Проектирование крейсеров типа «improved Arethusa»
Задание на проектирование «улучшенных легких броненосных крейсеров» Третий морской лорд контр-адмирал А. Мур (3-rd Sea Lord and Controller of the Navy Sir Archibald Moore) выдал уже новому начальнику УВК сэру Юстасу Т. д'Эйнкурту (DNC Sir Eustace Hugh Tennyson d'Eyncourt), занявшему пост Главного конструктора флота в начале 1913 года после ухода прежнего DNC Ф. Уоттса. Помимо прежних условий, выработанных Крейсерским комитетом еще в 1911 году, «Военные требования» 1913 года содержали ряд новаций, предусматривавших очередное повышение скоростных характеристик и усиление вооружения кораблей.
В работе над новым проектом участвовали многие видные английские конструкторы крейсерской секции УВК, некоторые из них впоследствии возглавляли кораблестроительное ведомство Великобритании. Например, У. Берри (Sir William J. Berry), назначенный ответственным за проект, а прежде в этом же качестве принимавший участие в проектировании «аретьюз», после ухода д'Эйнкурта возглавлял УВК в 1925-1930 годах; тогда совсем еще молодой, но уже считавшийся незаурядным инженером-кораблестроителем С. В. Гудолл (Sir Stanley Vernon Goodall), который, фактически, являлся создателем проекта крейсеров типа Arethusa, находился на посту начальника УВК в 1936-1944 годах. Тем не менее, основные решения проекта принимались лично DNC д'Эйнкуртом, который, несмотря на занятость в проводившемся в это же время проектировании линейных кораблей программы 1913 года (типа Royal Sovereign), выполнил и наиболее ответственные расчеты.
В данном случае работа проектировщиков облегчалась тем, что новый проект являлся модификацией в целом удачного проекта «аретьюз». Вероятно, этим и объясняется тот факт, что проект крейсеров 1913 года был выполнен в значительно более сжатые сроки, чем у прототипа. Эскизный проект вместе с расчетами главных размерений в первом приближении был выполнен в течение нескольких дней, после чего его представили на рассмотрение Совета Адмиралтейства. В ходе обсуждений эскизного проекта вновь обострились споры по поводу вооружения, не прекращавшиеся еще с начала работы над проектом крейсеров 1912 года. На этот раз Совету были предложены также два варианта вооружения новых крейсеров. Одним из них предусматривалось смешанное вооружение, как на прототипе, причем количество орудий противоминного, 102-мм, калибра было увеличено до восьми, в то время как согласно второму варианту новый крейсер должен был вооружаться пятью-шестью 152-мм орудиями. Именно это и вызвало бурные дебаты среди лордов Адмиралтейства. Несмотря на то, что уже в этот период необходимость вооружения кораблей крейсерского класса шестидюймовой артиллерией была очевидной (и вариант вооружения «аретьюз» пятью 152-мм орудиями уже обсуждался год назад), тем не менее, в Адмиралтействе, не имея опыта эксплуатации пока только строившихся крейсеров этого типа, еще полностью не отказались от возможности вооружения крейсеров только четырехдюймовыми орудиями. Сторонники 102-мм артиллерии доказывали, что этих орудий вполне достаточно для уничтожения не только любого германского эсминца, но и легкого крейсера, и поэтому нет необходимости излишне перегружать малые крейсера. Считалось также, что весивший 45,4 кг 152-мм снаряд слишком тяжел для ручного заряжания орудий на таких легких кораблях, испытывавших в открытом море стремительную качку. В числе аргументов против установки шестидюймовок оказалось даже свойственное осторожным британцам опасение спровоцировать противника строить корабли с более мощной артиллерией. Их оппоненты, среди которых находился и Третий морской лорд, до конца 1912 года возглавлявший Управление вооружений Адмиралтейства, соглашались с ними только по вопросу нежелательности установки на этих кораблях разнокалиберного вооружения, поскольку при ведении артиллерийского огня орудиями обоих калибров было невозможно различить всплески от падения 152- и 102-мм снарядов, что очень затрудняло управление огнем. Поэтому они предлагали установить возможно большее количество наиболее крупнокалиберных орудий, какими для легких крейсеров в тот период и являлись шестидюймовки, чтобы, таким образом, получить наиболее мощные корабли, имевшие решающее превосходство над эсминцами в дальнобойности артиллерии. Тем более, что в этом случае перегрузка была не такой уж значительной и являлась не слишком высокой ценой за столь существенное преимущество.
Пока в Совете Адмиралтейства велись эти «артиллерийские» дебаты, д'Эйнкурт и сотрудники УВК занялись решением наиболее насущных проектных проблем. Одним из самых проблемных являлся вопрос повышения или хотя бы сохранения скоростных характеристик при остававшейся неизменной двигательной установке прототипа и увеличившихся водоизмещении и размерениях новых кораблей. Для разрешения этой проблемы д'Эйнкурту пришлось значительно усовершенствовать обводы и без того, казалось бы, совершенной формы корпуса крейсеров типа Arethusa. Новые обводы корпуса затем были испытаны в опытовом бассейне в Хасларе, причем эти испытания дали отличные результаты.
Между тем, противостояние мнений в Совете Адмиралтейства по поводу вооружения новых крейсеров, как и год назад, завершилось принятием компромиссного варианта смешанного вооружения. Для решения этого вопроса даже пришлось созывать совещание флагманов, командовавших эскадрами легких крейсеров или флотилиями эсминцев, и, тем не менее, для подтверждения очевидной необходимости установки на крейсерах только шестидюймовой артиллерии все же потребовался боевой опыт нескольких лет Великой войны. После этого других спорных вопросов (если не считать вызвавшего пересуды обсуждения варианта установки турбин с зубчатой передачей, о чем поговорили, но, как и год назад, устанавливать не решились) уже не возникало, и проект крейсеров программы 1913 года был в основном утвержден в Адмиралтействе почти одновременно с линкорным проектом «соверенов». Вез промедления был объявлен конкурс на постройку восьми единиц программы, и корабли были заказаны в июле 1913 года.