Проектирование и постройка
Программа восстановления имперского флота, принятая еще в Веймарской республике (еще как оборонительная и подтвержденная позже Гитлером), включала замену шести старых броненосцев на корабли новых типов. Так как Версальский договор запрещал немцам строительство линкоров водоизмещением свыше 10.000 тонн, морское командование увидело выход из создавшегося положения только в постройке дизельных кораблей' типа "Deutschland", позже названных "карманными линкорами" в по существу являвшихся крупными тяжелыми крейсерами с большой дальностью плавания и скоростью 26-28 узлов -сравнительно низкой для крейсеров, но позволявшей уходить от существовавших в то время линкоров. Установленное на .них вооружение позволяло выдерживать единоборство с любым кораблем, более быстроходным, чем немецкие корабли. Единственное исключение составляли английские линейные крейсеры "Hood", "Renown" и "Repulse" с их 380-мм пушками и скоростью более 30 узлов.
Реализация программы началась в 1929 году с закладки головного броненосца "А" (будущий "Deutschland"), а в течение следующих нескольких лет были заложены два других корабля "Admiral Scheer" (при закладке "В") и "Admiral Graf Spee" (при закладке "С"). Строительство еще одного броненосца "D" предусматривалось программой кораблестроения на 1931-34 годы, а во время встречи Гитлера с командующим имперским флотом адмиралом Эрихом Редером в декабре 1933 года по поводу рассмотрения бюджета на 1934 год, была утверждена постройка и пятого броненосца "Е". Во время встречи с Гитлером в июне 1934 года Редер настаивал на максимальном ускорении в выполнении программы постройки броненосцев. Гитлер не возражал и при этом выдвигал требование увеличить толщину бронирования, что вызвало бы рост водоизмещения до 19 тысяч тонн (напомним, что официально объявленное водоизмещение 10 тысяч тонн для первых трех кораблей было неверно и фактически водоизмещение было больше почти на 50 %). Редер не считал увеличение толщины бронирования необходимым и в свою очередь предлагал увеличить калибр и установить третью трехорудийную башню. Вопрос долго прорабатывался и лишь 27 июня 1934 года Гитлер на совещании с Редером дал согласие на установку третьей башни, но высказался категорически против увеличения калибра.
Эти колебания, вызвали замедление, а затем и полную остановку работ на уже заложенных кораблях "D" и "Е", а вскоре - тем же летом 1934 года в связи с кардинальным изменением проекта от их достройки вообще, отказались. По измененному проекту, с учетом условий поставленных Гитлером, в 1934 году были заложены новые корабли "D" и "Е", при спуске получившие названия "Scharnhorst" и "Gneisenau". При их постройке были использованы средства, отпущенные в соответствии с контрактом на постройку прежних кораблей.
В начале 1934 года в Управлении Кораблестроения Имперского Морского ведомства приступили к разработке проекта новых линкоров типа "F". С самого начала предполагалось, что новые корабли будут явным нарушением всех существующих ограничений, в том числе и Вашингтонского договора 1922 года, лимитировавшего стандартное водоизмещение линкоров пределом в 35 тысяч тонн. Главный калибр первоначально предполагался 406 мм, но позже был снижен до 330 мм (в окончательном виде, как известно 380 мм). Новые линкоры были сильнее своих предшественников "Scharnhorst" и "Gneisenau" по всем показателям. В то время Англия еще не принималась за явного потенциального противника и потому Германия стремилась к уравновешиванию своего флота с французским. В соответствии с этим технические данные новых немецких кораблей рассчитывались на "перекрывание" французских кораблей типа "Dunkerque", но это конечно не позволяет считать, что германские линкоры строились только в противовес новым кораблям своего соседа. Их проектные боевые в тактико-технические данные позволяли успешно вести бой с любыми новыми кораблями, строившимися или предполагавшимися к постройке в других странах, а очень большая расчетная дальность плавания достаточно ясно говорила о возможности их использования в качестве рейдера, что затрагивало в первую очередь интересы Британской империи с ее растянутыми коммуникациями и громадным коммерческим флотом.
