HMS Curacoa

(I.41)

 

Четвертый легкий крейсер шестой серии крейсеров типа С был заказан Королевской верфи Pembroke Dockyard. Закладку корабля произвели в июле 1916 года, крейсер сошел на воду десять месяцев спустя, 5 мая 1917 года, став четвертым с 1809 года кораблем Королевского флота, получившим название Curacoa (Непосредственные предшественники — 31-пушечный парусно-винтовой фрегат в 2385т, спущенный на воду в 1854 году и отправленный на слом в 1869 году, и один из неоднократно упоминавшихся парусно-винтовых корветов типа Comus, входивший в состав британского флота в 1878-1904 годах).

По окончании строительства в феврале 1918 года крейсер получил назначение в 5-ю эскадру легких крейсеров из состава Гарвичских сил, став ее флагманским кораблем.

После расформирования Гранд Флита Curacoa в апреле 1919 года становится флагманским кораблем 1-й эскадры легких крейсеров Атлантического флота и вскоре отправляется на Балтику в распоряжение контр-адмирала У.Коуэна (по другим данным, это произошло в мае 1919 года). Британские «Силы Балтийского моря» в этот период базировались на Либаву в ожидании улучшения ледовой обстановки в восточной части Балтийского моря, и сюда прибывали обещанные Адмиралтейством подкрепления. По прибытии в Либаву Curacoa с 11-й флотилией эсминцев Коуэн перенес на крейсер свой флаг. Полученные вскоре сведения о том, что Финский залив очистился ото льда, побудили Коуэна перенести передовую базу своего соединения в Ревель. Тут же началось проведение тральной операции по очистке от мин морских путей из Либавы в Ревель и, повторно, из Либавы в Копенгаген. Однако действия британских кораблей в зоне с повышенной минной опасностью начались еще до завершения этих работ, и утром 13 мая в 70 милях к западу от Ревеля Curacoa коснулся кормой мины. При взрыве было повреждено рулевое устройство, а четыре члена экипажа (три офицера и матрос) ранены. Крейсер с трудом добрался до Ревеля, в доках которого и были произведены необходимые для перехода на ремонт в Англию временные исправления повреждений корабля. Флагманским крейсером 1-й эскадры стал Delhi, a Curacoa в том же месяце ушел в отечественные воды. По дороге он потерял в районе Скагена руль и с трудом преодолел остававшиеся до ближайшей английской базы в Ширнессе 500 миль пути.

Ремонтные работы на Четемской верфи, на которую направили крейсер, начались в июне. По их окончании он получил назначение во 2-ю эскадру легких крейсеров Атлантического флота, а в августе 1921 года стал ее флагманским кораблем. В состав эскадры, помимо Curacoa, входили легкие крейсера Caledon. Castor, Cordelia.

В конце августа 1921 года началось шестинедельное турне кораблей 2-й крейсерской эскадры и 2-й флотилии эсминцев по Балтийскому морю. Крейсера 2-й эскадры вышли из Инвергордона 30 августа и направились на соединение с эсминцами, шедшими из Плимута. Встретившись у Кентского побережья 31 августа, британские корабли пересекли Северное море, направляясь к побережью Германии, и, перейдя Кильским каналом на Балтику, 4 сентября прибыли в Данциг (Гданьск). 7 сентября последовал 60-мильный переход в Мемель, а затем, 10 сентября, — в Либаву. Во время ночного перехода из Либавы в Ригу 13 сентября около 3.20 за бортом оказался матрос с крейсера Cordelia. Для его поиска и спасения пришлось остановить всю эскадру и включить прожектора. Упавший был быстро найден и поднят из воды. В Риге, помимо участия в обязательных в данном случае торжественных мероприятиях и банкетах, гости провели два товарищеских футбольных матча с командами местных клубов. Сборная 2-й крейсерской эскадры встречалась с командой клуба Y.M.C.A. и проиграла ей со счетом 2:1, в то время как сборная флотилии эсминцев выиграла у Union Club 1:0. Уже перед уходом из города английские моряки посетили оперный театр. На подходах к Ревелю корабли вошли в зону повышенной минной опасности. Большая часть мин из линий заграждений, выставленных здесь в ходе войны русскими и немцами, а затем в 1919 году и англичанами, была давно уничтожена тральщиками, но противолодочные заграждения на глубине 60 футов еще долгое время оставались нетронутыми и представляли опасность (еще в 1928 году об этом предупреждался командир крейсера Champion, который ходил в Таллинн за останками членов экипажа подводной лодки L55). На переходе с крейсеров 2-й эскадры были обнаружены две плавающие мины, расстрелянные с эсминца Violent, но уже на подходе к Ревельскому порту эскадра была остановлена, и корабли получили приказ поставить параваны. При этом на флагманском Curacoa произошел несчастный случай. Нога петти-офицера Митчелла была захвачена одним из параванных тросов, моряк был сброшен за борт и, прежде чем успел выпутаться, утонул. Получасовой поиск тела не дал никаких результатов. На эскадре приспустили флаги и произвели похоронную службу прямо на месте гибели Митчелла. Лишь после этого эскадра вошла в гавань Ревеля.

