Окраска корабля

 

При доковании в июне-июле 1940 года в Гамбурге "Bismarck" получил свежую ок­раску: подводная часть была очищена и на высоту 8 метров двукратно окрашена красной краской. Выше 8 метров до 10,5 метров (верхняя граница погружения) корпус был окрашен в темно-шаровый цвет, а еще выше - светло-шаровый. Палуба имела нату­ральный цвет обшивки. Якоря имели свет­ло-серый цвет и четко выделялись на палубе от другого оборудования. Шпили выкрашива­лись черно-белыми полосами, якорная цепь и стопоры черные. Боковые сточные желоба красились зеленым цветом. Надстройки и орудийные башни светло-шаровым цветом, но как единственное отступление от этого кол­пак трубы имел серебристый светло-шаровый оттенок. Шлюпки, а также трапы и сходы внутрь корабля красились под цвет красного дерева, днища шлюпок - красные.

 

Камуфляжная окраска

 

С января по 21 мая 1941 года (вхожде­ние в норвежские воды) "Bismarck" носил камуфляжную окраску [Balkentarnug]. Она состояла из трех параллельных полос черного цвета. Первая начиналась от ватерлинии в районе носовых 150-мм орудийных башен и продолжалась до верхнего края корпуса, за­тем охватывала всю носовую надстройку до верхнего дальномерного поста. Средняя по­лоса начиналась от ватерлинии, переламыва­лась на верхнем крае бортового броневого пояса, затем переходила на трубу до про­жекторной площадки. Третья полоса начина­лась от ватерлинии, переламывалась в верх­ней части корпуса и заканчивалась на уров­не дальномера кормового поста управления огнем. Нос и корма окрашивались в тем­но-шаровый цвет с белой имитацией волновой поверхности воды, что обеспечивало опти­ческое уменьшение длины корабля до разме­ров крейсера. Остальная часть корпуса и надстройки оставались окрашенными в свет­ло-шаровый цвет, а колпак трубы в сереб­ристо-шаровый. В носовой и кормовой части палубы изображались краской национальные флаги со свастикой. Такова была основная защитная окраска корабля. Она изменялась в незначительной степени только при перемене акватории.

I. От 12 декабря 1940 года до 17 марта 1941-го - основная окраска была дополнена характерными элементами камуфляжа - крыши и скошенные стенки орудийных башен средне­го калибра были окрашены в темно-шаровый цвет,  а ограждения дальномеров на средних башнях - в светло-шаровый.

II. После 18 марта 1941 года - введена дополнительная окраска защитных ограждений надстроек по обеим бортам меняется на тем­но-шаровый цвет.

III. Примерно от 13 до 25  апреля  1941 года - корпус сохранял ту же камуфляжную окраску, но орудийные башни имели красный цвет. Вероятно, они выкрашивались только на время маневров на Балтике. Этот факт подтверждается двумя снимками из собрания автора польской монографии - к сожалению, черно-белыми. На одном из них, изображаю­щем "Bismarck" во время маневров, имеется надпись на немецком языке, сообщающая, что орудийные башни красного цвета. Другой снимок изображает линкор стоящим у причала в Данциге во время перекраски башен в светло-шаровый цвет. Башни перекрашивались целиком, то есть вместе с крышей. Запечатлен момент, когда башни "Anton" и "Bruno" были уже перекрашены, а две другие еще ожидали своей очереди. На фотографиях нет дат, но можно предполагать, что происходи­ло это во второй половине апреля 1941 го­да.

IV. От 25 апреля до 16 мая 1941 года - камуфляжная окраска не претерпела измене­ний.  Корабль имел защитную, темно-шаровую окраску.  Точно также окрашены башни глав­ного и среднего калибра.

V. От 16 до 20 мая 1941 года - приго­товление к операции "Rheinubung".  В свет­ло-шаровый цвет  перекрашены  скошенные стенки башен главного и среднего калибров.

VI. 20-21 мая 1941  года  (вхождение в воды Grimstad-fiord)  -  начата  закраска маскировочных полос на носовой и  кормовой надстройках. Крыши орудийных башен главно­го и среднего калибров остались темно-ша­рового цвета, точно так же, как и огражде­ния дальномеров и крыши ангаров. Изображе­ния флагов на палубе в оконечностях закры­ты брезентом (некоторые источники сообща­ют,  что флаги были закрашены,  но это не­верно,  что подтверждается фотографиями из частной коллекции Бринкмана [Brinkman]).

VII. 21-26 мая 1941 года - весь  корпус корабля светло-шарового цвета. Хотя черные полосы камуфляжа уже закрашены светло-ша­ровым цветом,  но они все же проступают сквозь тонкий слой краски.

VIII. 26-27 мая 1941 года - Крыши башен главного и среднего калибра выкрашены в желтый цвет,  ограждения орудийных дально­меров остались темно-шаровыми,  тоже крыши ангаров N-2 и N-3.

 

Окраска самолета

 

Верх и борта фюзеляжа до плоскости крыла, верхние и боковые поверхности поп­лавков, верхние плоскости крыльев и стаби­лизаторов уровня окрашены в виде геометри­ческого камуфляжа в двух оттенках зеленого цвета - чернозеленый-голубой (RLM.72) и темнозеленый-голубой (RLM.73). Нижняя сто­рона фюзеляжа, крыльев и поплавков - голу­бовато-серая (RLM.65). Лопасти пропеллера - черные. Кабина внутри зеленовато-серая.