Заключение
Оценивая в целом немецкий линейный корабль типа "Баерн", нельзя не отметить, что этот корабль, безусловно, представлял собой один из самых мощных и боеспособных в мире дредноутов "доютландской" эпохи и великолепный образец самой передовой кораблестроительной технологии второго десятилетия минувшего века.
Но в силу целого ряда объективных и субъективных причин "Баерн" и "Баден" оказались все же "штучным товаром" (англичане за годы первой мировой войны пополнили свой флот десятью подобными кораблями!) и наивысшим достижением немецкой судостроительной промышленности эпохи кайзеровской империи.
По своим боевым возможностям они находились на уровне лучших английских кораблей своего класса, строившихся с ними в одно и то же время — линкоров типов "Куин Элизабет" и "Роял Соверен", а в части обеспечения живучести — существенно опережали своих английских аналогов.
Определённый интерес представляет попытка хотя бы "в первом приближении" сравнить вышеупомянутые корабли.
Английские кораблестроители в гораздо меньшей степени были связаны ограничениями, касавшимися размерений и водоизмещения проектируемых линейных кораблей, нежели их германские коллеги.
В основном, в этом смысле англичан беспокоили лишь габариты сухих доков в английских базах и портах, в то время как немцам требовалось, кроме того, учесть габариты Кильского канала и мелководных фарватеров их баз и портов на Северном море и на Балтике. Что же касается требования возможно большей идентичности во всём, кроме артиллерии главного калибра, линейных кораблей типов "Кёниг" и "Баерн" (очевидно, из соображений экономии средств), то, заметим, это сразу же делало последний из них кораблём, весьма далёким от оптимального.
Во-первых, это отразилось на выборе чрезвычайно облегченных 380-мм орудий с очень лёгким снарядом.
Во-вторых, полученные обводы не явились оптимальными с точки зрения ходкости.
В-третьих, толщина и распределение палубного бронирования уже не соответствовали требованию защиты хотя бы от пролома боевым снаряжением английского 381-мм фугасного снаряда. Это, пожалуй, все самые тяжёлые "камни", которые можно было бы "бросить" в сторону немецких кораблестроителей. В остальном немецкие линкоры выглядят просто превосходно на фоне своих английских противников.
Во-первых: их артиллерия всех калибров (в основном за счёт гильзового заряжания и клиновых затворов) обладала скорострельностью на 20-30% более высокой, чем у англичан, не говоря о повышенной живучести немецких артиллерийских систем. Конечно, английская 381-мм артиллерийская система обладала несколько большей мощностью, нежели немецкая 380-мм (например, немецкому 750-кг снаряду английское орудие своим рабочим давлением могло бы сообщить начальную скорость 835 м/сек ).
Однако английские 381-мм полубронебойные и фугасные снаряды не могли на боевых дистанциях проникать в целом виде через верхний и, тем более, нижний броневые пояса немецких линкоров, а бронебойные снаряды - через нижний пояс и броню немецких 380-мм башен. Бронирование казематов немецких дредноутов не пробивалось английскими полубронебойными и фугасными снарядами при курсовых углах менее 60°. Ничего подобного нельзя заявить на счёт английских линкоров, находящихся под огнём немецких 380-мм орудий. Будем помнить и о том, что английский бронебойный снаряд "доютландского" периода не шёл ни в какое сравнение с немецким! Англичане по опыту Цусимы делали ставку на полубронебойные и фугасные снаряды и жестоко ошиблись при этом!
В сравнении с английской немецкая система бронирования представлялась несравненно более совершенной и мощной. 330-мм нижние броневые пояса английских линкоров имели недостаточную ширину, а за счёт перегрузки кораблей уходили глубоко под воду. 152-мм верхние пояса англичан пробивались даже 305-мм немецкими фугасными снарядами (с донными взрывателями). Вертикальное бронирование и у немцев, и у англичан было одинаково недостаточным, тем не менее, немцев частично спасала в этом вопросе большая высота их вертикального бронирования.
Английская система подводной конструктивной защиты существенно уступала немецкой, хотя с использованием жидкого топлива англичане в этом вопросе находились в более благоприятном положении, нежели немцы. На немецких линкорах обращает на себя внимание то, что защитные угольные ямы протянулись вдоль бортов на протяжении всей цитадели! Такой практики не существовало более ни в одном флоте мира. Обычно угольные ямы защищали лишь районы котельных и, в редких случаях, ещё и машинных отделений линкоров с угольным отоплением. Трудно представить себе поистине нечеловеческий труд кочегаров на немецких дредноутах, транспортировавших уголь из ям в оконечностях к расходным ямам в районе котельных отделений.
