Вступление линкора в строй
24 августа на линкоре был собран экипаж для поднятия военно-морского флага я официального вступления корабля в строй флота. В командование кораблем вступил кап.1 ранга Эрнст Линдеман (Ernst Lindeman), старший помощник - кап.2 ранга Ганс Оельс (Hans Oels), командир штурманской части - кап.2 ранга Вольф. Ноендорф (Wolf Neuendorff), старший артиллерийский офицер - кап. 3 ранга Адальберт Шнайдер (Adalbert Schneider), старший механик - кап.3 ранга Вальтер Леман (Halter Lehmann).
В следующем месяце продолжались работы по отлаживанию механизмов, команда принимала корабль, знакомилась со своими заведованиями. Командир провел тщательный осмотр линкора и остался в общем целом доволен качеством проведенных работ.
14 сентября "Bismarck" принимал топливо с танкера и готовился к выходу в море, а на следующий день, 15 сентября, корабль с помощью буксира "Atlantik" впервые покидает порт Гамбург, провожаемый множеством жителей города. Вечером корабль стал на якорь в Брюнсбутеле.
16 сентября "Bismarck," вошел в Кильский канал и через два дня прибыл в Киль. На переходе были проведены предварительные испытания механизмов, причем управление ими вела команда корабля, но еще под наблюдением опытных механиков верфи. На пробе мощность корабля была доведена до 150 тысяч л.с., вызвав особое одобрение командира.
18 сентября "Bismarck" ошвартовался к бую А-10 в Кильской бухте. 20-23 сентября на корабль приняли .гидросамолеты "Arado-196". Их поместили в ангары 2 в 3. В связи с этим в состав экипажа были включены пилоты и обслуживающий персонал самолетов.
24 сентября было принято снабжение и топливо для самолетов. Возможно, что во время нахождения линкора в Киле были проведены испытательные полеты.
28 сентября корабль вышел из Киля в Данциг. От мыса Аркона его сопровождал по Балтике прерыватель минных заграждений "Sperrbrecher 13". 29 сентября "Bismarck" прибыл в Данциг. На корабле начались занятия по боевой подготовке. Линкор выходил в море для проведения ходовых учений на различных скоростях, проводилось обучение экипажа по управлению механизмами и системами, а также отрабатывались действия моряков по аварийным тревогам. Одновременно были проведены ходовые испытания по полной программе, определялась маневренность и поворотливость корабля, производились вычисления остойчивости и различные другие испытания. В числе прочих была испробована возможность ручного управления рулем, но результат оказался неутешительным: 32 моряка могли проводить управление кораблем только на малых режимах хода.
В первой половине октября "Bismarck" провел первые артиллерийские стрельбы, давшие вполне удовлетворительные результаты. В целом корабль после выполнения учебной программы был признан хорошо подготовленным и считался готовым к рейдерству в Атлантике. Проведенный в середине месяца опрос показал, что команда была довольна кораблем и считала его надежным в плавании и в бою.
В первой половине ноября "Bismarck" стоял в Данциге, принимая снабжение и топливо.
4-18 ноября 1940 года на линкоре установили зенитные 105-мм орудия на кормовых установках III и IV. 14-21 ноября на верхних надстройках были смонтированы дальномеры для управления огнем главного и среднего калибра. Оставшиеся дни ноября были посвящены выходам в море для проведения ходовых испытаний. 23 ноября "Bismarck" достиг скорости 30,8 узла. Одновременно проводились артиллерийские испытания новых зенитных установок и обучение артиллерийских офицеров в управлении огнем главной и средней артиллерии. 25-27 ноября были проведены артиллерийские учения по стрельбе корабля полными залпами.
В начале декабря 1940 года корабль прошел последний этап программы испытаний, основной упор в котором делался на управлении и обслуживании механизмами, артиллерийских стрельбах и управлением стрельбой. По результатам трехмесячной, достаточно напряженной эксплуатации корабля, выявились некоторые недостатки и замечания, часть из которых можно было устранить, но для этого требовалось возвращение в Гамбург:
- сильная вибрация кормы на максимальной скорости;.
