Состав штатного вооружения линейного корабля "Bismarck"
8 380-мм орудий SK.C/34 в четырех башенных установках С/34. Запас боеприпасов: 120 снарядов на ствол.
12 150-мм орудий SK.C/28 в шести башенных установках С/34. Запас боеприпасов: 150 снарядов на ствол.
16 105-мм орудий SK.C/33 в спаренных установках двух типов систем: 8 орудия в двух установках С/34, 8 орудий в четырех установках С/37. Запас боеприпасов: 420 снарядов на ствол.
16 37-мм зенитных автоматов SK.C/30 в спаренных установках L.C/30. Запас боеприпасов: 2000 патронов на ствол.
12 20-мм зенитных пулеметов MG.C/30 в одинарных установках С/30. Запас боеприпасов: 2000 патронов на ствол.
Артиллерия главного калибра
Главная артиллерия линкора "Bismarck" с калибром 380 мм была выбрана по аналогии с орудиями SK.C/13 линкоров типа "Bayern", также калибра 380 мм.
Выбор калибра для линкоров в то время создавал большую трудность при составлении технического задания. Во время разработки проекта "Bismarck" калибр главной артиллерии неоднократно менялся, велись одновременные проработки нескольких вариантов проектов для разных калибров. Но при всем этом внимание главным образом обращалось на то, что в бою важнее, чтобы отдельные попадания пробивали броню противника и взрывались внутри, в жизненно-важных частях корабля, а не простое стремление увеличить количество попаданий для достижения максимально-возможного разрушения корпуса. Немцам было необходимо найти компромиссное решение между скорострельностью орудий сравнительно небольшого калибра и эффективностью отдельных попаданий снарядов крупных калибров. По их мнению наиболее полно этой задаче отвечали 380-мм орудия, опыт создания которых немцы уже имели. Выбранный калибр обеспечивал достаточную живучесть ствола, так как при сравнительно одинаковой начальной скорости снарядов (в пределах 800-850 м/сек.) износ стволов растет с увеличением калибра. Орудия калибром 356 мм (и ниже) были признаны малоэффективными, а по скорострельности они ничем не превосходили 380-мм.орудия, так как в это время большой вес боеприпасов крупных орудий уже не был тормозящим фактором, Эта проблема решалась простым увеличением мощности башенных механизмов.
Новые орудия для линкора "Bismarck" были изготовлены оружейными заводами "Mauser" и прошли испытания уже во время строительства корабля, после чего они были приняты на вооружение под кодом "38-см SK.C/34" - скорострельные орудия производства 1934 года (SK - Schnelladekanone, С - Konstruktionsjahr).
Конструктивно орудия делались четырехслойными, со свободной внутренней трубой, которую при сильном износе можно было заменить в течении нескольких дней. Применялся горизонтальный, скользящий замок.
Корабль имел 8 орудий установленных в 4 башнях в носу и корме. Башни были обозначены по сигнальному коду ВМФ, начиная с носа: "Anton", "Bruno", "Cesar" и "Dora". Принципиально башенные установки по конструкции не отличались от общепринятой в других странах схемы. Барбеты банен опирались на броневую палубу, ниже которой были расположены боевые погреба. Основные башенные механизмы приводились в движение гидравлической системой, давление в которой создавалось двумя электронасосами. Рабочее давление системы равнялось приблизительно 70,3 кг/кв.см. В качестве наполнителя системы использовалась рабочая смесь из дистиллированной воды и глицерина в равных долях с небольшим добавлением касторового масла в качестве смазки. Немцы не использовали для этих целей различные масла из-за их пожароопасности.
Как и на большинстве линкоров всех других стран зарядный погреб находился под снарядным. Снаряды подавались из подбашенных помещений подъемниками в башню и на специальном перегрузочном лотке разворачивался в зарядное положение и затем подавался в ствол орудия досылателем цепного типа. Заряд подавался в пространство между орудиями, перегружались в ожидающий лоток, который движением поперек башни передвигался в позицию заряжания. Для каждого орудия имелись собственные снарядные и зарядные подъемники. Все перемещения осуществлялись гидравлическим способом, но поскольку в случае сбоя электропитания насосы могли остановиться имелось аварийное устройство для подачи боезапаса с ручным приводом, эффективность которого была очень сомнительна.
Характеристики орудий главного калибра линкора "Bismarck"
Обозначение орудия 38-cm. SK.C/34
Калибр 380 мм (15")
Диаметр орудия в зарядной части 445,7 мм
Общий вес орудия 110,7 тонн
Длина ствола L/52 19630 мм
Длина нарезной части ствола L/48,5 18405 мм
Длина замковой части 2230 мм
Количество нарезов 90
Начальная скорость снаряда 820 м/сек
Дальность стрельбы 35550 м. при +30 град.
Характеристики башенных установок линкоров типа "Bismarck"
Тип установки поворотная, типа С/34
Вес установки 1064 тонн
Внутренний диаметр барбета 10,0 м.
