Модернизации и перемены в вооружении

(В этой главе не будут рассматриваться модернизационные мероприятия, связанные с перестройкой большей части кораблей поздних серий в крейсера ПВО, о чем речь пойдет в заключительной части монографии)

 

Основные перемены в вооружении крейсеров типа С, если не принимать во внимание дальнейшую перестройку большей части кораблей поздних серий в крейсера ПВО, были произведены в начальный период их службы — в годы Великой войны и начале 20-х годов. Проектировавшиеся, главным образом, для действий в составе Гранд Флита в Северном море, они, в силу низких мореходных качеств и недостаточной дальности плавания, мало подходили для выполнения основных задач по защите океанских коммуникаций Британской империи, которые возлагались на крейсерские силы Королевского флота. Это обусловило малую активность послевоенной службы крейсеров ранних серий и почти постоянное пребывание в состоянии резерва, а затем и систематическую отправку на слом с начала 30-х годов.

Во время войны на крейсерах было произведено множество изменений. В целом их можно обобщить в следующем виде — изменения конструктивные; изменения верхнего рангоута и общего такелажа; изменения в вооружении кораблей. К первым относятся, в основном, работы по удалению из комплекса носовых надстроек крейсеров бронированных рубок и коммуникационных труб, ко вторым — замена легких стеньговых фок-мачт мачтами-треногами. В плане перемен в вооружении, внедренных на крейсерах типа С, четко просматриваются две основные тенденции. Одна из них —доведение главного вооружения крейсеров до общего шестидюймового стандарта — касается, главным образом, кораблей ранних серий и связана с ошибочностью довоенных представлений в вопросе вооружения легких крейсеров. Допустив смешанное вооружение этих кораблей, и приняв ретирадную схему расположения орудий главного калибра, лорды Адмиралтейства обрекли крейсера ранних серий на систематическое перевооружение в течение ближайших нескольких лет, причем не следует забывать, что эти мероприятия проводились не в мирное время, а в период напряженной военной службы.

Вторая тенденция является общей для всех кораблей этого типа, как, впрочем, и для всех кораблей Королевского флота в этот период, и связана с качественным ростом авиации и возрастанием ее роли в морской войне. В этом плане развитие корабельных вооружений происходило сразу в двух направлениях: оснащение кораблей наиболее эффективными системами зенитной артиллерии, а также бортовыми самолетами, первоначально использовавшимися для разведки или в качестве истребителей, и оборудованием для их обслуживания. Острая потребность в авиации для ведения разведки в море и для борьбы с германскими цеппелинами возникла в британском флоте уже в первые месяцы войны. Однако использовать для этих целей самолеты берегового базирования оказалось невозможным ввиду низких технических характеристик современных самолетов (дальность действия 100-150 км, длительность полета два-три часа), поэтому сразу же встал вопрос о создании корабельной авиации. Эксперименты по использованию самолетов с кораблей в британском флоте проводились уже с начала 1912 года, когда на линкорах Africa и Hibernia были устроены временные взлетные платформы, размещенные поверх носовых орудийных башен. Проведенные испытания оказались успешными, и, вслед за ними, на крейсере Hermes были оборудованы уже постоянные взлетные платформы в носу и в корме. Альтернативным путем запуска бортовых самолетов являлось их катапультирование, и разработка катапультных авиационных установок была санкционирована Адмиралтейством уже в начальный период войны. Однако несмотря на успешные результаты проводившихся в 1916 году испытаний пневматической катапульты, установленной на опытовом судне HMS Slinger, моряки предпочли устраивать на кораблях стартовые платформы (take-off-platforms) для колесных самолетов, что объясняется не только несовершенством катапультных установок того времени, но и более высокими скоростными и маневренными характеристиками колесных машин по сравнению с гидропланами. Стартовые платформы обычно имели длину около 15 метров, и устанавливались на линкорах на крышах орудийных башен, а на большинстве крейсеров — на баке, впереди или поверх носовых орудий, в связи с чем на некоторых крейсерах для размещения стартовой площадки приходилось иногда демонтировать носовую надстройку. В июне 1917 года истребитель Sopwith Pup смог осуществить успешный взлет с короткой, 20-футовой (чуть более шести метров) взлетной платформы, размещенной на баке легкого крейсера Yarmouth. Таким образом, было доказано, что самолет может использоваться и с легких крейсеров. Размещение стартовых площадок на малых крейсерах ограничивалось недостатком свободного пространства на баке и трудностями с оборудованием ангаров для самолетов со складывающимися крыльями, встроенных в носовую надстройку. Тем не менее, в течение нескольких последующих недель такие же стартовые платформы оборудовали на только что вступивших в строй Caledon и Cassandra. Впрочем, это были далеко не первые попытки оснастить легкие крейсера бортовой авиацией. Рассмотрим перемены в вооружении крейсеров типа С посерийно.

