HMS Comus
Легкий крейсер был заложен на частной верфи Swan, Hunter & Wigham Richardson в Уоллсенде-он-Тайн (Wallsend-on-Tyne) 3 ноября 1913 года, то есть вторым среди кораблей серии. Спуск на воду состоялся 16 декабря 1914 года, в этот день крейсер стал пятым кораблем Королевского флота, который был назван Comus. Двумя непосредственными предшественниками являлись 18-пушечный парусный шлюп водоизмещением 462 т, построенный в 1828 году и разобранный в 1862, а также головной корабль серии корветов со стальным корпусом (1876г., 2380т, 2450 л.с., 12,93 уз., 2x162 мм, 8х64-фунт, 2ТА), прослуживший до 1904 года. Наследник их имени, легкий крейсер, был завершен постройкой в январе 1915 года. Первым командиром крейсера Comus стал кэптен Э. Дж. Готэм (Captain A.G. Hotham), в августе 1914 года получивший было в командование легкий крейсер Undaunted, но в связи с выводом крейсера из состава Гранд Флита (Undaunted должен был стать лидером 3-й флотилии эсминцев), ему было вскоре приказано передать корабль кэптену С. Фоксу (Captain Cecil Fox).
В мае Comus получил назначение в 4-ю эскадру легких крейсеров Гранд Флита, базировавшуюся на Скапа Флоу и приданную 2-й эскадре линейных крейсеров. Помимо выходов в море с главными силами флота, одними из главных задач английских легких крейсеров являлись действия по блокаде германского побережья и борьба с рейдерами противника. Впрочем, к концу 1915 года действовавшие на океанских коммуникациях с начала войны немецкие рейдеры были уничтожены либо интернировались, а Германия уже не была в состоянии высылать в океаны новые крейсера из плотно закупоренных немецких баз. Однако с этой целью использовались вспомогательные крейсера, соответствующим образом вооруженные и оснащенные торговые и транспортные суда, которым удавалось, хотя и не всегда, с величайшим трудом прорваться через все более плотное кольцо английской блокады. Примером удачных корсарских действий вспомогательного крейсера может служить проходивший с конца декабря 1915 по начало марта 1916 года поход рейдера Mowe (бывшего грузового судна Pungo, 3600 брт, 4x150, 1x105, 2х500мм ТА, 500 мин), жертвами которого стали 14 торговых судов общим тоннажем 159400 брт, а на одном из поставленных им минных заграждений погиб в январе 1916 года направлявшийся из Скала Флоу в Белфаст для ремонта английский додредноут King Edward VII.
Англичане ожидали подобных операций противника и делали все возможное для предотвращения угрозы своим коммуникациям. 28 февраля 1916 года командование Гранд Флита получило информацию о выходе из Скагеррака парохода под нейтральным флагом, пытающемся прорваться через линию блокады. Немедленно из Розайта были высланы два легких крейсера с четырьмя эсминцами, которые должны были отрезать рейдеру пути на запад, а в случае, если тот направится на север, из Скала Флоу для осмотра побережья Норвегии вышли крейсера Calliope, Comus и Blanche, каждый с одним эсминцем. Кроме того, в дозоре находились четыре вспомогательных крейсера 10-й эскадры. На следующий день, 29 февраля, подозрительное судно было обнаружено к северо-востоку от Шетландских островов английским вспомогательным крейсером Andes, который, не имея возможности догнать его, передал данные о его месте и курсе находившимся дальше на севере крейсерам 4-й эскадры и вспомогательному крейсеру Alcantara. Последний в 9.40 остановил для досмотра пароход под норвежским флагом, на корме которого значилось название «Rena». При попытке досмотреть остановленный пароход он неожиданно поднял германский военный флаг и открыл огонь. Завязавшийся короткий бой проходил на небольших дистанциях, не превышающих 1000 м, поэтому оба корабля получили тяжелые повреждения. На Alcantara в первые же минуты была повреждена рулевая машина, а в 11.00 в него попала торпеда и он вскоре затонул. Не лучше обстояли дела и на германском корабле, вспомогательном крейсере Greif (бывший грузовой пароход Guben, 4962 брт, 13 уз., 4x150, 1x105 мм, 2ТА). Корабль горел, и бушующий на его борту пожар заставил экипаж остановить машину.
Командир крейсера Comus кэптен Готэм, также принявший радио с Andes, повел свой крейсер вместе с приданным ему эсминцем Munster навстречу рейдеру. Он прибыл на место боя в момент гибели вспомогательного крейсера Alcantara. От горящего Greif отваливали шлюпки с командой, но над кораблем все еще развевался германский флаг, поэтому британский крейсер в течение нескольких минут вел огонь по уже начавшему тонуть немецкому кораблю, добив его, а затем принял участие в спасении экипажей обоих судов. В ходе боя погибли 97 немецких моряков, экипаж Alcantara удалось спасти полностью.
