Модернизационные проекты - планы и свершения.
Как уже отмечалось, крейсера типа County стали предметом дискуссий с момента появления первоначального проекта, причем шквал острой критики не стихал весь предвоенный период. Критиковались их слабое бронирование, относительная тихоходность, несовершенная система ПВО и даже старомодность архитектуры. Очевидные недостатки кораблей побудили Адмиралтейство начать интенсивные работы по планированию их модернизации чуть ли не с момента вступления крейсеров в строй. Результатом этой работы явилась модернизация крейсеров серии Kent, проведенная в 1935-38 гг. В 1936 Адмиралтейство впервые рассмотрело весь комплекс вопросов, связанных с модернизацией "лондонов", и тогда же Контроллер флота поручил начальнику Отдела кораблестроения сэру Артуру Уильяму Джонсу подготовить план мероприятий и спецификации, соответствующие предварительным требованиям по модернизации крейсеров. Требованиями предусматривались:
- модернизация ЭУ;
- усиление конструкции корпуса;
- реконструкция носовой надстройки из ярусной в башенноподобную;
- реконструкция системы защиты и особенно бортового бронирования;
- усиление зенитной артиллерии и авиационного вооружения посредством оснащения кораблей более современной техникой.
Как видим, объем работ, которые планировалось провести на кораблях II серии, существенно отличался от ведшихся в это время на "кентах".
Тщательная проработка различных вариантов модернизации велась в течение 2 лет, так что представлять ее результаты лордам Адмиралтейства пришлось уже новому DNC, сэру Стенли Верному Гудоллу. Как и ожидалось, особое внимание уделялось "ахиллесовым пятам" крейсеров - бронированию и силовой установке. В частности, по модернизации ЭУ было предложено 3 варианта:
- замена всей силовой установки;
- частичная внутренняя реконструкция МКО - предлагалось поменять местами второе котельное и первое машинное отделения, что помимо прочих выгод повышало живучесть ЭУ кораблей и позволяло сократить количество дымовых труб до двух;
- сохранение старой ЭУ с усилением ее пассивной защиты.
Предпочтение было отдано третьему варианту, причем корабли должны были стать двухтрубными.
Проект модернизации предполагал также установку дополнительного броневого пояса в районе МКО. По этому вопросу у конструкторов Адмиралтейства уже имелось особое мнение. В начале 30-х гг. в связи с планировавшимся началом постройки линкоров были проведены достаточно обширные эксперименты с различными системами бронирования. В 1931 провели опытный расстрел старого дредноута Emperor of India, в ходе которого один из снарядов взорвался ниже поясной брони в момент касания борта (так наз. "эффект ныряющего снаряда"). Взрыв вызвал обширные разрушения, из чего был сделан вывод о необходимости более глубокого бронирования борта. Сообразно этому выводу DNC предложил увеличить ширину подводной части броневого пояса "лондонов" с 1,83 м - как это было у "кентов" - до 2.44 м. Во избежание перегрузки кораблей от веса дополнительно навешиваемой брони Гудолл представил следующие варианты параметров бортового бронирования:
- снижение длины пояса и уменьшение его толщины до 101 мм (вместо 114 мм у "кентов");
- сохранение прежней длины пояса с дальнейшим уменьшением толщины бронеплит до 76 мм.
В результате обсуждения определился окончательный вариант защиты борта - 76-мм броневой пояс длиной 76 м и высотой 5,5 м. Вскоре были приняты решения по реконструкции носовой надстройки по типу строившихся тогда легких крейсеров типа Fiji, а также по кардинальной замене средств ПВО и корабельной авиации.
Утвержденный в 1938 план модернизации предусматривал следующую очередность проведения реконструкционных работ на специально выбранной для этой цели верфи Chatham Dockyard:
- London - декабрь 1938 - январь 1940;
- Devonshire - март 1940 - май 1941;
- Sussex - апрель 1941 - июнь 1942;
- Shropshire - июнь 1941 - август 1942.