Крейсера серии Caroline

 

Первыми крейсерами этого типа, оснащенными самолетами, стали Cleopatra и Carysfort, служившие в Гарвичском отряде коммодора Тэруитта. При вступлении в строй в 1915 году на них были устроены простиравшиеся но всей длине полубака от носовых 102-мм орудий до форштевня наклонные стартовые пути для запуска колесных самолетов-истребителей французского производства Deperdussin (цельнодеревянный расчалочный моноплан с полотняной обшивкой, в 1914 году несколько таких машин были приняты на вооружение британской морской авиации), которые должны были использоваться против германских дирижаблей. Однако вследствие возникших трудностей, связанных с неудобствами обслуживания орудий и несовершенством самих летательных аппаратов, равно как и системы их запуска (хотя сами самолеты удавалось поднять в воздух за две с половиной минуты, они не могли достаточно быстро набрать высоту, чтобы догнать вражеский дирижабль), в начале 1916 года самолеты и авиационное оборудование сняли. Следующая попытка оснастить «кэролайны» авиацией была сделана в 1917-1918 годах, когда все шесть крейсеров серии (по другим данным, всего два из них, Caroline и Сопшз) получили стартовые платформы поверх баковых орудий. Стандартным самолетом в этот период являлся Sopwith Pup. Самолеты часто передавались с одного корабля на другой, поэтому не всегда оснащенный платформой крейсер имел на борту и летательный аппарат. Авиационное вооружение с кораблей серии начали снимать в самом конце 1918 года, после заключения перемирия.

В 1916 году на «кэролайнах» пару баковых четырехдюймовых орудий заменили одним шестидюймовым MkXII, а год спустя с кораблей серии убрали бронированные рубки и легкие стеньговые фок-мачты, вместо которых установили мачты-треноги с постом наблюдения и легким артиллерийским директором на топе, какие устанавливались в это же время на крейсерах типа Arethusa. В 1917-1918 годах были сняты бортовые 102-мм орудия, вместо них на шкафуте позади дымовых труб появилось четвертое 152-мм орудие. На крейсерах Cleopatra, Conquest и Cordelia побортно устанавливались еще по одному двухтрубному торпедному аппарату DRII. Таким образом, количество 21-дюймовых торпедных труб на них достигло восьми, размещенных в четырех сдвоенных палубных установках. К концу войны зенитное вооружение крейсеров, наконец, приобрело вид некоторого стандарта, поскольку к этому времени уже были сняты с вооружения 13-фунтовое орудие Королевской конной артиллерии и допотопные шестифунтовые (57-мм) «гочкисы» и трехфунтовые (47-мм) «виккерсы». Основу зенитного вооружения британского флота теперь составляли универсальные трехдюймовые (76-мм) орудия Армстронга 20cwt Mkl/HA Mkll и уже известные нам четырехдюймовой Vickers 4-in QF MkV, в последние годы войны приспособленные для использования в качестве зенитных орудий и в середине 20-х годов окончательно вытеснившие однотонные трехдюймовки Армстронга MKI. 102-мм орудия MkV монтировались на одноствольных зенитных станках НА Mklll без щитов с углами снижения/возвышения ствола —5°/+80°. Дальность стрельбы этих универсальных орудий на угле возвышения 44° составляла 15030 м, досягаемость по высоте при максимальном угле — 8763 м (по другим данным, 9450 м). До середины 30-х годов они являлись основным зенитным оружием дальнего действия, состоявшим на вооружении подавляющего большинства британских линкоров, крейсеров и эсминцев. И только во второй половине 30-х годов MkV начали заменять новыми зенитными артсистемами четырехдюймового калибра, тем не менее, в период Второй мировой войны они все еще состояли на вооружении флота. Всего для флота было произведено 837 орудий MkV, плюс 107 стволов этой модели получила армия. Из армейских стволов 83 впоследствии также были переданы флоту.