В Ютландском бою крейсер Comus действовал совместно с остальными крейсерами 4-й эскадры, находившимися в составе противолодочной завесы главных сил Гранд Флита, и в момент первой потери контакта между линейными силами противников принимал участие в отражении атак вражеских эсминцев. Во время вечернего преследования уходящих кораблей Шеера Comus с частью крейсеров коммодора Ле Мезюрье после 20.10 участвовал в торпедной атаке на германские линейные корабли 1-й эскадры. Огневой контакт длился не более десяти минут, после чего засыпаемые снарядами линкоров английские легкие крейсера начали отход. Поскольку флагманский крейсер Calliope получил повреждения и поэтому не имел радиосвязи, запрос адмирала Джеллико о произошедшей перестрелке был направлен на шедший последним в строю крейсеров эскадры и еще продолжавший стрелять Comus. В ответ кэптен Готэм доложил командующему Гранд Флитом о месте неприятельских линейных кораблей. Впрочем, это было не единственное столкновение английских легких сил с потерявшимся в сумерках противником, равно как и не последняя упущенная в этот день английским командующим возможность найти и разгромить неприятельский флот.
Служба крейсера Comus в составе 4-й эскадры продолжалась до марта 1919 года, затем корабль был переведен в 1-ю эскадру легких крейсеров Гранд Флита, в составе которой находился два месяца и в апреле ушел на ремонт в Розайт. По окончании ремонта в октябре того же года крейсер Comus вновь направили в 4-ю эскадру легких крейсеров, которая тогда уже входила в состав Ост-Индского флота и базировалась на острове Цейлон. В 1921 году Comus временно выполнял функции флагманского корабля эскадры, а в ноябре 1922 года оставил воды Индийского океана, отправившись в метрополию для нового ремонта, проходившего на Королевской верфи в Портсмуте. В течение всего ремонтного периода он числился в 4-й эскадре, но по окончании работ в июне 1923 года был выведен из ее состава и в следующем месяце получил назначение на Средиземное море, в 3-ю эскадру легких крейсеров. В британском Средиземноморском флоте (Mediterranean Fleet) крейсер нес службу до декабря 1924 года, затем вновь вернулся в метрополию и был впервые выведен в резерв с базированием в Норе. В сентябре 1925 года последовало назначение во 2-ю эскадру легких крейсеров Атлантического флота, в составе которой находились еще три крейсера типа С — Curacoa (флагманский), Cambrian, Canterbury.
2-я эскадра легких крейсеров являлась одним из основных крейсерских формирований в составе Атлантического флота Великобритании, в котором служили наиболее современные легкие крейсера, находившиеся в активной службе. Последующие пять лет крейсер Comus в составе эскадры участвовал в ежегодных весенних маневрах, проводившихся совместно с кораблями Средиземноморского флота, заграничных походах на Балтику, а также в зачетных годовых маневрах и артиллерийских стрельбах, проходивших обычно в сентябре-октябре. За этот период крейсер лишь однажды, в августе 1927 года, прошел месячный плановый ремонт, после чего был снова направлен во 2-ю эскадру.
В качестве примера интенсивной учебно-боевой и представительской деятельности эскадры в эти мирные годы приведем хронологию событий последнего года службы крейсера Comus в ее составе. Начнем с осенних маневров Атлантического флота, которые обычно являлись завершением подготовки флота за год. Маневры 1928 года отличались от маневров предыдущих лет большей открытостью, поскольку на них было допущено большее количество репортеров и опубликованы более подробные отчеты. В учениях принимали участие линкоры 2-й и 3-й эскадр, эскадра линейных крейсеров, авианосцы Furious и Argus и легкие крейсера 2-й эскадры. Район проведения маневров — воды Северной Шотландии в районе залива Мори-Ферт. В первый день маневров, 9 октября, выполнение упражнений учебной программы было сорвано из-за плохой погоды, поэтому флот ограничился проведением артиллерийских стрельб. Стрельбы были продолжены и 11 октября. В ночь с 11 на 12 октября флагманский крейсер 2-й эскадры Vindictive вместе с крейсером Comus и 5-й флотилией эсминцев произвел учебную атаку на линейные корабли 3-й эскадры. На следующий день были проведены стрельбы кораблей 2-й крейсерской эскадры. По сигналу с Vindictive крейсера Cambrian, Comus и Canterbury перестроились в строй пеленга и по следующему сигналу флагмана открыли сосредоточенный огонь по буксируемому щиту. Стрельбу на дистанции 75 кабельтовых вели по четыре шестидюймовых орудий с каждого крейсера. Программу учений завершили воздушные атаки палубной авиации авианосца Furious.
