Крейсера серии Caledon
В связи с острой необходимостью скорейшей постройки возможно большего количества легких крейсеров Третий морской лорд и Контроллер (Главный инспектор) флота Ф. Тюдор (Third Sea Lord and Controller of the Navy Sir Frederick C.Tudor) настоял, чтобы шесть кораблей следующей, пятой серии были предварительно заложены на частных верфях в октябре 1915 года еще до оформления официального заказа и необходимых договоров. Официально крейсера были заказаны в декабре, вскоре после того, как 4 декабря на их строительство были выделены финансовые средства. Однако в связи с наметившимся впоследствии внесением в базовый проект радикальных изменений постройку двух единиц на верфях Swan Hunter и Fairfield отложили. Официальная закладка остальных четырех кораблей состоялась в феврале-марте 1916 года, и крейсера Caledon, Calypso, Caradoc и Cassandra были закончены постройкой в марте—июне 1917 года, получив «серийное название» от вошедшего в строй первым крейсера Caledon.
Крейсера проекта «улучшенный Centaur» («Improved Centaur») в основном повторяли корабли предшествующей серии, однако ввиду низких мореходных качеств предшественников (что, как известно, стало следствием изменения состава вооружения) на «каледонах» были увеличены основные размерения. Длина корпуса между перпендикулярами составила 129,5 м, наибольшая длина — 137,2 м. Для компенсации возросшего верхнего веса ширину корпуса увеличили на девять дюймов, до 13 м. Средняя осадка возросла до 4,5-5,0 м. Нормальное водоизмещение составляло 4120 т, из которых 40 т — предусмотренный проектом запас водоизмещения. С той же целью улучшения мореходных качеств и уменьшения заливаемости полубака на «каледонах» изменили форму форштевня, сделав его слегка наклонным. Тем не менее, особых улучшений в этом плане не последовало, и крейсера серии Caledon оставались такими же «мокрыми», как и их предшественники. В числе мероприятий, призванных снизить верхний вес, можно отметить сокращение числа надстроек до минимальной в них потребности. Вместе с тем, за счет устройства навесных платформ, устроенных для расположения на них зенитной артиллерии и вспомогательного корабельного оборудования, была увеличена площадь шельтердека.
Наиболее значимые отличия от «сенторов» заключались в измененных двигательной установке и торпедном вооружении. Прежде всего, на «каледонах», наконец, учли выгоды двухвальной установки, продемонстрированные испытаниями крейсера Champion. Машины для крейсеров серии изготавливались строившими их кораблестроительными компаниями. Две группы турбин Парсонса общей мощностью 30 000 л.с., спряженные через редукторные передачи с двумя гребными валами, обеспечивали скорость хода 28 узлов. Машины могли работать в форсированном режиме около четырех часов, при этом общая мощность возрастала до 40 000 л.с. при 340 оборотах винтов в минуту, что позволяло повысить скорость до 29,1-29,25 узла. В связи с военным временем испытания на этих крейсерах в полном объеме также не проводились, однако на сокращенных ходовых испытаниях в июне 1917 года крейсер Cassandra при водоизмещении 4230 т, превышающем нормальное более чем на 100 т, и мощности машин 40750 л.с. показал скорость хода 29,107 узла, хотя при максимальном водоизмещении 4950 т и мощности на валах 42175 л.с. скоростной показатель этого корабля упал до 28,013 узла. Масса двигательной установки по-прежнему составляла 800 т, вспомогательного энергетического оборудования — 270 т, четырехмесячного запаса запчастей для двигательной установки — 30 т. Нормальный запас топлива 300 т нефти, максимальный — 935 т, запас воды для котлов — 70 т. На крейсерской скорости 10 узлов суточный расход топлива составлял 36 т, что теоретически позволяло без дозаправки покрыть расстояние в 5900 миль. При повышении скорости хода до 20 узлов дальность плавания уменьшалась до 3560 миль, при 26 узлах — до 2050 миль, а на максимальных скоростях 28,5-29 узлов корабль мог пройти 1290 миль.