В качестве зениток ближнего боя использовались двухфунтовые (40-мм) орудия 2-pdr Vickers Mkll на зенитных станках НА Mkll, знаменитые одноствольные «пом-помы», состоявшие на вооружении британского флота во время обеих мировых войн и в межвоенный период. Об этом типе зенитного вооружения в предыдущих выпусках монографий было сказано достаточно много, поэтому, во избежание повторений, подробно останавливаться на их достоинствах и недостатках, думаю, не следует.

Возвращаясь к крейсерам серии Caroline, следует сказать, что в составе их зенитного вооружения были представлены все эти артсистемы. К 1919 году крейсера Caroline, Carysfort, Comus были вооружены двумя 76-мм орудиями Mkl, размещавшимися на полубаке по обе стороны треногой фок-мачты. Так же были расположены и две четырехдюймовки крейсера Cleopatra, в то время как два его «пом-пома» были сосредоточены в районе грот-мачты. На крейсерах Conquest и Cordelia единственное 102-мм зенитное орудие не совсем удачно разместили в диаметральной плоскости между кормовой надстройкой и грот-мачтой, два «пом-пома» на Conquest были смонтированы побортно на полубаке, a Cordelia «пом-помов» не имел. Кроме того, в составе зенитного вооружения крейсеров находились один-два 7,7-мм пулемета системы Maxim или Lewis.

Среди появившихся в годы войны новых типов вооружений следует отметить применявшиеся против подводных лодок буксируемые мины (Explosive Paravanes High Speed Sweeps), которыми были оснащены крейсера Caroline и Comus. Кроме того, именно в этот период на крейсерах типа С, как и на прочих кораблях Королевского флота, впервые появились тральные параваны в современном понимании этого слова. Устанавливавшиеся с обоих бортов параваны крепились на стальных тросах (тралящая часть) в носовой части корабля. При скорости хода 14 уз и выше параваны отводились давлением воды на отводящее крыло на 25-30 м в стороны от корабля и натягивали тросы на заданной глубине. При встрече тралящего троса с минрепом мины последний отводился по тросу в сторону от корабля и подсекался резаком паравана, а всплывшая мина расстреливалась. На легких крейсерах устанавливались параваны модели «С», которые предназначались для траления при скорости хода до 28 уз. и выше и имели длину корпуса около 12 футов и размах отводящего крыла около 7 футов (приблизительно, 3,65x2,15 м). Еще одной новинкой военного периода стали спасательные плоты Карлея (Carley).

Сразу после окончания войны начался процесс перевооружения. Имевшие большую перегрузку «кэролайны» начали «облегчать» уже вскоре после заключения перемирия. Прежде всего, с них сняли авиационное оборудование. В 1919 году зенитное вооружение крейсера Cordelia привели к стандарту головного Caroline, убрав 102-мм зенитное орудие и установив на полубаке две однотонных трехдюймовки Армстронга МЫ. Затем с четырех крейсеров серии, за исключением Caroline и Cordelia, сняли оборудование кормового дальномерного поста и прожекторное оборудование кормовой прожекторной платформы. В 1920 году Conquest перевооружили по примеру Cordelia двумя 76-мм орудиями Армстронга, a Carysfort, Comus и Cordelia получили по два одноствольных «пом-пома», установленных в диаметральной линии на шкафуте. В 1924 году с крейсера Conquest сняли 152-мм орудие Q.

Дальнейших изменений не последовало вплоть до отправки крейсеров серии на слом в начале 30-х годов. До наших дней сохранился лишь головной Caroline, ставший в 1924 году учебным блокшивом (training hulk), в связи с чем состав его вооружения был существенно сокращен (см. ниже).

