наподобие таранов, оконечности, а также две боевых мачты-"минарета", усеянные 47мм "противоабордажными" скорострелками.

"Дюпюи де Лом" произвёл сильное впечатление на современников, что же касается французского флота, то он получил очень удачный образец бронированного быстроходного "истребителя торговли" с мощной артиллерией и надёжной защитой. Этот крейсер представлял собой значительный шаг вперёд по сравнению с прежними броненосными крейсерами с низкими поясами, перекрытыми плоской броневой палубой, копирующими (в уменьшенном масштабе) защиту тогдашних броненосцев.

На родине вера в достоинства нового образца кораблестроительной мысли оказалась столь велика, что не дожидаясь спуска на воду "Дюпюи ле Лома" французы приступили к постройке целой серии броненосных крейсеров из четырёх единиц класса "Амираль Шарнэ" ("Брюи", "Шанзи", "Латуш Тревиль"). При численно той же артиллерии они были меньше по размерам и водоизмещению (4700 т), имели ход 19 уз и защиту борта 90мм бронёй (поверх 20мм рубашки) только до средней палубы, на которой вдоль борта стояли 6 140мм орудий в одиночных башнях. Броневая палуба имела толщину 40мм в средней части и 45 мм вдоль бортов.

В начале 1893 г., также ещё до окончания постройки "Дюпюи де Лома", во Франции был заложен одиночный броненосный крейсер "Поту", исполняемый компанией "Форж э Шантье", спустя несколько лет взявшейся за постройку "Баяна". При водоизмещении около 5500 т и скорости хода 19 уз "Поту" имел одну интересную особенность в части распределения его бронирования, в связи с чем некоторые специалисты были склонны считать его скорее крейсером бронепалубным, нежели броненосным: его полный, от штевня до штевня, пояс имел толщину лишь 60 мм (высотой, как и на "Шарнэ", только до средней палубы), в то время как броневая палуба была 45[мм в средней (плоской) части и 85 мм в покатой, у бортов. Однако если принять во внимание, что вместо прежних обычных закалённых стальных плит ватерлинию "Поту" прикрывали плиты легированной (никелевой) стали, то совершенно очевидно, что в части вертикальной бортовой защиты новый крейсер не уступал своим предшественникам. Вся его артиллерия была установлена на верхней палубе, а количество 140мм орудий увеличилось до 10.

Все пять ближайших потомков "Дюпюи де Лома", сохраняя основные качества прототипа, плавно совершенствовались в деталях. Так, в части размещения артиллерии и "Амираль Шарнэ", и "Поту" были сходны и обрели черты, классические для всех последующих французских броненосных крейсеров: более тяжёлые 194мм орудия в башнях в оконечностях (для развития более сильного огня при погоне и на отходе), основные 140мм - по отдельности вдоль бортов. "Поту" уже не нёс боевых мачт-колонн, уступивших место лёгким мачтам шестового типа с небольшими марсами для наблюдателей, что позволило существенно улучшить остойчивость, а заодно благотворно сказалось и на силуэте, впрочем, по-прежнему довольно "плотном".

Успех этих крейсеров, по словам известного историка кораблестроителя У. Хов-гарда, "снова оживил идею замены броненосцев крейсерами". Активным приверженцем этой идеи являлся адмирал Ф.-Э. Фурнье, директор Высшей военно-морской школы, наиболее авторитетный французский морской теоретик 90-х. Он утверждал, что тип броненосного крейсера умеренного водоизмещения (5-6 тыс. т) показал себя как пригодный не только для истребления неприятельской морской торговли, но и как грозный противник всех лёгких и бронепалубных крейсеров гораздо большего водоизмещения.

Триумф "Дюпюи де Лома" вызвал в Англии настроения, близкие к паническим. Морские деятели страны, всецело зависящей от ввоза извне, наперебой сетовали на беззащитность Британии от кораблей, подобных новым французским броненосным крейсерам. Фрагмент выступления адмирала Т. Саймондса в "Марин Инжинир" свидетельствует о фобиях той поры:
"Наши крейсера не соответствуют своему назначению быть стражами нашей обширной империи и охранять наши драгоценные запасы продовольствия, угля и других необходимых предметов торговли. Крейсера слишком малы по величине, слишком широки по отношению к длине, носят в себе чересчур мало топлива и очень ограничены в числе. "Блэйк" и "Блэнхейм", наши два лучших крейсера, должны быть сравнительно тихоходны на неспокойной воде. Такой недостаток я приписываю отчасти постановке слишком тяжёлых орудий на наших крейсерах и полагаю, что отношение длины к ширине французских крейсеров более выгодно. Их крейсер "Дюпюи де Лом" при длине 376 фут имеет ширину 51,5 фут, или на 13,5 фут менее, чем на крейсерах "Блэйк" и "Блэнхейм", хотя французский крейсер обшит бронёй!".