Весной 1934 года был рассмотрен предварительный вариант проекта, который вырисовывался в следующем виде:
стандартное водоизмещение 35.000 тонн;
артиллерия - 8 330-мм, 12 150-мм и 16 105-мм орудий;
броня борта - цитадель 356 мм, нос и корма 150 мм;
броня палуб - верхней палубы 50 мм, главной 100 мм (скосы 120 мм);
барбеты - башен ГК 350 мм, башен СК 150 мм;
боевая рубка - 400 мм.
Однако последующие перерасчеты выявили необходимость снижения веса бронирования. Броня цитадели была уменьшена до 320 мм, а в оконечностях утоньшена почти вдвое - в носу до 70 мм, в корме до 90 мм.
2 октября 1934 года на совещании командования встал вопрос о скорости корабля. Было решено, что новые корабли должны ходить не менее 33 узлов при форсировании механизмов и 30 узлов в долговременном режиме и превосходить линкоры типа "Dunkerque" с их 31 узлом. Для обеспечения такой скорости была выбрана турбоэлектрическая энергетическая установка мощностью 100.000 л.с. на валах. Экономическая скорость предполагалась 21 узел. Несмотря на такое решение ставки все расчеты показывали, что превысить 29 узлов вряд ли удастся, так как водоизмещение ухе превысило 37.200 тонн, а Редер к тому же выдвинул ряд новых требований, в числе которых было увеличение калибра до 350 мм, что одно только вызвало бы новое увеличение водоизмещения на 1600 тонн. Через три месяца, в январе 1935 года, Редер добился и окончательно утвердил в качестве главного калибра 350-мм орудия, потребовав выполнения следующих показателей для орудий:
начальная скорость вылета снаряда 875 м/сек.
вес снаряда 625 кг.
вес заряда 232 кг.
скорострельность 2,3 выстр/мин.
вес орудия 114,9 т.
скорострельность при полных залпах 18,4 выстр/мин.
Главную энергетическую установку предполагалось разделить на три автономные установки, каждая из которых включала бы 1 турбогенератор и 2 котла в раздельных помещениях. Соответственно предполагалось и три винта.
В начале апреля 1935 года в Главном Штабе Командования ВС рассматривался вопрос о возможности войны с Великобританией. Это вызвало новые колебания в отношении калибра главной артиллерии. Для получения достаточно эффективного огня было необходимо принять калибр не менее 380 мм, что давало минимальное водоизмещение готовых кораблей 39.000 тонн и никак не попадало в рамки 35-тысячетонных ограничений. Для сокрытия этих данных Редер дал секретное распоряжение во всех документах указывать стандартное водоизмещение 35.000 тонн.
Вариант вооружения ГК Вариант проекта Водоизмещение |
ед. изм.
|
8-350 мм основн. уменьш. 41000 39000 |
8 - 380 мм основн. уменьш. 43000 39800 |
||
Проектная осадка |
м. |
9,25 |
8,80 |
9,40 |
8,80 |
Длина по КВЛ |
м. |
243 |
243 |
250 |
250 |
Ширина по КВЛ |
м. |
36 |
36 |
36 |
36 |
Проектная скорость |
уз. |
27/28 |
28 |
27/28 |
28 |
Броня борта в средней части |
мм. |
320 |
290 |
320 |
260 |
Броня борта в носовой части |
мм. |
70 |
70 |
70 |
70 |
Броня борта в кормовой части |
мм. |
90 |
80 |
90 |
80 |
Броня барбетов башен ГК |
мм. |
320 |
290 |
320 |
255 |
Броня барбетов башен СК |
ми. |
150 |
125 |
150 |
125 |
Броня боевой рубки |
мм. |
350 |
350 |
350 |
350 |
Противоторпедная переборка |
мм. |
45 |
45 |
45 |
45 |
Броня палуб над боепогребами |
мм. |
100 |
90 |
100 |
90 |
Броня палуб над румпельным отделением |
мм. |
100 |
85 |
100 |
85 |
Броня верхней палубы |
мм. |
50 |
45 |
50 |
45 |
Остро встала еще одна проблема, решить которую простым изменением проекта было невозможно. Громадные размеры и наибольшая из всех линкоров мира ширина корабля ограничивали возможность докования (не говоря уже о трудностях прохода Кильским каналом). Такую работу могло произвести лишь несколько доков. Это плавающий док Ллойда ("Kaieerdock" в Бремене, плавающий док V/VI фирмы "Blohm und Voss" в Гамбурге и 60-тонный плавающий док фирмы "Deutsche Wercke" в Киле. Еще один док (на государственной верфи в Вильгельмсхафене) мог принять линкор лишь максимально разгруженным, так как грузоподъемность дока не превышала 40.000 тонн, а принятый в то время проект линкора при длине 250 м, ширине 36 м и неизменной толщине бронирования доходил по стандартному водоизмещению до 43.00 тонн.