 

Серия Calliope

 

Модификационные изменения крейсеров второй серии во многом сходны с таковыми, произведенными на «кэролайнах». В 1916-1917 годах они так же получили третье 152-мм орудие, сменившее две баковые 102-мм установки, а год спустя с них сняли и остальные шесть четырехдюймовых орудий, вместо которых на шкафуте позади дымовых труб была установлена четвертая шестидюймовка MkXII. Тогда же сняли бронированные рубки и на крейсерах появились мачты-треноги с легкими артиллерийскими директорами, а также смонтированные побортно на главной палубе два двухтрубных торпедных палубных аппарата в качестве замены бесполезным подводным, хотя сами подводные аппараты пока не демонтировались (по другим данным, на крейсере Champion подводные торпедные аппараты сняли еще до окончания войны, a Calliope получил свои палубные торпедные установки в дополнение к подводным только после ее окончания, в 1919 году). Кроме того, в последний год войны на обоих крейсерах серии дальномеры с короткой базой 2,74 м заменили 3,66-метровыми, установкой на кормовой рубке двух мощных боевых прожекторов с диаметром зеркала 914,4 мм и двух сигнальных 610-мм на крыльях носовой надстройки было модернизировано прожекторное оборудование.

Изменилось и зенитное вооружение. К концу войны Calliope был вооружен двумя расположенными на уровне мачты-треноги 76-мм орудиями Армстронга, в то время как на Champion единственное 102-мм орудие разместили в диаметральной плоскости на шкафуте позади кормовой надстройки.

В 1918 году на баке Calliope была устроена стартовая площадка для самолета, крейсер также получил противолодочные буксируемые мины. В это же время Champion оборудовали лебедкой на юте для буксирования привязного змейкового аэростата (Air Service Kite Balloon), предназначенного для ведения наблюдения и корректировки артиллерийского огня. Первоначально змейковые аэростаты применялись со специально оборудованных судов, но постепенно простота оборудования позволила использовать их массово с других кораблей, и надобность в специальных судах отпала. К осени 1918 года ими были оборудованы многие линкоры, а также линейные и легкие крейсера.

Своего авиационного оборудования крейсер Calliope лишился во время ремонта, проходившего в ноябре 1919 - марте 1920 годов, когда для облегчения носовой оконечности с крейсера также сняли, наконец, подводные торпедные аппараты. Однако в процессе дальнейшего облегчения корабля он лишился также палубных торпедных аппаратов, кормового дальномерного поста и всего кормового прожекторного оборудования. Тогда же на крейсере усилили зенитное вооружение: Calliope получил два одноствольных «пом-пома». Такие же зенитки были установлены затем и на крейсере Champion в 1924 году. В 1926-1927 годах на последнем произвели не менее радикальное перевооружение. В связи с тем, что 102-мм орудия требовались для комплектации зенитного вооружения входивших в строй кораблей первой серии вашингтонских крейсеров (типа County), единственную четырехдюймовку крейсера заменили двумя 76-мм орудиями МЫ, расположенными побортно на полубаке у мачты-треноги. Кроме того, были сняты палубные торпедные аппараты, зато Champion сохранил кормовой пост управления огнем.

В этом состоянии крейсера дотянули до начала 30-х годов, когда также были разделаны на металл.

 

Крейсера третьей серии Cambrian

 

Достигли стандарта главного вооружения головного корабля серии (три 152-мм орудия) в 1916-1917 годах, тогда же легкие фок-мачты были заменены треногами с легкими артиллерийскими директорами на фор-марсах и убраны бронированные рубки. В 1917-1918 годах последовала замена бортовых орудий противоминного калибра четвертым 152-мм орудием, установленным в диаметральной плоскости на шкафуте за дымовыми трубами. К концу войны зенитное вооружение крейсера Cambrian состояло из одного 102-мм орудия на шкафуте позади кормовой рубки и двух «пом-помов», размещавшихся побортно на уровне мачты-треноги на полубаке, на остальных кораблях серии — из двух 76-мм орудий Армстронга, установленных в тех же позициях на полубаке. На крейсерах модернизировали приборы управления огнем и прожекторное оборудование, а на крейсере Canterbury установили два двухтрубных палубных аппарата. Год спустя, в 1919 году, с крейсеров серии сняли подводные торпедные аппараты, оснастив их парой палубных поворотных установок DRII (на Canterbury их оказалось даже три). Правда, с крейсера Castor палубные торпедные аппараты вскоре были удалены, но на нем усилили зенитное вооружение установкой двух дополнительных «пом-помов». Последняя модернизация на этих крейсерах была проведена в 1920-1924 годах, когда с них сняли кормовые посты управления огнем и прожекторное оборудование.

