HMS Cardiff

(I.58)

 

Этот легкий крейсер был заказан верфи в Говэне, Глазго, шотландской компании The Fairfield Shipbuilding & Engineering Co., Ltd. (Govan, Glasgow) и первоначально должен был стать одной из единиц пятой серии крейсеров типа С и носить имя Caprice, однако в апреле 1916 года его строительство было отложено в связи с внесением очередных изменений в базовый проект. После утверждения измененного проекта корабль вошел в состав шестой серии, и официально заложен 22 июля 1916 года. Крейсер спустили на воду почти девять месяцев спустя, 12 апреля 1917 года. При этом он получил название английского города Кардифф (Западная Англия), став вторым кораблем этого имени с 1652 года. По окончании комплектации в июне 1917 года он вошел в новый состав 6-й эскадры легких крейсеров Гранд Флита, став ее флагманским кораблем.

В Гельголандском бою 17 ноября 1917 года Cardiff действовал вместе с другими кораблями эскадры контр-адмирала Э. Александера-Синклера. В ходе погони за отходящими под защиту своих линкоров германскими легкими крейсерами адмирала фон Рейтера 6-я эскадра шла впереди, и на ней более всего сказалась меткость стрельбы противника. Пострадал и шедший головным флагманский крейсер. В результате взрыва попавшего в 8.50 под полубак крейсера Cardiff снаряда с одного из немецких крейсеров на корабле возникли два больших пожара. Второй снаряд попал в кормовую надстройку над запасным постом управления артиллерийским огнем, третий снаряд взорвался в районе торпедных аппаратов. Однако, судя по тому, что крейсер продолжал погоню вместе с эскадрой до самого отхода после встречи с германскими дредноутами, повреждения корабля, очевидно, были незначительными (о потерях в экипаже также ничего не известно).

Крейсер оставался флагманским кораблем 6-й эскадры в течение всего последнего года войны. 21 ноября, в день сдачи германского флота, одной из 13 эскадр Гранд Флита (всего около 370 кораблей флота Великобритании и ее союзников по Антанте), вышедших встречать немецкие корабли, была и эскадра контр-адмирала Синклера. Пройдя на рассвете 21 ноября линию заграждений Ферт-оф-Форт, корабли Гранд Флита построились в 40 милях к востоку от острова Мэй в две гигантские колонны. Германский флот показался вскоре после 8.00. Навстречу ему из строя британских кораблей вышел легкий крейсер Cardiff и, возглавив немецкую колонну, около 9.30 ввел ее в назначенное место в строю между идущими контркурсом колоннами союзников (интересно, что во время выполнения этих эволюции на борту крейсера под командой суб-лейтенанта Блэка проходили артиллерийские учения состоявшей, в основном, из новобранцев прислуги кормовых орудий X и Y, а в качестве учебных целей, на которые наводились заряженные боевыми снарядами шестидюймовки, служили германские корабли). Затем адмирал Битти сигналом с Queen Elizabeth приказал своим кораблям совершить разворот на 180° для эскортирования флота поверженного врага к месту интернирования в Ферт-оф-Форт. Возглавлял этот своеобразный «парад Победы» легкий крейсер Cardiff.

В период ведения боевых действий на Балтике в декабре 1918 - январе 1919 годов крейсер в составе группы кораблей адмирала Александера-Синклера вместе с крейсером Ceres базировался на Либаву, поддерживая вооруженные силы Латвии в действиях на приморских участках фронта. Однако здесь, в отличие от Эстонии, где наступление Красной армии удалось не только остановить, но и отбросить красных назад к Нарве, а действовавшие в Финском заливе корабли группы коммодора Тэсиджера отличились захватом двух советских эсминцев, дела интервентов обстояли крайне неважно. Части Красной армии уже находились на подступах к Риге, в городе началась эвакуация, превратившаяся в бегство, когда в ночь со 2 на 3 января 1919 года в результате вооруженного восстания латышских коммунистов Рига вышла из-под контроля буржуазного правительства. Группа адмирала Синклера ушла в Либаву, туда же на британских кораблях эвакуировались члены правительства Латвии. В этих условиях британский кабинет принял решение вывести корабли Александера-Синклера, заменив их более мощным соединением контр-адмирала У. Коуэна.