Були, которые англичане с 1917 г. начали "приделывать" к бортам своих линкоров, оказались тоже "вещью в себе". Уже в годы второй мировой войны они доставили немало неприятностей королевскому флоту. Во-первых, при взрыве торпеды у борта затапливались большие объёмы расширительной камеры буля (который ещё и отваливался от борта, будучи непрочно закреплённым к нему). Стремительно нараставший крен приводил к уходу в воду портов 152-мм казематных артустановок и в итоге к опрокидыванию корабля. Примерно так погибли "Роял Оук" и "Бархэм", а также едва не погибли "Резолюшн" и "Малайя". Немецкие же корабли в обеих мировых войнах успешно выдерживали гораздо большее число взрывов мин и торпед.
Главная энергетическая установка немецких дредноутов, несмотря на то что это тоже были прямодействующие турбины Парсонса, была гораздо совершеннее и более живучей, нежели у англичан. Так, три немецких паротурбинных агрегата располагались в шести водонепроницаемых отделениях. Каждый агрегат, отметим, являлся автономным. У англичан же (как, впрочем, и на русских дредноутах) два турбинных агрегата размещались в трех отделениях одного главного водонепроницаемого отсека, а работали на четыре валолинии. Таким образом, при затоплении одного бортового отделения две валолинии выходили из строя. О затоплении ещё и отсека главных конденсаторов, располагавшегося дальше в корму и разгороженного продольной переборкой, командиры и механики старались вообще не думать.
В заключение следует сказать, что в тех конкретных условиях боевой обстановки, в которых оказался немецкий флот после начала первой мировой войны, его эскадры линкоров оказались малопригодными к боевому применению — при их недостаточной численности в условиях дальней английской блокады им катастрофически не хватало высокой скорости. А вот немецкие линейные крейсера оказались очень востребованы. В отличие от английских кораблей этого подкласса, это были быстроходные линкоры, у которых скорость покупалась за счёт сокращения числа орудий главного калибра, а не уменьшения толщины и площади бронирования, как у англичан.
Недаром немцы уже после начала войны заложили лишь один линкор, но семь линейных крейсеров, которые так и не достроили. Три последних из них, принадлежавшие к типу "Эрзац Йорк", практически представляли собой на треть увеличенный "Баерн" со скоростью до 27,3 узла! Но это уже совсем другая история...
Основные тактико-технические характеристики корабельных артиллерийских установок английских и немецких линкоров периода первой мировой войны
Образец орудия / установки |
15"/42 Мk I |
38 sm SKC/13 Drh LC/13 |
13,5"/45 Мk V |
12"/50 SКС/06 Drh LC/10 |
Страна |
Англия |
Германия |
Англия |
Германия |
Калибр, мм |
381 |
380 |
343 |
305 |
Масса орудия с затвором, кг |
101685 |
77500 |
77347 |
51850 |
Длина орудия, калибров |
43,36 |
45,0 |
46,36 |
50,0 |
Длина канала, калибров |
42,0 |
42,42 |
45,0 |
47,41 |
М асса снаряда, кг |
871 |
750 |
567/635* |
405 |
Начальная скорость снаряда, м/с |
731 |
800 |
777/759 |
855 |
М асса заряда, кг |
196 |
183 |
136 |
122 |
Расчётное давление, кг/см2 |
3150 |
3200 |
2835 |
3000 |
Живучесть, боевых выстрелов |
350 |
250 |
350 |
250 |
Число стволов башенной установки |
2 |
2 |
2 |
2 |
Масса вращающейся части, т |
874 - 894 |
870 |
640 |
520 |
Темп стрельбы, сек. |
30. ..60 |
26. ..53 |
30. ..60 |
20. ..45 |
Досягаемость, каб. |
151 |
112 |
119 |
118 |
Поражающее действие по крупповской сталеникелевой броне, мм |
||||
25 каб. |
61 8 |
620 |
497/505 |
490 |
50 каб. |
480 |
474 |
367/398 |
358 |
75 каб |
38 1 |
372 |
275/307 |
268 |
1 00 каб |
307 |
294 |
214/247 |
202 |
1 25 каб |
248 |
226 |
159/188 |
152 |
Примечание: *Здесь и ниже через "/" приведены сведения для лёгкого и тяжёлого бронебойных снарядов, имевшихся в боекомплекте английских 343-мм орудий
Тактико-технические элементы немецких и английских линейных кораблей программ 1912-1913 финансовых годов.
