Корпус линейных кораблей типа "Bismarck"

 

При проектировании корпуса новых ли­нейных кораблей "F" и "G", своими размера­ми превосходивших все имеющиеся в мире бо­евые единицы, немецкие конструкторы использовали весь свой богатый опыт созда­ния броненосных кораблей. Проектные работы велись в конструкторском отделе Управления Кораблестроения. Руководил проектными ра­ботами немецкий конструктор Буркхард (Burkhardt). Несмотря на то, что проект разра­батывался в течении нескольких лет, уже после закладки головного корабля в конст­рукцию было внесено множество изменений, которые, впрочем, в большей части относи­лись к форме и размещению надпалубных по­мещений в оборудования. Так, первоначаль­ный проект предусматривал более короткую носовую надстройку (на 5 м.). В новом про­екте дымовая труба была перенесена на 7 м.к носу, а грот-мачта (первоначально -без опорной ноги) - на 17-м. Позади грот-мачты предполагалось размещение двух ката­пульт, с возвышением их одна над другой. Ангар для самолетов вообще первоначально не предусматривался. Вместо мачты-стеньги позади башневидной надстройки предусматри­валась только короткая радиоантенна. Мос­тики надстройки были приподняты на один ярус, так что между ними и орудийной баш­ней "В" образовалось хорошо заметное пус­тое пространство. Этим устранили воздейст­вие на надстройки дульных газов орудий башни "В". Единственной, достаточно круп­ной работой по корпусу, произведенной после закладки корабля, было изменение формы форштевня, произведенное в сентябре 1939 года. Во время этих работ линкор по­лучил более совершенный и красивый форште­вень атлантического типа, увеличивший дли­ну линкора на 3 метра. Одновременно были также заменены полуклюзы главных якорей.

В общем виде корпус новых линкоров представлял собой сравнительно широкое гладкопалубное судно с наклоненным вперед форштевнем и круглой кормой, в средней части имелась заметная седловатость палу­бы, так как оконечности были несколько приподняты для улучшения мореходности. Штевни литые, составные, и для тех времен они не отличались ничем особенным, за иск­лючением того, что форштевень в нижней части имел бульбовидное утолщение, что хо­рошо видно по . теоретическому чертежу. Впрочем, носовой бульб уже не являлся но­винкой .

При постройке использовались все но­вейшие достижения того времени, и прежде всего это относится к электросварке, опыт применения которой немцы хорошо изучили к тому времени и теоретически, и практи­чески. Корпус новых линкоров на 90 % пред­полагался сварным, Клепанными оставались лишь некоторые, наиболее ответственные узлы конструкции. Кроме того, как и на более ранних немецких кораблях, широко использо­вались легкие сплавы металлов и облегчен­ные конструкции.

Корпус корабля предусматривал про­дольно-поперечную (смешанную) систему. На­бор двойного дна собирался по системе бракетов, причем днищевые стрингеры выполня­лись неразрезными (их было по восемь с каждого борта, не считая вертикальный киль). Стрингеры III и VIII каждого борта были сделаны водо- нефтенепроницаемыми, причем стрингер VIII являлся продолжением противоминной переборки вниз от настила двойного дна.

Двойное дно было устроено на протяже­нии 83 % длины корабля. Высота между настилом и днищевыми поясьями обшивки 1,70 м., в носовой части меньше - 1,20 м.

Продольные связи выше двойного дна также исполнялись неразрезными, в лишь в верхней части борта в конструкции корпуса использовали продольные связи, прерывающи­еся шпангоутами. Такая система обеспечива­ла кораблю хорошую продольную прочность, и в то же время создавала надежную опору для бортовых броневых плит, в немалой степени этому способствовали и сплошные в верхней части борта шпангоуты. Вблизи оконечностей конструкция набора постепенно переходила к продольной системе, но с меньшим числом стрингеров. Предусматривалось четыре доко­вых киля (днищевые стрингеры III и VIII каждого борта). Все конструкции набора бы­ли изготовлены из судостроительной мягкой стали N-52.КМ. Наибольшая толщина листов наружной обшивки - до 20 мм.

Внутреннее пространство делилось во­донепроницаемыми переборками на 22 отсека. Все главные переборки доходили до верхней палубы. Кроме них имелись дополнительные водонепроницаемые поперечные переборки, которые не поднимались выше броневой палу­бы.

Отсеки III - XIX (суммарная длина 171,7 м.) защищались бортовой броней. В них располагались наиболее важные, жизнен­ные для корабля объекты.

