Новые изменения проекта. Постройка крейсеров серии Norfolk.
(Согласно части источников, головным кораблем этой серии из 2 единиц являлся крейсер Dorsetshire. Но поскольку Norfolk был заложен, спущен на воду и закончен постройкой раньше, в данной монографии приоритет был отдан ему)
Проблемы бронирования крейсеров типа County но были решены и на кораблях II серии, став предметом нескончаемых дискуссий и споров. В связи с предстоящим в 1926 заключением контрактов на постройку крейсеров III серии, Контроллер флота, ответственный за его состояние, передал начальнику Отдела кораблестроения новое задание на очередное изменение проекта, предусматривавшее усиление бронирования. Однако кропотливая полугодовая работа службы DNC осталась безрезультатной, поскольку всякое предложение по увеличению бронезащиты одного участка в системе защиты нарушало договорной лимит стандартного водоизмещения кораблей и неизбежно вызывало ослабление бронирования какого-либо другого участка. В конце концов, на новых крейсерах решили оставить систему бронирования "лондонов", незначительно усилив защиту погребов боезапаса главной артиллерии. Установка дополнительной брони стала возможной благодаря принятию на вооружение более легких артиллерийских башен Mk II, дававших, по предварительным расчетам, "экономию" веса около 75 т.
Модифицированный проект, автором которого также являлся DNC У.Дж.Берри, был утвержден 28 октября 1926, вскоре после чего последовал заказ на постройку кораблей. Закладку крейсеров Norfolk и Dorsetshire произвели во второй половине 1927, а спуск на воду в 1928 и 1929 гг. соответственно. Окончание строительства, испытания и введение кораблей в строй состоялись в 1930. Описание кораблей.
Новые крейсера имели одинаковые с кораблями серии Kent очертания. Это были те же гладкопалубные высокобортные корабли с тремя высокими, чуть скошенными назад трубами и двумя легкими мачтами. Основными внешними отличиями крейсеров двух последних серий являлись:
- отсутствие бортовых булевых наделок и связанное с этим изменение основных размерений;
- иное расположение ярусных площадок носовой надстройки;
- прожекторные площадки по обеим сторонам III дымовой трубы;
- грот-мачта перенесена в корму, ближе к башне "X".
Кроме того, крейсера III серии отличались от остальных County:
- измененной формой форштевня, имевшего больший наклон вперед;
- меньшей высотой носовой надстройки, лишенной верхней платформы;
- иным расположением орудий универсального калибра, корабельных плавсредств и самолетного крана;
- передвинутыми в сторону кормы носовой надстройкой и дымовыми трубами (прибл. на 4,5 м), а также торпедными аппаратами, над которыми к тому же отсутствовала навесная палуба;
- оба крейсера, подобно головному кораблю I серии Kent, получили такие же кормовые галереи, причем Dorsetshire еще при постройке, a Norfolk в середине 30-х гг.
Отказ от противоторпедных бортовых наделок и несколько иная внутренняя планировка новых крейсеров при сохранении прежних обводов корпусов повлекли за собой изменения основных размерений кораблей. Менялись также весовые характеристики, а вместе с ними и водоизмещение (см. таблицу). В процессе построечных работ оказалось, что удалось "сэкономить" около 100 т водоизмещения. Этот вес использовали на установку прожекторных площадок возле III дымовой трубы и на увеличение боекомплекта ГК до 150 выстрелов на орудие. Однако и после ввода кораблей в строй их стандартное водоизмещение оценивалось ниже 10000 т, что в значительной степени являлось следствием того, что предстоящее вооружение крейсеров авиацией и имеющими значительный вес "пом-помами" учитывалось еще в процессе проектирования.
