Две школы кораблестроения и тактики

 

Постройка в России по французскому образцу броненосцев "Бородино", которые должны были противостоять заказанным Японией в Англии броненосцам типов "Шикишима" и "Микаса", стала весьма показательным итогом спора двух научно-технических школ кораблестроения, вооружения и тактики: русско-французской и японо-английской. Характерные черты этих школ проявились и в конструктивном типе, и в отдельных технических решениях, и в составе вооружения кораблей. Заме­тен был и общий для обеих школ стойкий традиционализм, который ни в России, ни в Японии не позволил инженерам (и стоявшим за их спинами адмиралам) вырваться из рамок сложив­шегося за предшествовавший период и ставшего для всего мира, по существу, стандартным типом эскадренного броненосца. И в этом смысле корабли обеих сторон, свидетельствуя о завершенности определенного этапа в развитии мирового су­достроения, являли собой весьма схожие архитек­турно-конструктивные решения: носовая и кормо­вая башни 305-мм орудий, центральный блок надстроек с мачтами, дымовыми трубами и сосредоточенными здесь же 152-мм орудиями. Сходны были и основные характеристики, включая и скорость.

Обе школы не решились пойти на замену все еще считавшихся чуть ли не главными 152-мм орудий несравненно более эффективными орудия­ми калибром 305 мм. В России, уже имевшей опыт постройки многобашенных кораблей с тяжелыми орудиями (броненосные фрегаты типа "Адмирал Грейг", 1868 г.; мореходные броненосцы типа "Ека­терина II", 1886 г.), переходу на единый калибр ме­шали отсталая тактика и обложившая флот со всех сторон "экономия". В Японии слишком еще была велика приверженность к скорострельным орудиям среднего калибра, которые вместе с активной такти­кой принесли победу над китайским флотом при Ялу в 1894 г.

Отмечая чрезвычайно осложнившую и замед­лившую постройку русских кораблей установку 152-мм пушек в башнях, нельзя в то же время не видеть в этом решении развитие (хотя весьма не­кстати проявленное и вовсе в бою нереализованное) прежней идеи многобашенных кораблей, отчего на­ши броненосцы были все же ближе к грядущему ти­пу "Дредноута", чем японские. Об этом говорило и осуществленное по примеру французов разделение отсеков котельных отделений встроенным между ними центральным отсеком подбашенных отделе­ний и погребов боеприпасов. Такая схема вполне позволяла заменить две башни 152-мм орудий од­ной центральной с орудиями большего и, может быть, даже 305-мм калибра.

Другим резервом проекта была возможность реальной разгрузки кораблей за счет низкораспо­ложенной батареи 75-мм пушек, противоминную роль которых могли бы исполнить высокоско­рострельные башенные 152-мм орудия. Решающим боевым преимуществом броненосцев типа "Бороди­но" над японскими было значительно большее воз­вышение осей носовых 305-мм орудий и 8 орудий в концевых 152-мм башнях, обеспечивавшее превос­ходство в бою в штормовых условиях и подавляю­щее преимущество в огне по оконечностям. Это преимущество увеличивалось благодаря примене­нию в башнях русских кораблей электрических приводов, в принципе позволявших вести более уверенную и скорую стрельбу, чем это позволяли гидравлические установки японских башен. Эти резервы, которыми обладала более передовая, отве­чавшая новым условиям боя, электрическая техни­ка, не были, однако, в должной мере реализованы из-за чрезмерного увлечения механизмами взаимной замкнутости, призванными исключить ошибки управления, и стремления к полной (подчас явно замедлявшей процесс заряжания) механизации всех действий при обслуживании башен.

К большим потерям времени приводило и применение в русских крупнокалиберных пушках отнимавшего много (до 30 сек.) времени на открывание и закрывание затвора системы Розенберга, тогда как затвор фирмы Виккерс выполнял те же операции за 5—7 сек. Но предложение МТК о за­мене затвора осуществлено не было: опять не на­шлось на это нужных средств, да и скорость стрельбы в русском флоте перед войной с Японией не состояла в числе показателей артиллерийского искусства и тренированности комендоров.