Внутренний диаметр роликового погона 8,75 м.
Расстояние между осями орудий 3,75 м.
Откат орудия 1,0 м.
Максимальный угол возвышения + 30 град.
Угол заряжания +2,5 град.
Максимальный угол снижения -5,5 град.
Скорость горизонтальной наводки 5,4 град/сек.
Скорость вертикальной наводки 5,0 град/сек.
Сектора обстрела башен "А" и "D" 290 град.
Сектора обстрела башен "В" и "С" 270 град.
Количество снарядов в башне от 210 до 240
Теоретическая скорострельность 3,3 выстр/мин.
Промежуток между двумя залпами 18 сек. на 1 выстр.
Характеристики снарядов главного калибра
Бронебойный вес 800 кг, длина 1672 мм
фугасный с донным взрывателем вес 800 кг, длина 1710 мм
фугасный с головным взрывателем вес 800 кг, длина 1748 мм
Вес полного заряда 212 кг
Тип зарядного пороха RP.C/38 (RP - Rohfpulver)
А - ствол
В - броневая плита амбразуры
С - прицел
D - замок
Е - загрузочный лоток
F - дальномер
Q - отвод дыма
Н - досылатель
J - верхняя палуба
К - промежуточная палуба
L - снарядный подъемник
М - главная палуба
N - верхняя платформа
О - нижняя платформа
Р - броня барбета
О - механизм вертикальной наводки
R - система гидравлики
S - опорный цилиндр
Т - роликовый погон
U - зарядный погреб
Артиллерия среднего калибра
Артиллерия среднего калибра состояла из 12 орудий калибра 150 мм SKC/28, размешенных попарно в башнях. Над выбором средней артиллерии долго думать не пришлось, был взят обычный для тех времен средний калибр. По конструкции орудия были выполнены лейнерными, с вертикальным клиновым затвором.
Каждая башня на правам борту имела свое обозначение: "правобортная I", "правобортная II" и "правобортная III" (считая от носа). Аналогично были обозначены и башни левого борта. Барбеты правобортных и левобортных башен I и III опирались на палубу цитадели, а барбеты башен II - на скосы броневой палубы. Углы поворота башен среднего калибра в горизонтальной плоскости были ограничены, вследствие близкого расположения их к надстройкам.
Характеристики орудий среднего калибра
Обозначение орудия 15-cm.SK.C/28
Калибр 150 мм (6")
Общий вес орудия 9025-9080 кг
Длина ствола L/55 8200 мм.
Длина нарезной части ствола 7816 мм.
Количество нарезов 44
Начальная скорость снаряда 875 м/сек.
Дальность стрельбы 23 500 м при +40 град.
Живучесть ствола ок.1100 выстр.
Характеристики башенных установок среднего калибра
Тип установки С/34
Вес установок I 150,3 тонн
Вес установок II 131,6 тонн
Вес установок III 97,7 тонн
Внутренний диаметр барбета 4,80 м.
Внутренний диаметр роликового погона 3,83 м.
Максимальный угол возвышения +40 град.
Максимальный угол снижения - 10 град.
Скорость горизонтальной наводки 9 град/сек.
Скорость вертикальной наводки 8 град/сек.
Сектора обстрела башен I 135 град.
Сектора обстрела башен II и III 150 град.
Количество снарядов в башне 300
Вес боевого залпа 271,8 кг.
Теоретическая скорострельность 6 выстр/мин.
Характеристики снарядов среднего калибра
Бронебойный вес 45 кг, длина 550 мм.
Фугасный с донным взрывателем вес 45,3 кг, длина 578,5 мм.
Фугасный с головным взрывателем вес 45,3 кг, длина 655 мм.
Вес полного заряда вес 23,5 кг, длина 655 мм.
Тип зарядного пороха RP.C/32 (RP - Rohrpulver)
Зенитная артиллерия дальнего действия
Все зенитные орудия дальнего действия размещались на носовой и кормовой надстройках.
16 орудий калибра 105 мм SKC/33 устанавливались на корабле в два этапа. Две первых установки были смонтированы на носовой надстройке еще в июне-июле 1940 года-, когда корабль находился на верфи "Blohm und Voss" в Гамбурге. Орудия монтировались на спаренном лафете сравнительно устаревшей конструкции С/34. Оснащение такого мощного корабля несовременным вооружением было вызвано отсутствием более современных зениток на складах Круппа и "Rheinishe Metallwarenfabrik", где имелись только орудия на лафетах старой конструкции . Остальные орудия были .переданы на проданный в Советский Союз недостроенный крейсер "Lutzow". Согласие немецкого морского командования на установку этих орудий позволило выдержать срок сдачи корабля в эксплуатацию в августе и таким образом было выиграно время для производства нужного количества новых орудий к ' концу года. Остальные, более совершенные установки Dopp.L.C/37, были смонтированы во время стоянки линкора в Гдыне 4-18 ноября 1940 года.
В зенитных установках обоих систем использовалось одно и то же 105-мм.орудие лейнерной конструкции, с вертикальным клиновым затвором.