Некоторые весовые характеристики County II и III серий. |
|||||||||
|
London |
Norfolk |
|||||||
июль 1925г. |
модификация 1926 г. |
Окончат. вариант, октябрь 1926 г. |
октябрь 1926 г. |
||||||
Корпус, т |
5540 |
5480 |
5470 |
5470 |
|||||
Бронирование, т |
1040 |
960 |
960 |
1060 |
|||||
Механизмы, т |
1830 |
1830 |
1030 |
1830 |
|||||
Вооружение, т |
1020 |
1004 |
1172 |
110 |
|||||
|
|||||||||
Основные элементы кораблей |
|||||||||
|
Длина, м между ПП/наибольшая |
Ширина, м |
Осадка, м, при водоизмещении станд./ полном |
Водоизмещение |
|||||
станд. |
полное |
||||||||
London Devonshire Sussex Shropshire |
181,35/192-192,93 |
20,1 |
5,18/6,32 |
9850 |
13,315 |
||||
9830 |
|||||||||
Norfolk Dorsetshire |
181,35/192,93-193,67 с галереей |
20,12 |
5,2/6,37 |
9925 9975 |
13,425 (13,630) |
||||
Система бронирования оставалась аналогичной защите кораблей серии Kent, но наряду с незначительными улучшениями, описанными в разделах, посвященных проектированию кораблей, имел место некоторый регресс. Имеется в виду снижение веса брони на крейсерах II серии до 960 т. Впрочем, проект "норфолков" в октябре того же года предусматривал уже "нормальное" бронирование весом 1060 т. В целом же защита крейсеров - в особенности это касалось поясной брони корпусов и бронирования башен - являлась недостаточной. Становилось ясно, что без увеличения договорных лимитов водоизмещения какое-либо ее улучшение или даже значительное изменение невозможно. Это заставляло англичан "топтаться на месте", повторяя в каждой модификации первоначального проекта его прежние изъяны. Вот почему схема бронирования крейсеров II серии копировала таковую у "кентов", а защита "норфолков" оставалась аналогичной защите "лон-донов", с той лишь разницей, что на кораблях III серии снарядные погреба всех башен ГК и зарядные камеры концевых башен "А" и "Y" прикрыли дополнительными 51-мм бронеплитами из нецементированной стали. Единственным существенным "нововведением" в системе защиты крейсеров последних серий стало наличие двойных бортов в районе лишенных противоторпедных наделок МКО, что, разумеется, служило лишь частичной их компенсацией. Энергетическая установка новых кораблей также являлась аналогичной ЭУ крейсеров I серии (4-вальный ТЗА Парсонса мощностью 80000 л.с. и 8 адмиралтейских 3-коллекторных котлов). Как уже указывалось, Адмиралтейство не отважилось пойти на увеличение мощности ЭУ до 110000 л.с. за счет бронирования и вооружения, хотя это и обеспечивало возрастание скорости до 33-34 уз. При неизменной силовой установке посредством отказа от противоторпедных наделок был получен выигрыш в скорости 0,75 уз.
По проекту корабли II серии должны были иметь короткие дымовые трубы, но уже в процессе постройки их нарастили по высоте (они были даже несколько выше, чем у "кентов"), а "норфолки" изначально строились с высокими трубами.
Скорости, показанные крейсерами на ходовых испытаниях, незначительно превысили аналогичные показатели County первой серии (см. таблицу).
|
Результаты ходовых испытаний крейсеров |
||||
Корабли, год проведения испытаний |
Водоизмещение, тс. |
Мощность машин, л. с. |
Кол-во оборотов винта в мин. |
Достигнутая скорость, уз |
|
London 1928 |
9500 9500 12100 12100 |
33400 80400 4600 81855 |
307 |
27,1 32,9 13,9 31,9 |
|
Shropshire 1929 |
10000 12700 |
81560 80440 |
300 |
32,6 31,5 |
|
Norfolk 1930 |
9800 9900 12790 |
81915 81099 81915 |
310 314 307 |
32,9 32,1 |
Фирмы-производители турбин
Devonshire - Vickers Ltd, Barrow in Furness
London - Fairfield Shipbuilding & Engineering Co., Ltd, Govan N.B., Glasgow
Shropshire - William Beardmore & Co., Shipbuilders & Engineers, Dalmuir, Glasgow
Sussex - Hawthorn, R.&W., Leslie & Co., Newcastle on Tyne.
Norfolk - Fairfield SBE Co, Ltd
Dorsetshire - Cammel, Laird & Co., Shipbuilding & Engineering, Works
Официальными параметрами максимальной скорости крейсеров были приняты 32,25-32,3 уз при стандартном водоизмещении и 31,25 - при полном. Солидный запас топлива, 3150-3210 т нефти (и даже 3200-3400, хотя со временем он уменьшился до 3000-3043т на "лондонах" и 3005т на "норфолках"), позволял совершать переходы на 12500 миль при экономическом ходе 12 уз (10400 м.м./11-14 уз, 11000 м.м./12,5 уз), а при максимальной скорости - на 2930 м.м. (II серия) и 2885 м.м. (III). Часовой расход топлива был таким же, как на "кентах" - около 2,9 т нефти на экономическом ходу и 31,5 т - на максимальном.
