Системы управления артиллерийским огнем
Система управления огнем ГК
Управление огнем главного (и среднего) калибра осуществлялось из рубки, размещенной на верхнем ярусе надстройки. Отсюда старший артиллерийский офицер передавал данные в центральный артиллерийский пост, размещающийся внутри цитадели. Выполнение автоматами расчеты передавались на отдельные орудия. Приборы позволяли производить расчеты отдельно для носовой и кормовой боевой рубки, что при желании позволяло вести раздельный огонь по разным целям. Башни главного калибра были снабжены дальномерами и могли к тому же при необходимости определять данные для стрельбы самостоятельно.
Для оптического (визуального) управления были предусмотрены пять 10,5-метровых дальномеров, три из которых размещались .внутри башен главного калибра. Сектор наблюдения этих дальномеров оказался достаточно сильно ограничен и составлял 15 градусов. Первоначально дальномерами были снабжены все башни, но позже, в январе 1941 года, когда линкор находился в Гамбурге, дальномер башни "Anton" демонтировали, а отверстия с обоих сторон башни были заделаны броневыми плитами. Вызвано это было плохими результатами испытаний, полученными на линкорах "Scharnhorst" и "Gneisenau" во время проведения в Северной Атлантике операции "Berlin" (январь-март 1941 года). В плохую погоду дальномеры носовой башни фактически не могли действовать из-за заливания их брызгами волн. Кроме того, на "Bismarck" были отмечены и случаи подачи неточных данных о цели оптическими приборами.
Дальномеры для линкора поставляла берлинская фирма "Kreiselgerate GmbH". Однако работы по их изготовлению пришлось прервать, так как изготовление фирмой четырех постов управления зенитным огнем SL-8 для крейсера "Lutzow" с передачей их в Советский Союз, а также недостаток персонала соответствующей квалификации полностью исключал возможность работы над вооружением линкора. Только после отгрузки упомянутых постов в Россию (середина 1940 года) фирма смогла приступить к оборудованию линкора "Bismarck", однако срочность работ заставила фирму затормозить программу разработок новых систем, остановить свой выбор на уже существующей SL-8. Возобновив прерванные работы над 10,5-метровыми дальномерами фирма так и не смогла уложиться в срок и только в конце ноября 1940 года эти дальномеры были смонтированы на линкоре, когда корабль находился уже в Данциге.
На носовой и кормовой боевых рубках, на специальных поворотных тумбах, были установлены такие же дальномерные посты, но уже с трехкоординатным ориентированием. Эти посты защищались броней, хотя и не очень толстой. Оба поста имели выведенные наружу перископы.
Кроме этих пяти дальномерных постов имелся еще 7-метровый дальномер на крыше надстройки. Он также был ориентирован по трем осям, был оборудован перископом и помещался в легкобронированной рубке. Этот дальномер был установлен на верфи в Кельне еще позже - в марте 1941 года.
На корабле имелись оборудованные посты ночного управления огнем (один в носу, другой в корме). Специальные приборы прицеливания (четыре в переднем посту и два -в кормовом) обеспечивали достаточно точную стрельбу в темное время или при плохой видимости.
Вспомогательным средством, которое должно было способствовать улучшению огня, были мощные 1,5-метровые прожекторы. Один из них размещался над капитанским мостиком, четыре - на специальной платформе, окружавшей дымовую трубу и два - сразу за грот-мачтой. Два передних прожектора в районе трубы прикрывались броневыми колпаками, сделанными в виде жалюзи.
Управление огнем орудий СК и МК.
Управление огнем орудий среднего калибра осуществлялось из центрального артиллерийского поста по данным из артиллерийской рубки, для определения которых использовались 10,5-метровые дальномеры, установленные на крышах боевых рубок, а также 7-метровый дальномер на верху надстройки. Кроме этого, для орудий среднего калибра существовала возможность самостоятельного управления огнем через отдельные башни, однако организационно они при этом подчинялись средним башням ("правобортная II" и "левобортная II"), которые были оборудованы дальномерами.
Управление зенитными орудиями осуществлялось из главной рубки, данные в которую передавались от четырех постов поиска и определения цели, установленных на площадке марса. Для ночных стрельб использовались два 4-метровых дальномера, установленные по краям капитанского мостика. В этих дальномерах применялись стереоскопы ЕМ.4-m типа R.40, позволяющие определить положение каждого самолета, в строю относительно корабля.
Зенитные орудия крупного калибра управлялись из двух рубок-постов типа SL-8, размеченных по обеим бортам надстройки в полукруглых, бронированных колпаках, которые своим внешним видом, а также благодаря трехосевой ориентации, получили среди моряков прозвище "качающиеся горшки". -Имелись также два вспомогательных поста управления зенитным огнем. Такое количество постов считалось недостаточным для корабля типа "Bismarck", однако командованию флота пришлось с этим смириться, так же как и с тем, что крейсер "Prinz Eugen" до начала операции "Rheinubung" вообще не получил ни одного поста типа SL-8. Вызвано это было уже названными выше причинами (недостаток соответствующего персонала, а также поставки в рамках советско-германского договора для крейсера ".Lutzow"). Чтобы хотя бы частично компенсировать отсутствие в корме современных систем управления зенитным огнем на "Bismarck" установили два сухопутных поста аналогичного назначения типа "Kdo.Ger.40" фирмы "Karl Zeise", но они не имели трехкоординатной ориентации. Один такой пост был установлен непосредственно за грот-мачтой, а другой прямо перед башней "Cesar". Эти посты не защищались даже противоосколочной броней.
Централизованного управления огнем зенитной артиллерии малого калибра на "Bismarck" не имелось. Измерение расстояния производилось восемью 1,25-метровыми дальномерами, данные о цели передавались командирам орудий голосом.