Операция "Rheinubung"
В начале весны Премьер Уинстон Черчилль проинформировал Палату общин о величине угрозы со стороны немецкого имперского флота. Он утверждал, что на основании полученных докладов в середине февраля 1941 года линейный корабль "Bismarck" еще не был полностью подготовлен к проведению морских операций. Тем более это касалось линкора "Tirpitz". По его мнению требовалось еще несколько месяцев, чтобы "Bismarck" превратился в угрозу Британия. Однако успехи других немецких рейдеров в первом квартале 1941 года вызывали сильное беспокойство.
Линкоры "Scharnhorst" и "Gneisenau" потопила 21 судно тоннажем 115.622 BRT и захватили 1 транспорт.
Крейсер "Adm. Hipper" потопил 7 судов тоннажем 32.805 BRT.
Карманный линкор (с декабря 1939 года - тяжелый крейсер) "Adm.Scheer" потопил 15 судов тоннажем 113.233 BRT и захватил 2 приза.
Вспомогательный крейсер "Pinguin" потопил 27 судов тоннажем 154.619 BRT и пленил 5 транспортов.
Вспомогательный крейсер "Thor" потопил 11 судов тоннажем 96.602 BRT.
Вспомогательный крейсер "Kormoran" потопил 11 транспортов тоннажем 68.274 BRT, а также легкий крейсер "Sydney".
Вспомогательный крейсер "Atlantis" потопил 18 судов тоннажем 145.698 BRT и пленил 4 судна.
Вспомогательные крейсера "Komet" и "Orion" потопили 18 судов тоннажем 115.045 BRT.
Всего эти 10 кораблей потопили 129 транспортов общим тоннажем 841.899 BRT. Немецкий план ведения войны на Атлантике предусматривал использование уже в первом квартале 1941 года всех четырех линкоров в совместной группе, при этом "Bismarck" и "Tirpitz" должны были вести бой с охраной конвоя, a "Scharnhorst" и "Gneisenau" уничтожать транспорты. Однако новые линкоры не могли принять участие в операциях, так как "Bismarck" еще занимался боевой подготовкой, a "Tirpitz" только 25 февраля вступил в строй, а ходовые испытания и артиллерийские стрельбы провел только в апреле-июне 1941 года. Поэтому планируемая операция "Berlin" была проведена силами только двух линкоров "Scharnhorst" и "Gneisenau" под командованием адм. Лютьенса. Она проводилась в течение 8 недель с 22 января по 22 марта и, как уже отмечалось, привела к потоплению 21 транспорта и захвату еще одного.
Налеты союзной авиации на французские порты, где базировались немецкие корабли привели к серьезному повреждению линкора "Gneisenau". 10 апреля 1941 года во время массированного авианалета на Брест линкор получил четыре прямых попадания авиабомб, что привело к исключению его из предполагаемой операции.
Упоминаемый ранее приказ от 22 апреля о проведении операции "Rheinubung", переданный Лютьенсу, передавал в его подчинение специально созданную группу кораблей, которая, однако, отличалась от предполагаемой в плане боевых действий на 1941 год. Группа для проведения операции состояла:
- линкор "Bismarck" (командир - кап.1 ранга Линдеман),
- тяжелый крейсер "Prinz Eugen" (командир - кап.1 ранга Бринкман),
- 4 подводные лодки, оперирующие на линии пути конвоев Англия - Галифакс,
- несколько подводных лодок, действующих в Северной и Южной Атлантике (их количество определялось во время операции),
- корабли снабжения "Goneeheim" в "Kota Pennang", которые должны была оперировать в квадрате AJ.64,
- корабль снабжения "Ermland" (квадрат DR.16), .
- корабль снабжения "Spichern" (квадрат CD.64),
- танкер снабжения "Neiaeenburg" (район О.Ян-Майен),
- танкер снабжения "Belchen" (квадрат AJ.26),
- танкер снабжения "Lotharingen" (квадрат AJ.27),
- танкер снабжения "Esso Hamburg" (квадрат CD.32),
- танкер снабжения "Friedricb Bzene" (квадрат DF.96).
Как эскорт в начале операция предавались эсминцы "Z-13", "Hana body" в "Friedrich Eckold". Для проводка через Вольной Бельт от мыса Аркона присоединялась прерыватели минных заграждений "Sperrbrecher 13" в "Sperrbrecher 31", а для прохода через Скагеррак - 5-я флотилия тральщиков.
Оперативно соединение подчинялось непосредственно командующему группы "Nord" в Вильгельмсхафене, а после выхода на просторы Атлантики переходило в подчинена группы "West" в Норвегии.
Подготовка обоих тяжелых кораблей к операции началась сразу же по получении приказа и к 24 апреля оба тяжелых корабля были готовы к походу. Командам было запрещено сходить на берег. В этот же день был получен приказ о начале операции, Выход в море назначался на следующий день.