Артиллерийское вооружение. По сравнению с "кентами" только последняя пара крейсеров имела некоторые отличия как в типах установок, так и в расположении орудий. Единственным отличием артиллерии ГК "норфолков" являлось размещение ее во вновь поступивших на вооружение башенных установках Mk II. Напомним, что ожидаемый весовой эффект от установки этих башен должен был составить около 75 т и позволил несколько усилить бронирование погребов боезапаса ГК. Однако в действительности вес башен превысил расчетное значение на 51,5 т и составил 220,3 т. Таким образом, башни Mk II оказались на 10 т тяжелее установленных на крейсерах I и II серий башен Mk I, с которыми, впрочем, ранее произошла та же история: их фактический вес превысил расчетный (159,5 т) на 50,5 т. О достоинствах 203-мм орудий Vickers MkVIII L50, я думаю, повторяться не стоит. Подтверждением их прекрасных качеств может служить бой в проливе Суригао, в котором главная артиллерия крейсера Shropshire показала высокую скорострельность, давая 8 залпов в 2 минуты. Остается добавить, что боезапас новых кораблей, в отличие от боезапаса крейсеров серии Kent (100 снарядов на орудие в мирное время и 150 - в военное), еще в период комплектации был доведен до 150 снарядов на ствол.
Что касается вспомогательного калибра, тип 102-мм орудий также остался прежним - Vickers OF MkV с длиной ствола 45 калибров, удачная универсальная пушка, принятая на вооружение еще в 1914 и устанавливавшаяся практически на всех британских крейсерах на протяжении 2-х десятков лет. Однако на кораблях III серии эти орудия монтировались на станках НА Mk IV, а не Mk III, и если на "лондонах" 4-дюймовки по-прежнему разместили попарно на шельтердеке у III дымовой трубы и катапульты, то на "норфолках" их перенесли вперед, в сторону носа, смонтировав парами по обеим сторонам I и II дымовых труб.
Недостатком второго калибра County являлось относительно небольшое количество стволов для таких больших кораблей. Длительное игнорирование все возрастающего значения авиации, характерное для большинства флотов мира в межвоенный период, привели к тому, что средства ПВО английских кораблей за это время не получили должного развития и остались на уровне 1-й мировой войны. В процессе постройки крейсеров серии Norfolk вносилось предложение добавить еще одну-две пары 4-дюймовок, но тогда скованное договорными ограничениями Адмиралтейство посчитало это излишним и оно так и не было реализовано.
В составе автоматической зенитной артиллерии первоначально также не произошло никаких изменений. 8-стволь-ные автоматы "пом-пом", намечавшиеся к вооружению еще I серии County и предусматривавшиеся проектами II и III серий, так и не поспели к моменту достройки последних. Поэтому на крейсерах с некоторым опозданием установили по 4 одноствольных 40-мм (2-фунтовых) орудия Vickers Mk II L 40/Mk II: на "лондонах" по старой схеме - попарно на платформах между I и II трубами, а на "норфолках" - парами перед фок-мачтой, по обеим сторонам носовой надстройки. Боезапас "пом-помов" - 1000 снарядов на ствол.
Корабельную систему ПВО ближнего действия первоначально дополняли 7,62-мм пулеметы "Льюис" (7,62-mm machine-gun "Lewis"), заслужившие недобрую славу ненадежного и неудобного в обслуживании оружия.
Основные характеристики пулемета Lewis |
|
Длина, м |
1,282 |
Вес (пустого), кг |
11,8 |
Скорострельность, в/мин |
550 |
Нач. скорость пули, м/с |
745 |
Макс, эффективная дальность стрельбы, м |
ок. 1000 |
В ту эпоху прекрасных морских церемониалов корабли оснащались для представительских целей 47-мм салютационными орудиями Hotchkiss L 40 Mk II. 4 таких одноствольных пушки размещались парами между кормовой надстройкой и грот-мачтой.
Торпедное вооружение по-прежнему состояло из 8 533-мм (21-дюйм.) торпедных аппаратов в двух 4-трубных поворотных установках, с той лишь разницей, что "лондоны" получили торпедные установки модели QRII*, которые так же размещались на главной палубе под платформами универсальной артиллерии, а установки модели QRIV "норфолков" были передвинуты в сторону кормы и смонтированы по обе стороны катапульты. В отличие от английских единиц серии Kent, вооруженных торпедами MkV, новые крейсера, как и австралийские Australia и Canberra, получили поступившие на вооружение в 1926 торпеды MkVII. Они имели повышенный вес боезаряда (335,7 кг взрывчатки вместо 227 у MkV), скорость 33 уз, дальность 14630 м при времени хода 15 мин и по эффективности были соизмеримы с 600-мм торпедами линкоров типа Nelson. Боезапас составлял 9 торпед (1 запасная), хранившихся в специальном зарядном помещении (torpedo parting space) на главной палубе под основанием катапульты. Крейсер Dorsetshire стал одним из немногих больших кораблей; периода 2-й мировой войны, с успехом применившим свое торпедное оружие в бою (в мае 1941 против линкора Bismarck).
