HMS Carysfort

 

Этот легкий крейсер был заложен на Королевской верфи в Пемброке (Pembroke Dock Yard). Военно-морская база в Пемброке, расположенная на побережье Ирландского моря, являлась наиболее удаленной от европейского материка базой южной части Англии и, тем самым, наименее уязвимой со стороны континентальных держав (в 1927 году была свернута и законсервирована вследствие принятой Адмиралтейством политики жесткой экономии, впоследствии переоборудована в авиабазу). Находившаяся на ее территории казенная верфь располагала двумя стапелями, на которых могли строиться легкие крейсера и эсминцы, а также сухим доком для их ремонта. На этих-то стапелях и были заложены два из восьми легких крейсеров программы 1913 года. Второй из них, заложенный 25 февраля 1914 года, был спущен на воду почти девять месяцев спустя, 14 ноября, получив при этом название Carysfort (Четвертый корабль этого имени с 1767 года, непосредственные предшественники — парусный 26-пушечный шлюп 6-горанга (1836 г, 911 т, продан в 1861 году) и парусно-винтовой корвет со стальным корпусом типа Comus, спущенный на воду в 1879 году и проданный в 1899 (см. HMS Cleopatra)). Достроечные работы продолжались более полугода, затем последовали заводские и сдаточные испытания, ввиду военного времени проводившиеся по сокращенной программе, и в июне 1915 года крейсер вошел в строй. После «обкатки» корабля и адаптации экипажа Carysfort в августе был направлен в 4-ю эскадру легких крейсеров из состава Гранд Флита, прошедшую переформирование и прежде состоявшую из крейсеров Ост-Индской эскадры. С крейсерами 4-й эскадры, флагманским Calliope, Royalist, Phaeton и Comus, Carysfort действовал до начала 1916 года, затем прошел плановый ремонт, после которого в конце апреля 1916 года был направлен в качестве флагманского корабля в 5-ю эскадру легких крейсеров (5-th Light Cruiser Squadron — 5 LCS) из состава Гарвичских сил (Harwich Force) вместо выбывшего из-за полученных в ходе Лоустофтского набега (см. ниже) повреждений крейсера Conquest. Этот отдельный отряд кораблей, базировавшийся на Гарвич и состоявший из крейсеров и эсминцев, представлял собой силы быстрого реагирования, активно действовавшие в проливе Ла-Манш, а также у голландского и германского побережий. Carysfort энергично включился в деятельность этих сил, заключавшуюся в ведении боевого патрулирования в зоне действий отряда, охране торгового пути в нейтральную Голландию и противодействии вылазкам легких сил противника. Одним из эпизодов службы корабля в этот период стал бой у фландрского побережья 23 июля 1916 года, в котором, помимо него, участвовал еще один крейсер типа С — HMS Canterbury.

После Ютландского боя, не принесшего видимого перевеса ни одной из сторон, англичане предприняли меры по усилению блокады германского побережья и охраны торговых коммуникаций, связывавших Великобританию с нейтральной Голландией. Было увеличено количество дозорных отрядов, усилено охранение караванов торговых судов. В 21.00 22 июля 1916 года Carysfort вышел в море под брейдвымпелом командующего Гарвичскими силами коммодора Р. Тэруитта совместно с крейсером Canterbury и восемью эсминцами 1-го и 2-го дивизионов для ведения дозора у фландрского побережья, в районе между Филикстоу и плавучими маяками «Порт Хиндер» (North Hinder) и «Маас» (Maas). Район патрулирования флагманского крейсера и четырех эсминцев 1-го дивизиона находился на 45 миль дальше к востоку от района патрулирования Canterbury и эсминцев 2-го дивизиона, поэтому по выходе из гавани Carysfort увеличил ход, в то время как отряд Canterbury, шедший с прежней скоростью, несколько отстал. Оба отряда должны были появиться каждый в своем районе одновременно, около двух часов по полуночи 23 июля. В эту ночь ожидалось прохождение проливом нескольких торговых судов, и дозорные корабли играли еще и роль прикрытия. О прохождении торговых судов стало известно германскому командованию, выславшему с целью их захвата три своих эсминца, вышедших из Зеебрюгге почти одновременно с выходом из Гарвича кораблей коммодора Тэруитта. Держа курс на север, эсминцы противника двигались прямо навстречу британским кораблям.