Что касается "норфолков", то вопрос об их реконструкции не поднимался, хотя имеются данные, что по окончании работ над "лондонами" Адмиралтейство намеревалось заняться и ими. В конце 30-х на этих кораблях несколько усилили зенитное и авиационное вооружение (о чем будет рассказано ниже), произвели незначительную реконструкцию надстроек и внесли мелкие изменения в бронирование артиллерийских погребов. Тем не менее, даже эти переделки вызвали некоторый прирост водоизмещения: стандартного до 10400 и полного - до 13775 тс. Перемены в вооружении в предвоенные годы.
Мы уже отмечали крайнюю слабость средств ПВО английских кораблей межвоенного периода. Состоявшие на их вооружении одноствольные 4-дюймовки и "пом-помы" в сочетании с пулеметами винтовочного калибра могли бороться с тихоходными бипланами 1-й мировой, но появившиеся в 30-х гг. цельнометаллические скоростные бомбардировщики предъявили качественно новые требования к зенитному вооружению. Это подвигло англичан к некоторому (опять же крайне недостаточному) увеличению количества зенитных стволов. Еще в 1927 началась разработка новых лафетов для 102-мм орудий, предназначавшихся для замены образцов вооружения времен 1-й мировой войны. Предпочтение отдали сдвоенным установкам, что позволяло увеличить плотность огня без значительного увеличения веса и практически не требовало дополнительного пространства. Проектные работы и испытания были закончены только в 1935, тогда же новые станки приняли на вооружение под обозначением MkXIX.
В 1936-37 гг. сдвоенные 4-дюймовые установки появились на крейсерах III серии County, где их монтировали на штатных местах старых MkV. Находившиеся в одной люльке два 102-мм орудия OF MkXVI L45 имели открывающиеся книзу вертикальные замки и управлялись вручную. Новые установки также являлись универсальными, т.е. могли вести огонь по надводным и воздушным целям, но, тем не менее, их основное назначение - противовоздушная защита дальнего действия.
Любопытным образом в те же годы была усилена и универсальная артиллерия крейсеров II серии. То ли рас- . считывая на предстоящую модернизацию этих кораблей, то ли по другим соображениям англичане не стали устанавливать на них новые образцы вооружений. Демонтировав одноствольные "пом-помы", на их местах в районе I и II дымовых труб поставили в дополнение к уже имеющимся еще 4 102-мм орудия MkV/Mk III. На крейсерах обеих серий боезапас 4-дюймовых снарядов остался прежним -300 выстрелов на ствол.
В отношении корабельных автоматических зенитных средств ближнего действия наблюдалась та же тенденция к увеличению количества стволов за счет внедрения многоствольных зенитных установок. Не были обойдены и County. В 1934 на крейсере Shropshire 2 одноствольных "пом-пома" сменил 4-ствольный Vickers Mk VIII/MkVII. Впрочем, на крейсерах серии London вскоре пошел обратный процесс. Сначала, в 1935, со Shropshire сняли этот 4-ствольный "пом-пом", а затем, как уже отмечалось выше, в 1936-37 гг. корабли серии лишились даже одноствольных автоматов, замещенных орудиями универсального калибра. Совсем иначе обстояли дела с "норфолками", на вооружение которых поступали новые типы автоматических установок. В ходе "поверхностной модернизации" 1936-37 гг. на них вместо одноствольных автоматов поставили по 2 8-ствольные установки Vickers MkVIII L40 на станках MkVI - те самые многоствольные "пом-помы", которые предусматривались проектами 1925-26 гг. и принятые на вооружение только в 1930,Они монтировались по обе стороны от кормовой надстройки, причем оборудование для управления их стрельбой появилось на этой же надстройке несколько позже.