Утром 25 апреля корабль в сопровождении 6-й флотилии эсминцев покинула Данциг. В полночь 25/26 апреля при проходе пролива Fehmarn крейсер "Prinz Eugen" подорвался на двух магнитных минах. Взрывы произошли на расстоянии 25-30 метров от борта и были достаточно сильны, чтобы вызвать необходимость докования для осмотра подводной части. 26 апреля корабли ошвартовались в Киле. Лютьенс сообщил о случившемся Редеру, одновременно выразив уверенность в успехе операции и пообещав исправить все повреждения на крейсере в течение двух недель. Эту уверенность Редер смог передать Гитлеру и операция была отложена только на требуемое для ремонта время.
"Bismarck" 27 апреля ушел из Киля обратно в Данциг. 28 апреля Линдеман подготовил рапорты командующему флотом и командующим групп "Nord" и "West", в которых сообщал о полной готовности линкора к проведению операции.
5 мая состоялся визит Гитлера на "Bismarck". В разговоре Лютьенс уверил его в полном успехе операции на Атлантике.
12 мая на линкор перебрался штаб Лютьенса. 16 мая Лютьенс подал рапорт о полной готовности обоих кораблей к началу операции к 18 мая. Командующий группы "Nord" приказал выйти в море 18 числа в ночью 19/20 мая скрытно пройти Большой Бельт.
17 мая из французского порта La Pallice вышли танкеры "Gonseheim" и "Kota Pennang". В этот же день "Bismarck" приготовился к выходу в море, пополнив запас топлива, но, так как шланг с танкера лопнул, от дальнейшего приема топлива отказались, чтобы не срывать срок выхода в море. В 2 часа ночи 18/19 мая "Bismarck" снялся с якоря и вышел из Данцига. После выхода в море экипаж был проинформирован о целях операции "Rheinubung". У полуострова Аркона "Bismarck" встретился с другими кораблями соединения: из Свинемюнде подошли эсминцы "2-23" и "Friedrich Eckold", а из Киля крейсер "Prinz Eugen" с эсминцем "Hans Lody". Вскоре к ним присоединился прерыватель минных заграждений "Sperrbrecher 13".
20 мая около полудня соединение вышло из Большого Бельта. Над кораблями постоянно барражировали истребители "Luftwaffe", что исключало возможность обнаружения кораблей английской авиаразведкой (однако англичане уже знали о выходе "Bismarck" из Данцига). Единственными свидетелями прохода немецкого соединения стали рыбаки, ловящие рыбу в тех водах. Около 13 часов соединение несколько неожиданно встретилось со шведским крейсером "Gotland". Его командир командор Агрен (Agren) доложил о встрече своему командованию. К сожалению для немцев эта встреча имела неприятные последствия. Английский военный атташе в Стокгольме командор Генри Денхэм (Henry Denham) в этот же день в случайном разговоре узнал о сообщенная с крейсера и сразу же переслал в Лондон донесение, где сообщил состав, курс и скорость немецкого соединения .
В 16.00 к соединению подошла 5-я флотилия тральщиков. В связи с обнаружением немецких кораблей шведским крейсером Лютьенс правильно рассчитал, что Лондон в ближайшее время получит всю информацию. Корабли получили приказ увеличить скорость до 17 узлов и перейти на противолодочный зигзаг. На траверзе Марстанда "Gotland" отвернул от немецких кораблей, которые через некоторое время, находясь в раине Кристиансанда, увеличили скорость до 27 узлов. Тральщики были отпущены на базу.
В 7 часов 21 мая "Bismarck" встал на якорь в 500 метрах от берега Гримстад-фьорда (южнее Бергена). Крейсер, эсминцы и прерыватель заграждений перешли в близлежащий запив Кальванес. На кораблях было приказано сменить окраску на светло-серую, одновременно закрасив полосы на бортах. Свастики на палубах закрашивать не стали, а только прикрыли их брезентом. К борту крейсера подошел танкер для пополнения запасов топлива. После крейсера танкер должен был перейти к линкору. Воспользовавшись стоянкой часть офицеров обоих тяжелых кораблей сошла на берег, прогулявшись на близлежащие сопки.
Англичане, конечно, уже знали о немецком соединении. Еще до выхода "Bismarck" в море они по усиленной деятельности немцев поняли, что готовится какая-то крупная операция. 18 мая крейсер "Suffolk", ведущий наблюдение в Датском проливе получил приказ усилить наблюдение, но так как на нем заканчивалось топливо, 19 мая к нему вышел крейсер "Norfolk".
После получения сообщения от атташе из Стокгольма все стало ка свои места. В Адмиралтействе началась бурная деятельность. Уже ночью 21/22 мая из Скапа-Флоу в Хвальфьорд вышли линкор "Prince of Wales" под флагом вице-адм. Холламда (Holland) и линейный крейсер "Hood" с 6 эсминцами. В их задачу вменялась поддержка крейсерского дозора, который к тому времени был усилен крейсерами "Birmingham" и "Manchester", вернувшимися из Исландии после пополнения запаса топлива на линию между Исландией и Фарерскими острогами. Туда же был направлен находившийся в море легкий крейсер "Arethusa". Отменили возвращение крейсера "Suffolk" из дозора, а также приказ о выходе в море из Ирландских портов для охранения конвоя "WS" авианосца "Victorious" и линейного крейсера "Repulse". Б главной базе Скапа-Флоу были приведены в боевую готовность линкор "King George V", 2-я эскадра легких крейсеров ("Galatea", "Aurora", "Kenya", "Neptune" и "Hermione") и 5 эсминцев.