 

Серия Centaur

 

Вступившие в строй с наиболее современным составом вооружения, «сенторы» в годы Первой мировой войны гораздо меньше подверглись модернизационным переменам, чем другие крейсера ранних серий. В этот период, главным образом, изменялась система управления огнем и зенитное вооружение.

Уроки Ютландского боя привели к появлению нескольких практических разработок, которые в 1916-1918 годах помогли достичь значительного прогресса в области развития артиллерийского дела в британском флоте. Одним из этих направлений стало внедрение нового метода ведения эскадренного боя, который получил развитие с начала 1917 года, когда отдельные эскадры Гранд Флита начали отрабатывать на учениях приемы сосредоточения на общей цели артиллерийского огня трех-четырех кораблей, а не двух, как это делалось ранее. Следствием нововведений в методике управления стрельбой флотских соединений стали внешние атрибуты, появившиеся в системе управления огнем британских кораблей в 1917-1918 годах, — циферблаты указателей дальности стрельбы и шкалы пеленга наводки, предназначавшиеся для быстрого и ясного сообщения параметров огня. В эти годы на «секторах» были установлены носовой и кормовой циферблаты указателей дальности стрельбы (range clocks), была проведена модернизация дальномерного и прожекторного оборудования, причем в целях снижения верхнего веса прожекторы, находившиеся на прожекторной платформе носовой надстройки, были перенесены на кормовой пост управления огнем. Кроме того, в этот же период сняты бронерубки и установлены мачты-треноги, зенитное вооружение крейсеров было дополнено двумя «пом-помами».

В послевоенный период крейсера были частично разоружены. Прежде всего, с них демонтировали бесполезные подводные торпедные аппараты, однако об установке палубных аппаратов источники не сообщают. Мало того, никаких следов присутствия последних на борту крейсеров этой серии нельзя обнаружить и на фотографиях. С середины 20-х годов на «сенторах» начинается процесс сокращения числа установок главного калибра. В 1925 году с крейсера Centaur сняли орудие, располагавшееся в позиции Q. На крейсере Concord это сокращение было более существенным: в 1928 году он лишился сразу двух орудий — в позициях Р и X. Как и их предшественники, «сенторы» со второй половины 20-х годов находились в резерве либо числились учебными кораблями и были отправлены на слом последними из крейсеров ранних серий в 1934-1935 годах.

 

Серия Caledon

 

Сразу же после вступления в строй июне 1917 года крейсер Cassandra был вновь направлен на верфь Виккерса, где в доке Ramsden Dock в короткое время на баке корабля оборудовали стартовые пути (launching ramp) для запуска колесного аэроплана и авиационный ангар. Бортовым самолетом крейсера стал один из опытных экземпляров истребителя со складывающимися крыльями Beardmore WBIII, спроектированного на базе самолета Sopwith Pup. Стартовые пути тянулись по всей длине полубака от носового орудия до форштевня, а авиационный ангар занимал все пространство по правому борту от носовой надстройки. В сентябре того же года подобное авиационное вооружение получил и головной Caledon, с той лишь разницей, что устроенный на нем стартовый путь был короче, а самолетный ангар, расположенный по левому борту от надстройки, длиннее, поскольку серийный самолет Beardmore WBIII оказался несколько длиннее прототипа. Через год, в середине 1918 года, оказавшееся недостаточно эффективным авиационное оборудование этого типа на обоих крейсерах заменили поворотными раздвижными стартовыми платформами (Gliding Platform), размещавшимися на шкафуте между орудием главного калибра R и кормовым постом управления огнем. Стартовая платформа сохранилась на крейсере Caledon до середины 20-х годов. Остальные корабли серии бортовой авиацией не оснащались.

