HMS Caradoc
(I.60)
Следующий легкий крейсер пятой серии был заложен 21 февраля 1916 года на шотландской верфи Scott's Shipbuilding & Engineering Co., Ltd в Гриноке (Greenock). Спуск на воду крейсера Caradoc (Второй корабль этого имени с 1846 года, первый — гребная канлодка, проданная в 1870 году) состоялся 23 декабря того же года, а в июне 1917 года он был закончен постройкой и традиционно для кораблей пятой серии начинал службу в 6-й эскадре легких крейсеров, в составе которой участвовал в бою в Гельголандской бухте 17 ноября 1917 года. Первым командиром Caradoc был кэптен У. Кэрр (Captain W.M. Kerr), который и вел свой крейсер в строю кораблей 6-й эскадры при интернировании Флота Открытого моря 21 ноября 1918 года. Несколько дней спустя, также в составе эскадры, крейсер Caradoc был направлен на Балтику, где 26-27 декабря отличился при захвате советских эсминцев «Спартак» и «Автроил».
В январе 1919 года крейсер вернулся в Англию, но уже 29 февраля получил назначение в 3-ю эскадру легких крейсеров Средиземноморского флота, а затем в апреле вместе с крейсером Calypso оказался в составе действующих в Черном море сил британского флота. В двадцатых числах апреля Caradoc (командир кэптен Колвин) неоднократно обстреливал наступающие красные части в районе Каффской бухты, а 28 апреля принимал участие в эвакуации белых войск и более 33000 гражданских лиц из Севастополя в Новороссийск. Однако с оставлением белыми Севастополя Гражданская война в Крыму не закончилась. Белые закрепились в восточной части полуострова и, пользуясь поддержкой британских кораблей, в начале мая начали контрнаступление. Уже со 2 мая Caradoc совместно с флагманским кораблем контр-адмирала Сэймура, линкором Emperor of India, бомбардировал скопления красных войск из Феодосийской бухты, 6 мая к ним присоединились линкор Marlborough, эсминец Tobago и крейсер Добровольческого флота «Кагул». Бомбардировки продолжались и в июне. Следствием совместных действий белых войск и кораблей стран Антанты стало оставление красными в конце июня Севастополя и дальнейшее их отступление из Крыма.
Далее боевые действия переместились к западу от полуострова. 1 августа легкий крейсер Caradoc с тремя эсминцами и двумя мониторами обстреливал отступающие красные войска в районе Николаева и Очакова. Корректировка артиллерийского огня производилась с привязного аэростата на шлюпе Heliotrope. Одновременно самолетами гидроавиатранспорта Engadine по противнику наносились бомбовые удары. Затем крейсер Caradoc вместе с полуфлотилией эсминцев оперировал в районе Одессы.
Вновь вступить в бой крейсеру пришлось в октябре, когда терпевшие поражение за поражением деникинские войска стремительно откатывались на юг. После взятия махновцами Бердянска и Мариуполя разгорелись бои за Таганрог. Caradoc был направлен в Азовское море и 15—16 октября совместно с эсминцем Shark оказывал огневую поддержку белым в Таганрогском заливе.
Крейсер продолжать принимать участие в актах интервенции против молодой Советской России до вывода британских сил из Черного моря летом 1920 года. Последней боевой акцией крейсера Caradoc в этих водах стал обстрел 15 апреля действовавших на кавказском побережье частей Красной армии в районе Поти.
Caradoc нес службу в составе 3-й эскадры крейсеров до 1927 года, пройдя за это время освидетельствование в марте 1923 года и в феврале 1926 года. В январе 1927 (по другим данным, в декабре 1926) года он был отправлен на Дальний Восток, на усиление Китайской военно-морской станции в связи с развитием антиимпериалистического движения в Китае. После побед национально-революционной армии Чан Кай-Ши и захвата Ханькоу британские резиденты и концессионеры были в панике, а Великобритании пришлось отказаться от концессии в Ханькоу. Однако ситуация разрядилась в апреле 1927 года, когда Чан Кай-Ши совершил контрреволюционный переворот, установив диктаторскую власть и приступив к разгрому коммунистических сил страны. Такой диктатор вполне устроил британцев, в крупных силах флота на Дальнем Востоке уже не было надобности, и Caradoc вернулся в метрополию. По возвращении в Англию 15 сентября 1927 года крейсер вывели в резерв и поставили в док для ремонта. Ремонтный период затянулся до осени 1928 года, затем в октябре последовало назначение в 8-ю эскадру крейсеров из состава военно-морской станции Северной Америки и Вест-Индии. С начала этого года зона ответственности станции, главная задача кораблей которой заключалась в «показе флага» в североамериканских водах, была расширена в связи с необходимостью обозначить британское присутствие и в водах Южной Америки. Теперь два крейсера из состава эскадры должны были постоянно находиться у берегов южно-американского континента, приходя на Бермудские острова только для участия в учениях. За полтора года службы в составе 8-й эскадры крейсеру Caradoc пришлось неоднократно совершать длительные походы вдоль побережья как Южной, так и Северной Америки, представлявшие собой непрерывную череду официальных визитов, торжественных приемов и парадов, банкетов и званых обедов в различных портах континента.