В середине дня английские самолеты-разведчики совершили несколько поисковых полетов и, несмотря на постоянное патрулирование над соединением двух "Ме-109", примерно в 13.15 смогли сделать несколько фотоснимков немецких кораблей. Получив фотографии англичане правильно определяли, что на якорной стоянке находятся "Bismarck" и "Prinz Eugen" и что они готовятся к выходу в Атлантику. Под видом авианалета на Берген англичане сделали еще несколько фотоснимков, которые только подтвердили их предположения. В это время Лютьенс, уверенный в рассекречивании операции, отменил бункеровку линкора с танкера (крейсер ее ухе заканчивал) и в 19 часов дал приказ о выходе кораблей из фьорда. Он понимал, что в самое ближайшее время над кораблями появятся английские самолеты.
В 19.30 "Bismarck" поднял якорь и перешел в залив Калванос. Там корабли перестроились в походный ордер и вскоре покинули норвежские воды. Впереди шел "Sperrbrecher 13", за ним "Bismarck", далее -"Prinz Eugen" и в конце строя "Sperfbrecher 31". Эсминцы шли в охранении. В 23 часа Лютьенс сделал запрос в штаб группы "Nord" о тяжелых английских кораблях в Скапа-Флоу. Часом позже над Бергеном я Гриметад-Фьордом появились английские бомбардировщики, но их атака оказалась бесполезной - немецкий кораблей там уже не было.
После выхода из норвежских вод около 4 часов 22 мая Лютьенс отпустил эскортные эсминцы в Тронхейм. В 9.30 он сделал запрос у командования о наличии английских кораблей в этом районе, а до получения ответа соединение шло курсом в направлении острова Ян-Майен, вблизи которого было назначено первое рандеву с танкером "Weissenburg". В 12.37 была сыграна тревога ввиду предполагаемого обнаружения перископа, а через полчаса корабли перешли на противолодочный зигзаг. Однако ни перископа, ни торпед больше не видели, и вскоре корабли вернулись на прежний курс, одновременно увеличив скорость до 24 узлов. В 18 часов ухудшилась погода, пошел дождь, с запада задул сильный ветер, видимость упала до 300 метров.
Около 23 часов от командования поступил ответ на запрос - в Скапа-Флоу воздушная разведка 22 мая обнаружила 4 линкора, предположительно 1 авианосец, 6 крейсеров и 17 эсминцев. Лютьенс также получил приказ не ввязываться в бой с английскими кораблями и предупреждение, что в норвежские воды стягиваются крупные английские силы. Получив такие инструкции Лютьенс отказался от бункеровки у острова Ян-Майен и в 23.22 повернул на запад, предполагая выйти в Атлантику Датским проливом. Однако информация, принятая на "Bismarck" была ошибочной. Немецкая авиаразведка несколько преувеличила силы, находящиеся в Скапа-Флоу. К тому же "Prince of Wales" и "Hood" уже ушли в море, а 22 мая в 21.15 из Скапа-Флоу ушли в море "King George V под флагом командующего английским флотом адмирала Тови (Sir John Cronyn Tovey), авианосец "Victorious", 4 легких крейсера и эсминцы. Утром к ним присоединился "Repulse". Эскадра сперва взяла курс к южному выходу из Датского пролива, но вскоре повернула на W.
23 мая вечером немцы с севера подходили к Датскому проливу. В 18.11 РЛС на "Bismarck" показала большую цель с правого борта, но позже выяснилось, что это сравнительно небольшой айсберг. В 18.20 соединение вошло в полосу плавучих льдов, и вскоре прозвучала новая тревога - РЛС и гидрофоны обнаружили цель с левого борта, которая была идентифицирована как тяжелый крейсер с тремя трубами и четырьмя башнями типа "Suffolk". Это оказался сам "Suffolk", который в свою очередь тоже обнаружил с помощью РЛС немецкие корабли, находившиеся в 7 милях от него.
Система управления огнем на "Bismarck" дала данные о стрельбе на башни ГК. Орудия были готовы открыть огонь. Одновременно командованию передано сообщение об обнаружении в .этом районе английского тяжелого крейсера. В 20.30 РЛС дала новый контакт, который после идентификации оказался крейсером такого же типа, идущий полным ходом. Командир "Bismarck" Линдеман информировал экипаж о сближении с противником. Вскоре идущий полным ходом "Norfolk" вышел из мглы под кормой "Bismarck", но, обнаружив перед собой такого грозного противника, снова ушел в темноту. "Bismarck" успел открыть огонь и бегло сделал пять залпов, которые оказались безвредны для англичан, но зато принесли существенный вред себе - вывел из строя носовой радар. Лютьенс приказал изменить строй, так как орудия линкора, идущего до этого впереди, были направлены на радарное эхо английских крейсеров, рыскающих во мгле, в непосредственной близости от немецких кораблей и получающих постоянный РЛС-контакт. "Suffolk" шел с правого борта с кормы немецких кораблей, "Norfolk" - с левого борта, тоже с кормы.