По качеству и долговечности орудий у русских было явное преимущество — они имели не проволочное, как у японцев и англичан, скрепление стволов, а более надежное из колец. Ближе к класси­ческому типу были и башенные установки русских кораблей, тогда как японские барбетные, да еще снабженные громоздкими гидравлическими приво­дами, отличались большим диаметром внутри-корпусных поданных труб, которые и над верхней палубой выступали своей вертикальной броней барбетов более, чем на высоту межпалубного пространства. Сверху цилиндр неподвижного бар­бета прикрывался круговой палубной броней, над которой и выступала поворотная часть установки.

Риск повреждения имевшей большую площадь палубной защиты компенсировался компактностью поворотной части, бронирование которой состояло из плоских плит с наклонной лобовой частью. Это позволяло уменьшить величину амбразуры для орудия, которая в цилиндрических башнях русских кораблей была значительно больше и для обеспече­ния необходимого угла возвышения заставляла вырезать даже часть примыкающей к амбразуре крыши. Прикрывавшая этот вырез откидная крышка при общей слабости крыши служила до­полнительным источником опасности. Не столь уязвимы, как на русских кораблях, были и колпаки (рубки) башенных командиров и комендоров.

Высоко выступающий барбет японских устано­вок и относительно малая длина окружности для поворотной части позволяли достаточно легко решить проблему непроницаемости ее периметра и уменьшить возможность заклинивания, что не раз происходило в бою с явно неудачной, хотя внешне весьма привлекательной конструкцией мамеринцев русских башен. У них барбет вертикальной брони также превышал габариты вращающейся части, но над палубой почти не выступал и вместо непод­вижной горизонтальной заделки прикрывался свое­го рода зонтом-навесом, связанным с поворотной частью башни и окантованным круговой конструк­цией, имевшей вид юбки. Этой "юбкой" и накрывалась вся выступающая над палубой часть неподвижного барбета.

Для водонепроницаемости получающегося по­движного стыка неподвижной и поворотной частей башни применили конструкцию своего рода (в се­чении) лабиринтного уплотнения в виде вставленных навстречу друг другу (с заметным зазором) круговых швеллерных профилей — одного по кромке юбки-свеса, другого —по броне барбета. Получилась глухая круговая коробка, не позволяв­шая ни вскрыть, ни заметить место возможного в бою (из-за смятия) заклинивания этого мамеринца. Внешне весьма впечатляющая, эта конструкция не всегда защищала даже от брызг: известны неполадки, которые происходили в элек­трических системах башен из-за воды, попавшей внутрь из струи шланга при уборке палубы.

По баллистическим качествам орудия сущест­венно не отличались: русские 305-мм стреляли на расстояние до 80 каб, 152-мм — до 61каб, японские соответственно — на 82 и 55 каб, но на дальних дис­танциях принятые в русском флоте 152-мм пушки французской системы Кане обнаруживали кон­структивную слабость подъемных механизмов, вы­зывавших поломку дуг, смятие шестерен и "сдачу" при выстреле, отчего, как говорят документы, происходило "огромное разбрасывание" снарядов. Но власти этими редкими в мирное время случая­ми (стрельбы, как тогда было принято, велись на малые расстояния) озабочены не были и тотально­го упрочнения всех подъемных механизмов пушек Кане не предприняли. Меняли лишь те дуги, ко­торые сломались, а против "сдачи" начали зажимать механизмы тормозами Беккера. Возможности поломок уменьшались, но о скорой стрельбе с огромным усилием вращаемых орудий говорить уже не приходилось.

