HMS Conquest

 

Корабль был заложен на Королевской верфи в Четеме (Chatham DockYard) 3 марта 1914 года. Свое звучное имя Conquest («Завоевание», тезка-предшественник — корвет типа Comus) получил при спуске на воду, который состоялся 20 января 1915 года. Корабль был завершен постройкой в июне 1915 года, получив в том же месяце направление в 5-ю эскадру легких крейсеров из Гарвичского отряда. В августе того же года крейсер участвовал в поисковой операции, закончившейся потоплением рейдера Greif. Спустя полгода, в конце марта 1916 года, Conquest стал флагманским кораблем эскадры, подняв брейд-вымпел командующего Гарвичскими силами коммодора Р. Тэруитта после того, как крейсер Cleopatra получил повреждения в ходе неудачной набеговой операции 24 апреля.

В ближайшие месяцы британское командование планировало провести крупную минно-заградительную операцию у фландрского побережья Бельгии и очередное нападение на германские базы дирижаблей в Шлезвиге. Кроме того, по настойчивой просьбе союзной России намечалась крупная демонстрация Гранд Флита в Северном море и у побережья Германии, что, как предполагалось, отвлечет с Балтики силы германского флота и позволит обновить русские минные заграждения, ослабленные в зимний период. В осуществлении всех этих акций 5-й эскадре отводилась одна из главных ролей. Однако, предвидя активизацию действий британского флота, германское командование разработало ряд мер противодействия, таких как начало давно готовившегося немцами восстания в Ирландии и одновременный с ним набег немецких линейных крейсеров на юго-восточное побережье Англии с бомбардировкой городов Ярмут и Лоустофт. Планом последней акции предусматривались постановка минных заграждений в устье Темзы и у Ферт-оф-Форт, выход на позиции у английского побережья подводных сил флота, а также обстрел маневренных английских баз и уничтожение по частям подходивших на место акции соединений Королевского флота. Операция началась 24 апреля выходом в море немецких линейных крейсеров, которых прикрывали крупные силы Флота Открытого моря, состоявшие из линкоров, крейсеров, эсминцев и дирижаблей. Узнав о выходе германского флота, британское Адмиралтейство выслало в море свои линейные крейсера при поддержке кораблей 5-й линейной эскадры (линкоры типа Queen Elizabeth, без головного корабля), намереваясь отрезать набеговый отряд от его баз. Приказ следовать на соединение с главными силами флота был получен и на борту крейсера Conquest. 25 апреля Тэруитт с тремя крейсерами 5-й эскадры (флагманский Conquest, Cleopatra, Penelope), двумя лидерами и 16 эсминцами первым прибыл к Лоустофту с целью отвлечь противника от проводимого ими обстрела британского побережья. В 3.50 утра он обнаружил обстреливавшие город германские корабли 2-й разведывательной группы контр-адмирала Ф.Бедикера (Kontre-Admiral F.Boedicker, четыре линейных и шесть легких крейсеров с эсминцами) и совершил со своим отрядом ряд отвлекающих маневров, однако его замысел не удался: немцы проигнорировали появление английских легких сил и продолжали обстрел города. Затем стрельба прекратилась, а противник направился на север для обстрела Ярмута. Отряд Тэруитта последовал за ним и в 4.30 с дистанции 65 кбт открыл огонь по появившимся с северо-востока на курсовом угле 50° легким крейсерам Rostock и Elbing с группой эсминцев. Немцы не отвечали на огонь, а маневрировали, склоняясь к северу. В ходе обстрела немецких крейсеров только Conquest выпустил 28 снарядов. Пять минут спустя в северном направлении на дистанции около десяти миль показались линейные крейсера противника, шедшие навстречу английским кораблям. В 4.37 крейсера Тэруитта, сделав поворот «все вдруг», легли на обратный курс, но, тем не менее, сразу попали под огонь тяжелой артиллерии противника. Шедший концевым флагманский Conquest в течение 15 минут находился под огнем восьми 305-мм орудий линейного крейсера Lutzow, ведшего стрельбу бронебойными снарядами с дистанции 90 кбт. Сначала снаряды падали с недолетом и рассеивание их по дальности не превышало 0.6-1 кбт, но в 4.43 пять снарядов одного из залпов попали в легкий крейсер, нанеся большие потери в команде и разворотив борт и трубы. Три из них попали в корму — два в районе погреба боезапаса кормового 152-мм орудия, третий, не разорвавшийся, заклинило в дверях командирского буфета в жилой палубе, остальные два срикошетировали через среднюю дымовую трубу. Тем не менее, двигательная установка крейсера не пострадала, и он мог держать 20-узловой ход. Под прикрытием поставленной эсминцами дымовой завесы отряду удалось выйти из боя без дальнейших потерь. Немцы прервали погоню, поскольку в это время контр-адмирал Бедикер получил сообщение о присутствии в районе действия его группы многочисленных подводных лодок противника. В связи с этим Бедикер приказал прекратить погоню, прервал обстрел побережья и направился на соединение с главными силами Флота открытого моря, тем самым упустив возможность разгромить отряд Тэруитта, что, несомненно, стало бы несравненно большим успехом, чем расстрел домов беззащитных граждан.