После того как "Prinz Eugen" занял место впереди "Bismarck" немецкое соединение увеличило скорость до 30 узлов и изменило курс, пытаясь оторваться от английских крейсеров. Это им удалось. Около полуночи 23/24 мая оба английских крейсера, до этого постоянно информировавшие адмирала Тови о положении немецких кораблей, потеряли РЛС-контакт. Считая, что немецкие корабли повернули обратно в пролив, крейсера направились туда, но вскоре вернулись на прежний курс.
К этому времени в район пролива подошли корабли вице-адм. Холланда. В 2.10 23/24 мая они повернули на S, а после восстановления крейсером "Suffolk" РЛС-контакта с немецкими кораблями они или уже целенаправленно. В 3.40 они увеличили ход до 28 узлов и начали сближение. Англичане первыми обнаружили немцев. В 5.35 они уже видели их визуально, а в 5.38 повернули на курс 280 градусов, имея ввиду решительное сближение до дистанции 5-6 миль.
Немецкие корабли ночь и утро 24 мая шло со скоростью 28 узлов. Около 5 часов гидрофоны "Prinz Eugen" обнаружили цель с левого борта, а в 5.45 уже визуально были обнаружены дымы двух кораблей на горизонте. Старший артиллерийский офицер классифицировал их как тяжелые крейсера, но вскоре второй артиллерийский офицер распознал в них линейные крейсера или линкоры. В 5.53 английские корабли открыли огонь с дистанции 12-13 миль. Они открыли огонь с острых курсовых углов, поэтому могли стрелять только носовыми орудиями: "Hood" четырьмя, "Prince of Wales" - пятью - так как на линкоре одно орудие носовой башни после первого выстрела вышло из строя. После первых разрывов английских снарядов второй артиллерийский офицер Гельмут Альбрехт (Helmut Albrecht) уверился, что один из противников - "Hood". Так началась самая короткая битва линкоров. Англичане в начале боя приняли головного "Prinz Eugen" за "Bismarck", пользуясь данными ТКР вечера прошедшего дня. "Hood" стрелял по головному немецкому кораблю (считая, что стреляет по "Bismarck"), "Prince of Hales" открыл огонь по концевому немецкому кораблю (который и был "Bismarck"). Хотя первые залпы дали перелеты. В 5.49 с "Hood" корабли были опознаны правильно, но все же после изменения цели стрельба с "Hood" велась по-прежнему неточно. В 5.54 "Prince of Wales" добился первого попадания. Снаряд попал в носовую часть немецкого линкора. Немцы открыли огонь только в 5.55, сосредоточив свой огонь на "Hood", который был ими правильно опознан. Первый залп "Bismarck" упал перед носом английского корабля, второй лег между "Hood" и "Prince of Wales", третий - вокруг "Hood". В 5.57 четвертый залп "Bismarck" поразил корму "Hood" (дистанция в это время 9,5 миль). На нем в средней части взвилось пламя, загорелись установленные на верхней палубе пять пусковых установок зенитных неуправляемых снарядов и 9,4 тонн боезапаса к ним в ящиках из тонкой листовой стали. В 6.01 пятый залп немецкого линкора с дистанции 8 миль вновь поразил "Hood", вызвав взрыв артпогребов между грот-мачтой и задней трубой. Взрыв оказался гибельным для английского линейного крейсера. С "Prince of Wales" видели, как корпус "Hood" в громадных клубах дыма переломился на две части, которые быстро затонули. Идущий сзади "Prince of Wales" раздвинул своим корпусом тонущие остатки "Hood'а". Сверху на линкор сыпались обломки, подброшенные взрывом огромной силы. Корабль сразу попал под сосредоточенный огонь немецких кораблей и получил повреждения. Всего в "Prince of Wales" было 4 попадания с "Bismarck" и 3 с "Prinz Eugen". 380-мм снаряды попали в мостик, надстройки и кран гидросамолетов. Четвертый снаряд пробил корпус ниже ватерлинии в районе МО. Три 203-мм снаряда попали в корпус на уровне ватерлинии. Еще один снаряд, 150-мм, попал в кладовые. Внутрь корабля поступило 500 тонн воды, вышла из строя носовая 4-орудийная башня. В 6.09 корабли прекратили огонь. "Prince of Hales" начал постановку дымовой завесы и в 6.13 с дистанции 7 миль о немецких кораблей начал отход.