Следующий, 1929 год, начался с кадровых перестановок флагманов эскадр. Вместо контр-адмирала Ларкэна командующим 2-й крейсерской эскадрой был назначен контр-адмирал Бест, прежде занимавший должность начальника штаба Атлантического флота. 14 января 1929 года Атлантический флот под флагом адмирала Брэнда практически в полном составе вышел в ежегодное весеннее плавание в испанские воды, которое во второй половине марта обычно завершалось совместными маневрами Атлантического и Средиземноморского флотов. В этом году их планировалось провести в районе бухты Полленса, на Балеарских островах, под общим руководством командующего Средиземноморским флотом адмирала Филда. Выход флота из Портсмута сопровождался выполнением тактических упражнений в Канале, при этом роль условного противника выполняли линейный крейсер Hood и эсминцы 5-й и 6-й флотилий. В период весеннего плавания отдельные соединения флота посетили ряд испанских портов, Оран и Касабланку, затем в течение месяца британские корабли базировались на Гибралтар.
Совместные маневры Атлантического и Средиземноморского флотов начались в полночь 17 марта. В их начальной фазе отрабатывалась тактическое упражнение по охране конвоя силами «красных» (Средиземноморский флот) от нападения кораблей «синих» (Атлантический флот). Эта фаза завершилась ночным боем между главными силами «противников». 19-23 марта корабли обоих флотов простояли в бухте Полленса, а затем вышли в Гибралтар, производя по пути эволюции. По прибытии в Гибралтар была проведена заключительная фаза маневров, в ходе которой отрабатывалась тактическая задача атаки Гибралтара. Обороняющейся стороной вновь являлись силы «красных».
1 мая началось летнее плавание Атлантического флота под флагом нового командующего флотом, адмирала А.Э.Четфилда (Commander-In-Chief of the Atlantic Fleet Admiral Sir Alfred Ernie Montakute Chatfield), которое происходило в северо-шотландских водах до 22 июля. С начала июня 2-я эскадра легких крейсеров и 5-я флотилия эсминцев с крейсером Centaur совершили свой традиционный летний поход в Балтийское море. 11-15 июня крейсера Comus и Cambrian находились в Ревеле, в то время как визит в Гельсингфорс крейсеров Vindictive и Canterbury продолжался с 25 июня по 1 июля.
С сентября 1929 года последовало дальнейшее усиление состава 2-й крейсерской эскадры. До сих пор крейсера типа Hawkins являлись флагманскими кораблями отдельных эскадр заморских станций: Hawkins — 5-й эскадры из состава Китайской станции, Effingham — 8-й эскадры в Ост-Индии, Frobisher — 1-й эскадры в Средиземноморье, Vindictive также служил на Дальнем Востоке. С середины 1928 года корабли этого типа начали постепенно заменять новейшими «вашингтонскими» крейсерами, а «хокинсы» переводить в состав Атлантического флота. Летом того же года Vindictive сменил Curacoa в качестве флагманского корабля 2-й эскадры, а в сентябре 1929 года в ее состав вместо крейсера Cambrian прибыл Frobisher. В этой связи «Морской сборник» выказал озабоченность вероятной перспективой посещения Балтийского моря мощной эскадрой в составе четырех крейсеров с 7,5-дюймовой артиллерией.
1 октября в районе залива Мори-Ферт начались осенние маневры Атлантического флота. В программу учений входили и артиллерийские стрельбы 2-й эскадры. Стрельба производилась по корпусу списанного торпедного катера, буксируемому на полной скорости эсминцем. Для создания условий внезапной встречи с противником самолеты закрывали цель дымовой завесой. Первым начал стрельбу флагманский Vindictive, следовавший на 20-узловой скорости контркурсом со щитом (вир — до 6— 6.5 кбт), начальная дистанция стрельбы — близкая к предельной для его 190-мм орудий (около 100 кбт). После флагманского корабля при подобных же условиях, но на меньшей дистанции провели стрельбу и остальные крейсера эскадры — Comus и Canterbury. Результаты стрельбы кораблей, по единодушному мнению наблюдателей, были превосходными. В программу второго дня учений, 2 октября, входили еще одни стрельбы крейсеров 2-й эскадры. Теперь они должны были производиться по линкору-мишени Centurion с одновременной атакой его палубной авиацией авианосцев Glorious и Furious. Однако вследствие штормовой погоды от выполнения этой программы пришлось отказаться. После завершения осенних маневров флагманский крейсер Vindictive ушел на ремонт и был заменен однотипным крейсером Hawkins.
Служба крейсера Comus в составе 2-й эскадры продолжалась еще полгода, но в мае 1930 года его заменил тяжелый крейсер Norfolk, a Comus был выведен в резерв в Девонпорте. С апреля 1931 по декабрь 1933 года крейсер выполнял функции корабля старшего морского офицера военно-морской базы в Девонпорте, затем был поставлен в док для осмотра и освидетельствования, а спустя еще полгода, в июле 1934 года, крейсер Comus продали на слом.
Шестой Comus, эсминец типа Со (характеристики практически идентичны таковым у эсминцев типа Са, но с новой универсальной системой управления огнем и меньшим количеством ТА), вошел в строй уже после войны и прослужил в составе британского флота до 1958 г.