Однако успехи в создании быстроходных бронированных единиц по типу "Дюпюи де Лома" внезапно сказались на ближайшем будущем французского броненосного крейсеростроения самым противоположным образом. Вполне в духе наиболее радикальных идей "Молодой школы" 80-х Морское министерство вдруг увлеклось созданием крупных бронепалубных крейсеров 1-го класса. Через полтора года после закладки "Поту" в Ла-Сен был начат постройкой 8000-тонный "ДчАнтракасто" с двумя 240мм орудиями в одиночных башнях в оконечностях и 12 140мм пушками в казематах по бортам. Этот 19-узловый "истребитель торговли" во всём походил на свои предшественники - броненосные крейсера, за исключением того, что совершенно не имел поясного бронирования, а защищался 55мм броневой палубой (100 мм на скосах). Через год, в октябре 1895 г., был начат постройкой ещё один большой бронепалубный крейсер - "Гушен" (8000 т), а ещё через полгода - "Шаторено" (7900 т). По виду оба этих "коммерческих рейдера" воспроизводили крупные океанские лайнеры, однако так никогда и не развили сопоставимого с ними хода и оказались слишком дороги для борьбы с обычными тихоходными грузовыми пароходами, "не годясь ни на что большее, кроме успешного ухода от настоящего боевого корабля". Оба они несли по 2 164мм орудия в оконечностях, по 6 140мм пушек по бортам и защищались сильно выпуклой броневой палубой, как и на "Д'Антракасто". Об этих двух кораблях говорили, что они во всём, вплоть до толщины брони и обводов корпуса, повторяли американские "Колумбию" и "Миннеаполис".

Все эти амбициозные бронепалубные "истребители торговли" вызвали сильное негодование в Парламенте и прессе. Пришедший к руководству Морским министерством в мае 1896 г. адмирал Беснар немедленно распорядился перепроектировать второй крейсер типа "Д`Антракасто" в броненосный, но не смог воспрепятствовать началу постройки четвёртого, последнего, большого бронепалубного рейдера - 5600-тонного "Журьен де ла Гравьер". В отличие от двух своих ближайший предшественников он был меньше по водоизмещению и скорости (23 уз против 24), но нёс, более мощное вооружение - 8 164мм орудий. Крейсер отличался облегчённым набором корпуса и очень сильно вибрировал на полном ходу. Оппозиция дорогостоящим экспериментам "Молодой школы" достигла апогея и, сделав труднообъяснимый зигзаг, французское крейсеростроение вернулось на прежний курс. Во исправление ситуации последних лет в Тулоне в октябре 1896 г. - почти через 4 года после закладки "Поту" - началось строительство броненосного крейсера "Жанна д'Арк", которому было суждено стать точкой отсчёта второго поколения французских броненосных крейсеров - гораздо более крупных, быстроходных и сильных. При водоизмещении свыше 11 тыс. т новый броненосный крейсер нёс мощное вооружение из двух 194мм орудий в одиночных башнях в оконечностях и 14 140мм пушек по бортам. 36 котлов Дю Тампля, работавших на три главных вертикальных механизма тройного расширения, развивали 33000 л.с, что должно было сообщать крейсеру ход в 23 уз. Корабль обладал большой автономностью, его, полный запас угля составлял без малого 2000 т, а дальность плавания достигала 13500 миль. В части защиты было продолжено развитие схемы "Дюпюи де Лома" - крейсер имел полностью бронированный борт: толщина его в середине у ватерлинии составляла 150 мм, уменьшаясь к оконечностям до 75 мм, между средней и нижней палубой корабль бронировался от носа до кормы 75мм плитами, а между средней и верхней - плитами в 40 мм. Главный пояс перекрывался по верхней и нижней кромкам броневыми палубами в 40 и 50 мм соответственно, пространство между которыми дробилось на мелкие отсеки. Примечательной особенностью компоновки было размещение машин в середине корпуса, а котлов к носу и корме от них (как на современных ему итальянских броненосцах), что придавало крейсеру необычный облик с шестью большими дымовыми трубами, сдвинутыми к мачтам. По размерам и водоизмещению "Жанна д`Арк" сравнялась с линейными кораблями и, несмотря на неудачу с развитием контрактного хода (не удалось преодолеть отметку в 22 уз), вполне отвечала задаче истребления английских бронепалубных крейсеров -"защитников торгового судоходства" - но была слишком слаба для линейного боя совместно с броненосцами, чему не отвечала ни её артиллерия, ни броневая защита.

