Корпус линейных кораблей типа "Bismarck"
При проектировании корпуса новых линейных кораблей "F" и "G", своими размерами превосходивших все имеющиеся в мире боевые единицы, немецкие конструкторы использовали весь свой богатый опыт создания броненосных кораблей. Проектные работы велись в конструкторском отделе Управления Кораблестроения. Руководил проектными работами немецкий конструктор Буркхард (Burkhardt). Несмотря на то, что проект разрабатывался в течении нескольких лет, уже после закладки головного корабля в конструкцию было внесено множество изменений, которые, впрочем, в большей части относились к форме и размещению надпалубных помещений в оборудования. Так, первоначальный проект предусматривал более короткую носовую надстройку (на 5 м.). В новом проекте дымовая труба была перенесена на 7 м.к носу, а грот-мачта (первоначально -без опорной ноги) - на 17-м. Позади грот-мачты предполагалось размещение двух катапульт, с возвышением их одна над другой. Ангар для самолетов вообще первоначально не предусматривался. Вместо мачты-стеньги позади башневидной надстройки предусматривалась только короткая радиоантенна. Мостики надстройки были приподняты на один ярус, так что между ними и орудийной башней "В" образовалось хорошо заметное пустое пространство. Этим устранили воздействие на надстройки дульных газов орудий башни "В". Единственной, достаточно крупной работой по корпусу, произведенной после закладки корабля, было изменение формы форштевня, произведенное в сентябре 1939 года. Во время этих работ линкор получил более совершенный и красивый форштевень атлантического типа, увеличивший длину линкора на 3 метра. Одновременно были также заменены полуклюзы главных якорей.
В общем виде корпус новых линкоров представлял собой сравнительно широкое гладкопалубное судно с наклоненным вперед форштевнем и круглой кормой, в средней части имелась заметная седловатость палубы, так как оконечности были несколько приподняты для улучшения мореходности. Штевни литые, составные, и для тех времен они не отличались ничем особенным, за исключением того, что форштевень в нижней части имел бульбовидное утолщение, что хорошо видно по . теоретическому чертежу. Впрочем, носовой бульб уже не являлся новинкой .
При постройке использовались все новейшие достижения того времени, и прежде всего это относится к электросварке, опыт применения которой немцы хорошо изучили к тому времени и теоретически, и практически. Корпус новых линкоров на 90 % предполагался сварным, Клепанными оставались лишь некоторые, наиболее ответственные узлы конструкции. Кроме того, как и на более ранних немецких кораблях, широко использовались легкие сплавы металлов и облегченные конструкции.
Корпус корабля предусматривал продольно-поперечную (смешанную) систему. Набор двойного дна собирался по системе бракетов, причем днищевые стрингеры выполнялись неразрезными (их было по восемь с каждого борта, не считая вертикальный киль). Стрингеры III и VIII каждого борта были сделаны водо- нефтенепроницаемыми, причем стрингер VIII являлся продолжением противоминной переборки вниз от настила двойного дна.
Двойное дно было устроено на протяжении 83 % длины корабля. Высота между настилом и днищевыми поясьями обшивки 1,70 м., в носовой части меньше - 1,20 м.
Продольные связи выше двойного дна также исполнялись неразрезными, в лишь в верхней части борта в конструкции корпуса использовали продольные связи, прерывающиеся шпангоутами. Такая система обеспечивала кораблю хорошую продольную прочность, и в то же время создавала надежную опору для бортовых броневых плит, в немалой степени этому способствовали и сплошные в верхней части борта шпангоуты. Вблизи оконечностей конструкция набора постепенно переходила к продольной системе, но с меньшим числом стрингеров. Предусматривалось четыре доковых киля (днищевые стрингеры III и VIII каждого борта). Все конструкции набора были изготовлены из судостроительной мягкой стали N-52.КМ. Наибольшая толщина листов наружной обшивки - до 20 мм.
Внутреннее пространство делилось водонепроницаемыми переборками на 22 отсека. Все главные переборки доходили до верхней палубы. Кроме них имелись дополнительные водонепроницаемые поперечные переборки, которые не поднимались выше броневой палубы.
Отсеки III - XIX (суммарная длина 171,7 м.) защищались бортовой броней. В них располагались наиболее важные, жизненные для корабля объекты.