"Bismarck" тоже имел повреждения. Он получил три попадания снарядами крупного калибра. Из них первый имел роковые последствия для дальнейшей судьбы "Bismarck". Пройдя насквозь носовые топливные цистерны отсеков XX и XXI снаряд сделал пробоину на стыке отсеков XXI и XXII площадью 1,5 кв.метра, через которую корабль принял около тысячи тонн воды. Второй снаряд взорвался в отсеке XIV, также сделав пробоину, через которую отсек был затоплен. Отключился турбогенератор N-4 левого борта и котел N-2 того же борта. Третий снаряд разрушил шлюпку с левого борта.
Во время перестрелки британские крейсера постоянно находились за кормой немецких кораблей на дистанции 12-15 миль. "Suffolk" в начале боя сделал несколько залпов по немецким кораблям, но безуспешно. Затем крейсера вышли на немцев в торпедную атаку, но из-за большого расстояния она не дала успеха. Немецкие корабли имели время уклониться от торпед.
В 6.09 прозвучал последний залп этого самого короткого столкновения линкоров. Итоги его оказались для англичан неутешительны. С "Hood" - гордости королевского флота - спаслось только 3 человека.
Адмирал Лютьенс приказал командиру "Bismarck" сбавить ход до 22 узлов и начать исправление повреждений, хотя Линдеман придерживался мнения, что нужно увеличить ход и догнать "Prince of Hales", завязать с ним бой и потопить его. Однако скорость соединения была все-таки уменьшена. Для борьбы за живучесть корабля на "Bismarck" по штатному расписанию числилось 6 аварийных групп, в состав которых входили 626 человек. Вскоре на "Bismarck" под пробоины был заведен пластырь. Дифферент линкора на нос составлял 3 градуса, крен на левый борт - 9 градусов. Полная скорость корабля снизилась на 2-3 узла. Уменьшить дифферент на нос перекачкой топлива из носовых цистерн, вмещавших около 1000 тонн, в запасные цистерны в котельных отсеках не удалось, так как носовые цистерны были отделены затопленными отсеками XX и XXI. К тому же насосы для его перекачки находились в тех же затопленных отсеках. Проблему составляло топливо, вытекающее из носовых отсеков и оставляющее масляный след на поверхности океана, который мог бить обнаружен английской авиаразведкой, что и произошло впоследствии. Все это время "Prince of Wales", "Norfolk" и "Suffolk" продолжала преследование соединения Лютьенса, но уже не вступая в бой с ними. Вокруг немцев стали накапливаться крупные силы англичан.
Вой закончился в 6.32. Лютьенс послал радиодонесение командованию группы "Nord" : "Потоплен линейны крейсер, предположительно "Hood", линкор "King George V или крейсер "Renown" тяжело поврежден. Два тяжелых крейсера в контакте". (Погода в районе Гренландии была плохая и в Вильгельмсхафене донесение было получено только лишь в 13.26). Следующее донесение с "Bismarck" было послано в 7.05: "Английский линкор потоплен в точке 6.3 10'N; 32 00'W. Изменил курс на Сен-Назер в связи с повреждениями. Видимость в Датском проливе хорошая. Выставил минные поля. "Prinz Eugen" продолжит боевые действия самостоятельно" . Третье донесение было послано в 8.01. В это время "Bismarck" шел в Сен-Назер, так как только там, в доке "Normandia" могло быть исправлено повреждение корпуса.
Ситуация на корабле не вызывала серьезных опасений, но требовала обратить на себя внимание. Внутрь корпуса поступило уже около 2000 тонн забортной воды, из-за вывода из эксплуатации 2 котлов, скорость линкора упала на 3 узла. Английские крейсера "Suffolk" и "Norfolk" шли за кормой и оторваться от них немцы пока что не могли. Около 10 часов на "Prinz Eugen" передан сигнал о перемене ордера, и в соответствии с ним крейсер занял место за кормой линкора, чтобы своим ходом и кильватерной струей хотя бы частично разбивать густой топливный след, оставляемый "Bismarck". Однако это не помогло я чуть позже "Prinz Eugen" вновь перешел в голову соединения. Около 10 часов английская летающая лодка "Sunderland" обнаружила масляный след из "Bismarck" и сообщила об этом на "Norfolk". Около 11 часов наступило ухудшение погоды.
В район нахождения немецкого соединения стали стягиваться крупные силы британского флота :
- в 19-20 милях позади немецких кораблей шли "Prince of Wales", "Norfolk" и "Suffolk". Они постоянно сообщали о его курсе и скорости. Примерно в это время немецкие корабли были обнаружены американским пограничным кораблем "Madoc".
- к SOst в 330 милях находились главные силы британского флота под флагом адмирала Тови - "King George V", "Repulse", "Victorious", 2-я эскадра легких крейсеров и 9 эсминцев.
- из Гибралтара еще 23 мая вышло соединение "Н" в составе линейного крейсера "Renown", авианосца "Ark Royal" и крейсера "Sheffield" в охранении эсминцев.
- из прикрытия конвоев выделены линкор "Rodney" и 4 эсминца. Они находились в 550 милях к SOst.