После краткосрочного ремонта крейсер в том же году был направлен в 3-ю эскадру легких крейсеров Средиземноморского флота в качестве флагманского корабля. В Черном море Cardiff оказался в начале 1920 года. 8 февраля при занятии красными Одессы он вместе с линкором Ajax и крейсером Ceres участвовал в эвакуации города, при этом британскими кораблями в Константинополь были доставлены 1400 человек. В начале марта Cardiff вместе с эсминцем Tomahawk дислоцировался в Феодосии. С конца марта началась длинная череда эвакуации белых войск и беженцев из портов черноморского побережья (Новороссийск, Ялта, Туапсе и т.д.). Британские корабли принимали в них активное участие до июня 1920 года, когда они были выведены из российских вод.

В эвакуации Крыма в ноябре 1920 года британцы уже не участвовали, но корабли Средиземноморского флота, среди которых находился и крейсер Cardiff, продолжали активно действовать в турецких водах, где уже около двух лет длилась неприкрытая интервенция союзных держав Антанты. Бесцеремонные действия интервентов вызвали в Турции подъем национально-освободительного движения, которое возглавил М. Кемаль (Ататюрк). В результате, к лету 1920 года английским и французским войскам с трудом удавалось удерживать свои позиции и то, во многом, благодаря поддержке флота. В этой ситуации с одобрения держав Антанты греки, стремившиеся к захвату западной части малоазиатской Турции и созданию Великой Греции за счет турецких земель, открыли военные действия против турок. 22 июня 1920 года началось наступление греческих войск из района Смирны, поддержанное высадкой английских десантов. Их действия в прибрежных районах Мраморного моря поддерживались огнем британских кораблей. Однако турки сумели использовать в своих интересах возникший разлад между союзниками по Антанте, в результате чего французы и итальянцы начали оказывать им помощь оружием и снаряжением. В сентябре 1921 года греческое наступление на Анкару было остановлено, а еще год спустя, в августе 1922 года, греческие войска потерпели сокрушительное поражение. 6 сентября началась их эвакуация из Смирны греческими и союзными кораблями. 9 сентября в город вошли турки, что вызвало волну беженцев-греков, жителей города, любыми способами стремившихся добраться до стоявших на рейде кораблей. 10 сентября к союзной эскадре у Смирны присоединились, начав погрузку людей, итальянский линкор Vittorio Emanuele и крейсер Cardiff. Взяв на борт всех сумевших добраться до кораблей беженцев, 14 сентября союзная эскадра оставила рейд Смирны, в то время как в самом городе происходили те ужасы учиненной турками резни, которые памятны грекам и по сей день.

