Нарушив Высочайшее повеление

 

Люди, которые в критический момент ре­шающего для России боя спускали на "Цеса­ревиче" флаг адмирала и поднимали сигнал о передаче командования, действовали, надо ду­мать, из лучших побуждений. Но движимые минутой смятения и замешательства, они нис­колько не просчитали последствия своего по­ступка. Он был неправилен даже строго формально. На корабле оставался живой (хотя и тяжело раненый) начальник штаба. Сохранял­ся частью уцелевший штаб.

Спуск флага на "Цесаревиче" не способ­ствовал подъему духа на эскадре, а противни­ку, наоборот, давал повод для воодушевления своей удачей. Было бы, безусловно, лучше, если бы на "Цесаревиче" не давали знать о том, что у него случилось. Флаг адмирала мог бы оставаться на корабле по праву его принадлеж­ности оставшемуся в живых начальнику шта­ба. И факт перехода корабля в хвост колонны флота (если бы удалось справиться с управле­нием) не был бы столь дезорганизующим, как это в действительности произошло.

Разумнее было бы повторить курс на про­рыв. Ведь адмирал, как это делали японцы, вов­се не должен быть на головном корабле. Не мог составлять неожиданности и переход "Цесаре­вича" в хвост колонны. Ведь перед выходом было установлено: отставших кораблей не ждать. Они сами должны были справляться с повреждениями и следовать за эскадрой по мере своих сил.

Но что сделано, то сделано. Роковой сиг­нал увидел флот и, как говорилось в работе следственной комиссии по разбору обстоя­тельств боя, произвел на нем "полное замеша­тельство". Сигнал этот, как говорилось далее, "был сделан по сигнальной книжке, так как ус­ловного сигнала на эскадре не было установ­лено". "Упорный" В.К. Витгефт продолжал тя­нуть флот за собой в могилу, и следующий флагман — начальник отряда броненосцев князь П.П. Ухтомский не захотел ни в чем ему по­мешать. Как-то даже неудобно читать все те не­лепые отговорки, которыми он оправдывал свое безучастное поведение. Неисследованной загад­кой остаются причины, которые помешали адмиралу зримо для всей эскадры объявить о своем вступлении в командование.

Снесенные стеньги, из-за чего будто бы нельзя было поднять видимый флоту сигнал, не составляло труда (послав марсовых поднять­ся по ней снаружи), как делали еще во време­на парусного флота, заменить временными хотя бы из шлюпочного рангоута. Можно было все же попытаться применить радио. Ничто не мешало подозвать к борту ближайший крейсер или миноносец или перенести сигнал на ту же "Победу", которая вообще пострадала меньше других и сохранила свои стеньги в целости. Ни­чего похожего сделано не было.

Эта удручающая пассивность неизбежно приводит к мысли, что адмирал не рвался воз­главить флот в столь тяжелый для него момент. Ему было выгоднее сделать вид, что он лишен возможности вступить в командование. Он предпочел остаться "в массе" и ничего не де­лать. И тем он, как это ни горько признать, почти умышленно допустил на эскадре безвла­стие. Будь командиры одухотворены непреклон­ной и единой волей к победе, передача коман­дования перешла бы сама собой или просто в тот момент могла бы не потребоваться. Эскадра вела бой и могла, хотя это и не было лучшим решением, продолжать идти прежним курсом. Судорожная, почти паническая стрельба японцев по мере сближения кораблей все бо­лее утрачивала свою меткость. Огонь же наших кораблей, хотя и уступавший в скорости, про­должал оставаться стабильным и методичным — большинство орудий не утратили возмож­ности стрелять. Панический дух адмирала Витгефта, сумевшего погубить свой штаб и дезор­ганизовать управление, оставался не властен над экипажами кораблей. Они исполняли свой долг со спокойной уверенностью и верой в свои силы и вели огонь так, как их учили адмира­лы Скрыдлов, Старк и Макаров.

Этот неторопливый, ничуть не ослабевав­ший огонь все более страшил и нервировал японцев. Их боеприпасы из-за неумеренной ско­рости стрельбы были на исходе, и тогда пос­леднее слово в бою оставалось за русскими, успевшими израсходовать едва ли треть своих снарядов. Говорили, что Того за несколько минут до катастрофы "Цесаревича" уже гото­вился отдать приказ об отходе. К этому при­нуждали и значительные повреждения его ко­раблей. По наблюдениям командира "Севасто­поля", "сойдясь на близкое расстояние, мож­но было видеть, что на "Микасе" почти все орудия молчали, кормовые части у "Асахи" и "Шикишимы" были разворочены, у "Микасы" — "сквозная пробоина посредине и около бо­евой рубки все разворочено, мостик снесен, а над передней частью стоял дым". Таким же дей­ственным, несмотря на подавляющий зритель­ный эффект, который производили окрашенные густым черным дымом японские попадания, представлялся огонь наших кораблей и для дер­жавшихся в стороне русских миноносцев.

Как можно было видеть с "Выносливого" (из записки, составленной в 1909 г. капитаном 2 ранга Елисеевым), "на "Микасе" к концу боя видны были огоньки выстрелов только немно­гих пушек, по-видимому, 6-дюймовых". После­дней выходившая из боя "Полтава" (дневник старшего офицера капитана 2 ранга С.И. Лу-тонина) свидетельствовала о том же: "У "Ми­касы" оставались недобитыми лишь две 6-дюй­мовые пушки с левого борта. Обе 12-дюймо­вые, башни бездействовали и пушки поверну­ты от нас". На "Пересвете", видя, что голов­ной японской колонны был уже не способен ве­сти бой (на нем полыхало несколько пожаров, обе башни прекратили огонь и не поворачива­лись, а из всех бортовых 6-дюймовых стреля­ла только одна), уже в 17 часам перевели огонь на шедший вторым "Асахи" (или, как в этом были убеждены некоторые офицеры, "Микасу").