- район восточнее Датского пролива из Галифакса (дальнее прикрытие конвоев) вышел линкор "Ramillies".
Другой линкор - "Revenge" - вышел из Галифакса во второй половине дня 24 мая для прикрытия конвоя НХ-128, находящегося в зоне боевых действий.
- прекратив патрулирование в Атлантике на соединение с группой адм. Холланда направился крейсер "Edinburgh".
В полдень немецкое соединение перешло под командование группы "West". Около 12 часов Лютьенс приказал увеличить ход до 24 узлов и изменить курс на юг. В 14.00 с "Bismarck" передано сообщение: "Линкор "Prince of Wales" совместно с двумя тяжелыми крейсерами в контакте. Не принимаю боя до начала темноты".
24 мая в 14 часов от главных сил Тови отделились авианосец "Victorious" в охранении 4 крейсеров 2-й эскадры под флагом контр-адм. Кертиса. Соединение полным ходом направилось для нанесения авиаудара по немецким кораблям. Однако шля этого авианосец обладал весьма незначительными силами . Это был новый, недавно вступивший в строй корабль, еще не имевший боевого опыта. Он имел на борту большую группу истребителей "Hurricane", которые предполагалось переправить на Мальту. Из ударных самолетов на авианосце имелось только две эскадрильи - 825-я (9 торпедоносцев-бомбардировщиков "Swordfish") я 802-я (6 бомбардировщиков "Fulmer").
Примерно в это время английское соединение под командованием вице-адмирала Уэйк-Уолкера (Wake-Walker) приблизилось к немецким кораблям, которые около 15' часов были обнаружены летающей лодкой "Cataline" Ухудшающаяся погода и начавшийся шторм могли способствовать тому, чтобы английские корабли потеряли противника, поэтому в 15.40 "Prinz Eugen", увеличив ход до 28 узлов, сделал попытку незаметно для англичан отделиться от своего флагмана. "Bismarck", пытаясь ему помочь, начал разворот вправо я сделал пристрелочный выстрел по "Suffolk". Сразу же ответный огонь открыл "Prince of Wales", но короткая перестрелка вскоре закончилась и не принесла ни одного попадания. Однако на "Bismarck" от сотрясения корпуса отошел пластырь от пробоины и внутрь корпуса вновь стала поступать вода. Ему пришлось вновь уменьшить скорость и заняться исправлением повреждений. Крейсер "Prinz Eugen" вновь присоединился к линкору. Примерно в это время немецкое командование направило в район боевых действий подводные лодки U-557, U-68, U-556, U-93, 0-43 И 0-46. 24 мая, около 18 часов крейсер "Prinz Eugen" под прикрытием снежного заряда незаметно для англичан отделился от "Bismarck" и с этих пор действовал самостоятельно.
В 22 часа 24 мая авианосное соединение Кертиса приблизилось к "Bismarck" на 120 миль. Для удара по нему с "Victories" поднялись 9 торпедоносцев, а вслед за ними б бомбардировщиков. Вскоре после полуночи "Swordfish" вышли в атаку, и одна из авиаторпед попала в правый борт в средней части линкора. "Bismarck" временно снизил ход до 22 узлов. На авианосец не вернулись два бомбардировщика.
25 мая "Bismarck" сделал попытку оторваться от английских кораблей. В 3.06 линкор увеличил скорость и изменил курс на запад, оставив противника по правому борту (у англичан только "Suffolk" поддерживал контакт с "Bismarck"). Через 15 минут линкор увеличил скорость до 27 узлов и изменил курс на юго-восток, в направлении Сен-Назера. В 4.06 "Suffolk" сообщал о потере РЛС-контакта с немецким соединением. После этого "Suffolk" и "Norfolk" начали поиск немцев в восточном направлении, "Rodney" перекрыл путь к Бискайскому заливу, южнее "Rodney" вел поиск крейсер "Edinburgh", и примерно к этому же району с подобной задачей подходил крейсер "Dorsetshire" из состава охранения конвоя "SL-74", а также соединение "Н", перекрывающее для "Bismarck" путь к французским базам. Главные силы флота шли прежним курсом, южнее их находился "Ramillies". Англичане потеряли своего противника.
Однако на "Bismarck" не знали о таком важном для них событии. Утром 25 мая, в 8.52, Лютьенс, считая, что он находится еще под наблюдением английских крейсеров, вышел в эфир с длинной радиограммой для командования. Передача длилась около получаса, что позволило англичанам пеленгованием получить примерное место нахождения немецкого линкора. Однако его предполагаемый курс был рассчитан неверно, и главные силы английского флота направились в сторону Исландии (кроме "Repulse", который был отправлен к Ньюфаундленду), так как адмирал Тови решил, что "Bismarck" идет в проход между Исландией и Фарерскими островами. Туда же направились корабли Уэйк-Уокера ("Prince of Wales" и крейсера). В 11 часов соединение "Н" начало поиск "Bismarck", исходя из предположения, что он идет в Брест.