С октября 1923 года, по окончании вывода кораблей стран Антанты из турецких территориальных вод, начался мирный период службы крейсера Cardiff, впрочем, как и всего базировавшегося на Мальту британского Средиземноморского флота, заполненный учениями и представительскими визитами в порты стран Средиземноморья. Своего рода экзаменом были ежегодные весенние совместные маневры Атлантического и Средиземноморского флотов, главной задачей которых являлись предоставление практики флагманам и командирам в совместных действиях и боевом использовании крупных соединений флота, а также контроль боевой и технической подготовки флотов. В этих учениях принимал участие практически весь действующий состав кораблей британского флота, в их ходе отрабатывались не только тактические приемы действий целых соединений в морском бою, но и отдельные элементы боевой подготовки, такие как использование прожекторов и осветительных снарядов в ночных боях, применение дымовых завес в ночное время, атаки подводных лодок в сумерки и темное время. Период совместных маневров обычно занимал около десяти дней, и только маневры 1928 года проходили по несколько сокращенному плану. Дело в том, что Атлантический флот должен был вовремя вернуться в отечественные воды, чтобы успеть принять участие в показательных маневрах перед афганским падишахом, а кроме того, многим из высших морских чинов флота Средиземноморского предстояло участвовать в судебном разбирательстве по делу линкора Royal Oak. В этом году под командованием вице-адмирала X. Брэнда (Commander-In-Chief of the Atlantic Fleet Vice-Admiral Sir Hubert Brand), командующего Атлантическим флотом («синие»), на учениях находились пять линкоров, три линейных крейсера, авианосец, четыре легких крейсера 2-й эскадры (флагманский Curacoa), пятый — крейсер командующего минными силами флота Centaur, 20 эсминцев, две плавбазы подлодок, четыре субмарины и шлюп для буксировки щитов, вспомогательные суда (всего 42 вымпела). Средиземноморский флот («красные») под командованием адмирала Р. Кийза (Commander-In-Chief of the Mediterranean Fleet Admiral Sir Roger Keyes) был представлен шестью линкорами, авианосцем Eagle, девятью легкими крейсерами 1-й (флагманский Frobisher) и 3-й (флагманский Cardiff) крейсерских эскадр (девятый крейсер — флагман минных флотилий флота Coventry), 27 эсминцами, плавбазой подлодок, семью субмаринами и двумя вспомогательными судами (53 вымпела). Маневры длились с перерывами с 7 по 27 марта, совместные действия двух флотов велись 14-16 и 23 марта (всего четыре дня). В ходе совместных маневров отрабатывались операции по прорыву через узкий пролив (Гибралтар) в условиях противодействия противника («синих»), а также снятие тесной блокады Гибралтара, производившейся флотом «красных».

В 1929 году крейсер Cardiff вернулся в метрополию для ремонта, по окончании которого в 1931 году направлен в качестве флагманского корабля в 6-ю эскадру крейсеров из состава Южно-Африканской морской станции (South Africa Naval Station), базировавшуюся на Симонстад. В мае 1933 года флагманским крейсером 6-й эскадры был назначен тяжелый крейсер Dorsetshire, в то время как Cardiff был отозван в метрополию и в июле выведен в резерв, в котором находился до июля 1938 года. Затем последовало назначение в 5-ю крейсерскую эскадру из состава Китайской станции. Служба в Гонконге продолжалась до 29 апреля 1939 года, когда Cardiff ушел в отечественные воды, чтобы снова оказаться в резерве.

Но близилась война, и крейсер вскоре вновь ввели в строй, определив в 12-ю эскадру крейсеров. 6 сентября 1939 года Cardiff вошел в состав Северного патруля, и в дальнейшем совместно с крейсерами Caledon и Colombo нес дозор в проливе между Фарерскими и Шетландскими островами. Однако условия службы в штормовом море высоких широт оказались не совсем подходящими для старых крейсеров, обладавшими невысокими мореходными качествами, и уже в следующем году их начали заменять более новыми кораблями и вспомогательными крейсерами, бывшими океанскими лайнерами, вооруженными старыми орудиями. В 1940 году крейсер Cardiff был переоборудован в учебный артиллерийский корабль для британских сил Западных Подходов (Western Approaches Force). В этом качестве он и прослужил до конца войны. 23 января 1946 года крейсер Cardiff был передан BISCO, и 18 марта того же года прибыл на верфь Arnott Young в Далмюре для разборки.

Третий Cardiff (D108) британского флота, эсминец УРО типа Sheffield (3850/4350 т, 30 уз., 1x114, 12x20 мм, ЗУР Sea Dart — 22 ракеты, 6x324 ТА, вертолет), сошел со стапеля верфи Vickers-Armstrong в Барроу в феврале 1974 года. В службе находится с 24 сентября 1979 года.