Вступление линкора в строй

 

24 августа на линкоре был собран эки­паж для поднятия военно-морского флага я официального вступления корабля в строй флота. В командование кораблем вступил кап.1 ранга Эрнст Линдеман (Ernst Lindeman), старший помощник - кап.2 ранга Ганс Оельс (Hans Oels), командир штурманской части - кап.2 ранга Вольф. Ноендорф (Wolf Neuendorff), старший артиллерийский офицер - кап. 3 ранга Адальберт Шнайдер (Adalbert Schneider), старший механик - кап.3 ранга Вальтер Леман (Halter Lehmann).

В следующем месяце продолжались рабо­ты по отлаживанию механизмов, команда при­нимала корабль, знакомилась со своими заведованиями. Командир провел тщательный осмотр линкора и остался в общем целом до­волен качеством проведенных работ.

14 сентября "Bismarck" принимал топ­ливо с танкера и готовился к выходу в мо­ре, а на следующий день, 15 сентября, ко­рабль с помощью буксира "Atlantik" впервые покидает порт Гамбург, провожаемый мно­жеством жителей города. Вечером корабль стал на якорь в Брюнсбутеле.

16 сентября "Bismarck," вошел в Кильский канал и через два дня прибыл в Киль. На переходе были проведены предварительные испытания механизмов, причем управление ими вела команда корабля, но еще под наб­людением опытных механиков верфи. На пробе мощность корабля была доведена до 150 тысяч л.с., вызвав особое одобрение команди­ра.

18 сентября "Bismarck" ошвартовался к бую А-10 в Кильской бухте. 20-23 сентября на корабль приняли .гидросамолеты "Arado-196". Их поместили в ангары 2 в 3. В свя­зи с этим в состав экипажа были включены пилоты и обслуживающий персонал самолетов.

24 сентября было принято снабжение и топ­ливо для самолетов. Возможно, что во время нахождения линкора в Киле были проведены испытательные полеты.

28 сентября корабль вышел из Киля в Данциг. От мыса Аркона его сопровождал по Балтике прерыватель минных заграждений "Sperrbrecher 13". 29 сентября "Bismarck" прибыл в Данциг. На корабле начались заня­тия по боевой подготовке. Линкор выходил в море для проведения ходовых учений на раз­личных скоростях, проводилось обучение экипажа по управлению механизмами и систе­мами, а также отрабатывались действия мо­ряков по аварийным тревогам. Одновременно были проведены ходовые испытания по полной программе, определялась маневренность и поворотливость корабля, производились вы­числения остойчивости и различные другие испытания. В числе прочих была испробована возможность ручного управления рулем, но результат оказался неутешительным: 32 мо­ряка могли проводить управление кораблем только на малых режимах хода.

В первой половине октября "Bismarck" провел первые артиллерийские стрельбы, давшие вполне удовлетворительные результа­ты. В целом корабль после выполнения учеб­ной программы был признан хорошо подготов­ленным и считался готовым к рейдерству в Атлантике. Проведенный в середине месяца опрос показал, что команда была довольна кораблем и считала его надежным в плавании и в бою.

В первой половине ноября "Bismarck" стоял в Данциге, принимая снабжение и топ­ливо.

4-18 ноября 1940 года на линкоре ус­тановили зенитные 105-мм орудия на кормо­вых установках III и IV. 14-21 ноября на верхних надстройках были смонтированы дальномеры для управления огнем главного и среднего калибра. Оставшиеся дни ноября были посвящены выходам в море для проведе­ния ходовых испытаний. 23 ноября "Bis­marck" достиг скорости 30,8 узла. Одновре­менно проводились артиллерийские испытания новых зенитных установок и обучение артил­лерийских офицеров в управлении огнем главной и средней артиллерии. 25-27 ноября были проведены артиллерийские учения по стрельбе корабля полными залпами.

В начале декабря 1940 года корабль прошел последний этап программы испытаний, основной упор в котором делался на управ­лении и обслуживании механизмами, артилле­рийских стрельбах и управлением стрельбой. По результатам трехмесячной, достаточно напряженной эксплуатации корабля, выяви­лись некоторые недостатки и замечания, часть из которых можно было устранить, но для этого требовалось возвращение в Гам­бург:

- сильная вибрация кормы на макси­мальной скорости;.