В полдень Лютьенс проинформировал экипаж корабля о ситуации и о том, что вокруг "Bismarck" концентрируются крупные силы англичан. Интересно, что на немецком линкоре была предпринята попытка замаскировать корабль под британский "Prince of Hales", путем установки фальшивой трубы, но вскоре от этого отказались.
25 мая в 18.05 "Rodney", а в 18.10 главные силы адм. Тови повернули в сторону французского побережья. В 19.24 Адмиралтейство оповестило все соединения, что "Bismarck" идет к берегам Франции, по-видимому в Брест. Именно в этом направление был сосредоточен весь поиск.
26 мая в 10.30 "Bismarck" был обнаружен в 700 милях от Бреста летающей лодкой "Cataline" из состава 209-й эскадрильи. Самолет был обстрелян и потерял контакт, однако сообщение передал. В это время главные силы британского флота находились в 130 милях к северу и предполагалось присоединение к ним линкора "Rodney", что произошло только в 18 часов. Соединение "Н" находилось в 70 милях к западу, а с востока подходили 5 эсминцев 4-й флотилии, выведенные в 2 часа ночи 26 мая из состава охранения конвоя "WS" и направленные в распоряжение главных сил. Почти на всех кораблях ощущался недостаток топлива, особенно на кораблях главных сил, "Prince of Hales", "Repulse" и эсминцах.
После обнаружения "Bismarck" к месту его нахождения вылетели английские самолеты с авианосца "Arc Royal", причем им было сообщено, что между немецкими кораблями и их преследователями британских кораблей нет, но в промежутке между "Bismarck" и крейсерами "Suffolk" и "Norfolk" неожиданно оказался Крейсер "Sheffield" и только линь благодаря плохим погодным условиям и неисправным взрывателям торпед он уцелел. Около 18 часов "Sheffield" установил РЛС-контакт с немецким линкором. В 20.47 15 английских "Swordfish" с "Arc Royal" предприняли атаку на немецкие корабли. Самолеты имели бортовые РЛС, что облегчило поиск цели. В ходе атаки в "Bismarck" из 15 выпущенных торпед попали три: первая попала в корму, повредив левый тоннель гребного вала, вторая ударилась недалеко от первой, повредив румпельное отделение и заклинив рули в положении 12 град. на левый борт. Немцам стоило больших усилий вывести один из рулей в нейтральное положение, второй руль так и остался заклиненным. Пока производились эти работы, линкор успел описать две полные циркуляции. Третья торпеда попала в левый борт в районе кормовой надстройки. Положение линкора было серьезным. Скорость корабля упала до 14 узлов. В 21.40 командованию группы "West" и командованию флота было передано сообщение, что линкор не может управляться. Выло предложено отстрелить оба пера руля специальными, взрывными устройствами, но Лютьенс опасался, что взрывы могут повредить гребные винты. На корабле предприняли попытки , осуществить управление машинами.
После атаки английских торпедоносцев английские корабли на некоторое время потеряли контакт с "Bismarck". Восстановили контакт эсминцы 4-й флотилии "Zulu", "Sikh", "Cossack", "Maori" и "Piorun" под командованием командора Вине (Vain), находившегося на флагманском эсминце "Piorun". Эта флотилия после получения соответствующего приказа оставила охранение конвоя и начала поиск немецкого линкора, а после его обнаружения около 22.30 неоднократно пыталась выйти в торпедную атаку. В период с 1.20 до 7.00 утра было выпущено несколько торпед. Плохая погода помешала провести нормальную атаку, но все же эсминцы добились двух вероятных попаданий в носовую часть "Bismarck" с правого и левого бортов. В этот период на корабле был заметен сильный пожар в носовой части. Корабль потерял ход, но вскоре восстановил его до 8 узлов. В свою очередь линкором были обстреляны "Piorun" и "Maori".
Однако эти же погодные условия помешали немецкому "Luftwaffe" взять "Bismarck" под охранение истребителями. С полудня 25 мая было совершено несколько попыток вылета самолетов на прикрытие линкора, но они не увенчались успехом.
Учитывая сложное положение, Лютьенс приказал погрузить вахтенный журнал линкора, заснятый фильм боя с "Hood" и некоторые другие секретные документы на гидросамолет "Arado-196", подготовленный для катапультирования. Но оказалось, что катапульта была повреждена осколками снаряда, попавшего в шлюпку. В результате самолет просто упал с катапульты за борт. 27 мая в 7.10 подводная лодка U-556 получила приказ о поиске этих документов в море, но нехватка топлива на лодке сделала это невозможным. Приказ был передан на U-74.
