Приложение № 3 : Повреждения эскадренного броненосца "Цесаревич" в бою 28 Июля 1904 г.

 

Составлено в Циндао в августе 1904 г. офицерами корабля пол руководством старшего офицера капитана 2-го ранга Максимова

1. Снаряд, попавший на ют по левую сторону ле­вого буксирного кнехта, пробил левый фальшборт толщи­ной в 1/3" [т.е. 8,5 мм - здесь и далее прим. ред.] и при ударе плашмя о палубу на юте разорвался, вследствие чего газами его на протяжении 11 м вырвало железные листы фальшборта и выгнуло слегка листы брони, кроме того про­давило деревянную и железную палубы, сделав пробоину длиной в 4 фута 2 "2 дюйма [т.е. ок. 1,3 м] и шириной в 2 фута 3 дюйма [т.е. ок. 0,7 м], но не проломило бимсов и стрингеров, ограничившись сильным помятием их. Сна­ряд сей, по-видимому, был 6" калибра фугасного действия. Проникнув в помещение кают-компании силой газов и осколков совершенно разломал железный письменный стол и пробил осколками водонепроницаемую переборку, что между помещениями офицерских кают в батарейной па­лубе и кают-компании (толщина водонепроницаемой пе­реборки ""П [т.е. 6 мм]. При разрыве этого снаряда пере­рвано 60 проводников, положенных под деревянным кар­низом в помещении кают-компании.

2. Второй снаряд на юте пробил фальшборте левой стороны и ударился в буксирный кнехт, толщина стенок которого 2 '''" [т.е. 63 мм], а наружный диаметр кнехта 14 - 14" [т.е. 375 мм], вследствие чего снаряд разорвался и про­бил палубу на юте, выломав кусок бимса и стрингера, как раз в месте их скрепления угловым железом. Пробоина, получившаяся в палубе на юте, длиной в 1 фут 11 дюймов [т.е. около 1 м] и шириной 1 фут 8 м дюйма (т.е. 0,53 м]. Этим снарядом убит в голову один человек и ранено двое, находившихся в помещении кают-компании. У одного из них отрезана осколком кисть левой руки, а у другого выр­ван кусок мяса в верхней части левой ноги. Раненые на­ходились в расстоянии 8 м от места разрыва снаряда, уби­тый же осколком в голову находился у приотворенных дверей 12" башни. Осколками этого снаряда слегка про­бита броня 12" башни, в которой получились вмятины, из коих наибольшая глубиною около "4" [6 мм]. Оба выше­описанные снаряда попали в броненосец с расстояния 36-38 кабельтовых в конце последнего боя, с промежутком времени в минуты две, во время списывания броненосцем циркуляции. Осколками этих двух снарядов повреж­дены мелкие части одного 75 мм орудия, что в помещении кают-компании, а именно: пробито 1) резервуарное коль­цо, 2) трубка, соединяющая прицел и мушку, 3) трубка спускового механизма, 4) отбита пружина бесконечного винта и 5) испорчен штурвалик для подъема прицела. Кро­ме того на орудии имеется несколько следов от осколков, из коих наибольший глубиной в "" дюйма [т.е. 3 мм] при длине "2 дюйма и ширине "3 дюйма [т.е. 8x12 мм].

3. Снаряд, попавший с расстояния 45 кабельтовых в конце первого боя в крышу кормовой 12" башни, кото­рая состоит из брони толщиной 1 1/3 дюйма [42 мм] и из внутренней рубашки мягкого железа толщиной 5/6 дюйма [20 мм], ударился как раз в место скрепления крыши баш­ни с вертикальной башенной броней толщиной в 10 дюй­мов [250 мм] и разорвался, оставив в броне крыши вмяти­ну глубиной 4 1/2 дюйма [115 мм], длиной 2 фута 6 1/2 дюй­ма и шириной 1 фут 7 дюймов [т.е. размерами 675x485 мм], а в мягком железе рубашки крыши башни получилась еще большая вмятина глубиной в 7 дюймов [180 мм], дли­ной 3 фута 6 дюймов и шириной 1 фут 11 дюймов [т.е. размерами 1,05x0,6 м], причем в нижней части вогнутос­ти получилась трещина длиной 2 дюйма [5 см], и слой ру­башки крыши отделился от слоя броневой плиты крыши на 3 |/2 дюйма [90 мм ]. Ударившись о крышу, снаряд этот приподнял нижний край броневой плиты крыши, отделив ее от вертикальной башенной брони на "4 дюйма [6 мм], вышиб пять болтов однодюймового диаметра, которыми скреплялась крыша башни с вертикальной броней при помощи полудюймового углового железа, кусок которого дли­ною в один дюйм [25 мм] совершенно оторвало, срезав 8 заклепок, крепивших это угловое железо с вертикальной броней башни.