В мае 1935 года был окончательно решен вопрос о силовой установке. Так как Главное командование германского флота приняло решение об оснащении всех новых кораблей паротурбинными установками с повышенными параметрами пара, были выбраны паротурбинные агрегаты с зубчатой передачей и котлы высокого давления (12 котлов в шести КО). Произведенные расчеты давали скорость не более 30 узлов, дальность плавания 8000 миль 19-узловым ходом.
Тогда же решился и вопрос с вооружением корабля: четыре двухорудийные башни главного 380-мм калибра. Средний калибр выбран в 150 мм, зенитная артиллерия дальнего действия - 105 мм, ближнего действия - 37 мм. зенитные автоматы.
При выбранной толщине броня могла выдерживать прямое попадание снаряда 380-мм калибра с расстояния 20-30 км и взрыв торпеды с весом заряда 250 кг ТНТ.
Характерно отсутствие бортовой авиация на первом этапе проектирования, которая была включена в проект позже и состояла в то время из катапульты и нескольких гидросамолетов.
С постройкой кораблей такой величины тоже возникли некоторые проблемы, так как только четыре верфи имели подходящие стапели, а именно: казенная верфь "Kriegsmarine" в Вильгельмсхафене, "Deutsche Werke" в Киле, "Blohm und Voss" в Гамбурге и "A.G. Weser" в Бремене, из которых две первых вели постройку линкоров "Scharnhorst" и "Gneisenau", то само собой в расчет приходилось принимать только верфи в Гамбурге и Бремене, которым и предполагалось заказать постройку двух кораблей нового типа. Головной корабль "F" был заказан верфи "Blohm und Voss" в Гамбурге и в бюджетных документах он проходил под наименованием "Ersatz Hannover". Контракт на строительство второго корабля "Tirpitz" получила освободившая свой стапель казенная верфь в Вильгельмсхафене.
1 июля 1936 года на стапеле N-9 - наибольшем на верфи "Blohm und Voss" в присутствии дирекции предприятия и представителей командования военно-морского флота и Управления кораблестроения был установлен на кильблоки небольшой прямоугольный лист, размером 2 х 9 м. Так была начата постройка корабля, получившего заводской строительный номер 509 и известного нам как "Bismarck". Корабль был назван в честь известного немецкого политика Отто Эдуарда Леопольда фон Бисмарка, князя Шенгаузена, герцога Лауенбургского (1815-1898) - первого рейхсканцлера Германской Империи. В немецком военном флоте ухе были корабли, носящие это имя. Первый из них - корвет "Bismarck" был спущен на воду в 1877 году, другой - броненосный крейсер "Furst Bismarck" сошел со стапеля в Киле в 1897 году. В 1917 году во время боевых действий потоплен одноименный рыболовный траулер, мобилизованный для военных целей. В декабре 1936 года были установлены построечные леса и продольные и поперечные помосты. Работы по созданию корабля велись круглосуточно и х октябрю следующего года корпус был сформирован до уровня броневой палубы. Еще продолжались работы на броневых скосах и в носовых отсеках. До конца года были закончены работы по формированию отсеков подводной противоторпедной защиты. В новом, 1938 году, темп работ не замедлился. С января велись работы на броневой палубе, между форштевнем и барбетом башни "А". Заканчивалась установка барбетов носовых башен СК с обоих бортов, монтировалась противоторпедная переборка. В начале весны продолжались примерно «те же работы, но уже были полностью установлены все остальные барбеты СК и заканчивался монтаж барбета ГК "С". А к апрелю уже велись работы на артиллерийской палубе, устанавливались противоторпедные переборки.