После "Жанны д`Арк" темпы закладок новых французских броненосных крейсеров нарастают лавинообразно. В 1898 г. были начаты постройкой сразу шесть новых единиц двух серий - "Монкальм", "Гудон" и "Дюпти Туар" по 9400 т и "Клебер", "Дюпле" и "Дезо" по 7500 т. В части расположения артиллерии первые три крейсера следовали в русле идеи "Жанны д"Арк" с 194мм орудиями в одиночных башнях в оконечностях и 8 164мм пушками по бортам, в то время как трио "клеберов" стало труднообъяснимым откатом к ромбической схеме десятилетней давности: 8 164мм пушек помещались в четырёх парных башнях в носу, корме и по бортам. Эти корабли также различалась толщиной пояса по ватерлинии (150 мм у "Мокальма" и 100 у "Клебера"), но были сходны по компоновке и типу бронирования. Все они имели ход в 21 уз.

В развитие типа "Монкальм" в 1899-1900 гг. были начаты постройкой пять единиц серии "Глуар" ("Конде", "Сюлли", "Марсельез" и "Амираль Об") по 9900 т, также с ходом 21 уз. Самой их примечательной чертой было смешанное казематно-башенное расположение 164мм орудий, из которых 4 размещались в отдельных башнях по бортам в середине корпуса, а ещё 4 - в отдельных казематах на средней и верхней палубе.

Всем французским броненосным крейсерам 90-х гг. XIX столетия присущ ряд общих черт. Артиллерийская часть избегла больших колебаний. После "Дюпюи де Лома" одиночные 194мм орудия располагались в оконечностях, а 140мм (впоследствии 164мм) - в середине. Начиная с "Монкальма" на всех кораблях в дополнение к основному вооружению начинают устанавливаться по 4 100мм пушки (на "глуарах" по 6). В начале 90-х гг. тип бронирования крейсеров, установленный "Люпюи де Ломом", кардинально отличался от защиты тогдашних французских эскадренных броненосцев с их чрезвычайно толстыми броневыми поясами по ватерлинии, перекрытыми низкой, слегка выгнутой броневой палубой. На линкорах сохранялась тенденция прикрытия небольшой части корпуса особо толстой бронёй, непробиваемой самыми крупными снарядами. На броненосных же крейсерах проводилась в жизнь идея прикрытия наибольшей поверхности борта бронёй такой толщины, которая была достаточна против всех фугасных снарядов. Однако дальнейший прогресс в броневом деле, последовавший в середине 90-х с введением поверхностно-упрочнённой брони (сначала по методу Гарвея, затем Круппа), позволил при сохранении той же толщины вертикальной защиты повысить её устойчивость в 1,5-2 раза и давал броненосным крейсерам определённые шансы при столкновении с броненосцами, особенно при численном превосходстве. Поэтому французские броненосные крейсера второго поколения, начатые постройкой с середины 90-х гг., постепенно утрачивают функцию хорошо защищенных "истребителей торговли", и от серии к серии всё более прибавляют в своих эскадренных качествах, неуклонно сближаясь с современными им линкорами. В итоге через 10 лет, к середине 900-х гг., различие, при практически равном водоизмещении, свелось к разнице в калибре крупной артиллерии и толщине брони, превосходство в которых осталось за эскадренными броненосцами, в то время как броненосные крейсера имели преимущество в ходе на 3-4 узла. Принципы же размещения артиллерии и брони на обоих типах кораблей стали тождественными.

Толщина поясного и палубного бронирования и рубашки за бронёй французских броненосных крейсеров
  Проект Толщина брони, мм Водоизмещение Вес брони
  Пояс Палуба мт мт (%)
«Дюпюи де Лом» 1887 100+2x10 20+2x10 6676 1390(20,82)
«Амираль Шарнэ» 1890 92+2x9 40+2x7,5 4700 1200 (25,53)
«Поту» 1893 120+2x10 35+2x7,5 5370 1124(20,93)
(Толщина собственно броневой преграды плюс количество и толщина слоев рубашки) Источники: A.Croneau. Construction Practique des Navires de Guerre. - Paris, 1894. T. II. с 88. All the World's Fighting Ships. - London: Conway Maritime Press, 1979. pp. 303-304.

Известный кораблестроитель В.П. Костенко писал по этому поводу: "Броненосные крейсера в процессе эволюции отошли от исходных установок - служить средством для ведения крейсерской войны и приобрели самостоятельное тактическое значение кораблей линейного боя, на которых недостаток защиты и мощности артиллерии восполняли значительным преимуществом хода. Броненосным крейсерам стали присваиваться особые задачи производства глубокой разведки с боем в качестве авангарда главных сил, уничтожение подбитых кораблей, нанесение быстрого удара по противнику в его слабом пункте, самостоятельные экспедиции, наконец, поддержка броненосцев при отступлении. Все эти новые тактические задания, а также ряд возможно других подняли значение броненосных кораблей в качестве самостоятельного элемента в составе боевых сил флотов... В создании ядра боевого французского флота из однотипных броненосцев и броненосных крейсеров заключалась определённая тактическая идея комбинированного удара, основанного на двух группах кораблей, из которых одно соединение обладало мощностью артиллерии и надёжной защитой, а другое - быстротой маневрирования при достаточном вооружении и защите".