Тем временем на крейсере Conquest вели борьбу с последствиями огневого контакта с противником. В кормовой надстройке, на батарейной палубе, возникли пожары от горения кордита, куски которого разлетались в разные стороны, не взрываясь. Источником воспламенения боезапаса могли быть искры замыканий, проскакивавшие в перебитой осколками проводке корабельной электросети. Кроме того, сказалась явная недостаточность 25-мм горизонтального бронирования палубы, которая пробивалась даже осколками 305-мм снарядов. Несколько горящих лент кордита попали в одну из офицерских кают, тоже произведя пожар. Тушение огня затрудняли распространение едкого дыма и повреждения пожарной магистрали, также перебитой во многих местах осколками снарядов, поэтому пожары продолжали распространяться по кораблю. Возникли опасения, что огонь достигнет кормового погреба боезапаса через элеватор подачи, и Тэрруитт приказал затопить погреб. Однако оказалось, что это невозможно из-за повреждения штоков клапанов затопления, выведенных на нижнюю и верхнюю палубы. Тогда кордит начали тушить вручную, разбрасывая содержимое пороховых зарядов по палубе и заливая водой. И только после этого с огромным трудом удалось потушить пожары.

В ходе боя выявились многие другие недостатки корабельных конструкций. Выше уже говорилось о недостаточном горизонтальном бронировании крейсера, ненадежными оказались переговорные трубы, гораздо больше оправдали себя гибкие шланги из конических медных колец, вдетых друг в друга. Разрывом снаряда оказалось перебитым основание (шпор) грот-мачты, служившей опорой для радио-антенны, и пришлось приложить немалые усилия для сооружения вспомогательной сети и восстановления радиосвязи. А вот поперечная переборка, отделявшая кормовое машинное отделение от кормовой части корабля, оказалась вполне надежной и смогла уберечь турбины от осколков немецких снарядов. Также весьма полезными показали себя подвесные траверсы, выполнявшиеся из обрезков стального троса, которые, хорошо задерживая осколки, защищали от них личный состав.

В бою пострадали немалое количество членов экипажа крейсера. Но в горячке ведшейся на борту корабля борьбы за его живучесть им оказывали только первую помощь, оставляя тяжело раненных моряков на месте ранения, хотя корабельный лазарет и имел достаточные размеры, чтобы вместить большинство нуждавшихся в помощи. Это промедление оказалось губительным для большинства пострадавших, и потери экипажа крейсера Conquest составили 40 человек. Большинство из них погибли от потери крови.

К 5.40, проведя самые необходимые исправления на флагманском корабле эскадры, отряд продолжил преследование противника, Уже обнаружив впереди дымы неприятельских кораблей, в 8.40 Тэруитт получил радио Адмиралтейства с приказанием возвращаться. На пути назад подводной лодкой UB-29 был торпедирован крейсер Penelope, потерявший при взрыве торпеды руль и получивший повреждения кормы и рулевой машины, но сумевший поддерживать необходимый для совместного следования с отрядом ход. В 15.00 корабли отряда благополучно возвратились в базу.