- заливание воды в вентиляционные шахты, размещенные на барбете башни "Bruno" и в обе машинные шахты на носовой надстрой­ке;

- во время стрельбы главной и зенит­ной артиллерии были повреждены некоторые элементы надстроек и ворота самолетных ан­гаров, нарушена работа кондиционеров.

5 декабря "Bismarck" вышел из Данцига в Гамбург. 7 декабря он вошел в Кильский канал, а 9 декабря ошвартовался в Гамбур­ге, у стенки верфи "Bloom und Voss".

10-12 декабря заводские специалисты устраняли повреждения. К 22 декабря все работы были закончены и началась подготов­ка корабля для перебазирования его на Балтику для дальнейших испытаний и проведения обучения и боевой подготовки экипажа.

24 декабря экипаж подготовился к вы­ходу, но из-за сильного мороза, сковавшего льдом Кильский канал и Данцигскую бухту, переход" на Балтику отменили. Выло решено оставить "Bismarck" зимовать в Гамбурге. На корабль подали с берега электрокабель для дополнительного обогрева жилых помеще­ний.

В январе 1941 года поступил приказ командующего в перекраске корабля в белый цвет, но морозы и снег не дали возможности перекрасить весь корабль. Выло решено ог­раничиться частичной окраской. Работы про­вели в несколько этапов и закончили только в середине февраля, когда корабль уже со­вершал выходы в море.

До 24 января корабль стоял ошварто­ванным в порту. Лед не давал возможности маневрирования и деятельность экипажа ограничилась учениями по кораблю.

5 февраля 1941 года "Bismarck" впер­вые в этом году вышел в море и провел учебное маневрирование в заливе. К 16 февраля лед в Кильском канале довольно сильно ослаб и было принято решение о переходе в Данциг после 5 марта.

Рано утром 6 марта линкор вышел из Гамбурга и к полудню встал на якорь в Брюнсбутеле. 7 марта корабль вошел в Кильский канал и вечером следующего дня прибыл в Киль. Приняв снабжение, топливо и пресную воду и обновив белую окраску 16 марта "Bismarck" вышел из Киля в сопровож­дении старого линкора "Schlesien" и преры­вателя "Sperrbrecher 36". 17 марта он стал на якорь в Данциге. Началась подготовка к боевым действиям. Проводились ходовые уче­ния на больших скоростях с резкими переме­нами курса. Интенсивно проводились учения артиллерийских офицеров в управлении стрельбой днем и ночью. Большое внимание уделялось обучению акустиков, которые по­лучили особую благодарность от командира корабля.

19 марта 1941 года Линдеман через ко­мандира линкора "Tirpitz" получил первое известие о предполагаемом выходе в боевой поход в середине апреля. Командиру, захва­ченному этим неожиданным сообщением врасп­лох, пришлось сократить, программу боевой подготовки прислуги средней и зенитной ар­тиллерии. Практические зенитные стрельбы проводились днем и ночью, с использованием прожекторов. Повышался боевой уровень прислуги орудийных установок, прожекторов, шумопеленгаторных станций.

13 апреля 1941 года "Bismarck" попол­нил зенитный боезапас. В машине исправили небольшие повреждения. В порту запросили комплект карт Атлантики.

17 апреля линкор вышел в море в соп­ровождении тяжелого крейсера "Prinz Eugen". Проводились совместные учения по маневрированию, учебное пополнение топлива в море с танкера "Bromberg", артилле­рийские стрельбы, а также совместные уче­ния по обнаружению торпед и подводных ло­док, для которых привлекалась 25-я флоти­лия подводных лодок. Создавались реальные ситуации повреждения корабля для обучения аварийных партий при борьбе за живучесть и тушении пожаров. Через несколько дней лин­кор вернулся в Данцигский порт.

22 апреля 1941 года приказом командо­вания флотом была создана корабельная группа в составе линкора "Bismarck", крей­сера "Prinz Eugen" и отряда судов обеспе­чения для проведения рейдерской операции в Атлантике, получившей наименование "Rheinubung" ("Рейнское учение"). Командиром группы назначался адмирал Гюнтер Лютьенс (Gunther Lutiens).