В МТК эти проблемы перед войной обсужда­лись, но, зная о крайнем несочувствии "его прево­сходительства Павла Петровича" всяким требовав­шим больших расходов нововведениям и усо­вершенствованиям, на кардинальных мерах не настаивали. Не занимала эта проблема и команду­ющих эскадрами. Даже фактически главный артиллерист флота 3. П. Рожественский спокойно проходил мимо всех этих изъянов и, отвечая на вопрос об обнаруживавшейся при нем на Учебно-артиллерийском отряде ненадежности чугунных снарядов, сообщал, что случаи их преждевременных разрывов, вовсе не относя к чрезвычайным происшествиям, просто записывали в промахи при стрельбе. И свою эскадру он спокойно повел в по­ход, совсем не размышляя о вреде чугунных снарядов. Боеприпасами, как уже отмечалось, русский флот похвастать не мог.

Явным преимуществом русских кораблей была система броневой защиты, основанная на принци­пах Бертена и включавшая резко повышавшую жи­вучесть кораблей продольную броневую переборку, еще более усовершенствованную русскими инже­нерами. Бесспорно, выше был и уровень обеспече­ния непотопляемости кораблей, благодаря введенным в 1898 г. новым правилам испытания водонепроницаемости переборок и автономным принципом размещения и использования водоот­ливных средств. Эти преимущества в полной мере проявились во время войны 1904—1905 гг., когда наши, корабли продемонстрировали исключитель­ную живучесть, какой едва ли обладали их противники.

Недостатком русских кораблей было ничем не оправданное ограничение водоизмещения без ка­ких-либо его существенных запасов. Это предопре­делило большую проектную и эксплуатационную перегрузку и заставило из-за недостатка помеще­ний предусмотреть громоздкую надстройку спардека и рубок на нем с обширными рострами для традиционно большой флотилии шлюпок. Эти недостатки в некоторой мере могли быть устранены, но на то требовалась добрая воля коман­дующего эскадрой, который, однако, предпочитал оставаться в стороне и винить в перегрузках "свобо­домыслие строителей". Остались неиспользованны­ми и большие потенциальные возможности, ко­торые обещало применение на кораблях преду­смотренного отечественным вариантом проекта нефтяного отопления. Оно могло бы помочь решению проблемы перегрузок и облегчить экипа­жам выпавшее на их долю бремя мучительных и снижавших боеспособность кораблей угольных погрузок, но и здесь МТК не сумел проявить после­довательности и настойчивости в осуществлении прогрессивного решения. Забыто было и вовсе не требовавшее больших усилий решение об устране­нии на кораблях горючих предметов. Японцы эту меру провели в жизнь более последовательно.

Несомненным конструктивным недостатком русских кораблей было низкое положение 75-мм орудий, не позволявшее применять их в условиях шторма и создававшее угрозу безопасности при повреждениях портов. Недочет этот мог быть легко устраним полной ликвидацией всей малокали­берной артиллерии, которая доставляла множество хлопот, отнимала для ее обслуживания людей, но не играла для корабля существенной роли. Однако и на это ни у инженеров, ни у адмиралов (3. П. Рожественский мог это проделать своими силами в по­ходе) не нашлось разума и смелости.

В общем же, с точки зрения чистого кораблестроения, особенно если вовсе не касаться вооружения, всегда составлявшего заботу флота, русские корабли, как это и следовало из общих для всех стран законов развития науки и техники, ни в чем существенно японским не уступали, а в решительном бою на близком расстоянии обладали несомненным превосходством. Эти их достоинства, ввиду особых обстоятельств постройки и организа­ционно-технических изъянов системы казенного судостроения и Морского ведомства, к моменту вступления кораблей в строй в значительной мере оставались еще лишь потенциальными.

Заказав кораблестроению высокомеханизиро­ванные, отличавшиеся повышенной сложностью корабли, высшие круги флота в то же время не сумели снабдить соответствующими полноценными боеприпасами и приборным обеспечением (прице­лы, дальномеры, радиостанции), не приняли долж­ных мер по разгрузке, не провели необходимого для кораблей нового типа комплекса наладочных и приемных испытаний их техники, предоставив экипажам решать все эти задачи собственными силами в условиях тяжелого, беспримерного похода.

И теперь только от энергии и усердия экипа­жей, опыта и знаний командиров и офицеров, забо­ты и предусмотрительности командующего и его штаба зависело, смогут ли корабли проявить в бою свои преимущества.