Ночь была ненастной, время от времени шел мелкий дождь. В 0.15 23 июля на флагманском крейсере заметили в трех милях впереди шедшую на север группу немецких эсминцев. Отряд Тэруитта немедленно атаковал противника, который, ввиду своей малочисленности, не стал ввязываться в решительный бой, а отвернул на восток и начал уходить. Преследуя немецкие эсминцы, крейсеру Carysfort удалось сократить дистанцию и некоторое время держать корабли противника под обстрелом. Однако налетевший дождевой шквал совершенно скрыл немецкие корабли, которые воспользовались удачным обстоятельством и, поставив дымовую завесу, повернули на юг, к фландрскому побережью. Когда дождь закончился и горизонт снова очистился, немцы исчезли.

Не теряя надежды догнать неприятеля, Тэруитт также направил свои корабли на юг, а отряду Canterbury было приказано держать курс на юго-восток и постараться перехватить немцев в районе банки Шоувен (Schouwen). Коммодор рассчитывал отрезать немецкие корабли от их базы, если последние, столкнувшись с Canterbury, снова повернут на север, пытаясь проскользнуть вдоль берега к Эмдену. Командир Canterbury кэптен П. М. Р. Ройдз видел вспышки выстрелов флагманского крейсера и вел свои корабли на 20-узловой скорости в этом направлении. Получив радио с Carysfort, он сразу повернул на указанный курс и увеличил ход до 28 узлов. В 1.45, когда Canterbury находился в десяти милях к северо-западу от банки Шоувен, слева были обнаружены немецкие эсминцы, на полной скорости направлявшиеся пересекающимся курсом к Зеебрюгге. Для сближения с противником Ройдз приказал повернуть влево и открыть огонь. В течение следующих 20 минут крейсер обстреливал германские корабли, а когда в 2.10 дистанция сократилась до 25 каб., немцы начали отвечать. В ходе преследования один из английских эсминцев, недавно вступивший в строй Matchless, на котором возникли неполадки в машине, начал отставать, и командир другого эсминца, Milne, счел необходимым остаться при нем. Таким образом, в распоряжении Ройдза остались лишь два эсминца, Melpomene и Morris, хотя, разумеется, присутствие легкого крейсера обеспечивало значительный перевес сил в этом бою. Вскоре после 2.00 Ройдз подал своим эсминцам сигнал атаковать, и к 2.20 они уже достаточно сблизились с противником, чтобы открыть огонь по концевым немецким кораблям. Однако, несмотря на преимущество англичан в скорости, немцам удалось пересечь курс английских кораблей, и они находились уже на румб справа по носу идущего впереди эсминца Morris. Начинался рассвет, но, воспользовавшись тем, что видимость еще была плохая, корабли противника поставили дымовую завесу, совершенно скрывшись за нею. Продолжать погоню становилось бессмысленным: эсминцы Ройдза могли попасть под сосредоточенный огонь всех кораблей немецкой группы. Кроме того, они уже находились в пяти милях впереди плавучего маяка «Шоувен» и приближались к минным заграждениям Зеебрюгге. В 2.25 Ройдз приказал своим эсминцам прекратить погоню и четверть часа спустя уже находился со своими кораблями в назначенном для патрулирования районе у маяка «Шоувен». Немецкие корабли также вернулись в базу без повреждений, и неделю спустя, 31 июля, беспрепятственно перешли в Эмден. Ночной бой легких сил, хоть и не принес каких-либо результатов, тем не менее, показал правильность и, главное, своевременность принятых мер по охране торгового пути.

В течение последующих после Ютландского боя двух с половиной месяцев Флот Открытого моря не проявлял никаких признаков активности, но к середине августа германское командование закончило разработку очередной набеговой операции. В сущности, она задумывалась более широко, и, как и предыдущая, в результате которой произошло самое грандиозное сражение в морской истории, при благоприятном повороте событий могла привести к ослаблению Гранд Флита посредством уничтожения его части. В ночь с 17 на 18 августа германский флот должен был пересечь Северное море и, при отсутствии превосходящих английских сил, бомбардировать Сандерленд на восточном побережье Англии, в случае же подхода из Розайта на выручку городу линейных крейсеров Битти, они неизбежно попадали в западню и уничтожались. Чтобы предупредить возможность неожиданного появления главных сил английского флота, предусматривалось ведение разведки германскими дирижаблями.