При отделении внутренней рубашки от листа бро­невой крыши из рубашки вырвано 5 скрепительных вин­тов дюймового диаметра, которыми рубашка крыши кре­пилась к левому куполу прицела. Гайкой одного из болтов убит в голову один человек, находившийся в башне. По ясным следам намеднения, получившимся в месте удара головной части снаряда, которая оставила во вмятине конический след, можно предположить, что снаряд сей имел медную головную ударную трубку. Калибр этого снаряда трудно определить, но судя по следам удара, пришедшим­ся над вертикальной башенной броней, не меньше 10". Осколки этого снаряда отразились снопом в элеватор, что у нижней кормовой рубки и, пробив его две стенки, из коих каждая толщиной в 1/7 дюйма [4 мм] и стенку кормо­вой нижней рубки толщиной 1/5 дюйма [5 мм] вместе с внутренней стенкой оцинкованного железа толщиной 1/8 дюйма [3 мм] и пробковой прокладкой между этими дву­мя стенками, упали на палубу, пробив железные шкафы рубки. Линия, соединяющая центр круга рассеивания ос­колков с точкой удара головной части снаряда, наклонена к горизонту под углом 10°. Осколками этого снаряда на кормовом нижнем мостике при дальномере убит один че­ловек и ранен один.

4. Снаряд, попавший в конце боя с расстояния 38-40 кабельтовых в рубку вахтенного начальника, что на кормовом мостике, влетел в открытую дверь рубки с пра­вого борта, сломал мягкий волосяной диван и разорвался при ударе о железную палубу мостика, толщиной 1/4 дюй­ма [6 мм], оставив в ней пробоину длиной в 3 фута 5 дюй­мов и шириной в 1 фут 4 дюйма [т.е. 1,06x0,4 м], причем газами оторван железный лист верхней рубки и загнут вверх. Левая дверь, которая была закрыта, сорвана с пе­тель и совершенно разломана, также разломан железный шкаф, находившийся в верхней рубке. Большая часть ос­колков от этого снаряда, при разрыве его, была направле­на за левый борт в воду и поэтому не принесла никакого вреда, лишь оставив следы своего направления на поруч­нях и железе кормового мостика. Три осколка этого снаряда, будучи направлены вниз, про­били стенки нижней рубки, состоящие из железных листов толщиной в 5/24 дюйма [5 мм] и из листов оцинкованного железа толщиной в дюйма [3 мм] вместе с пробковой проклад­кой между этими двумя рядами лис­тов и упали на деревянную палубу.

5. Первым снарядом, который попал в броненосец, был, по-видимо­му, 12" фугасный снаряд, выпушен­ный неприятелем в начале первого боя с расстояния в 70 кабельтовых. Снаряд этот, пробив фальшборт толщиной дюйма [8 мм], при ударе о верхнюю палубу разорвался у самой шестидюймовой броневой трубы по­дачи левой кормовой 6" башни, при­чем газами и осколками этого снаря­да в адмиральском помещении разру­шен буфет и сорван с петель иллюминаторный полупортик. На броне 6" башни, амбразурных полупортиках и на орудиях остались следы и вмяти­ны от осколков, из коих наибольшая глубиной в дюйма [3 мм], причем один амбразурный полупортик со­рван с петель. Пробоина от сего сна­ряда, получившаяся в борту, следующих размеров длиной 9 футов и шириной 6 фута [2,9x2 м]. Оскол­ками сего снаряда ранено три чело­века: двое из них, будучи сняты с мо­стиков, находились на верхней палу­бе, а один ранен в левой кормовой 6" башне, через отверстие купола.