Основное отличие новой конструкции зенитной установки было в применении более быстрых механизмов наведения, соответствующих возросшим скоростям самолетов. Кроме того, новая конструкция была несколько легче. Внешне они незначительно отличались формой защитных кожухов.
Каждое орудие имело свое обозначение и аналогично орудиям 150-мм калибра назывались правобортными и левобортными, с нумерацией, начиная от носа.
Характеристики орудий зенитного калибра
Обозначение орудия 105-cm SK.C/33
Калибр 105 мм.
Общий вес орудия 4560 кг.
Длина ствола 6840 мм.
Длина нарезной части ствола 6349 мм.
Количество нарезов 36
Начальная скорость снаряда 900 м/сек.
Дальность стрельбы наибольшая 17700 м.
Досягаемость по высоте 12 500 м.
Живучесть ствола ок.2950 выстр.
Характеристики артиллерийских установок зенитного калибра
Тип установки С/34 С/37
Вес орудия с лафетом 6130 кг 5270 кг
Вес установки 27350 кг 26425 кг
Максимальный угол возвышения + 80 град. + 80 град.
Максимальный угол снижения - 8 град. - 10 град.
Скорость гориз. наводки (электрич.) 8 град/сек. 8,5 град/сек.
Скорость гориз. наводки (ручной) 1,5 гр/сек. 1,5 град/сек.
Скорость вертикальной наводки 1,33 гр/сек. 1,76 гр/сек.
Количество снарядов в башне 6720 6720
Теоретическая скорострельность 15 выстр/мин. 15 выстр/мин.
Легкая зенитная артиллерия
В состав зенитного вооружения ближнего действия линейного корабля входило шестнадцать автоматических пушек SK.C/30 калибра 37 мм., с длиной ствола 83 калибра, размещенных на лафетах LC/30 в спаренных установках на полукруглых вращающихся платформах. Эти довольно удачные установки производились, на оружейном заводе "Rheinishe Metallwarenfabrik".
Они имели превосходную трехкоординатную ориентацию на цель с большими углами возвышения стволов - от +85 до -10 градусов. Теоретическая скорострельность 80 выстрелов в минуту, но практически составляла только 30 выстрелов, что объяснялось ручной загрузкой снарядных обойм в орудие. Установки не имели никакой броневой и противоосколочной защиты, что было характерно для подобного вооружения во всех флотах. От атмосферных осадков установки защищались брезентовыми чехлами, а стволы орудий и прицельные приспособления укрывались к тому же дополнительными чехлами.
Размещались орудия следующим образом: две установки на нижней надстроечной палубе, сразу за башнями "В" и "С" главного калибра. Еще две установки - в районе носового 7-метрового дальномера, несколько ниже капитанского мостика. Последние четыре были установлены на кормовой надстройке в районе кормовой боевой рубки.
Зенитные пулеметы
"Bismarck" имел стандартное для немецкого флота зенитное вооружение и в соответствии с ним получил 12 одноствольных зенитных пулеметов MG.C/30 калибром 20 мм с длиной ствола 65 калибров. Стволы помещались в специальном кожухе с охлаждением и устанавливались на лафете L.C/30. Лафеты обеспечивали максимальный угол возвышения до +85 градусов, минимальный - до -10 градусов.
На испытаниях эти пулеметы показали скорострельность до 280 выстрелов в минуту, как это и было указано в техническом паспорте, но фактически они вмели более низкую скорострельность - около 120 выстрелов в минуту. Это объяснялось заменой цилиндрических магазинов на плоские - более удобные для обслуживания, но менее емкие. Эти магазины вмещали только 20 патронов, и возле каждой установки постоянно находился запас первых выстрелов из пяти магазинов. Установки были оборудованы специальной сеткой для отлова выбрасывающихся стреляных гильз.
Размещались пулеметы на палубе, надстройках и специальной платформе вокруг дымовой трубы. В походном положении они закрывались брезентовыми чехлами.
В конце апреля 1941 года, во время пребывания линкора в Данциге на нем были дополнительно установлены четырехствольные 20-мм зенитные автоматы MG.C/38 с длиной ствола 65 калибров (1300 мм.) на усовершенствованных лафетах L.C/38. Углы возвышения стволов на этих лафетах не отличались от установок L.C/30, но скорострельность стволов была явно выше - теоретическая до 500, а фактическая до 200 выстрелов в минуту для каждого ствола. Установка же четырех стволов на одном лафете обеспечивала вчетверо большую плотность огня.
Новые зенитки были смонтированы непосредственно на крыше кормовой боевой рубки. Такие же установки были смонтированы на прожекторной платформе вокруг дымовой трубы и по обеим сторонам мостика вместо снятых 20-мм установок L.C/30.
Кроме того, между кормовыми башнями "Cesar" и "Dora" на линкоре были установлены два тренировочных орудия калибром 105 и 150 мм с укороченными стволами. Они использовались для обучения прислуги навыкам заряжания и разряжения.