В этот же период на «каледонах» модернизировали оборудование системы управления огнем. С целью улучшения координации эскадренного огня при сосредоточенной стрельбе по общей цели на фок- и грот-мачтах установили циферблаты указателей дальности стрельбы. Вместо одного дальномера с короткой базой носовой пост управления стрельбой оборудовали двумя 3,66-метровыми дальномерами, расположенными побортно. Боевые 914,4-мм прожекторы перенесли на кормовую надстройку, оставив впереди лишь два 610-мм сигнальных, расположенных на крыльях мостика. Опустевшую прожекторную платформу на фок-мачте демонтировали несколько позднее. Из комплекса носовой надстройки убрали броневую рубку, переднюю часть компасной площадки расширили, оборудовали ветроотбойниками и сделали ее крытой, что должно было защищать персонал от превратностей погоды.

В период с 1918 по 1927 год вооружение «каледонов» (за исключением погибшего на Балтике в декабре 1918 года крейсера Cassandra) усилили за счет установки двух одноствольных «пом-помов» и двух трехфунтовых (47-мм) салютационных орудий Гочкисса 3-pdr Hotchkiss Mkll.

Вследствие произведенных конструктивных перемен и изменений в вооружении к 1921 году водоизмещение крейсеров пятой серии возросло на 250 т. К середине 20-х годов посредством различных мероприятий по облегчению этих кораблей (например, с них сняли часть боевых прожекторов) перегрузку удалось сократить на 50 т.

В течение последующего длительного времени «каледоны» не модернизировались. Подобное отношение к этим кораблям в межвоенный период, впрочем, как и ко всем остальным крейсерам типа С, объясняется наступившим после Великой войны периодом радикального сокращения флота и морского бюджета. В силу сложившихся в Великобритании условий всемерной экономии на флоте, достаточное внимание и постоянно урезаемые финансовые средства уделялись лишь вновь строившимся кораблям. Модернизировать вооружение «каледонов» начали только с началом Второй мировой войны, да и то изменения эти были незначительны. Коренную модернизацию из остававшихся в строю трех крейсеров пятой серии прошел лишь один из них, головной Caledon, получивший в 1941 году несколько только начавших поступать на вооружение кораблей британского флота 20-мм зенитных орудий Oerlikon Mkll, а в 1942-1943 годах переоборудованный в крейсер ПВО. Крейсер Calypso, ввиду скорой его гибели в июне 1940 года, вообще не модернизировался. Во время ремонта, проводившегося в Нью-Йорке в октябре 1941-феврале 1942 года, Caradoc получил два одноствольных «пом-пома» и пять «эрликонов». Кроме того, крейсер оснастили радиолокационным оборудованием. Имевшую форму цилиндра антенну поискового радара обнаружения надводных целей «тип 271» разместили на отдельной площадке на кормовой надстройке. Этот прибор, работавший на дециметровой волне (10 см), имея выходную мощность 5-90 кВт и дальность действия до 25 миль, прошел успешные испытания на корвете Orchis в мае 1941 года, после чего был принят на вооружение. Поступивший на вооружение в том же 1941 году радар контроля воздушной обстановки «тип 290», имевший вращающуюся антенну «балочного» типа и работавший в метровом диапазоне, установили на фок-мачте крейсера.

 

Серия Ceres

 

Как уже указывалось выше, два из пяти крейсеров шестой серии вступили в строй без бронированных рубок, персонал носовой надстройки защищало легкое противоосколочное бронирование. С остальных кораблей рубки сняли в конце войны, установив на надстройке легкие броневые плиты. В 1918 году Curlew, Coventry и Curacoa получили по два одноствольных «пом-пома», установленных в диаметральной плоскости, в 1921/1922 годах таким же образом было усилено зенитное вооружение Ceres, а в 1923/1924 годах и крейсера Cardiff. На Coventry перед кормовым постом управления огнем в 1918 году была оборудована поворотная стартовая платформа, и он являлся единственным крейсером серии, оснащенным авиацией (по другим данным, этим кораблем являлся Cardiff). В остальном на крейсерах шестой серии были произведены такие же перемены, как и на «каледонах», в результате чего водоизмещение «сиризов» возросло, приблизительно, на 100 т.

