Авиационное вооружение линкора "Bismarck"
Линкор имел три авиационных ангара, две катапульты и специальное крановое оборудование.
Ангар N-2 (с левого борта) и ангар N-3 (с правого борта) размещались на корабле по бокам от дымовой трубы и использовались для предполетной подготовки гидросамолетов. Площадь ангаров составляла 60 кв.метров, что позволяло разместить в нем один гидросамолет типа "Arado-196A-l" со сложенными крыльями. Конструкция ворот ангара позволяла при убранных крыльях и развороте 110 град.к борту свободно вывести тележку с самолетом под кран. Уже в процессе постройки крыша ангаров была усилена специальными брусьями для размещения там корабельных шлюпок.
Дальше в корму, позади катапульты, был установлен ангар N-1. При взгляде сверху он имел форму трапеции. Его длина составляла 12,80 метров, ширина - 9,60, высота - 6,00-6,20 метров. Общая площадь -120 кв.метров. Слегка выпуклые ворота состояли из двух створок, внутренней правой и наружной левой. При необходимости эти створки совмещались, заходя одна за другую и открывая свободный проход. Ангар делился на две половины грот-мачтой (диаметр 70 см), которая очень затрудняла введение самолета в укрытие. Между грот-мачтой и воротами ангара помещался стол для складывания парашютов и.полка для их хранения. При вводе самолета его сначала ставили носом к ангару, затем разворачивали под углом 10-15 градусов к диаметральной плоскости корабля и в таком положении завозили на тележке внутрь ангара. Выпуклая конструкция ворот была специально спроектирована для облегчения этой операции. На линкоре были предусмотрены два рельса от ангара к катапульте, по которым и перемещали самолет. В ангаре помещалось только два гидросамолета "Arado-196".
Линкору "Bismarck" была придана 1-я эскадра палубной авиации "Arado-196". Самолеты были погружены на корабль в сентябре 1940 года в Кельне. Самолетостроительная фирма "Warnemunder Arado Werk", изготовлявшая такие самолеты, до конца 1939 года выпустила только 20 машин, предназначенных для военных кораблей. "Scharnhorst", "Gneisenau", "Blucher" и "Adm. Hipper" получили по три гидросамолета "Arado-196"; "Deutschland", "Adm. Scheer" и "Adm. graf Spee" - по два. Оставшиеся два самолета предназначались для "Bismarck". Сейчас известны их тактические номера: "T3+IH" и "T3-LK". Еще два гидросамолета должны были получить номера "T3-DL" и "T3-MJ".
Также можно предполагать, что символом 1-й авиационной эскадры на "Bismarck" был изображавшийся на фюзеляже самолета белый морской конек на голубом поле с черной окантовкой. Фотографии корабля, сделанные в середине мая 1941 года, плохо читаемы в деталях. Во всяком случае только два самолета найдены с этим символам. Известно, как отрицательно Геринг воспринял выделение морской авиации, особенно после создания авиаматки "Graf Zeppelin", - поэтому летный состав и обслуживающий персонал на кораблях носили общеавиационное обмундирование и имели туже субординацию.
Рельсовые пути обеспечивали перемещение самолета "Ar-196" от ангаров к катапульте, а с помощью кранов, установленных побортно в районе дымовой, трубы самолеты перемещались на пусковую тележку катапульты. Эти же краны могли использоваться также для спуска-подъема шлюпок и катеров, размещенных в большинстве на крышах ангаров.
На кораблях типа "Bismarck" устанавливались по две катапульты фирмы "Deutschen Wercke" (Киль), хотя первоначально планировалось установить катапульты новой конструкции фирмы "Heinkel". Однако загруженность фирмы заказами по производству самолетов не позволила ей выполнить конструкторские работы в срок, из-за чего морское командование и решилось на заключение контракта с судостроительным заводом. Основание катапульты крепились тавровыми балками к кормовой надстройке. По краям катапульту усиливали бракетные конструкции круглой формы диаметром 150 и 100 мм. На общем фундаменте устанавливались две катапульты, каждая длиной 14,6 м. и шириной 1 и. Катапульты были противонаправлены по линии траверза корабля и стыковались друг с другом своими стартовыми торцами (В литературе часто эти две катапульты называют одной двойной противонаправленной, что в принципе можно допустить лишь с большой натяжкой). Пусковая тележка катапульты получала ускорение с помощью системы воздуха высокого давления. Перед стартом самолета катапульта гидравлическим устройством выдвигалась на 3 метра за линию борта корабля для того, чтобы стартующий гидроплан не задел концами своих крыльев 105-мм орудия на кормовой надстройке. Был возможен одновременный запуск двух самолетов вне зависимости от направления ветра.
Первоначально предполагалось базирование на /кораблях типа "Bismarck" шести гидросамолетов - двух в ангаре N-1, по одному в ангарах N-2 и N-3 и по одному на каждой катапульте. Теоретически это было возможно, но на практике трудности, связанна с подготовкой гидропланов к старту и длительность этой операции практически исключали оснащение кораблей таким количеством самолетов.
Характеристики гидросамолета "Arado-196A-1".
Размеры и вес :
разках крыльев 12,44 м.
длина с поплавками 10,96 м.
длина фюзеляжа 10,18 м.
общая высота 5,00 м.
высота без поплавков 3,85 м.
длина поплавков 4,80 м.
рабочая поверхность крыла 28,30 кв.м.
общий вес гидроплана 2214 кг.
вес снаряженного к полету 2571 кг.
стартовый вес (2 чел. + 100 кг авиабомб + снаряжение + топливо) 3415 кг.
нагрузка на несущие поверхности 120,67 кг/кв.м.
удельный вес самолета 4,16 кг/л.с.
Двигатель типа "BMW-132К":
9-цилиндровый, воздушного охлаждения в форме единичной звезды.
время выхода на стартовую мощность 2 мин.
стартовая мощность 960 л.с. при 2350 об/мин.
мощность на высоте 450 м. 970 л.с. при 2350 об/мин.
мощность на высоте 1500 м. 690 л.с. при 2100 об/мин.
диаметр трехлопастного пропеллера 3,10 м.
Эксплуатационные характеристики :
скорость максимальная на высоте 0,9 км. 320 км/час
скорость максимальная на высоте 4 км. 312 км/час
скорость макс.над морем на высоте 1 км. 268 км/час
скорость макс.над морем на высоте 3 км. 255 км/час
скорость запуска с катапульты 110 км/час
скорость приводнения 106 км/час
скорость набора высоты в нач. стадии 6,9 м/сек.
практический потолок 7 км.
емкость бака для горючего 600 литров
емкость масляного бака 39,51 литров
радиус действия 800 км.
Вооружение :
1 7,9-мм вращающийся пулемет MG L/15 (запас патронов 525 шт.)
2 50-кг авиабомбы SC50.
Экипаж :
2 человека (пилот и стрелок-радист).