HMS Calliope
Головной корабль второй серии крейсеров типа С также должен был строиться согласно программе 1913 года. Он являлся одним из двух крейсеров, заказанных Четемской Королевской верфи (вторым был Conquest), где и был заложен одновременно с остальными кораблями программы. Закладка состоялась 1 января 1914 года, то есть почти на два месяца раньше, чем был заложен крейсер Conquest. Однако вскоре постройка первого из этих кораблей была временно приостановлена по причинам, уже указанным выше. Тем не менее, стапельные работы возобновились в том же году, однако теперь крейсер должен был строиться по переработанному проекту. Спуск на воду крейсера Calliope (В древнегреческой мифологии Каллиопа — муза эпической поэзии, дочь Зевса и богини памяти Мнемосины. Непосредственные тезки-предшественники легкого крейсера — 28-пушечный парусный шлюп 6-го ранга (спущен на воду в 1837 году, 717 т, разобран в 1883 году) и парусно-винтовой корвет со стальным корпусом типа Calypso (спущен в 1884 г., 2770 т, 3000 л.с., 4x152, 12x127 мм, 2ТА, служил под разными именами до 1951 г.)) состоялся 17 декабря 1914 года, а окончание строительства — в июне 1915 года.
При вступлении в строй крейсер получил назначение в 4-ю эскадру легких крейсеров Гранд Флита, став ее флагманским кораблем. В составе базировавшейся на Скала Флоу эскадры коммодора Ле Мезюрье в то время находились еще три легких крейсера — Comus, Phaeton и Royalist, вместе с которыми Calliope участвовал в осуществлении блокады германского побережья, выходил на перехват вспомогательных крейсеров и минных заградителей противника. Так, в феврале 1916 года он принял участие в поисковой операции, завершившейся потоплением германского вспомогательного крейсера Greif.
19 марта 1916 года в одном из котельных отделений Calliope произошел пожар, в результате которого крейсер получил серьезные повреждения и был направлен на ремонт, закончившийся в мае. В день Ютландского сражения Calliope вышел в море с главными силами Гранд Флита, находясь вместе с крейсерами своей эскадры в линии охранения. Во время огневого контакта между линейными силами противоборствующих флотов эскадра Ле Мезюрье находилась за боевой линией британских дредноутов. Вечером 31 мая в ходе преследования стремившегося уклониться от решительного сражения германского флота корабли 4-й эскадры разделились. В то время как крейсера Caroline и Royalist остались в передовом охранении главных английских сил и затем стреляли торпедами в эскадру немецких додредноутов, командир 4-й эскадры коммодор Ле Мезюрье с остальными своими крейсерами, Calliope, Constance и Comus, повернул за эсминцами 11-й флотилии коммодора Дж. Хоксли, который в 20.10 заметил в сумерках немецкую 5-ю флотилию эсминцев. Открыв огонь и преследуя отвернувшие эсминцы противника, несколько минут спустя англичане увидели шедшие на юг германские линкоры 3-й эскадры, замыкавшей строй флота адмирала Шеера. Оставив позади отставшие эсминцы Хоксли, крейсера 4-й эскадры сократили дистанцию до 8500 ярдов (около 42 кбт, по другим данным, до 36,5 кбт и даже 32,5 кбт, то есть около 6 км) и, повернув на параллельный с противником курс, в 20.26 выпустили торпеды. Немцы сначала не стреляли, приняв их за своих, но затем открыли огонь и быстро добились накрытия. Больше всех пострадал флагманский крейсер Calliope. Источники сообщают о пяти попавших в корабль снарядах, но прямых попаданий, наверняка, не было, скорее всего, это были крупные осколки от близких разрывов, поскольку повреждения Calliope были признаны легкими. Во всяком случае, помимо других повреждений, на крейсере была сбита антенна, и он лишился радиосвязи, погибли десять человек экипажа, девять — ранены. Перестрелка с тремя линкорами типа Konig продолжалась не более десяти минут, затем крейсера 4-й эскадры на высокой скорости вышли из-под обстрела. Об обнаружении немецких линкоров на флагманский линкор Iron Duke сообщил по радио командир крейсера Comus. Дальнейшего развития этот эпизод огневого контакта с неприятелем не имел, хотя корабли Ле Мезюрье могли бы непрерывно поддерживать соприкосновение с противником, если бы не были отозваны.
После Ютландского боя Флот Скрытого моря лишь изредка выходил в море, отстаиваясь в базах, в то время как действия английского флота у побережья противника активизировались. Теперь в них принимали участие не только корабли специально назначенных для этого Гарвичского и Дуврского отрядов, но и легкие силы Гранд Флита. Так, 1 сентября 1917 года в ходе операции у побережья Ютландского полуострова крейсер Calliope принял участие в потоплении четырех немецких минных тральщиков.
Крейсер Calliope оставался флагманским кораблем 4-й эскадры до конца Первой мировой войны, и 21 ноября 1918 года под флагом командующего эскадрой контр-адмирала Э.Эверетта (Rear-Admiral A.F.Everett) возглавлял колонну крейсеров своей эскадры (Caroline, Cambrian, Constance, Comus, Cordelia), сопровождавших германский флот на интернирование.
По окончании войны последовал ремонт, длившийся до марта 1919 года, после которого крейсер Calliope был направлен в 8-ю эскадру легких крейсеров, находившуюся в составе Северо-Американской и Вест-Индской военно-морской станции (North America & West Indies Station) и базировавшейся на Бермудские острова. Однако в октябре во время плавания в районе Азорских островов на борту крейсера вновь произошел пожар, на этот раз в одном из машинных отделений, и Calliope был вынужден вернуться в Англию для ремонта. Ремонтные работы производились на Девонпортской верфи с ноября 1919 до марта 1920 года, после чего корабль отправился к месту службы. Тем не менее, имевший боевые повреждения и дважды горевший крейсер, вероятно, нуждался в более основательном ремонте, поэтому в декабре того же года он снова прибыл в базу в Норе, где в январе 1921 года вновь был поставлен в док. В октябре того же года Calliope был выведен в Норский резерв, в котором находился до мая 1924 года. В этом месяце он прошел освидетельствование в Четеме и получил назначение во 2-ю эскадру легких крейсеров Атлантического флота. До апреля 1926 года Calliope использовался в качестве войскового транспорта, затем вновь ремонтировался в Норе и, будучи снова в составе резерва, в течение 1927-1928 годов неоднократно привлекался к перевозкам войск, а с декабря 1927 года выполнял функции корабля старшего офицера Норской военно-морской базы. Затем в сентябре 1928 года последовало новое освидетельствование в Четеме и назначение в 3-ю крейсерскую эскадру Средиземноморского флота. Служба в Средиземноморье продолжалась чуть больше года, затем крейсер Calliope в январе 1930 года был зачислен в резерв с базированием в Портсмуте, в следующем году прошел доковый контроль и освидетельствование, а в августе 1931 года продан на слом.