Авиационное вооружение. Крейсера вступили в строй без бортовой авиации. Тем не менее, место для катапульт на них резервировалось дополнительными техническими заданиями ввиду отсутствия окончательного решения в выборе пусковой установки (и даже способа запуска) и типа гидросамолета. Единый стандарт не был выработан и в начале 30-х, когда, наконец, тяжелые крейсера начали оснащать различными типами самолетов и катапульт. На кораблях II серии County в 1932-33 гг. позади III дымовой; трубы установили тяжелые раздвижные катапульты ЕIIН, произведенные фирмой-разработчиком MacTaggart, Scott.& Со, Ltd. Эти пороховые поворотные катапульты предназначались для запуска самолетов весом до 8000 фн (3624 кг) со скоростью 91 км/час и выше (в зависимости от взлетного веса самолета). Поступившие на вооружение крейсеров двухместные поплавковые разведчики Fairey IIIF, для обслуживания которых еще в период комплектации по правому борту были смонтированы 4-тонные самолетные краны фирмы Stossert & Pitt Ltd, являли собой далеко не лучший образец современной им техники. Мотор Napier "Lion" мощностью 450 л.с. при взлетном весе 1950 кг придавал гидроплану черепашью скорость 180 км/час, явно неподходящую для разведчиков.
Не больше повезло с типом гидроплана и "норфолкам". Они получили легкие поворотные катапульты так наз. "скользящего типа" SIIL фирмы Ransomes & Rapier Ltd в 1932, хотя самолеты на крейсера были поставлены годом раньше, в 1931. Катапульта SIIL предназначалась для запуска гидросамолетов весом до 5000 фн. (2265 кг) с той же скоростью, что и ЕIIН. Электрические самолетные краны также располагались по правому борту, но не за, а перед торпедными аппаратами. Одноместные бипланы Fairey Flycatcher, принятые на вооружение в 1922 и полученные в качестве разведчиков "норфолками", разгонялись 400-сильным мотором Armstrong-Siddeley "Jaguar" III до максимальной скорости 212 км/час. Самолет имел взлетный вес 1351 кг, потолок 6280 м и дальность полета 400 км. Вооружение составляли 2 пулемета и 36 кг бомб. В варианте с двумя поплавками (иногда со встроенными в них колесами) вес аппарата возрастал до 1720 кг, а скорость и потолок снижались до 202 км/час и 4260 м. В наши дни трудно поверить, что обладающие такими характеристиками самолеты находили в 1923-35 гг достаточно широкое использование, являясь одним из основных типов авиационного вооружения авианосцев, крейсеров и морской гидроавиации.
Поскольку крейсера обоих серий не имели ангаров, бортовые самолеты размещались на катапультах, что не способствовало сохранности гидропланов. Общий вес авиационного вооружения корабля достигал 50 т.
Система управления огнем включала в себя несколько КДП и по сути ничем не отличалась от СУАО крейсеров серии Kent. Управление огнем ГК осуществлялось установленным на верхней площадке носовой надстройки главным артиллерийским директором Mk III, оснащенным 3,66-метровым (12-фут.) дальномером, и кормовым артиллерийским директором с 2,44-м (8-фут.) дальномером на кормовой надстройке. В качестве запасных на крыльях мостика открыто стояли 2 дальномера, причем на "лондонах" это были 3,66-м, а на "норфолках" - 4,57-м (15-фут.) дальномеры. Информация от директоров поступала в центральный артиллерийский пост, где обрабатывалась на механическом вычислителе (Fire Control Table). Помимо этого башни ГК имели собственные дальномеры для автономной стрельбы.
Целеуказание зенитным орудиям выдавалось 3,66-м дальномером, также расположенным на кормовой надстройке. В 1930 этот пост был переоборудован: 3.66-м дальномер заменили зенитным директором Mk I, первой подобной системой управления зенитным огнем, только что поступившей на вооружение Королевского флота. Устройство совмещало устанавливаемые ранее раздельно 3,66-м дальномер, инструменты для наведения и управления стрельбой, а также средства для передачи целеуказаний. На посту операторы определяли данные о цели, которые передавались на зенитный калькулятор и оттуда к орудиям для установки углов горизонтальной и вертикальной наводки. Специалисты-оружейники в 1931 подсчитали, что для уничтожения самолета 102-мм универсальной артиллерией, управляемой директором Mk I, хорошо обученной прислуге в среднем требовалось сделать 178 выстрелов. Впоследствии эффективность возросла до 136 выстрелов. Система постоянно совершенствовалась и до 1939 на флоте были внедрены системы Mk II, Mk III и Mk IV.
Прожектора. Крейсера были оснащены 3 большими 36-дюйм. (0,915-м) прожекторами, 2 из которых размещались на прожекторных площадках по бокам III дымовой трубы, а третий - в тыльной части кормовой надстройки. Малый, 18-дюйм. (0,457-м) сигнальный прожектор был установлен между фок-мачтой и I дымовой трубой.