 

III-VII - боевые запасы кормовой группы ГК

VIII   - кормовая машина;

VII-IX - оборудование электростанций;

X    - две носовые машины;

XI   - кормовая группа котельных отделений

XII  - вспом. механизмы котельных отсеков;

XIII - носовая группа котельных отделений;

XIV - вспом. механизмы и оборудование электростанций;

XV-XIX - боевые запасы носовой группы;

 

По высоте корпус делился семью палу­бами, из которых сплошными были только три верхняя,  средняя (так называемая батарейная) и броневая. Четыре других (включая настил двойного дна, но не считая промежу­точной броневой палубы) были расположены ниже броневой и по-существу являлись плат­формами. Средняя высота междупалубного пространства 2,40 м.

 

Основные технические данные по корпусу

Водоизмещение

порожнего корпуса     41 234 т.

стандартное                 42 958 т.

проектное                     47 253 т.

максимальное              50 585 т.

боевое                           52 328 т.

Длина

по КВЛ                                  241,55 м.

наибольшая                          250,50 м.

Ширина по КВЛ                   36,0 м.

Высота борта                        15,0 м.

Осадка

при станд. водоизмещение            8,7 м.

при проектн. водоизмещении       9,3 м.

при боевом водоизмещении         10,17 м.

Соотношение

L/В                              6,71

В / Т                            3,85

L / Н                           16,1

Коэффициент полноты

водоизмещения     0,55

миделя                    0,97

ватерлинии            0,66

Метацентрич. высота при 46455 т.         4,00 м

 

Корабль вмел два параллельных балансирных руля, площадью 24 кв.м. Они были установлены с наклоном внутрь от диаметральной плоскости под углом 8 градусов. Последующие испытания и эксплуатация кораблей этого типа показали, что они пре­восходно слушались руля на высоких и средних режимах хода, хорошо удерживали задан­ный курс. Корабли легко реагировали даже на небольшие (около 5 градусов) отклонения руля. Однако на малых ходах эти преиму­щества терялись. Частично это объясняется тем, что рули были установлены между стру­ями от винтов, которые на высоких оборотах усиливали эффективность рулей, но на малых оборотах их напор ослабевал и теперь эф­фективность рулей зависела в основном от их площади, что при огромном водоизмещении линкоров было недостаточно. При проходе узкостей, где корабли не могли развить скорости, достаточной для нормального уп­равления рулями, им требовалась помощь буксиров, но в условиях военного времени линкорам часто приходилось обходиться без них.

 

Проектные весовые нагрузки линкора

(по состоянию проекта на   16.3.1940)

 

корпус                                                         11691,0

главные механизмы                                     2800,0

вспомогат. механизмы                                 1428,0

броня                                                             7540,0

артиллерия                                                   5973,0

минно-заградит. оружие                                    8,0

авиационное оружие                                       83,0

устройства и общ. системы                           369,4

навигац. инструменты                                       8,6

такелаж                                                             30,0

Пустое судно с устройствами (с водой и топливом в глав. и всп. механизмах)            39 931,2

 

артиллерийский боезапас                         1510,4

минно-заградительный боезапас                    2,5

расходный запас топлива                            155,4

личный состав в багаж                                243,6

провиант                                                       194,2

питьевая вода                                               139,2

мытьевая вода                                               157,0

Водоизмещение стандартное                                                                                             42 343,5

 

1/2 котельн. воды (в гл . цистернах )          187,5

1/2 жидкого топлива                                  3226,0

1/2 солярового масла                                     96,5

1/2 смазочного масла                                     80,0

основной запас авиац. топлива                    17,0

Водоизмещение конструктивное                                                                                       45 950,5

 

расходные материалы                                     187,5

жидкое топливо                                             3226,0

соляровое масло                                                96,5

смазочное масло                                               80,0

резервный запас авиац. топлива                  17,0

резервная пресная вода                                  389,2

Водоизмещение полное                                                                                                       49 946,7

Водоизмещение с наибольшим запасом жидкого топлива                                            50 955,7

 

Проектные весовые нагрузки линкора  (по состоянию проекта на 19.10.1940)

(в сковках для сравнения показаны нагрузки линкоров типа "Scharnhorst" )

 

корпус                                  12 700       27,0   (23,6)   %

главные механизмы               3 030         6,4     (7,4)   %

вспом. механизмы                 1 400         3,0     (3,1)   %

броня                                    18 700       40,0   (40,2)   %

артиллерия                            5 550       11,8   (14,7)   %

минно-заградит. оружие         100          0,2                %

авиационное оружие              100          0,2                 %

топливо                                 4 000          8,4     (7,0)   %

снаряжение                              920          2,0     (4,0)   %

вода                                          530          1,0                 %

Всего                                   47 000         100     (100)   %