Служба

 

Линейный корабль "Баерн"

 

18 марта 1916 г.— начало ходовых ис­пытаний.

31 мая 1916 г.— окончание ходовых ис­пытаний.

15 июля 1916 г.— корабль вступил в строй и вошёл в состав III эскадры Флота Открытого моря.

7-16 августа 1916 г.— временно назначен флагманским кораблём флота.

18-20 августа 1916 г.— участие в безре­зультатно окончившемся боевом выходе фло­та в северную часть Северного моря. При этом совместно с линкорами "Маркграф" и "Гроссер Курфюрст" вошел в "Быстроходную дивизию" в составе 1-й разведывательной группы (флагманский корабль линейный крейсер "Мольтке" ).

С 11 октября 1917 г. линкор участвовал в операции по захвату Моонзундских остро­вов, при этом 12 октября перед Соэлозундом у острова Эзель он подорвался на русской мине заграждения. Взрыв пришёлся по право­му борту у носового отделения бортовых торпедных аппаратов и вызвал взрыв 12 бал­лонов воздуха высокого давления. Корабль принял в носовые отсеки до первой 380-мм башни до 1000 т забортной воды и осел почти по якорные клюзы.

Временный ремонт с заводкой аварий­ного пластыря и установкой временных под­креплений провели в бухте Тага-Лахт. На пе­реходе в базу подкрепления сдали, и корабль вновь принял до 1000 т забортной воды. 31 октября 1917 линкор наконец прибыл в Киль, где уже 3 ноября был поставлен в док Воен­ной верфи. В ремонте он находился до 27 де­кабря 1917 г. В ходе этого ремонта торпедные аппараты носового отделения бортовых тор­педных аппаратов сняли, а само отделение разделили несколькими переборками. (Вскоре подобные работы выполнили и на "Бадене"). Кроме того, довели число 88-мм одноорудийных палубных зенитных артиллерийских ус­тановок до четырех.

15 апреля 1918 г. в устье реки Яде ко­рабль коснулся днищем грунта, но без суще­ственных повреждений.

23-24 апреля 1918 г. -- участие в после­днем боевом выходе Флота Открытого моря в море до параллели Ставангера (Норвегия).

С 23 сентября до октября 1918 г. линкор являлся флагманским кораблём 2-й эскадры.

21 ноября 1918 г., согласно условиям пе­ремирия, линкор совершил переход из Киля в Скапа Флоу, где был интернирован.

21 июня 1919 г. в числе других кораблей немецкой эскадры затоплен собственным эки­пажем в Скапа Флоу.

1934 г. - при первой попытке подъёма 18 июля всплывший на поверхность с глуби­ны 40 м корабль через 30 минут снова погру­зился в воду, окончательно он был поднят лишь 1 сентября.

1935 г. - - линейный корабль "Баерн" разделали на металлолом в Розайте.

 

Командиры линкора "Баерн"

 

1. Капитан 1 ранга Хан с марта 1916 г. по декабрь 1916 г.

2. Капитан 1 ранга Рохардт с декабря 1916 г. по август 1918 г.

3. Капитан 1 ранга Доминик Хуго с ав­густа 1918 г. по декабрь 1918 г.

4. Капитан-лейтенант Мейснер Альб­рехт с декабря 1918 г. по 21 июня 1919 г.

 

Линейный корабль "Баден"

 

13 октября 1916 г. - начало приёмных испытаний.

14 марта 1917 г. — после окончания при­ёмных испытаний вступил в строй как флаг­манский корабль Флота Открытого моря, сменив в этой роли линейный корабль "Фридрих дер Гроссе".

6-15 октября 1917 г. во время операции по захвату Моонзундских островов находил­ся в боевом дежурстве в Киле в составе ко­раблей группы прикрытия балтийских проли­вов на случай возможного прорыва на Балти­ку сил английского флота.

23-24 апреля 1918 г. -- участие в безрезультатно закончившемся боевом выходе флота в море до параллели Ставангера (Нор­вегия).

7 января 1919 г. согласно условиям пере­мирия по дополнительным требованиям со­юзников, корабль вместо недостроенного ли­нейного крейсера "Макензен" совершил переход из Киля в Скапа-Флоу, где был ин­тернирован.

21 июня 1919 г. экипаж совершил не удавшуюся попытку затопить корабль в Скапа Флоу. Англичане отбуксировали тонув­ший линкор на мелкое место, где он сел на грунт.

Июль 1919 г. — поднятый и осушенный линкор был переведён на верфь в Портсмут, где прошёл аварийный ремонт и подвергся тщательному изучению английскими специа­листами.