Последовавшие затем мирные годы по уже известным нам причинам оказались бедными на перемены, пока, наконец, Лондонский морской договор 1930 года не ограничил общий тоннаж крейсерских сил британского флота. Вслед за этим последовала отправка на слом крейсеров типа С ранних серий, а в 1934 году началась разработка проекта перестройки остальных кораблей этого типа в крейсера ПВО. Первыми в 1935-1936 годах были перестроены Coventry и Curlew, в 1939 году работы начались на Curacoa, но Cardiff и Ceres в крейсера ПВО не перестраивались. Первый из них в апреле 1942 года получил шесть одноствольных 20-мм зенитных орудий Mkll и зенитный радар «тип 290», артиллерийский радар «тип 273», являвшийся модификацией радара «тип 271», был установлен на крейсере в конце 1943 года. На крейсере Ceres изменения в составе зенитного вооружения были более существенны. В середине 1942 года он также получил шесть одноствольных «эрликонов», в апреле 1943 года на нем установили радары «тип 290» и «тип 273», а в апреле-мае 1944 года, сняв с крейсера 76-мм орудия MkI и одноствольные «пом-помы», число «эрликонов» довели до четырнадцати.

 

Серия Carlisle/Capetown

 

Когда стало ясно, что оснащение крейсеров Cassandra и Caledon самолетами со складывающимися крыльями не принесло ожидаемых результатов, было принято решение оснастить крейсера новой, седьмой серии Т-образными в плане ангарами, в которых бы размещались самолеты с не складывавшимися крыльями. Стартовую платформу предполагалось расположить над находившимся в суперпозиции орудием В, встроенные в носовую надстройку ангары должны были размещаться под верхним мостиком, который, как и прожекторную площадку, намеревались поднять на один уровень выше. Ворота ангаров должны были выполняться откатными, при этом самолеты выкатывались непосредственно на стартовую платформу, откуда и производился взлет. Но поскольку в конце 1918 года в Адмиралтействе приняли окончательное решение отказаться от оснащения малых крейсеров ангарами для хранения самолетов и перенести авиационное оборудование с бака на шкафут, где стартовые платформы поворотного типа монтировались перед кормовой надстройкой, громоздкую конструкцию ангара успели соорудить только на головном крейсере серии, Carlisle, a также на двух крейсерах первой группы крейсеров типа D, Dauntless и Dragon, вошедших в строй в августе и ноябре. В результате крейсер Carlisle приобрел довольно неуклюжий вид, причем создавалось впечатление, что корабль имеет видимый дифферент на нос, хотя установленное авиационное вооружение не вызвало такого уж огромного прироста водоизмещения. Кроме того, имеющаяся фотография крейсера этого периода свидетельствует об отсутствии носового орудия в суперпозиции. Возможно, источники ошибаются, говоря об установке стартовой платформы: вероятно, в этом качестве использовалась крыша носового шельтердека. Тем не менее, стартовую платформу (если она имелась) и самолет с Carlisle убрали уже в следующем году, а в 1920-м демонтировали и ангар, тогда же крейсер, наконец, получил обыкновенную носовую надстройку, имевшую, как и на всех крейсерах серии, противоосколочное бронирование.

До конца 30-х годов модернизация вооружения крейсеров седьмой серии не производилась. В 1938-1939 годах Cairo и Calcutta стали второй парой крейсеров типа С, подвергшихся перестройке в крейсера ПВО. Летом 1939 года, после завершения работ на этой паре крейсеров, настал черед Carlisle, a Colombo был перевооружен уже в 1942/1943 годах. Capetown не перестраивался по причине активной боевой службы и чрезвычайной загруженности британских верфей, занятых постройкой необходимых флоту боевых единиц. В начальный период войны крейсер нес прежнее зенитное вооружение, в апреле 1943 года он получил в дополнение к своим двум трехдюймовкам и такому же количеству одноствольных «пом-помов» шесть одноствольных «эрликонов» Mkll и зенитный радар «тип 290».