В 7.53 "Norfolk" сообщил на спешивший к месту событий линкор "Rodney" сообщение, что он восстановил контакт с немецким линкором на дистанции 9 миль. Кроме крейсера наблюдение за немецким линкором вели эсминцы 4-й флотилии. "Bismarck" шел на северо-запад со скоростью 7 узлов. В 8.30 он был обнаружен визуально английскими кораблями с дистанции 24 км. В 8.47 с "Rodney" прозвучал первый залп, легший недолетом недалеко от немецкого корабля. Почти одновременно открыл огонь и "King George V". "Bismarck" открыл ответный огонь в 8.49, стреляя по "Rodney". Уже третьим залпом немцы добились накрытия, но без прямого попадания в английский корабль. В 8.54 по "Bismarck" начал стрелять "Norfolk", а через 10 минут "Dorsetshire". Вскоре после этого снарядом на "Bismarck" был уничтожен пост управления огнем главного калибра. В 9.08 заклинены башни "Anton" и "Bruno". Управление огнем было перенесено в кормовую рубку, однако в 9.13 этот пост был уничтожен, поэтому обе кормовые башни перешли на автономную стрельбу по данным своих дальномеров. В 9.20 английские снаряды вывели из действия башню "Dora", а через 10 минут замолчала и последняя башня "Cesare". В это время английские линкоры стреляли ухе с дистанции прямой наводки. Немецкий корабль потерял возможность отвечать на огонь англичан. В 10 часов был отдан приказ о затоплении линкора. Работы по затоплению выполнили старший офицер борьбы за живучесть кап.3 ранга Эмиль Ярее (Emil Jahreis) и старший помощник командира корабля кап.2 ранга Ганс Оельс (Hans Dels). В это время линкор ухе сильно накренился на левый борт, надстройки на нем были разрушены, на нижних палубах пылали пожары, но несмотря на большие повреждения линкор оставался на поверхности. Отсутствие активного ответного огня с "Bismarck" и недостаток топлива заставило адм. Тови отдать приказ прекратить огонь и возвращаться в базу. В 10.1 Б "Rodney" и "King George V" легли на обратный курс.
В 10.22 крейсер "Dorsetshire" выпустил в "Bismarck" 2 торпеды с дистанции 3100 метров. Однако линкор оставался на плаву. Тогда крейсер приблизился до 2200 метров и выпустил еще одну торпеду, ухе с левого борта. Это была последняя, 71-я торпеда, выпущенная по линкору в ходе операции. Из них в корабль попали 8 торпед и еще 4 предположительно. После взрыва торпеды на "Bismarck" сдетонировал кормовой боезапас и корма погрузилась в воду, вскоре линкор перевернулся вверх дном через левый борт. В 10.39 нос корабля исчез под водой. Корабль затонул в точке 48 10'N; 15 11'W, в 400 милях от берега Франции.
Около 600 человек из состава экипажа немецкого линкора плавали на воде, температура которой была 13 град.по Цельсию. "Dorsetshire" подобрал 85 человек, эсминец "Maori" еще 25 человек. Но из-за появления перископа подводной лодки (это была U-74) спасение моряков прекратили. 27 мая в 19.30 эта лодка подобрала 3 человек, на следующий день в 22.45 "Sachsenwald" подобрал еще двоих. Тела 2 моряков 30 мая подобрал испанский крейсер "Canaries". Таким образом всего из команды линкора было спасено 115 человек, остальные нашли могилу в холодных водах Атлантики. В местечке Захсенвальд установлен памятник погибшим морякам с "Bismarck".
Операция "Rheinubung" после гибели линкора "Bismarck" по существу закончилась. Крейсер "Prinz Eugen" утром 25 мая принял топливо с танкера "Spichern". К этому времени на крейсере оставалось только 250 тонн (из Норвегии крейсер вышел, имея 3233 тонны). Вскоре он соединился с кораблями "Gonsenheim" и "Kota Penang" и пытался провести крейсерство на линии следования конвоев "НХ", однако из-за неполадок в механизмах 26 мая направился в Брест, куда прибыл 1 июня. 4 июня его там обнаружили английские самолеты-разведчики.
Судьба других соратников линкора "Bismarck" оказалась не такой удачной. 3 июня английские корабли потопили танкер "Belcben". 4 июня английский вспомогательный крейсер "Esperanse Bay" атаковал обнаруженный авиацией "Gonsenheim". Немецкому экипажу ничего не оставалось, как только затопить судно. В тот же день крейсер "London" обнаружил и потопил транспорт "Esso Hamburg", а эскортный корабль "Marsdale" захватил транспорт снабжения "Gedania". На нем были обнаружены важные документы, и в том числе сведения о месте и времени рандеву с танкером "Egerland", который и был потоплен в указанной точке крейсером "London" и эсминцем "Brilliant". 12 июня крейсер "Sheffield" обнаружил и потопил транспорт "Friedrich Bremme", а еще через три дня англичане захватили танкер "Lothringen" и тоже обнаружили на нем секретные документы.
До сих пор в определенных кругах ведутся споры о многих неясных моментах в истории этой операции. Методичность, с которой проводилось преследование "Bismarck" а затем уничтожались его корабли снабжения вызвала много спорных вопросов, тем более что по признанию самих англичан ни одна радиограмма с "Bismarck" не была ими расшифрована. Однако, наверное можно допустить и мысль, что это простое стечение обстоятельств, при хорошей работе английского морского командования и служб разведки.