От автора
Дорогому мне человеку, Ирине Ивановне посвящается...
Обострившиеся на рубеже XIX-XX веков отношения между Британской империей и бурно развивавшейся объединенной Германией вылились в англо-германское соперничество, пришедшее на смену традиционному соперничеству между Англией и Францией, что полтора десятилетия спустя привело к открытому противостоянию двух империй в мировой войне. Политическая конфронтация в немалой степени повлияла и на развитие военно-морских сил этих держав. Немцы включились в гонку морских вооружений, стремясь превзойти по мощи Королевский флот Великобритании, этой гонке вооружений мир в немалой степени обязан появлением линейных кораблей-дредноутов, развитием авианосных кораблей и подводных лодок. Не остались в стороне и основные стратегические силы Британской империи — ее крейсера. В отличие от Германии, традиционно развивавшей тип универсального крейсера, англичане большое внимание уделили развитию предназначавшихся для действий против легких сил флота ближайшего соседа на континенте так называемых «малых крейсеров», хорошо вооруженных и защищенных кораблей, но в связи с близостью территориальных вод потенциального противника имевших не свойственную для британских крейсеров малую дальность плавания. Одной из главных их функций являлось лидирование флотилий эсминцев, и для достижения высокой скорости последних на крейсерах использовалась более мощная, в соответствии с большим водоизмещением, энергетическая установка миноносного типа. По сути, крейсера новой формации представляли собой эсминцы увеличенного водоизмещения, имели множество сходных с ними конструктивных особенностей и предназначались для выполнения общих задач, поэтому, как и у эсминцев, при присвоении названий крейсерам различных типов применялся принцип алфавита.
Одними из таких кораблей стали крейсера типа С, ставшие развитием, возможно, самых знаменитых английских крейсеров Великой войны, легких крейсеров типа Arethusa, и подобно прототипам, они являлись ближайшими потомками крейсеров класса «скаут», малых быстроходных кораблей, предназначавшихся для ведения разведки и лидирования миноносных флотилий. Корабли этого типа строились семью сериями или группами в течение семи лет (с 1913 по 1919 год), в том числе и по Военным программам, в силу чего этот тип и насчитывал рекордное количество построенных единиц. Их ближайшие преемники, легкие крейсера типов D и Е, чьи проекты основывались на проекте крейсеров типа С, строились еще в течение семи лет последующих.
Являясь наиболее современными легкими крейсерами Королевского флота в период Первой мировой войны, крейсера типа С стали настоящими «рабочими лошадками» той войны, несшими активную боевую службу в условиях непрестанных патрулирований, охоты на германских рейдеров и частых стычек с легкими силами противника, многим из них довелось принять участие в крупнейших сражениях этого мирового конфликта, в том числе и в Ютландском бою. По той же причине они интенсивно эксплуатировались и в первые послевоенные годы, однако, обладая низкими мореходными качествами и малой дальностью плавания, проектировавшиеся исключительно для действий в ограниченной акватории Северного моря крейсера ранних серий были мало приспособлены для дальних межокеанских переходов и службы в составе заморских военно-морских станций. Поэтому уже с середины 20-х годов они постепенно выводились в резерв и после Лондонской морской конференции 1930 года были отправлены на слом. Та же участь ожидала и единицы более поздней постройки, но в середине 30-х годов было решено перестроить их в крейсера ПВО. В силу различных причин до начала Второй мировой войны успели осуществить переоборудование лишь нескольких кораблей, поэтому остальные крейсера этого типа вступили в войну в прежнем качестве и практически немодернизированными. Тем не менее, и в этот период их служба была не менее активна, чем во времена предыдущего мирового конфликта. Этим кораблям и посвящена первая часть монографии «Крейсера алфавитных типов».
Автор выражает признательность всем оказавшим содействие во время работы над монографией и, в частности, А. Радченко и К. Усу, предоставившим значительную часть фотоматериалов. Также хотелось бы отметить заслуги А. Якушева в передаче материалов.
Логотип серии - («морж») предоставлен А. Радченко. Графика выполнена им же на основании имеющейся документации и фотографий.
Александр Донец