Однако праздничная атмосфера представительской службы в американских водах сменилась серыми буднями резервного отстоя, когда крейсер в феврале 1930 года вернулся в метрополию и в марте был выведен в резерв. Впрочем, пребывание в резерве было недолгим, и в июле того же года Caradoc вновь ввели в строй действующего флота, направив в 5-ю крейсерскую эскадру из состава Китайской станции в связи с очередным обострением ситуации на Дальнем Востоке. В китайских водах крейсер прослужил до 1934 года, после чего, по возвращении в метрополию, 17 октября 1934 года вновь оказался в резерве.
Очередное введение в строй состоялось в самом преддверии Второй мировой войны, которую крейсер встретил в составе отряда кораблей, базировавшихся на Портленд. В октябре крейсер Caradoc доставил из метрополии в Галифакс (на полуострове Новая Шотландия, Канада) груз золота на сумму два млн. ф.ст., после чего вошел в число кораблей Вест-Индской станции, включившись в патрулирование американских вод в поисках торговых судов противника. 23 октября крейсером Neptune и канадским эсминцем Sagueney из состава поисковой группы Force N, охотившейся за рейдером Admiral Graf Spee, в Юкатанском проливе был замечен подозрительный танкер, о чем было немедленно доложено вест-индскому командованию. На перехват судна, которым оказался немецкий танкер Emmy Friedrich водоизмещением 4372 т, шедшим из мексиканского порта Тампико, был направлен крейсер Caradoc. Однако захватить обнаруженное судно англичанам не удалось, поскольку, получив приказ остановиться, немцы затопили танкер.
Emmy Friedrich являлся не единственным немецким судном, заблокированным в порту Тампико. Спустя год после вышеописанного эпизода попытку прорваться в Атлантику сделали немецкие грузовые пароходы Idarwald (5033 т) и Rhein (6031 т). Первый затонул на глазах настигших его американцев 9 декабря 1940 года у южного побережья Кубы, в то время как Rhein, преследуемый американскими эсминцами Simpson, McCormick и MacLeish, направился к побережью Флориды. Во Флоридском проливе немцев настигла голландская канонерская лодка Van Kinsbergen. После артиллерийского боя голландцы предприняли неудачную попытку взять пароход на абордаж, но были отбиты. И только 11 декабря обгоревший остов судна, сожженного экипажем, был добит крейсером Caradoc.
В апреле 1941 года в связи со сложившейся в Средиземноморье критической ситуацией в британском Адмиралтействе появилась паническая идея заблокировать Триполи, через который поступала основная масса грузов для войск Оси в Северной Африке. Теоретически это могло сорвать наступление итало-германских армий на Египет. По воспоминаниям У.Черчилля, 15 апреля Первый морской лорд Д.Паунд направил командующему Средиземноморским флотом адмиралу Э.Каннингхэму предложение заблокировать гавань Триполи при помощи брандеров подобно тому, как это было сделано в Первую мировую войну в Зеебрюгге. В качестве брандеров предлагалось использовать линкор Bar-ham и один из старых крейсеров типа С, не прошедших переоборудование в крейсера ПВО. Вероятным претендентом на эту роль назывался Caradoc. Однако Каннингхэм выступил категорически против этой безумной идеи, справедливо указав, что Зеебрюгге заблокировать так и не удалось, и напомнив об огромных потерях, которые понес флот в ходе неудачных попыток сделать это.
Патрульная служба крейсера Caradoc в вест-индских водах продолжалась до октября 1941 года, после чего он ушел на ремонт в США. Работы производились в доках военно-морской верфи в Нью-Йорке New York Navy Yard с 28 октября 1941 года по 26 февраля 1942 года, в их ходе также модернизировалось зенитное вооружение корабля, и он был оборудован радарами. По окончании ремонта Caradoc был направлен в Индийский океан в состав Восточного флота, где нес конвойную службу на коммуникационных линиях у Восточно-Африканского побережья до лета 1943 года.
На этом, можно сказать, служба крейсера Caradoc как боевого корабля закончилась. В июне он прибыл в Дурбан для переоборудования в учебный артиллерийский корабль для Южно-Африканской морской станции (South Africa Station). В 1944 году крейсер перевели в Коломбо на Цейлоне, где он служил в качестве корабля старшего морского офицера базы до августа 1945 года, став в этом месяце флагманским кораблем Ост-Индской морской станции. Однако крейсеру недолго пришлось нести адмиральский флаг, поскольку уже в октябре того же года он был отозван в метрополию. По пути из Коломбо в отечественные воды Caradoc совершил в ноябре длительную стоянку на Мальте. В начале 1946 года крейсер вернулся в Англию и 5 апреля был передан в распоряжение British Iron and Steel Corporation (BISCO), ведавшей после войны сломом отслуживших свой век кораблей. Свой последний поход крейсер Caradoc совершил в мае, когда прибыл для разделки на металл на верфь Briton Ferry yard компании T.W. Ward & Co.