В мае 1938 года в штабе Военно-Морских сил Германии ("Kriegsmarine") во время встречи Редера с представителями всех заинтересованных ведомств и фирм было заявлено, что постройку линкора следует ускорить, а спуск на воду произвести в середине марта 1939 года. На окончательную достройку отводилось, не более полутора лет. Предполагалось., что установка, монтаж и наладка котлов займет около года, а полное насыщение помещений энергетической установки планировалось закончить не позднее декабря 1939 года.
Неожиданное решение Гитлера об изменении сроков окончательной готовности линкоров и ввода их в строй 1 декабря 1940 и 1 января 1941 года внесло смятение и вызвало расстройство графика постройки. Тем не менее по утверждениям строителей кораблей сроки могли быть выдержаны, но лишь при условии своевременной поставки главных механизмов. Однако Управление вооружения указало, что в поставленные Гитлером сроки тяжелая артиллерия, заказ на проектирование которой был выдан в 1934 году, не может быть изготовлена и предложило перенести сроки готовности на 4-5 месяцев. Первая башня ГК, по их мнению должна была битв готова в декабре 1938 года. Тем не менее сроки перенесены не были и, забегая вперед при описании событий, следует сказать, что они оказались выполнены и даже перевыполнены, что достигалось полной мобилизацией всех мощностей верфей на строительство линкоров. Головной корабль был спущен на воду на месяц раньше назначенного срока, а флоту передан с еще большим опережением, составлявшим три месяца.
В сентябре 1938 года были закончены работы по настилке верхней палубы. Уже обрисовался силуэт корпуса корабля, были закончены работы по монтажу барбетов башен главного и среднего калибра, кроме барбета башни "Anton", установка которого заканчивалась. Интенсивно велись работы в шахтах и помещениях МО. К концу года уже начался монтаж надстроек и еще до празднования Рождества были настланы палубы первого яруса. По корпусу работы были почти закончены, началась предспусковая покраска. В январе на форштевне установили герб. Началось строительство трибуны для почетных гостей, приглашенных на спуск линкора. В феврале работы по подготовке к спуску были почти закончены.
14 февраля 1939 года в торжественной обстановке, в присутствии множества приглашенных гостей линкор "Bismarck" сошел на воду. Особую торжественность придавало присутствие самого канцлера третьего рейха Гитлера. Крестной матерью корабля была внучка князя фон Бисмарка госпожа Dorothea von Loewenfeld. Сам спуск корабля не стал лучшими минутами для линкора - уже находясь на воде "Bismarck" кормой ударил находившееся рядом пассажирское судно "Vaterland". В результате на линкоре оказалась вдавлена корма, но повреждения были незначительны.
Сразу после спуска на линкоре возобновились работы. По результатам плаваний крупных кораблей в Атлантике было решено изменить форму форштевня, сделав его в надводной части гораздо более наклонным к воде - так называемая атлантическая форма". В связи с этим на корабле сняли герб и демонтировали полуклюзы, которые так же получили иную форму.
В апреле на корабле интенсивно велись работы по монтажу носовой надстройки, а к июню приступили к установке грот-мачты и монтированию ангара гидросамолетов.
С 12 июня по 14 июля "Bismarck" стоял в доке N-IV на верфи "Blohm und Voss". Be корабле были укреплены гребные винты (перед спуском на линкоре были установлены только валы с, конусными наконечниками) и одновременно установлены гидрофоны на обоих бортах и обмотка размагничивания корабля NES. Окраску подводной частя проводили гамбургская фирма "Dreews". Корабль готовили к передаче флоту.