Крейсеру "Баян" в русском флоте была суждена короткая, но славная жизнь. В известной степени экспериментальный корабль, задуманный как "взламыватель системы тактических дозоров противника", крейсер блестяще проявил себя в дни Порт-Артурской страды, однако по стечению обстоятельств не участвовал в главном событии морской войны в Жёлтом море - сражении 28 июля, где его качества быстроходного бронированного разведчика должны были проявиться в полной мере.
Не выглядит преувеличением вывод о том, что крейсер, пройдя через тяжёлые бои кампании под Порт-Артуром, был очень щадим переменчивой военной судьбой. Примеров тому предостаточно. Во время внезапного нападения японских миноносцев на стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура русскую эскадру неприятельские торпеды поразили не "Баян", располагавшийся в первой линии крейсеров, а "Палладу" и стоявшие во второй линии "Цесаревич" и "Ретвизан". В сражении 27 января 1904 г. "Баян", наиболее далеко изо всех русских кораблей 1 ранга выдвинувшийся в направлении неприятеля, на какое-то время сблизился со всеми шестью японскими линкорами до 19 кб и несколько минут находился под их огнём, и лишь затем отвернул на 16 румбов и начал отход. За 5 минут крейсер получил около десятка тяжёлых снарядов и только его невероятному везению, а также надёжной броневой защите следует приписать то, что корабль отделался весьма легко: из 9 попаданий 6"-12" снарядами ни одно не было серьёзным, а потери оказались минимальными.
Подрыву крейсера на мине 14 июля 1904 г. также сопутствовало благоприятное стечение обстоятельств: взрыв произошёл за носовой группой погребов боезапаса, против первого котельного отделения, в котором к тому же не было паров. При этом переборки соседних отсеков успешно выдержали напор воды из затопленных помещений, а количество поступившей воды, хотя и немалое (около 800 т), не увеличилось. Очень кстати оказались и спокойная погода, и близость базы, и то, что повреждённый крейсер сразу получил возможность встать в док для ремонта.
Выход корабля из строя и постановка в продолжительный ремонт не позволили ему принять участие в сражении с японским флотом 28 июля 1904 г. Принимая во внимание удачную конструкцию "Баяна" и его высокий уровень защищённости, есть все основания полагать, что в случае выхода на прорыв вместе со всей эскадрой крейсер достойно проявил бы себя в этом бою.
Достойно сожаления и то, что так и не был осуществлён план прорыва "Баяна" из обречённой крепости в последние недели обороны Порт-Артура, хотя к этому командованием и экипажем корабля велась деятельная подготовка. Расчёты показывают, что решись русские на подобную операцию, крейсер имел определённые шансы добраться до Владивостока (порядка 1000 миль) или, на худой конец, интернироваться, подобно некоторым другим русским кораблям после боя 28 июля, в каком-нибудь нейтральном порту. Подобный исход артурской кампании "Баяна" был бы намного успешнее, чем его бесцельная гибель у Угольной стенки Восточного бассейна от огня японских осадных орудий.
И всё же самым большим разочарованием в славной истории "Баяна" является то, что этот крейсер был создан в единственном числе. В решительный момент пополнения военно-морских сил перед неизбежной схваткой с энергичным противником на Востоке большинство русских морских авторитетов, чьё мнение в декабре 1897 г. определило состав и качества кораблей, которым через несколько лет пред- стояло идти в бой, оказалось не на высоте. Этот теоретический просчёт тем более печален, что состав, типы и основные характеристики кораблей японской 10-летней программы пополнения флота, принятой в 1896 г., были уже хорошо известны. В ответ на её шесть больших броненосных крейсеров русские адмиралы в декабре 1897 г. решились обзавестись лишь единственным подобным. Даже 2 лишних "Баяна", сооружённые за цену "Аскольда", "Варяга", "Богатыря" и "Олега", стали бы неоценимым подспорьем для всей русской эскадры Тихого океана. Запоздалой реакцией на боевой успех этого крейсера стал последующий заказ во Франции и постройка в России по его проекту ещё трёх кораблей, которые, увы, в связи с бурным развитием в начале XX столетия морских вооружений, вступили в строй в начале 1910-х гг. безнадёжно устаревшими.
Так или иначе, славные деяния "Баяна" под Порт-Артуром с полным правом подтвердили репутацию этого корабля как одного из лучших 1-й Тихоокеанской эскадры. История этого крейсера красноречиво свидетельствует о том, что недостаточная прозорливость руководства при принятии стратегических решений, касающихся строительства вооружённых сил, дорого обходится нации. Это, к сожалению, справедливо во все времена.