После Ревеля последовали визиты в скандинавские порты. 23 сентября англичане посетили столицу Финляндии Гельсингфорс (Хельсинки), а 26-го уже были в столице Швеции, Стокгольме. 29 сентября был нанесен визит в столицу Дании Копенгаген, 4 октября британские корабли заходили в шведский порт Гетеборг, а 8-го — в норвежскую Кристианию. Этот визит стал последним в программе балтийского похода 1921 года, и 13 октября крейсера вернулись в базу в Инвергордоне, а эсминцы в Порт-Эдгар.

Великобритании было необходимо обозначить свое присутствие на Балтике, поэтому в дальнейшем балтийские походы 2-й эскадры легких крейсеров стали обычным явлением и совершались ежегодно. Вокруг одного из таких походов, совершенных в июне-июле 1928 года, в европейской прессе развернулась шумиха, вызванная слухами о 30 вымпелах, направленных Великобританией на Балтику в этом году. В ответ британское Адмиралтейство разместило в английской прессе официальное извещение о составе и маршруте посетивших Балтику кораблей. Согласно этого извещения, в восточной части Балтийского моря и в Финском заливе находились четыре легких крейсера 2-й эскадры — Curacoa, Cambrian, Comus, Canterbury; порты Скандинавии посетили восемь эсминцев 6-й флотилии во главе со своим лидером Campbell.

Помимо участия в балтийских походах, 2-я эскадра крейсеров являлась постоянным участником ежегодных весенних маневров, проводившихся обычно в марте совместно с Средиземноморским флотом в Атлантике и Средиземном море. Возвращаясь к уже приводившимся выше в качестве примера подобных маневров учениям 1928 года (см. службу крейсера Cardiff), можно добавить следующее. В целом маневры подразделялись на четыре главные фазы: раздельные маневры флотов (7—13 марта), совместные маневры в Средиземном море (14-16 марта), совместные маневры флотов в Атлантике (23 марта), 26 и 27 марта маневры Атлантического флота в Бискайском заливе и при входе в Ла-Манш (вторая и третья фазы маневров сокращены). В последней фазе маневров обыгрывалась задача высадки в районе Плимута десанта с восьми транспортов (их роль играли линкоры Атлантического флота), действующих под прикрытием крейсеров 2-й эскадры, авианосца Furious и эсминцев (флот адмирала Брэнда), чему должны были противодействовать силы береговой обороны (вышедшие навстречу линейный крейсер Tiger, эсминцы, подводные лодки и отряды учебных кораблей). Таким образом, в ходе этого упражнения проверялись организация и функционирование береговой обороны, а также отрабатывалась весьма важная для британского флота практика эскортирования транспортов.