6. Осколком от снаряда, разор­вавшегося в стальных гинях топенантных стрел для подъема шлюпок, про­бит грот-марс и произведен взрыв четырех ящиков 47 мм патронов (в каждом ящике по 10 патронов), при­чем осколки от этих 47 мм снарядов были направлены вверх и, пробив крышу марса, убили на верхнем мар­се одного человека и тяжело ранили еще двух. При взрыве патронов ото­рвало переднюю стенку марса, толщиной в дюйма [6 мм], но мачта, которая состоит из трех слоев желе­за (общая толщина 1 " дюйма [28 мм]), не была пробита.

В кормовой части броненосца есть еще следы от снаряда, попавшего в нижнюю кормовую рубку 27 июля 1904 г., накануне выхода эскадры из Порт-Артура. Сна­ряд сей выпушен неприятельской артиллерией из 120 мм орудия и, судя по толщине стенок и размерам осколков снаряда, бронебойный. Пролетая над палубой броненос­ца, снаряд задел слегка пиллерс, стоящий возле кормовой рубки и, пробив стенку последней, которая состоит из железных листов толщиной в дюйма [5 мм] и из листов оцинкованного железа толщиной в дюйма [3 мм] вмес­те с заключенной между ними пробковой прокладкой при ударе о деревянную палубу разорвался, дав два больших осколка и несколько осколков средней величины. Один из больших осколков продавил деревянную 2" палубу и же­лезную ( , т.е. 8 мм), оставив пробоину в вышеозначенных палубах длиной в фута и шириной в фута [т.е. размерами 0,22x0,15 м], попал в мраморную доску ( ) шкафа в адмиральском помещении, сломав которую, слегка продавил железный ящик шкафа толщиной в дюйма [2 мм]. Вторым крупным осколком отрезало ногу одному человеку, который находился в расстоянии 5 футов [1,5 м] от места разрыва снаряда. Газами сего снаряда испор­чен железный ( ) шкаф, находившийся в нижней рубке и приведены в полное разрушение телефоны, сообщенные с Золотой горой и с штабом крепости.

7. Пробоина в коечных сетках у левого трапа, от снаряда калибра около 8" или 12". Время попадания при­близительно около 6 часов вечера, когда неприятельские суда зашли на левую сторону и открыли огонь по "Цесаревичу". Расстояние в то время не было определено и при­близительно по пробоине определить нельзя, т.к. пробив один борт, снаряд тотчас же разорвался и, разбив раму верхней площадки трапа, дал массу осколков. Взрыв рас­пространился прямо вперед, повредив верхнюю часть сет­ки на расстоянии 59"[1,5 м] и нижнюю на 119"[3,0 м], счи­тая повреждение и от массы осколков. Дальше взрыв не распространился, и нижняя палуба осталась совершенно цела, чему очень способствовали койки, сложенные пе­ред сетками в несколько рядов, причем около 20 коек было уничтожено и разорвано. Объем полного разрушения от взрыва около 100 куб. фут [2,8 м3]. Осколки разбили ко­зырьки над портиками командирской каюты, проникли в-,,. командирскую спальню, повредив шкафы и раму койки. Другие, пробив верхнюю переборку у сеток, попали в дно катера ( [3 мм]), стоявшего над сетками, но не сделали ему других повреждений, и, наконец, два осколка, проле­тев расстояние в 15 фут [4,5 м], пробили кожух у над­стройки над трапом толщиной [16 мм]. Паровая лебед­ка, находящаяся на расстоянии футов двадцати от места попадания [в 6 м], повреждена этими осколками не была.

8. Пробоина 6 верхней палубе хлебопекарни в ле­вой ее части сделана снарядом большого калибра фугас­ного действия. Пробив палубу толщиной 5 мм, он разор­вался и взрывом Повредил верхнюю стенку печи и кир­пичную кладку. Момент попадания этого снаряда был око­ло 5 часов с большого расстояния — кабельтовых 50, не менее, т.к. снаряд попал почти отвесно. Направление наи­большего разрушения прямо вперед, и было задержано кирпичной кладкой. Объем полного разрушения взрыва около 2,5 м2. Осколками большого размера были сделаны в кормовой переборке пробоины размера 1/4 м2 и этими же осколками повреждена кормовая дымовая труба в ниж­ней части. Мелкие осколки повредили изразцовую палу­бу, носовую переборку и у трапа около средних 6" башен разбили комингс. Осколки пробили переборку, отделяв­шую хлебопекарню от мусорной машинки толщиной 4 мм, барабан, раме, цилиндр, тяге и паровую трубу, дверцы вырваны и отброшены в сторону.