Корабль |
"Баерн" |
"Куин Элизабет" |
"Роял Соверен" |
Страна |
Германия |
Англия |
Англия |
Программа |
1913 г. |
1912 г. |
1913 г. |
Вооружение: |
|||
1 )Артиллерийское: установок х стволов — калибр, мм/ длина, калибров, (боекомплект, выстрелов) |
4x2—380/45(720); 16x1—149,1/50 (2560); 8 х 1—88/45 (2000) |
4x2—381/42 (800); 14x1—152/45 (1820); 2 х 1—76/50 (300) |
4x2—381/42 (800); 12x1—152/50 (1560); 8x1—76/50 (300) |
Досягаемость ГК, каб. |
111 |
122 |
122 |
Огневая производительность ГК, т/мин |
14,4 |
10,4 |
10,4 |
2)Торпедное: подводных торпедных аппаратов — калибр, мм (число торпед) |
5 600-мм (20) |
4 533-мм (20) |
4 533-мм (21) |
Конструктивная защита: |
|||
1)Бронирование: |
|
|
|
главный пояс, мм |
350 |
330 |
330 |
верхний пояс, мм |
250 |
152 |
152 |
казематы ПМК, мм |
170 |
152 |
152 |
палубы, мм |
30+30 |
25+25+25-37 |
25+25+25-37 |
скосы, мм |
30 |
25+25 |
25+25 |
башни ГК, мм |
350-100 |
330-110 |
330-110 |
рубка, мм |
350 |
280 |
280 |
Зона свободного маневрирования против бронебойного снаряда, каб: |
|||
английского 381 -мм 871 -кг |
от 86,1 до 110 |
— |
— |
немецкого 380-мм 750-кг |
— |
от 86,8 до 110 |
от 86,8 до 110 |
2)Подводная конструктивная защита: |
300 |
150 без булей; |
1 50 без булей; |
расчётная сопротивляемость в кг ТНТ |
|
250 с булями |
250 с булями |
Кораблестроительные элемента:
Водоизмещение, т: |
|
|
|
конструктивное |
28300 |
27432 |
26162 |
полное |
32100 |
30510 |
28417 |
наибольшее |
32300 |
33792 |
31628 |
Длина, м: |
|
|
|
наибольшая |
180,3 |
195,0 |
189,1 |
по ватерлинии |
179,4 |
193,4 |
187,3 |
Ширина, м |
|
|
|
наибольшая |
30,0 |
27,6 |
27,0 |
по ватерлинии |
30.0 |
27,6 |
27,0 |
Осадка средняя, м |
|
|
|
при полном водоизмещении |
9.30 |
9,42 |
9,14 |
при наибольшем водоизмещении |
9,39 |
10,22 |
10,25 |
Главная энергетическая установка: |
|
|
|
число турбинных агрегатов х мощность, л.с. |
3x18000 |
2x28000 (номинал) 2x37500 (перегруз) |
2x20000 (номинал) 2х |
число валолиний |
3 |
4 |
4 |
число главных котлов |
14 |
22 |
18 |
Скорость, узлов |
22,08 |
24,22 |
22,0 |
при водоизмещении, т |
30780 |
32252 |
28417 |
/и развитой мощности, л.с. |
/54113 |
/57130 |
/40360 |
Дальность плавания, миль/при скорости, узлов |
5000/12 2390/21 |
5000/12 2500/22 |
7000/10 2700/21 |
Экипаж |
1276 |
1025 |
940 |
Примечания:
1) Элементы английских кораблей в метрической системе мер приведены на 1916-17 гг. до монтажа булей дополнительной подводной конструктивной защиты.
2) Принятые сокращения: ГК— главный калибр; ПМК — противоминный калибр; ТНТ — тринитротолуол (тол).
3) Здесь под зоной свободного маневрирования понимается диапазон дистанций, в пределах которого обеспечивается непроникновение к жизненно важным частям корабля вражеских бронебойных снарядов в целом пригодном для разрыва состоянии при маневрировании своего корабля на траверзных курсовых углах.
Укрупнённая проектная нагрузка масс в метрических тоннах немецких и английских линейных кораблей программ 1912-1913 финансовых годов
Корабль |
"Баерн" |
"Куин Элизабет" |
"Роял Соверен" |
Страна |
Германия |
Англия |
Англия |
Программа |
1913 г. |
1912 г. |
1913 г. |
Корпус |
8530 |
9042 |
8768 |
Бронирование |
11410 |
8738 |
8382 |
Вооружение |
3980 |
4623 |
4643 |
Механизмы |
2210 |
4267 |
2590 |
Снабжение |
970 |
660 |
762 |
Топливо |
1000 |
660 |
914 |
Запас |
200 |
102 |
102 |
Конструктивное водоизмещение |
28300 |
27432 |
26162 |