Что "Микасе" крепко досталось, было за­метно еще в конце января 1905 г. Офицеры, шедшие в плен после сдачи Порт-Артура, ви­дели его на ремонте в Куре. Он стоял без кор­мовой башни. Казалось, что оставалось сде­лать последний дружный натиск — и враг бу­дет сломлен. Выход из строя "Цесаревича" пря­мо подталкивал к решительной атаке, чтобы не дать врагу возможности переломить ход боя в свою пользу.

Ясен был и секрет победы (так по край­ней мере думали и многие командиры после боя): решительное сближение для реализации уже явственно обнаружившегося превосходства наших кораблей в меткости на ближних дис­танциях. И меткости, гарантированной не ма­лонадежными тогда приборами, а выверенным глазомером комендоров. Ведь оптических при­целов наши корабли не имели. И дело было не в том, как это постоянно повторяется в исто­рии, сумел или нет второй флагман эскадры поднять видимый всеми сигнал о принятии ко­мандования, и не в том, все ли корабли смог­ли этот сигнал увидеть. Дело в незамедлитель­ном общем порыве, который, не теряя време­ни, должен был совершить корабль, оказавший­ся во главе эскадры после выхода из строя "Це­саревича". И командир "Ретвизана" без коле­баний принял это требовавшее молниеносной реакции решение.

Последовав вначале за "Цесаревичем", но быстро оценив, что его маневр — аварийный, Э.Н. Щенснович приводит корабль на прежний курс и, не вдумываясь в причины странной мед­лительности "Пересвета", полным ходом пово­рачивает на японцев. И словно поняв его ма­невр, также вправо, образуя неровный строй фронта или пеленга, поворачивают из своего нарушенного строя следовавшие за ним "По­беда", "Севастополь" и "Полтава". Курсом на врага пытается повернуть и "Цесаревич". Странным образом продолжает медлить (или не может развить полного хода — у него сильно "раскрыты" взрывами две дымовые трубы) и ничем не проявляет себя лишь "Пересвет".

По ближе всех вырвавшемуся и грозяще­му таранной атакой "Ретвизану" противник со­средотачивает весь огонь. И становится особен­но ясно, что японцы, на быстро меняющемся расстоянии действительно, как замечали учас­тники боя, "горячатся" — попадания в корабль ничтожны. "Ретвизан" практически без повреж­дений проходит сквозь завесу огня. Расстояние до японцев стремительно уменьшается и составляет, по оценке Э.Н. Щенсновича, уже 17 каб. И здесь проклятие русского флота — бездар­ная конструкция боевой рубки — вдруг снова дает себя знать. Осколок, проникший в просвет боевой рубки, наносит рану командиру, кровь заливает ему глаза, и не позволяет завершить задуманный маневр.

Видя, что никто из кораблей его приме­ру не последовал, командир приказал повер­нуть на обратный курс. Отставшая от него на две мили, эскадра уже поворачивала за "Пере­светом" к Порт-Артуру. Как объяснял впос­ледствии Э.Н. Щенснович, и его атака, и ус­коренное возвращение в Порт-Артур, были выз­ваны опасением за безопасность корабля, часть носовых отсеков которого (кроме уже ранее за­топленных) начала заполняться водой из-за по­лученной в бою пробоины. Труднее объяснить причины, которые не позволили кораблям под­держать атаку "Ретвизана". Говорили, что ко­мандиры не поняли его скоротечный маневр, хотя некоторые участники боя подтверждали, что "Победа" будто бы действительно за ним поворачивала.

Такое же намерение, как и у командира "Ретвизана", имел и командир "Севастополя", но повреждение в кочегарке помешало его осу­ществлению. "Полтава" только еще подтягива­лась к своему месту в строю, "Цесаревич", видимо, еще не успел восстановить управление. В этот последний краткий миг равновесия, ког­да эскадра еще сохраняла свою целостность, а корабли словно выжидали, кто же возьмет на себя инициативу командования и управления, контр-адмирал князь Ухтомский, находясь на "Пересвете", не сумел проявить себя. Не най­дя путей вступить в командование (а, может быть, и не желая брать на себя эту ответствен­ность), он предпочел повернуть вместе со все­ми в Порт-Артур и тем покрыл свой княжес­ких род несмываемым позором.

В пути от возвращавшихся кораблей от­делился "Цесаревич" — его офицеры решили выполнить повеление императора и повернули во Владивосток. О действиях же остальных ко­раблей в заключении следственной комиссии по делу о бое 28 июля говорится с подобающим обстоятельствам жесткостью. "Плохо органи­зованная эскадра распалась и не могла уже больше собраться".

К моменту, когда "Цесаревич" как-то справился с управлением, эскадра уже почти распалась и отступала к Порт-Артуру. "Цеса­ревичу", с трудом державшемуся в строю, ос­тавили место в хвосте колонны. Удалось это (свидетельство лейтенанта Ненюкова) уже только тогда, когда "Пересвет", отказавшись от про­рыва, повел последовавшие за ним корабли (без ушедшего вперед в одиночку "Ретвизана") в Порт-Артур. С темнотой "Цесаревич" из-за не прекращавшейся рыскливости и падения тяги в котлах, начал отставать. Кормовая труба была основательно "раскрыта" взрывом снаряда, но это повреждение было значительно меньше, чем на "Пересвете". Он почти что потерял две из трех труб, и все-таки оставил "Цесаревич" да­леко позади. Это явление в комиссии адмира­ла И.М. Дикова осталось неисследованным.