9,10. Кормовая труба была разбита двумя снаряда­ми, попавшими — первый внизу правой передней части трубы и второй справа наверху, большого калибра фугас­ного действия, так как вся труба испещрена мелкими ос­колками, и больших совершенно не было найдено. Момент попадания был в середине второго боя, т.е. около 5 часов 30 минут, когда расстояние было приблизительно около 45 кабельтовых. Первый снаряд пробил кожух трубы (5 мм) и трубу (5 мм), после чего разорвался и взрывом раз­бил крестовину, все малые трубы, двойное тавровое же­лезо, угольники и повредив еще одно тавровое железо.

Второй снаряд пробил также кожух и трубу и, ра­зорвавшись внутри, разбил крестовину и разорвал донизу листы, уже потерявшие свою крепость от первого снаря­да. Обоими снарядами было сильно расшатано крепление трубы, и оно серединой левой стороны вогнулась внутрь, а верх — на левый борт. Взрывы, вследствие массы пре­град в виде всяких креплений, далеко не распространи­лись и только разметали мелкие осколки по всем направ­лениям. Объем полного разрушения около 300 м3. Оскол­ки повредили наружную часть, и много мелких осколков проникли вниз по трубе, испещрив мелкими отверстиями основание трубы, и осколками первого снаряда повреж­дены три ряда трубок котла N 13 и у котла N 14 перебита паровая питательная труба осколками толщиной в 1" [25 мм]. Осколками второго снаряда увеличило повреждение у котла N 13 и ранены два кочегара у котла № 12 и квар­тирмейстер у котла N 14. При попадании снаряда в трубу осколки в большом количестве проникли в кочегарки и падали на палубу.

11. Осколками от снарядов, разорвавшихся о бор­товую броню и в воде около судна, был поврежден дере­вянный вельбот N"1, находившийся снаружи у правого борта, он получил много мелких пробоин. Паровой катер N"1, стоявший на рострах сзади кормовой трубы, получил в подводную часть несколько осколков, из которых один, пробив борт (2 мм) с правой стороны, помял тройной лист (6 мм) у подъемного рыма, другой борт в кочегарке, пере­борки между кочегаркой и машинным отделением и с ос­колками, попавшими и с левого борта, повредил два пита­тельных коллектора, подшипник вентиляторы, паровую трубу донки. В кочегарке были повреждены осколками паровой коллектор, три трубки котла, кран для наполне­ния водой, кожух угольной ямы и кругом котла водяная цистерна, и, кроме того, было несколько осколков, попав­ших в носовую и кормовую часть, но не сделавших ника­ких повреждений внутри катера. Кормовая лебедка полу­чила несколько осколков из светлого люка адмиральской столовой, причем были повреждены поручни и золотни­ковая тяга у правой кормовой лебедки.

Осколками из хлебопекарни или трубы пробита верхняя палуба, и осколки, пробив палубу, далее не могли ничего пробивать; другими осколками пробиты правые коечные сетки на шкафуте. У 16-весельного катера NM, стоящего на рострах, корма с левой стороны была совсем разбита, и, кроме того, много мелких осколков попало в корпус. Катер №2 тоже был сильно поврежден осколка­ми, а деревянная шестерка, стоящая левее кормовой тру­бы, была совершенно разломана, по всей вероятности, ос­колками от кормовой трубы. Средний главный компас га­зами был сшиблен с мостика, и мостик осколками сильно поврежден. Осколки повредили светлые люки в офицерс­ком и командном камбузах, стол и плиту в офицерском и ящики в командном, вмята стенка у одного самовара, сет­ки у средних башен, рамовые шлюпбалки, блоки шлю­пок, баркас N 2 и палуба ростр. Разбиты осколками три цистерны на рострах толщиной [16 мм].