- заливание воды в вентиляционные шахты, размещенные на барбете башни "Bruno" и в обе машинные шахты на носовой надстройке;
- во время стрельбы главной и зенитной артиллерии были повреждены некоторые элементы надстроек и ворота самолетных ангаров, нарушена работа кондиционеров.
5 декабря "Bismarck" вышел из Данцига в Гамбург. 7 декабря он вошел в Кильский канал, а 9 декабря ошвартовался в Гамбурге, у стенки верфи "Bloom und Voss".
10-12 декабря заводские специалисты устраняли повреждения. К 22 декабря все работы были закончены и началась подготовка корабля для перебазирования его на Балтику для дальнейших испытаний и проведения обучения и боевой подготовки экипажа.
24 декабря экипаж подготовился к выходу, но из-за сильного мороза, сковавшего льдом Кильский канал и Данцигскую бухту, переход" на Балтику отменили. Выло решено оставить "Bismarck" зимовать в Гамбурге. На корабль подали с берега электрокабель для дополнительного обогрева жилых помещений.
В январе 1941 года поступил приказ командующего в перекраске корабля в белый цвет, но морозы и снег не дали возможности перекрасить весь корабль. Выло решено ограничиться частичной окраской. Работы провели в несколько этапов и закончили только в середине февраля, когда корабль уже совершал выходы в море.
До 24 января корабль стоял ошвартованным в порту. Лед не давал возможности маневрирования и деятельность экипажа ограничилась учениями по кораблю.
5 февраля 1941 года "Bismarck" впервые в этом году вышел в море и провел учебное маневрирование в заливе. К 16 февраля лед в Кильском канале довольно сильно ослаб и было принято решение о переходе в Данциг после 5 марта.
Рано утром 6 марта линкор вышел из Гамбурга и к полудню встал на якорь в Брюнсбутеле. 7 марта корабль вошел в Кильский канал и вечером следующего дня прибыл в Киль. Приняв снабжение, топливо и пресную воду и обновив белую окраску 16 марта "Bismarck" вышел из Киля в сопровождении старого линкора "Schlesien" и прерывателя "Sperrbrecher 36". 17 марта он стал на якорь в Данциге. Началась подготовка к боевым действиям. Проводились ходовые учения на больших скоростях с резкими переменами курса. Интенсивно проводились учения артиллерийских офицеров в управлении стрельбой днем и ночью. Большое внимание уделялось обучению акустиков, которые получили особую благодарность от командира корабля.
19 марта 1941 года Линдеман через командира линкора "Tirpitz" получил первое известие о предполагаемом выходе в боевой поход в середине апреля. Командиру, захваченному этим неожиданным сообщением врасплох, пришлось сократить, программу боевой подготовки прислуги средней и зенитной артиллерии. Практические зенитные стрельбы проводились днем и ночью, с использованием прожекторов. Повышался боевой уровень прислуги орудийных установок, прожекторов, шумопеленгаторных станций.
13 апреля 1941 года "Bismarck" пополнил зенитный боезапас. В машине исправили небольшие повреждения. В порту запросили комплект карт Атлантики.
17 апреля линкор вышел в море в сопровождении тяжелого крейсера "Prinz Eugen". Проводились совместные учения по маневрированию, учебное пополнение топлива в море с танкера "Bromberg", артиллерийские стрельбы, а также совместные учения по обнаружению торпед и подводных лодок, для которых привлекалась 25-я флотилия подводных лодок. Создавались реальные ситуации повреждения корабля для обучения аварийных партий при борьбе за живучесть и тушении пожаров. Через несколько дней линкор вернулся в Данцигский порт.
22 апреля 1941 года приказом командования флотом была создана корабельная группа в составе линкора "Bismarck", крейсера "Prinz Eugen" и отряда судов обеспечения для проведения рейдерской операции в Атлантике, получившей наименование "Rheinubung" ("Рейнское учение"). Командиром группы назначался адмирал Гюнтер Лютьенс (Gunther Lutiens).