Крейсера шестой серии Ceres
Одновременно с официальной закладкой крейсеров серии «Caledon» в марте 1916 года в Совет Адмиралтейства поступило предложение Главного конструктора Королевского флота перенести носовое орудие главного калибра Р с невыгодной позиции за фок-мачтой на бак, где оно должно было устанавливаться в суперпозиции перед носовой надстройкой, как это предусматривалось разрабатываемым в это же время проектом крейсеров типа D. Подобное размещение орудий главной артиллерии сулило большие выгоды, заключавшиеся в значительном усилении огневой мощи крейсеров с носовых курсовых углов. Предложение заинтересовало, однако его осуществление вовсе не являлось такой простой задачей, как это казалось на первый взгляд. Чтобы обеспечить необходимое для размещения второго бакового орудия пространство, д'Эйнкурт предлагал передвинуть носовую надстройку на 46 футов (14 м) дальше в корму. Но в этом случае необходимо было переместить и мачту-треногу, находившуюся непосредственно перед носовым котельным отделением, а, значит, требовалось переработать расположение всех помещений носовой части кораблей. Также увеличивались размеры носовой надстройки, поскольку находившееся в суперпозиции орудие не должно было мешать обзору не только с ходового мостика, но также и из бронированной рубки. А это, в свою очередь, вело к росту верхнего веса, для компенсации которого требовалось увеличить ширину кораблей. При этом возрастало водоизмещение, а также возникали проблемы с сохранением скоростных характеристик, которые тоже было необходимо решать.
Переработанный проект новой серии крейсеров типа С был одобрен Адмиралтейством в апреле 1916 года, в то время как предложение внедрения этих кардинальных изменений на уже находившихся в постройке четырех из шести планировавшихся единиц серии Caledon поддержано не было по причине довольно большой трудоемкости перестроечных работ. Поэтому уже заложенные «каледоны» достраивались в соответствии с первоначальным проектом. Шестую серию крейсеров типа С составили два корабля, заложенных на частных верфях еще в октябре 1915 года, но затем отложенных постройкой, а также еще три единицы, заказанные в марте-апреле 1916 года двум частным верфям и Королевской верфи в Пемброке. Пятерка крейсеров — Ceres, Cardiff (бывший Caprice), Curacoa, Coventry (бывший Corsair) и Curlew — была заложена в июле-августе того же года, стапельный период постройки составил от восьми до одиннадцати месяцев, корабли вступили в строй в период с июня 1917 (длительность строительства крейсеров Ceres — головной — и Cardiff — всего одиннадцать месяцев) по февраль 1918 года.
Благодаря внесенным изменениям крейсера приобрели более элегантный силуэт. Перенесенную далее в корму носовую надстройку сделали выше на 1,07 м, перед нею в сторону носа простиралась надстройка носового спардека, на которой и устанавливалось в суперпозиции 152-мм орудие В. Треногая фок-мачта располагалась у самого среза полубака. Верхний вес был компенсирован очередным увеличением ширины кораблей на девять дюймов (по разным данным, до 13,25-13,3 м). Для примера, длина между перпендикулярами крейсера Curlew составляла 129,54 м, наибольшая длина — 137,13 м, ширина — 13,26 м, средняя осадка — 4,34 м. Водоизмещение крейсеров серии возросло до 4190-5020 т. В дальнейшем оно продолжало возрастать за счет осуществленных модернизационных мероприятий. Так, в 1922 году стандартное водоизмещение крейсеров этой серии составляло 4290 т, а в 1927 году «пустой» головной крейсер Ceres «весил» уже 4054 т.
Изменения совсем не коснулись двигательной установки. Для крейсера Coventry машины изготовила компания Wallsend, для строившегося на Королевской верфи в Пемброке Curacoa — Harland & Wolff, для остальных кораблей серии механизмы поставили сами компании-строители. На крейсере Curlew были установлены турбины типа Parsons, на остальных четырех единицах — типа Brown-Curtis. При 290 оборотах винта в минуту двухвальные установки крейсеров позволяли развивать скорость хода до 29,5 узла. На сокращенных ходовых испытаниях в июне 1917 года крейсер Ceres при водоизмещении 4214 т и мощности машин 39 425 л.с. показал скорость 29,112 узла. Правда, вступавшие в строй позднее другие крейсера серии имели более скромные результаты. Так, Cardiff в июле того же года при мощности машин 41 450 л.с. показал скорость 28,06 узла, а испытывавшийся в декабре Curlew при меньшей мощности 40 240 л.с. — 28,07 узла. Нормальный запас топлива составлял 300 т нефти, максимальный — 935-950 т.
Бронирование также, в основном, оставалось таким же, как на крейсерах серии Caledon, но лишь за малым исключением. К этому времени обратили внимание на то, что входившие в комплекс носовых надстроек тяжелые броневые рубки, чей вес являлся одной из основных составляющих доминировавшего на этом типе крейсеров дифферента на нос, в случае попадания в них снаряда являются смертельными ловушками для всех, кто в них находился. Вместе с тем, они являлись абсолютно ненужными, поскольку командный состав ими практически никогда не пользовался, а управление кораблями в любых условиях осуществлялось с верхнего мостика. Главный конструктор флота д'Эйнкурт тут же ухватился за эту благоприятную возможность облегчить носовую оконечность и уменьшить дифферент. Поэтому в 1917 году одновременно с установкой треног на модернизировавшихся легких крейсерах, в том числе и ранних серий типа С, начали снимать бронированные рубки вместе с ведущими в них коммуникационными трубами. Из крейсеров серии Ceres два входивших в строй последними, Coventry и Curacoa, изначально не имели броневых рубок и коммуникационных труб, с остальных трех кораблей их сняли позднее, в 1918-1919 годах.
Как уже указывалось выше, состав вооружения не изменялся, менялось лишь размещение орудий главного калибра. Что же касается решения об усилении торпедного вооружения установкой четырех двухтрубных торпедных аппаратов, то оно было принято для крейсеров серии Ceres в апреле 1916 года, а затем распространено и на достраивавшиеся «каледоны».
В системе управления артиллерийским огнем изменилось количество и расположение прожекторов. С целью уменьшения верхнего веса от размещения прожекторной платформы на опорах мачты-треноги отказались. Четыре 36-дюймовых (914,4-мм) боевых прожектора располагались на кормовой надстройке, а два менее мощных 610-мм прожектора, применявшихся также в качестве сигнальных, находились на крыльях носовой надстройки.
Данные о составе экипажей «сиризов» по-прежнему разноречивы. Причем разница между ними огромна и превышает сотню, поскольку разные источники указывают численность экипажей от 327 (334) до 460 человек. Кроме того, известно, что крейсера Coventry, Curacoa и Curlew, по окончании постройки вошедшие в 5-ю эскадру легких крейсеров в Гарвиче, комплектовались экипажами выводившихся из состава Гарвичских сил в Гранд Флит трех крейсеров типа Arethusa.