Левая передняя цистерна получила пробоину в пра­вую нижнюю часть, у места соединения трубы с цистерной, правая — пять пробоин в корпусе, задняя - сбита труба, заднее дно и несколько мелких пробоин. Таким образом, общую поверхность действия осколков от трех снарядов можно считать около 200 м , а от газов около 400 м2. I 26 июля 1904 года во время бомбардирования Порт-Артура осадной артиллерией с расстояния 20 кабельто­вых фугасный снаряд калибра 120 мм попал в носовую броню броненосца «Цесаревич» около 37 носового шпан­гоута с правой стороны. След на броне оказался едва за­ветным и представлял из себя несколько крапинок. Пов­реждения были только от сотрясения. Повреждение при­шлось против помещения носового минного аппарата. Станок минной мастерской сорвало с места причем все четыре чугунные ножки сломались. Ящик с разными при­надлежностями был силой удара переброшен через лежав­шего на палубе человека. Других повреждений не было.

12. Во время боя 28 июля около 6 часов вечера с расстояния около 45 кабельтовых (вероятно с броненос­ного отряда японской эскадры) попал снаряд в носовую башню 12" орудий с правой стороны. Снаряд был фугас­ный и при ударе о броню башни разорвался. Башня в это время была на левый борт. Судя по силе удара, почув­ствованного внутри башни, можно заключить, что сна­ряд был 12" калибра. Разрушение было следующее: на башне остался след глубиной не более 1,5 см и имел вид неправильного эллипса. В центре была наибольшая впа­дина (1,5 см). Осколки от снаряда, разорвавшегося при ударе в броню башни, никаких существенных поврежде­ний не нанесли и только немного попортили палубу фут на 5-6 [1,5-2 м] от башни.

13. Во время первого боя 28 июля около 1 часа дня с расстояния 50 кабельтовых попал снаряд в подушку правого станового якоря. Судя по толщине стенок най­денных осколков, можно думать, что это был 8" или 12" снаряд. Стенки осколка были на много толще, чем у рус­ского 6" снаряда, а сам осколок довольно длинный. Мож­но предполагать, что снаряд ударился головной частью в 40-й шпангоут и тут же разорвался. Это предположе­ние основано на том, что два главных отверстия полу­чились по обе стороны от шпангоута: одно в борту, а другое в самой подушке. Сам же шпангоут был смят, а палуба спардека пробита.

Третий более крупный осколок попал в иллюмина­тор одной из кондукторских кают и выбил его; осталь­ные осколки разнеслись по борту до бортовой брони с направлением к носу, где они делали следы, но не проби­ли нигде борта. Другая часть осколков попала в спардек, где они частью вылетели за борт в открытый порт левого 75 мм орудия, частью ударились в пиллерсы, утратили свою силу, повредили немного оба 75-мм орудия. Некоторые осколки попали левее в чемоданные шкафы. На этом же месте были ранены два нижних чина. Размеры пробоин таковые: длина 3 метра, ширина 2,5 метра, вышина 2,5 метра, кроме того, осколки, пробившие палубу спардека, прошли до батарейной палубы, что составляет три метра. Итак, объем полного разрушения от взрыва снаряда рав­нялся: 3x2,5x2,5 или около 20 куб. метров.

Этим снарядом правый становой якорь был сбро­шен за борт. Перед выходом из Порт-Артура, несмотря на то, что поднимался вопрос, якорные канаты расклепаны не были, а поэтому попадание снаряда в вертлюг якорной скобы было счастливой случайностью, избавившей борт броненосца от лишней пробоины. Снаряд освободил якорь таким образом: разбил вертлюг и вырвал рамы от пертулиня, рустовов и крепительных стопоров на якорной по­душке. Машинка для отдачи якоря на верхней палубе ос­талась пела.

Вскоре после попадания снаряда в якорную подуш­ку с расстояния 50 кабельтовых в спардек попал еще сна­ряд. Ударился он с правой стороны против 31-го шпанго­ута. Ударившись о борт, он разорвался; большая часть осколков перелетела на броневую трубу, закрывающую подачу носовой 12" башни и, оставив на ней множество мелких пробоин, не нанесла существенного вреда. Ос­тальные осколки разлетелись несколько в стороны и слег­ка попортили надстройки. Часть осколков разлетелась по борту. Размеры пробоины таковы : ширина 2 метра, высо­та 2 метра. Объем полного разрушения от взрыва снаря­да: 2x2x0,25 = 1 куб. метр. Снаряд был фугасный, около 8" (или 6") калибра.