16 августа 1921 г. после интенсивного использования англичанами в качестве опытового корабля для испытаний артиллерийс­кого и минно-торпедного оружия, определе­ния эффективности немецкой системы над­водной и подводной конструктивной защиты был затоплен путём открытия кингстонов в районе на юго-восток от Портсмута в точке с координатами: 49°50'20"N; 2°21'20"W.

Вкратце эксперименты, проведённые ан­глийским флотом в 1921 г. на "Баден", све­лись к обстрелу линкора из 381-мм орудий мониторами "Террор" и "Эребус", которые выпустили по нему в общей сложности 31 снаряд различных типов. Для того чтобы со­кратить расход боезапаса и достичь попада­ний точно в назначенные точки корабля, стрельба велась с дистанции 5...1 каб. умень­шенными зарядами, подобранными таким об­разом, чтобы моделировать назначенные бо­евые дистанции. Требуемые углы встречи сна­рядов с обстреливаемым кораблём-целью до­стигались приданием ему соответствующих курсовых углов и углов крена. Поражающая скорость выпущен­ных мониторами снарядов мас­сой 871 кг с длиной головной ча­сти в два калибра (Так называемые снаряды "4crh", т.е. образующая головной части — ок­ружность радиусом 4 калибра, примерно соответствовали отечественным снаря­дам формы образца 1911 г.) составляла 472 или 421 м/сек, что имитировало боевые дистанции стрельбы 77,5 и 109 каб.

381-мм бронебойный снаряд при скорости 472 м/сек, ударив­ший под углом 18,5° к нормали в 350-мм лобовую плиту 380-мм ба­шенной артиллерийской установ­ки, пробил её, но не разорвался.

350-мм броня боевой рубки хорошо выдержала попадание такого же бронебойного снаряда, попавшего под углом 30° к нормали.

Ещё один бронебойный снаряд при ско­рости 472 м/сек пробил 250-мм броню верхне­го пояса цитадели, 30-мм продольную броне­вую переборку, 12-мм среднюю палубу и ра­зорвался в кожухе дымохода, пройдя внутри корабля 11,6 м. Броневые колосники были разрушены, и два главных котла получили повреждения.

Из нескольких снарядов, пробивших 170-мм вертикальную броню, наиболее при­мечательным оказался полубронебойный по­павший при скорости 420 м/сек под углом 42° к нормали в броню каземата 150-мм орудия, пробивший её и разорвавшийся на 170-мм плите барбета второй 380-мм башни. Часть броневой плиты барбета размерами 1,2 м х 0,9 м была выломлена, а башня заклинена. Без сомнения, этот снаряд вряд ли смог бы причинить какие-либо по­вреждения при попадании непосредственно в 350-мм броню барбета выше палубы полубака.

Из другой информации, полученной при испытаниях, наиболее важный пункт ка­сался необходимости увели­чения прочности крепления горизонтального бронирова­ния 380-мм башен.

На "Баден" также про­вели испытания прочности корабельных конструкций статическими подрывами авиабомб, уложенных на па­лубе полубака или площадках надстроек. Общее количество взорванных бомб равнялось пяти: одна 816-кг (1800-фун­товая), одна 240-кг (550-фун­товая) с тяжелым корпусом и три 236-кг (520-фунтовых) с лёгким корпусом.

Лишь 240-кг бомба си­лой своего взрыва проломи­ла 30-мм палубу полубака. 236-кг бомба, взорванная на 100-мм крыше четвёртой 380-мм башни, не нанесла ей су­щественных повреждений.

 

Командиры линкора "Баден":

 

1. Капитан 1 ранга Хардер с октября 1916 г. по ав­густ 1918 г.

2. Капитан 1 ранга Рейтцман с августа 1918 г. по но­ябрь 1918 г.

3. Капитан 3 ранга Отто Цирцов с ноября 1918 г. по 21 июня 1919 г.

 

Линейный корабль "Саксен"

 

Из-за условий военного времени постройка корабля существенно затянулась. На момент подписания перемирия с Антантой 11 ноября 1918 г. он, тем не менее, был готов на 90 %, и требовалось 9 месяцев работ до его полной готовности.

3 ноября 1919 г. согласно Версальско­му мирному договору предназначен к сдаче на слом.

1920 г. - продан на слом и в течение 1920-21 гг. разделан на металлом в Киле у Ар­сенального мола.

 

Линейный корабль "Вюртемберг"

 

На момент подписания перемирия с Антантой 11 ноября 1918 г. корабль был готов примерно на 83 % и требовалось 12 месяцев для его полной достройки.

3 ноября 1919 г. согласно Версальско­му мирному договору предназначен к сдаче на слом.

1920 г. - продан на слом и в течение 1920-21 гг. разделан на металлом в Гамбурге.