Система бронирования осталась прежней. Броневой пояс по ватерлинии выполнялся из двух слоев стали НТ: в районе МКО общей толщиной 76,2 мм (50,8+25,4 мм), дальше к оконечностям, в районах погребов боезапаса и топливных цистерн — 57,15 мм (38,1+19,05 мм), в корме толщина бронепояса снижалась до 50,8 мм (38,1+12,7 мм) и в носу до 38,1 мм (25,4+12,7мм). Нижняя броневая палуба толщиной 25,4 мм простиралась только над кормовым рулевым отделением, прикрывая рулевую машину, в то время как верхняя, имевшая ту же толщину, прикрывала машинные и котельные отделения. Входившая в комплекс носовой надстройки броневая рубка теперь обшивалась более тонкими броневыми плитами толщиной 76,2 мм, а соединяющая ее с нижним артиллерийским постом труба имела стенки толщиной 50,8 мм. Суммарная масса корпуса и брони достигла 2400 т.
Вооружение составляли те же пять шестидюймовых орудий MkXII, которые теперь монтировались на установленных в диаметральной плоскости одноствольных центральноштыревых станках СРХШ* (Central Pivot — центральный штырь) массой 14,7 т, впервые появившихся в 1915 году на крейсере Birmingham. Эти станки позволяли придавать орудию углы снижения/возвышения —Т/+30° и, кроме того, оснащались глубокими щитами, обеспечивавшими более надежную защиту орудийной прислуге. Схема размещения орудий повторяла таковую на крейсерах серии Centaur со всеми ее недостатками. Боезапас на одно орудие главного калибра возрос до 200 выстрелов и хранился уже в раздельных, снарядных и зарядных погребах, находившихся на одном уровне.
Зенитные 76,2-мм орудия 20cwt Mkl/Mkll размещались на платформах зенитной артиллерии, расположенных по обе стороны носовой дымовой трубы. Первоначально здесь планировалось установить трехфунтовки Виккерса, а 76,2-мм орудия должны были оставаться, как на «секторах», в диаметральной плоскости на шкафуте. Однако новое расположение трехдюймовых орудий было признано более выгодным, поскольку теперь они имели большие секторы стрельбы, а значит и более широкие возможности для действия как по авиации противника, так и по его эсминцам и подводным лодкам, действующим в надводном положении. Зенитное вооружение дополняли один пулемет Maxim калибром 7,7 мм и от двух до четырех 47-мм трехфунтовок 3-pdr Mkll.
По предложению командующего Гранд Флитом адмирала Дж. Джеллико, торпедное вооружение крейсеров серии значительно усилили по примеру строившихся вслед за «каледонами» крейсеров шестой серии. Вместо ненадежных однотрубных подводных аппаратов на них установили четыре двухтрубных поворотных аппарата типа DRII, размещенных по два по каждому борту в ассиметричном порядке на главной палубе под упоминавшимися выше навесными платформами шельтердека. Бортовой торпедный залп возрос до четырех торпед, что значительно превосходило вес торпедного залпа опекаемых этими крейсерами эсминцев. Запасных торпед не брали, и крейсера располагали только теми торпедами, которые находились в аппаратах.
Масса вооружения составила 200 т.
В состав оборудования постов СУАО по-прежнему входили два девятифутовых дальномера системы Барра и Струда, приборы централизованного управления стрельбой и четыре прожектора с диаметром зеркала 610 мм. Несколько изменилось лишь расположение последних. Оборудование носового прожекторного поста теперь размещалось на прожекторной платформе, смонтированной на опорах треногой фок-мачты ниже марса, на котором располагался двухуровневый артиллерийский директор с централями управления стрельбой.
Первоначально экипажи «каледонов» имели штатную численность 334 человека, экипажи флагманских кораблей, естественно, были более многочисленными. По другим данным, число членов экипажа на этих крейсерах было несколько выше — 400 человек, на флагманских кораблях — 437.