Все вышеперечисленные французские броненосные крейсера были спроектированы до разработки компанией "Форж э Шантье" проекта "Баяна" и поэтому идеи, заложенные в них, не могли не оказать влияния на концептуальную компоненту русского заказа.

Тактико-технические характеристики французских броненосных крейсеров,
заложенных в 1888-1900 гг.
             
Название серии (количество единиц) Дата постройки головного крейсера (закладка/вст. в строй) Водоизмещение, мт Размерения (длина : ширина : осадка) м Мощность механизмов, скорость хода, запас угля Артиллерия, торпедное вооружение Бронирование корпуса, мм
«Люпюи де Лом» июль 1888-1895 6676 110,00 : 15,70: 7,49 13000 л.с, 19,7 уз 1080 (наибольший) 2 194мм/45(М 1887) 8 164/45 (М 1887) 2 ТА борт 100 (стальная) палуба 40
«Амираль Шарнэ» (4) июль 1889-1894 4700 106,00: 13,97:6,00 8000 л.с, 19,0 уз 600 (наибольший) 2 194мм/45(М1887) 6 140мм/45(М1887) 4 ТА пояс 90 (стальная) палуба 40 (скосы 50)
«Поту» январь 1893-январь 1897 5370 110,00: 15,30 : 6,48 10000 л.с, 19,0 уз 640 (наибольший) 2 194мм/40(М 1893) 10 140мм/45(М 1887) 4 ТА пояс 60 (никелевая) палуба 40 (скосы 25)
«Жанна д'Арк» октябрь 1896-1902 11090 145,38: 19,40:8,10 33000 л.с, 21,8 уз 1970 (наибольший) 2 194мм/40(М 1893) 14 140мм/45(М 1893) 2 ТА пояс 150 (гарвеевская) палуба 66 (скосы 30)
«Монкальм» (4) апрель 1898-1902 9180 137,97 : 19,38 : 7,67 29600 л.с, 21,0 уз 1575 (наибольший) 2 194мм/40(М 1893) 8 164мм/45(М 1893/96) 4 100мм/45, 2 ТА пояс 150 (гарвеевская) палуба 55 (скосы 50)
«Клебер» (4) апрель 1898-1904 7600 130,00: 17,83 : 7,42 17500 л.с, 21,0 уз 1180 (наибольший) 8 165мм/45(М 1893/96) 4 100мм/45 2 ТА пояс 100 (гарвеевская) палуба 40 (скосы 70)
«Глуар» (5) сентябрь 1899-1904 10210 139,78 : 20,19: 7,57 21800 л.с, 21,5 уз 1565 (наибольший) 2 194мм/45(М 1893/96) 8 164мм/45(М 1893/96) 6 100мм/45, 2 ТА пояс 150 (гарвеевская) палуба 40 (скосы 45)
             
Для «Дюпюи де Лом», «Амираль Шарнэ», «Поту» и «Жанна д'Арк» - длина между перпендикулярами, для «Жанна д'Арк» и «Монкальм» - длина наибольшая,            
для «Клебер» и «Глуар» - длина по ватерлинии Таблица составлена по справочнику All the world's Fighting Ships 1860-1905. - London: Conway Maritime Press,            
1979. p. 303-306 с добавлениями по справочникам Brassey's Naval and Shippping Annual и «Боевые флоты» (ВКАМ) за 1890-1900 гг.            
             
Артиллерийские системы французских броненосных крейсеров, 1887-1896  
  Калибр, Вес орудия, Длина Вес снаряда, кг    
Модель мм кг в калибрах начальная скорость, м/с Серия-носитель  
194 ммМ 1887 194 10770 45 86/770 «Дюпюи де Лом». «Амираль Шарнэ»  
194 ммМ 1893 194 10770 40 86/770 «Поту», «Жанна дАрк», «Монкальм»  
194 мм М 1893/1896 194 12600 45 86/840 «Глуар»  
164 ммМ 1887 164,7 6700 45 52/765 «Дюпюи де Лом»,  
164 мм М 1893/1896 164,7 8200 45 52/865 «Монкальм», «Клебер», «Глуар»  
140 мм М 1887 138,6 6500 45 35/730 «Амираль Шарнэ», «Поту»  
140 мм М 1891/1893 138,6 6500 45 35/730 «Жанна д'Арк»  
             
Таблица составлена по. Е Gille. Cent Ans de Cuirasse Francais. - Nantes. Marines Edition, 1999 p. 154-155.