После возвращения со средиземноморских учений 2-я эскадра крейсеров в начале апреля 1928 года в составе Атлантического флота участвовала в показательных маневрах перед афганским падишахом. Первоначально показательная программа учений должна была состоять из 12 различных упражнений флота, но, вследствие неблагоприятной погоды, от показа некоторых из этих упражнений пришлось отказаться. Оставшиеся части программы проводились в обстановке возможно более близкой к боевой. Помимо присутствия на маневрах, падишах Аманулла-хан посетил и подробно осмотрел линейный крейсер Tiger, а также совершил поход на подводной лодке L22 и участвовал в учебной торпедной стрельбе по пароходу.

С 30 апреля 2-я эскадра крейсеров находилась в обычном летнем плавании в отечественных водах. Первая часть этого плавания состояла в обучении экипажей отдельных кораблей, затем последовало обучение в составе эскадры и, наконец, в июне-июле 2-я эскадра отправилась в поход на Балтику, о котором уже рассказывалось.

Весенние маневры и балтийский поход 1928 года стали последними событиями службы крейсера Curacoa в качестве флагманского корабля 2-й крейсерской эскадры. В августе на смену ему прибыл легкий крейсер Vindictive, a Curacoa закончил кампанию и перешел на верфь для длительного ремонта. По окончании ремонтных работ крейсер 4 сентября 1929 года получил назначение в 3-ю эскадру крейсеров Средиземноморского флота.

В июне 1929 года в Великобритании вновь пришла к власти лейбористстская партия, премьер-министром страны стал ее лидер Дж. Р.Макдональд (Sir James Ramsay Macdonald). Это существенно отразилось на направлении британской морской политики, что особенно коснулось дислокации сил Королевского флота и кораблестроительных программ. Существовавшая до сих пор дислокация флота соответствовала основным задачам охраны коммуникаций в Атлантике, по которым в метрополию доставлялась основная масса необходимого ей сырья. Однако при наличии неразрешенных противоречий с США обеспечение атлантических коммуникаций становилось невозможным, поскольку, в случае войны со Штатами, эти «западные» коммуникации могли быть нарушены американцами у самых их истоков. Исходя из этих соображений, внимание британской морской стратегии теперь было направлено на «восточные» коммуникации империи с важнейшими узлами в Гибралтаре и Сингапуре. В этих условиях особое значение приобретали Средиземноморский и особенно Восточный флот. Начиная с 1929 года намечалось усиление корабельного состава Атлантического (ему отводилась роль мощного кулака в устье всех океанских коммуникаций империи) и Средиземноморского флотов, в то время как Южно-Африканская и Ост-Индская станции оставались местом базирования двух крейсерских эскадр, 6-й и 4-й, соответственно, предназначенных для «показа флага» и поддержания британского престижа. Однако усиление состава Средиземноморского флота должно было происходить до тех пор, пока не закончится оборудование Сингапурской базы, то есть имело временный характер. По планам британских стратегов, после окончания строительства британской твердыни на Дальнем Востоке Сингапур становится местом базирования мощного Восточного флота, в состав которого должны были войти часть линейных сил Средиземноморского флота, крейсерские эскадры Австралийского и Ново-Зеландского флотов и, возможно, Ост-Индской и Южно-Африканской станций. Радикальность этой «восточной» доктрины британской политики менялась по мере решения проблем с США и улучшения отношений между будущими союзниками во Второй мировой войне, однако в стратегических планах Лондона Сингапур по-прежнему оставался оплотом Великобритании на Дальнем Востоке, направленным на сей раз против стремительно наращивавшего свои силы в 30-е годы японского милитаризма. Как известно, осуществить все грандиозные мероприятия по превращению Сингапура в неприступную твердыню до начала войны на Тихом океане не удалось, но сосредоточение сил флота в Средиземноморье проводилось планомерно. Одним из направленных сюда кораблей и стал крейсер Curacoa.

Крейсер находился в средиземноморских водах до конца 1932 года. Вернувшись в метрополию, Curacoa около года состоял в резерве, а 13 декабря 1933 года был определен в Артиллерийскую школу в Портсмуте, сменив в ее составе отслуживший свой век крейсер Champion. В качестве артиллерийского учебного корабля Curacoa прослужил до лета 1939 года, когда был направлен на верфь для переоборудования в крейсер ПВО.