Далее последовал месячный ремонт, в ходе которого повреждения крейсера Conquest были устранены, и корабль вновь вернулся в состав 5-й эскадры. В день Ютландского боя Адмиралтейство продержало корабли Тэруитта на бочках в Гарвиче, опасаясь набега части сил Флота Открытого моря на район действия Гарвичских сил.

После Ютланда активизировались действия германских дирижаблей. Пользуясь безлунными ночами, цеппелины противника с конца июля систематически совершали налеты с целью бомбардировки английского побережья и городов Южной и Центральной Англии, включая и Лондон. Для нанесения бомбовых ударов каждый раз привлекались довольно крупные силы (часто свыше десяти воздушных кораблей). В отражении налетов участвовали как истребительная авиация, так и корабли флота, применявшие против воздушных целей свою зенитную артиллерию. Например, в ходе налета на Гарвич, проводившегося в ночь со 2 на 3 августа 1916 года, против немецких дирижаблей действовали гидросамолеты авиатранспорта Vindex и зенитки крейсера Conquest. Следующий бой с цеппелинами, в котором отличился Conquest, состоялся после почти месячного перерыва, когда действия дирижаблей не проводились из-за светлых ночей. В ночь с 24 на 25 августа силами 12 дирижаблей был совершен наиболее мощный налет на Британские острова. Его целью являлись Лондон и Южная Англия. Однако на этот раз цеппелины наткнулись на организованный отпор. У побережья они были встречены огнем корабельной артиллерии, затем в акцию вступила английская истребительная авиация. В результате лишь пяти дирижаблям удалось прорваться сквозь линию противовоздушной обороны англичан, остальные были вынуждены вернуться на базы. Одним из вернувшихся цеппелинов стал L.13, тяжело поврежденный огнем зенитной артиллерии крейсера Conquest. Встреча этих двух кораблей, воздушного и надводного, была далеко не первой. За неделю до воздушного налета, во время выхода в море главных сил германского флота, вышедший в составе эскадры для перехвата противника крейсер Conquest 19 августа в районе Браун Ридж неоднократно обстреливал этот цеппелин, доносивший германскому командованию о местонахождении Гарвичских сил. Но тогда стрельба крейсера всякий раз была безрезультатной, поскольку L.13 держался вне дальности действия артиллерии крейсера.

Ранним утром 5 июня 1917 года отряд Тэруитта в составе четырех легких крейсеров и девяти эсминцев проводил операцию по обеспечению действий сил Дуврского патруля адмирала Р.Бэкона, ведшихся у фландрского побережья Бельгии. В 3.35 английский отряд кораблей встретил в море эсминцы германской 7-й флотилии S.15 и S.20. После короткой перестрелки S.20 был потоплен артиллерией крейсера Conquest, а превращенный в руину и не имевший хода S.15 остался на плаву и был спасен присланными на помощь миноносцами А.39 и А.45.

Службу крейсера в составе 5-й эскадры прервал подрыв на мине в июле 1918 года. Последовавший затем ремонт продолжался с 13 июля 1918 до апреля 1919 года, после чего Conquest был выведен в резерв в Hope (Nore Reserve). Находясь в резерве, крейсер прошел в 1921 году еще один ремонт. В феврале 1922 года Conquest ввели в строй Атлантического флота в качестве плавбазы 1-й флотилии подводных лодок (1-st Submarine Flotilla). После пятилетней службы в этом качестве в январе 1927 года последовало назначение крейсера в состав Средиземноморского флота. В апреле 1928 года Conquest вернулся в метрополию и был вновь выведен в резерв, на этот раз в Портсмуте, в котором корабль числился до начала 1930 года. В это время Conquest прошел доковый осмотр, а в августе крейсер продали на слом. Однако во время буксировки на верфь, проходившей в тяжелых погодных условиях, корабль сорвало с буксировочных концов. В течение последующих двух дней Conquest, на борту которого находились шесть человек экипажа, дрейфовал в штормовом море, и лишь по окончании шторма был, наконец, отбуксирован в Розайт.