Системы управления артиллерийским огнем

 

Система управления огнем ГК

 

Управление огнем главного (и средне­го) калибра осуществлялось из рубки, раз­мещенной на верхнем ярусе надстройки. Отсюда старший артиллерийский офицер пере­давал данные в центральный артиллерийский пост, размещающийся внутри цитадели. Вы­полнение автоматами расчеты передавались на отдельные орудия. Приборы позволяли производить расчеты отдельно для носовой и кормовой боевой рубки, что при желании позволяло вести раздельный огонь по разным целям. Башни главного калибра были снабже­ны дальномерами и могли к тому же при не­обходимости определять данные для стрельбы самостоятельно.

Для оптического (визуального) управ­ления были предусмотрены пять 10,5-метро­вых дальномеров, три из которых размеща­лись .внутри башен главного калибра. Сектор наблюдения этих дальномеров оказался достаточно сильно ограничен и составлял 15 градусов. Первоначально дальномерами были снабжены все башни, но позже, в январе 1941 года, когда линкор находился в Гам­бурге, дальномер башни "Anton" демонтиро­вали, а отверстия с обоих сторон башни бы­ли заделаны броневыми плитами. Вызвано это было плохими результатами испытаний, полу­ченными на линкорах "Scharnhorst" и "Gneisenau" во время проведения в Северной Атлантике операции "Berlin" (январь-март 1941 года). В плохую погоду дальномеры носовой башни фактически не могли действо­вать из-за заливания их брызгами волн. Кроме того, на "Bismarck" были отмечены и случаи подачи неточных данных о цели опти­ческими приборами.

Дальномеры для линкора поставляла бер­линская фирма "Kreiselgerate GmbH". Однако работы по их изготовлению пришлось прер­вать, так как изготовление фирмой четырех постов управления зенитным огнем SL-8 для крейсера "Lutzow" с передачей их в Совет­ский Союз, а также недостаток персонала соответствующей квалификации полностью исключал возможность работы над вооружением линкора. Только после отгрузки упомяну­тых постов в Россию (середина 1940 года) фирма смогла приступить к оборудованию линкора "Bismarck", однако срочность работ заставила фирму затормозить программу раз­работок новых систем, остановить свой вы­бор на уже существующей SL-8. Возобновив прерванные работы над 10,5-метровыми даль­номерами фирма так и не смогла уложиться в срок и только в конце ноября 1940 года эти дальномеры были смонтированы на линкоре, когда корабль находился уже в Данциге.

На носовой и кормовой боевых рубках, на специальных поворотных тумбах, были ус­тановлены такие же дальномерные посты, но уже с трехкоординатным ориентированием. Эти посты защищались броней, хотя и не очень толстой. Оба поста имели выведенные наружу перископы.

Кроме этих пяти дальномерных постов имелся еще 7-метровый дальномер на крыше надстройки. Он также был ориентирован по трем осям, был оборудован перископом и по­мещался в легкобронированной рубке. Этот дальномер был установлен на верфи в Кельне еще позже - в марте 1941 года.

На корабле имелись оборудованные пос­ты ночного управления огнем (один в носу, другой в корме). Специальные приборы при­целивания (четыре в переднем посту и два -в кормовом) обеспечивали достаточно точную стрельбу в темное время или при плохой ви­димости.

Вспомогательным средством, которое должно было способствовать улучшению огня, были мощные 1,5-метровые прожекторы. Один из них размещался над капитанским мости­ком, четыре - на специальной платформе, окружавшей дымовую трубу и два - сразу за грот-мачтой. Два передних прожектора в ра­йоне трубы прикрывались броневыми колпака­ми, сделанными в виде жалюзи.

 

Управление огнем орудий СК и МК.

 

Управление огнем орудий среднего ка­либра осуществлялось из центрального ар­тиллерийского поста по данным из артилле­рийской рубки, для определения которых использовались 10,5-метровые дальномеры, установленные на крышах боевых рубок, а также 7-метровый дальномер на верху надстройки. Кроме этого, для орудий сред­него калибра существовала возможность са­мостоятельного управления огнем через от­дельные башни, однако организационно они при этом подчинялись средним башням ("правобортная II" и "левобортная II"), которые были оборудованы дальномерами.

Управление зенитными орудиями осу­ществлялось из главной рубки, данные в ко­торую передавались от четырех постов по­иска и определения цели, установленных на площадке марса. Для ночных стрельб исполь­зовались два 4-метровых дальномера, установленные по краям капитанского мостика. В этих дальномерах применялись стереоскопы ЕМ.4-m типа R.40, позволяющие определить положение каждого самолета, в строю относи­тельно корабля.

Зенитные орудия крупного калибра уп­равлялись из двух рубок-постов типа SL-8, размеченных по обеим бортам надстройки в полукруглых, бронированных колпаках, кото­рые своим внешним видом, а также благодаря трехосевой ориентации, получили среди мо­ряков прозвище "качающиеся горшки". -Име­лись также два вспомогательных поста уп­равления зенитным огнем. Такое количество постов считалось недостаточным для корабля типа "Bismarck", однако командованию флота пришлось с этим смириться, так же как и с тем, что крейсер "Prinz Eugen" до начала операции "Rheinubung" вообще не получил ни одного поста типа SL-8. Вызвано это было уже названными выше причинами (недостаток соответствующего персонала, а также пос­тавки в рамках советско-германского дого­вора для крейсера ".Lutzow"). Чтобы хотя бы частично компенсировать отсутствие в корме современных систем управления зенитным ог­нем на "Bismarck" установили два сухопут­ных поста аналогичного назначения типа "Kdo.Ger.40" фирмы "Karl Zeise", но они не имели трехкоординатной ориентации. Один такой пост был установлен непосредственно за грот-мачтой, а другой прямо перед баш­ней "Cesar". Эти посты не защищались даже противоосколочной броней.

Централизованного управления огнем зенитной артиллерии малого калибра на "Bismarck" не имелось. Измерение расстоя­ния производилось восемью 1,25-метровыми дальномерами, данные о цели передавались командирам орудий голосом.