Около 6 часов вечера того же дня справа по носу попал (6"?) фугасный снаряд в палубу на баке. Ударив­шись о палубу, он разорвался и сделал круглое отверстие диаметром около 1,5 метров. Газы и осколки разорвавше­гося снаряда встретили на своем пути отливную трубу, раз­били ее и затем ударились в пиллерс, который согнулся и отделился от бимса, к которому он был прикреплен при помощи планки. В палубе спардека осталась выемка глу­биной около 5 см. Объем полного разрушения равняется около 1,5 куб. метров. Осколки, ударившись в пиллерс, разлетелись в две стороны и достигли до бортов, расстоя­ние между которыми в этом месте достигает 8,5 метров.

В носовой части было еще одно попадание. Снаряд попал около 7,5 часов вечера с расстояния 35-40 кабель­товых в спардек с левой стороны против 21 -20 шпангоута немного впереди броневой трубы левой носовой 6".баш­ни, прямо в иллюминаторный порт и начисто выбил его. Размер пробоины был 1 кв. метр. Объем полного разру­шения 0,5 куб. метра.

Большая часть осколков разорвавшегося снаряда на­правлена в битенг и рассыпалась об него. Были осколки, долетавшие до противоположного борта, то есть 12 мет­ров. Сила этих осколков была уже очень слабая; они не делали никаких повреждений. Снаряд этот попал с отряда крейсеров («Якумо», «Такасаго», «Касаги» и «Читозе»). Судя по незначительности повреждений, можно предпо­лагать, что это был 120-мм снаряд с крейсера 2-го класса или же с «Якумо».

Во время первого боя около 12,5-1 час. попал фу­гасный снаряд в подводную часть с правой стороны про­тив 28-31 шпангоутов ниже брони. Пробоины снаряд не сделал, а только вмял шпангоут и вырвал часть заклепок, следствием чего явилось просачивание и наполнение во­дой двух бортовых коридоров (верхнего и нижнего). Все­го воды попало 153 тонны. Крен оказался не более 3°. Аля уравнивания судна были затоплены отсеки с противопо­ложного борта и несколько ближе к корме, чтобы избе­жать дифферента на нос.

Снаряд, попавший в боевую рубку, пушен был ве­роятно с расстояния 45-50 кабельтовых в конце второ­го боя. По местам разрушения можно восстановить его траекторию, из которой видно, что он летел, подыма­ясь. Это был бронебойный снаряд, попавший в воду и разорвавшийся рикошетируя. Головная его часть попа­ла в тонкую коечную сетку (1/8), разорвала ее, заверну­ла листы по направлению движения и влетела в рубку, выбив полукруг из кромки крыши (3" листа). Головная часть разорвала проводку машинного телеграфа, уда­рилась в крышу, оставив ссадину, дала несколько оскол­ков и, отлетая, опять задела кромку крыши. Она ее не выбила, а только выгнула, потеряв при этом свою жи­вую силу. Попав дальше в сетки с койками, она их чуть погнула и осталась в них лежать.

Было несколько небольших осколков, вероятно ото­рвавшихся от головы снаряда при ее ударе о крышу, но силу их рассчитать трудно, она, должно быть, была очень незначительна, так как решетка в башне пробита только слегка, и кромки дыр на тонких медных кожухах прибо­ров едва загнуты, есть даже простые вмятины на кожухах. От сотрясения вывелась часть артиллерийских указателей и телефонов, были перебиты все переговорные трубы на мостике. Этим снарядом были ранены все находившиеся в рубке, кроме одного: на стенках рубки и на решетках осколков почти не было заметно.

Снаряд, попавший в мачту, был выпушен до снаря­да, задевшего боевую рубку, в конце второго боя. Неко­торой ненормальностью является то, что расстояние (по времени) до неприятеля должно было быть менее 40 ка­бельтовых, а траектория снаряда не крутая — он задел сетку и попал в мачту фута на 2,5 [т.е. 0,6 м] выше палубы. Это мог быть снаряд 12" калибра. Пролетая через сетки он их только свернул, а разрыв произошел тотчас по про­битии первой стенки мачты (0,5"). От места первого со­прикосновения снаряда в сетках до места разрыва около 3 м. Снаряд только разорвал и свернул переднюю стенку мачты, заднюю же стенку совсем вырвало. Объем главно­го разрушения очень небольшой (каждого измерения мет­ра 1,5) и направлен конусообразно по направлению поле­та снаряда, но так, что уже в 3 м тонкие стенки не разво­рочены, а только пробиты осколками и погнуты.