Утром 18 августа в результате радиоперехвата британское Адмиралтейство узнало о предстоящем выходе германского флота, и в 10.30 адмиралы Джеллико и Битти получили приказ поднимать пары. Командиру Гарвичских сил коммодору Тэруитту было приказано прибыть с кораблями своего отряда к рассвету 19 августа в район Браун Ридж (Brown Ridge). Отряд Тэруитта составляли крейсера 5-й эскадры (брейд-вымпел на крейсере Carysfort) и лидер Lightfoot с 18 эсминцами типов L и М.

Развертывание и походный порядок британского флота в этой операции были теми же, что и перед Ютландским боем, с тем отличием, что линейные крейсера Битти находились всего в 20 милях впереди главных сил. Однако встреча двух флотов на этот раз не состоялась. После торпедирования в 5.00 утра подводной лодкой Е.22 (командир коммандер Тэрнер) дредноута Westfalen командующий Флотом Открытого моря адмирал Шеер все же продолжил движение к английскому побережью, но, получая донесения цеппелинов и подводных лодок о нахождении поблизости Гранд Флита и разноречивые данные о местоположении различных соединений британских кораблей, решил, что обстановка не благоприятствует проведению операции, и вскоре после 12.30 прервал ее выполнение, повернув обратно. Гранд Флит поступил аналогичным образом три часа спустя, когда Джеллико убедился, что неприятельский флот догнать невозможно и поэтому нет смысла подвергать свои корабли риску подводных атак.

Прибывший в указанное место в 3.00 утра Гарвичский отряд крейсировал на 20-узловой скорости в районе Браун Ридж, где и был в течение дня неоднократно обнаружен германским дирижаблем L.13. Цеппелин держался вне дальности действия артиллерии легких крейсеров, которые, тем не менее, много раз безуспешно пытались отогнать его. Корабли отряда Тэруитта кружили в назначенном районе до 15.47, когда на крейсере Carysfort было получено радио от Джеллико с отменой предыдущих распоряжений и предостережением, что отходящий германский флот может возвращаться через район местонахождения кораблей Гарвичских сил. Второе радио, от Адмиралтейства, содержало сообщение, что в 14.45 немцы находились в 75 милях к северо-западу от отряда. Сопоставив два этих радио, Тэруитт решил идти на поиск противника, и вскоре после 17.00 впереди по курсу был обнаружен сначала дирижабль, а затем, около 17.45, лидер Lightfoot доложил о нескольких больших кораблях, идущих на восток. Немцы обнаружили присутствие английских легких сил в это же время, и, когда стало ясно, что уходить они не собираются, адмирал Шеер приказал готовиться к отражению ночных атак. Обстановка, по его словам, действительно благоприятствовала ночным атакам, однако попытки атаковать германский флот Тэруиттом не предпринимались, поскольку коммодор не смог вывести свои корабли до наступления темноты на подходящую для торпедной атаки позицию впереди по курсу неприятеля. К тому же его легкие силы нуждались в поддержке линейных кораблей, а при их отсутствии подобная атака не имела смысла, мало того, она могла стать самоубийственной. Лишь проводив неприятеля, Гарвичский отряд во главе с крейсером Carysfort благополучно вернулся в базу. Расценивая результаты операции, нельзя не признать ее итоги удачными для немцев: они отделались незначительными повреждениями одного своего линкора, в то время как английские потери от подводных атак составили два легких крейсера, Nottingham (потоплен двумя торпедами U.52) и Falmouth (одной торпедой U.66 и двумя с U.63), и 48 убитых. Таким образом, было опровергнуто царившее в Адмиралтействе слишком оптимистическое убеждение, что после Ютландского боя германский флот больше не отважится выйти в море.