III-VII - боевые запасы кормовой группы ГК
VIII - кормовая машина;
VII-IX - оборудование электростанций;
X - две носовые машины;
XI - кормовая группа котельных отделений
XII - вспом. механизмы котельных отсеков;
XIII - носовая группа котельных отделений;
XIV - вспом. механизмы и оборудование электростанций;
XV-XIX - боевые запасы носовой группы;
По высоте корпус делился семью палубами, из которых сплошными были только три верхняя, средняя (так называемая батарейная) и броневая. Четыре других (включая настил двойного дна, но не считая промежуточной броневой палубы) были расположены ниже броневой и по-существу являлись платформами. Средняя высота междупалубного пространства 2,40 м.
Основные технические данные по корпусу
Водоизмещение
порожнего корпуса 41 234 т.
стандартное 42 958 т.
проектное 47 253 т.
максимальное 50 585 т.
боевое 52 328 т.
Длина
по КВЛ 241,55 м.
наибольшая 250,50 м.
Ширина по КВЛ 36,0 м.
Высота борта 15,0 м.
Осадка
при станд. водоизмещение 8,7 м.
при проектн. водоизмещении 9,3 м.
при боевом водоизмещении 10,17 м.
Соотношение
L/В 6,71
В / Т 3,85
L / Н 16,1
Коэффициент полноты
водоизмещения 0,55
миделя 0,97
ватерлинии 0,66
Метацентрич. высота при 46455 т. 4,00 м
Корабль вмел два параллельных балансирных руля, площадью 24 кв.м. Они были установлены с наклоном внутрь от диаметральной плоскости под углом 8 градусов. Последующие испытания и эксплуатация кораблей этого типа показали, что они превосходно слушались руля на высоких и средних режимах хода, хорошо удерживали заданный курс. Корабли легко реагировали даже на небольшие (около 5 градусов) отклонения руля. Однако на малых ходах эти преимущества терялись. Частично это объясняется тем, что рули были установлены между струями от винтов, которые на высоких оборотах усиливали эффективность рулей, но на малых оборотах их напор ослабевал и теперь эффективность рулей зависела в основном от их площади, что при огромном водоизмещении линкоров было недостаточно. При проходе узкостей, где корабли не могли развить скорости, достаточной для нормального управления рулями, им требовалась помощь буксиров, но в условиях военного времени линкорам часто приходилось обходиться без них.
Проектные весовые нагрузки линкора
(по состоянию проекта на 16.3.1940)
корпус 11691,0
главные механизмы 2800,0
вспомогат. механизмы 1428,0
броня 7540,0
артиллерия 5973,0
минно-заградит. оружие 8,0
авиационное оружие 83,0
устройства и общ. системы 369,4
навигац. инструменты 8,6
такелаж 30,0
Пустое судно с устройствами (с водой и топливом в глав. и всп. механизмах) 39 931,2
артиллерийский боезапас 1510,4
минно-заградительный боезапас 2,5
расходный запас топлива 155,4
личный состав в багаж 243,6
провиант 194,2
питьевая вода 139,2
мытьевая вода 157,0
Водоизмещение стандартное 42 343,5
1/2 котельн. воды (в гл . цистернах ) 187,5
1/2 жидкого топлива 3226,0
1/2 солярового масла 96,5
1/2 смазочного масла 80,0
основной запас авиац. топлива 17,0
Водоизмещение конструктивное 45 950,5
расходные материалы 187,5
жидкое топливо 3226,0
соляровое масло 96,5
смазочное масло 80,0
резервный запас авиац. топлива 17,0
резервная пресная вода 389,2
Водоизмещение полное 49 946,7
Водоизмещение с наибольшим запасом жидкого топлива 50 955,7
Проектные весовые нагрузки линкора (по состоянию проекта на 19.10.1940)
(в сковках для сравнения показаны нагрузки линкоров типа "Scharnhorst" )
корпус 12 700 27,0 (23,6) %
главные механизмы 3 030 6,4 (7,4) %
вспом. механизмы 1 400 3,0 (3,1) %
броня 18 700 40,0 (40,2) %
артиллерия 5 550 11,8 (14,7) %
минно-заградит. оружие 100 0,2 %
авиационное оружие 100 0,2 %
топливо 4 000 8,4 (7,0) %
снаряжение 920 2,0 (4,0) %
вода 530 1,0 %
Всего 47 000 100 (100) %