По направлению кверху осколки пробили на 2 м от места разрыва палубу в 3/8 , а на 1-1,5 м осколками или кусками мачты даже сворочены угольники в w [18 мм]. Назад осколков было мало, но желтый налет от пик­риновой кислоты был преимущественно в части мостика позади места взрыва. Мелкие разрушения заметны на рас­стоянии до 10 м. Несмотря на то, что относительно го­ризонтальной плоскости разрыва снаряда палуба в 0, 75 - 1 м, а верхний мости/в 1,5-2 м., он поврежден был больше палубы, что указывает на направление наиболь­шего разрушения сверху. Этим снарядом были перебиты все трубы и провода, шедшие внутри мачты. От сотрясе­ния сорвалась проводка под верхним мостиком. Давле­ние газов выперло верхний мостик (на 2 м), а находив­шаяся в том же расстоянии (но горизонтальном) телеграф­ная рубка не тронута газами, выгнута даже в обратную сторону третьим снарядом.

Снарядом в мачту были убиты адмирал Витгефт, лей­тенант Азарьев 1-й, мичман Эллис, ранены офицеры штаба. Убитые лежали между левыми стенками и мачтой, го­ловами к последней; это не совсем понятно, так как га­зами их должно было откинуть от мачты. Может быть, тут повлияла рубка, отразив газы, или их подшиб какой-нибудь осколок.

Снаряд, попавший в телеграфную рубку в конце вто­рого боя с расстояния кабельтовых 50, разорвался в пе­редней стенке рубки или даже до нее от прохождения че­рез стенки, футах в 10 (3 м) от них, так как входное отвер­стие этого фугасного снаряда (развороченная стенка руб­ки) очень велика — около 4 квадратных метров, а пере­борка между командирскими помещениями и телеграф­ной каютой, которая в 1,5 м ширины, разбита только ос­колками. Объем наибольшего разрушения около 12 куби­ческих метров; отдельными же осколками пробита труба (5/6) кожух (5/6) на 2 м расстояния. Мелкие осколки про­бивали только кожух. Снаряд дал много совсем малень­ких осколков-крапинок, которыми побито дерево, обшив­ка рубки. Газы опять-таки оказали более сильное действие вверх, чем вниз, вогнув несколько листов верхнего мос­тика и только в одном месте внизу оторвало рубку от па­лубы. Газами и сотрясением были уничтожены все прибо­ры в рубке, но действие газов было только по направле­нию движения снарядов, так как провода на деревянной подкладке под верхним мостиком остались нетронутыми, только пожелтели от пикрина. Считая место разрыва сна­ряда в 1 м от палубы, большие осколки пробивали листы в 3/8 в обоих палубах в расстоянии 1,5-2 м, но пробив палу­бу под верхней рубкой, они оставались в дереве стола или в диване рубки и до крыши не долетали. Особо больших осколков снаряд не дал, ни головной части, ни целого до­нышка найдено не было.

Снаряды, попавшие в воду, или рикошетировали (по преимуществу бронебойные) или разворачивались, если были фугасные. Перелетавших рикошетов было мно­го, полет их был хорошо виден. Одним из таких снарядов перебило стень-штаг. Фугасные снаряды, рвавшиеся у J борта в воде, давали целый столб воды, обдававшей мос­тик до компаса, но на мостик осколки не залетали; зато были пробиты ими же листы на марсе (близко отлетев­ший осколок ударялся в броню и отскакивал). Сила их была небольшая, так как длинные фугасные снаряды за­рывались в воду, и осколкам приходилось преодолевать сопротивление слоя воды.

В середине второго боя один фугасный снаряд ра­зорвался над мостиком, несколько осколков полетело на мостик, палубы не пробило: все количество разорвавше­гося металла попало в воду, перелетев через броненосец.