Следующий эпизод боевой службы крейсера Carysfort связан с немецкой атакой на Дуврский барраж (19Дуврский барраж — система заграждений, созданная англичанами уже в первые месяцы Первой мировой войны в Дуврском проливе (Па-де-Кале) с целью не допустить прорыва через него немецких подводных лодок из баз Северного моря на атлантические коммуникации, по которым осуществлялись перевозки стратегических грузов а войск между Англией, Францией и США. Охрана системы заграждений велась сильными корабельными дозорами из состава так называемого «Дуврского патруля» — отряда кораблей, состоявшего из двух-трех легких крейсеров, такого же количества флотилий эсминцев и большого числа кораблей береговой обороны) в октябре 1916 года, вызванной успешными противолодочными мероприятиями англичан. Действенность последних ощущалась германскими подводниками все сильнее, и, в конце концов, германское командование решилось послать легкие силы для ночного набега на Дувр, что могло нанести значительный ущерб делу борьбы с подводными лодками, вызвать замешательство в английском торговом флоте и привести к неоправданно большим потерям в транспортных средствах. С целью нанесения такого удара в ночь на 23 октября в Зеебрюгге были направлены 3-я и 9-я флотилии эсминцев под брейд-вымпелом капитана-цур-зее Михельсена.

Англичане давно ожидали подобных действий, но основной проблемой при охране весьма протяженной системы заграждений являлась постоянная нехватка эсминцев. Получив данные радиоперехвата, в Адмиралтействе решили, что вылазку противника следует ожидать у фландрского побережья Бельгии. Утром 24 октября Адмиралтейство приказало Гранд Флиту находиться в готовности поднять пары, а отряду Тэруитта сосредоточиться к востоку от маяка «Норт Хиндер». Тэруитт с 5-й эскадрой легких крейсеров и эсминцами подошел к маяку в час дня 24 октября, но эсминцы Михельсена, всю ночь продержавшись под берегом, сумели в 2.00 25 октября пройти незамеченными плавучий маяк «Маас». Не сомневаясь, что нападение противника все же следует ожидать именно в районе Дувра, Адмиралтейство поставило в известность командующего Дуврским патрулем адмирала Р.Бэкона (Admiral Sir R.H.Bacon) о прибытии в Зеебрюгге отряда немецких эсминцев, а Тэруитту было приказано выделить на усиление Дуврского отряда легкий крейсер и четыре эсминца. Назначенные корабли — легкий крейсер Carysfort и четыре эсминца типа L — прибыли в Дувр 25 октября. Таким образом, в распоряжении Бэкона к 26 октября оказались легкие крейсера Attentive, Arrogant, Carysfort, 32 эсминца, 12 мониторов, гидроавиатранспорт Riviera, три миноносца, 15 колесных тральщиков, две яхты, 130 дрифтеров и 29 моторных катеров. Тем не менее, всех этих сил оказалось недостаточно (кроме того, они были неудачно развернуты) для отражения набеговой операции противника, которая была проведена в ночь с 26 на 27 октября. Одиннадцать германских эсминцев Михельсена, пользуясь темнотой безлунной ночи и приливом, форсировали минные заграждения у Зеебрюгге и устроили избиение охранявшим барраж дрифтерам, потопив шесть или семь из них (погибли 49 человек, десять взяты в плен, пять раненых). Затем были потоплены старый английский эсминец Flirt (спаслось девять человек) и, после досмотра, пустой войсковой транспорт Queen. Принявшему немецкие корабли за свои и торпедированному ими эсминцу Nubien взрывом торпеды оторвало носовую оконечность (Nubien удалось спасти и впоследствии к нему приспособили носовую оконечность однотипного эсминца Zulu, которому взрывом мины оторвало корму. Получившийся в результате этой «операции» корабль получил название Zubien), а эсминец Amazone был поврежден артиллерийским огнем. Пользуясь неразберихой, немцы безнаказанно вернулись в базу.

Английские легкие крейсера в действиях ночи 26-27 октября не участвовали. Attentive занимался чисткой котлов, a Carysfort находился в Дувре в состоянии двухчасовой готовности. Получив приказ приготовиться к выходу в море, командир крейсера сообщил, что будет готов сняться с якоря через час с четвертью. Доложив о готовности корабля в 23.20, он получил приказание нести дозор в районе между Фолкстоуном и мысом Гри-Нэ. Полтора часа спустя, в 0.45 27 октября, Carysfort и его эсминцы были перенацелены на несение дозора между Южным Гудвином и буем D9A. В дальнейшем крейсер участвовал в поисках поврежденных кораблей.

Придя после этой атаки к заключению, что противник сосредоточил своё внимание на районе Дувра, Адмиралтейство предприняло меры по усилению корабельного состава Дуврского патруля. 28 октября к находившимся в Дувре крейсеру Carysfort и гарвичским эсминцам присоединились прибывшие дополнительно из Гарвича лидер Lightfoot и четыре эсминца. Таким образом, в Дувре находились два легких крейсера, два лидера и флотилия эсминцев, которые днем стояли в готовности выйти в море в самые краткие сроки. Ночью в дозор попеременно направлялись крейсер, лидер и дивизион эсминцев. Тем не менее, ни одному из прибывших на усиление отряда адмирала Бэкона гарвичских кораблей не довелось принять участия в боях с зебрюггской миноносной флотилии немцев, последовавших 23 и 25 ноября и представлявших собой незначительные стычки, проходившие с переменным успехом.

Carysfort нес дозорную службу в составе Дуврского патруля до начала планового ремонта в 1917 году, в ходе которого он прошел стандартную для кораблей своей серии модернизацию. По окончании ремонта крейсер получил назначение в качестве флагманского корабля в 7-ю эскадру легких крейсеров (7-th LCS, помимо Carysfort ее составляли крейсера типа ArethusaAurora, Penelope и Undaunted) Гранд-Флита. Однако служба Carysfort в составе этого соединения оказалась недолгой: в декабре того же года в районе Орфорднесса крейсер столкнулся с судном Glentaise, в результате чего получил значительные повреждения и вновь отправился на ремонт.

Ремонтные работы затянулись, и крейсер вошел в строй уже после окончания войны, получив в апреле 1919 года назначение в обновленную 2-ю эскадру легких крейсеров (2-nd LCS) из состава Гарвичских сил, вместе с которой вскоре был направлен на Балтику. Действовавшие там с декабря 1918 года корабли британского флота составляли так называемые «Британские силы на Балтике» (British Baltic Force), которые находились тогда под командованием контр-адмирала У.Г.Коуэна (Rear-Admiral Sir Walter Henry Cowan) и базировались на Ревель (Таллин), Либаву и Бьеркэ. Крейсер активно участвовал в действиях против флота большевистской России в водах вновь образованных государств Прибалтики и в Финском заливе.

2-я эскадра находилась на Балтике до начала 1920 года, после чего возвратилась в отечественные воды. Находившиеся в ее составе «аретьюзы» вскоре были выведены из состава действующего флота, a Carysfort прошел 12-месячный ремонт, будучи вновь введен в состав Атлантического флота (Atlantic Fleet) (7 апреля 1919 года действовавший в водах метрополии британский флот военного времени. Гранд Флит, был расформирован, а его корабли вошли в состав вновь сформированного Атлантического флота) в апреле 1921 года. В течение последующих двух лет крейсер неизменно появлялся в горячих точках послевоенного мира: патрулировал в ирландских водах в период гражданской войны 1922 года, затем в 1922-1923 годах действовал у турецкого побережья во время греко-турецкой войны, в которой бывшие союзники по Антанте, и англичане, в частности, поддерживали Грецию. В сентябре 1923 года Carysfort был выведен в резерв с базированием в Девонпорте, но год спустя вновь введен в состав действующего флота с использованием в качестве войскового транспорта. Спустя три года снова выведен в резерв и нес службу в качестве флагманского корабля эскадры Королевского морского резерва в Девонпорте. Вновь использовался для перевозки войск в Китай в феврале-июле 1929 года, затем служил в качестве корабля старшего морского офицера (Senior Naval Oficer SNO's Ship) военно-морской базы в Девонпорте до замены его крейсером Comus в январе 1930 года, после чего находился там же в резерве. Согласно решениям Лондонской морской конференции 1930 года, в апреле 1931 года крейсер Carysfort прошел доковый осмотр и освидетельствование на верфи в Девонпорте, и в августе того же года был продан на слом.

Следующим, пятым, кораблем этого имени стал построенный на верфи компании J. Samuel White & Co., Ltd в Коуз (Cowes) и вошедший в состав британского флота в феврале 1945 года эсминец типа «Са» (первоначально назывался Pique, 1730 ст/2575 норм, 36,75 уз., 4x114, 2x40 зен., 8х533 мм ТА). В 50-х годах корабль прошел коренную модернизацию, исключен из списков флота в 1970 году.