Своеобразной "модернизации" подверглось и пулеметное вооружение. В 1933 крейсера серии Norfolk получили по 2 счетверенных 12,7-мм (0,5 дюйм.) пулемета Vickers Mk III L62 на станках Mk I, сменивших 7,62-мм "льюисы" и смонтированных на платформе перед II дымовой трубой. Такое же количество 4-ствольных пулеметов разместили в 1937 и на "лондонах" по обеим сторонам фок-мачт. Работы по проектированию этой пулеметной установки начались еще в начале 20-х гг., но в связи с целым рядом обстоятельств она поступила на вооружение лишь десятилетие спустя, успев к этому времени морально устареть. На первый взгляд пулемет Виккерса мог бы стать достаточно эффективным оружием. Он имел достаточно высокую начальную скорость (768 м/с) и обеспечивал хорошую скорострельность - около 700 в/мин для каждого ствола. Перезарядка требовала не более 30 сек до полной готовности пулемета к стрельбе. К числу достоинств установки можно также отнести компактность и сравнительно небольшой вес. Однако на деле она оказалась малоэффективной. Максимальная дальность эффективного огня, которая должна была составить по расчетам 1370 м, в действительности достигала всего 730. Кроме того, полудюймовая пуля автомата, весившая 37,4 г, могла серьезно повредить или сбить самолет лишь в том случае, если она попадала в мотор или поражала пилота.
СУАО кораблей Королевского флота предвоенного периода, если не считать появления более-менее усовершенствованных артиллерийских и зенитных директоров, фактически не претерпела существенных изменений по сравнению с предыдущим десятилетием. Британский консерватизм и множество ошибочно принятых решений стали причиной отставания в этой области вооружений.
Английские системы управления огнем ГК (Surface fire control) были так же хороши, как и у других стран, но англичане никак не могли избавиться от порочной практики выделять "основной" и "резервный" посты управления огнем, что впоследствии, в боевых условиях, приводило к резкому снижению эффективности стрельбы из-за выхода из строя основного поста и даже при простом нарушении коммуникаций.
Значительно хуже обстояли дела с СУАЗО. Существенным ее недостатком являлось отсутствие систем дистанционного управления огнем (Remote Power Control) и трехосевой стабилизации зенитных директоров, а также довольно примитивная обработка данных для стрельбы. Английские директора HACS различных марок определяли курс и скорость цели приблизительно, а не как в Голландии, Германии и США, где дистанция, направление и возвышение над горизонтом измерялись относительно стабилизированного базиса. Дистанционно управляемая и полностью стабилизированная зенитная система Hazemeyer-Bofors появилась в Голландии еще в середине 30-х (производилась на голландские субсидии немецкой фирмой Siemens) и стала сюрпризом для англичан, впервые увидевших ее в мае 1940 на борту "эмигрировавшего" голландского минзага Willem van der Zaan. В военные годы подобная система в Англии так и не была создана. Британии пришлось обратиться к своим союзникам - голландцам, у которых англичане скопировали уникальную установку Hazemeyer Mk IV. Впоследствии голландский Hazemeyer был дополнен английским радаром "тип 282Р", став одной из самых удачных зенитных систем II мировой войны.
Но это произошло значительно позже, а в 1936-37 гг. на крейсерах II серии Sussex и Shropshire установили дополнительно по одному зенитному директору Mk I (на возвышении за главным директором Mk III). Такое же дополнительное оборудование в этот период получили крейсера III серии, но на них оба зенитных директора Mk I смонтировали на крыльях мостика вместо 15-футовых дальномеров.
Авиационное вооружение. Англичане явственно сознавали устарелость авиационной техники на кораблях своего флота. Это и стало причиной ее модернизации на части крейсеров. Сначала (приблизительно в 1934) штатным самолетом "лондонов" стал Hawker Osprey в варианте поплавкового разведчика. Эти стандартные бипланы рубежа 20-30-х гг. были приняты на вооружение в 1933 и применялись практически повсеместно в английском флоте и авиации морского базирования до начала II мировой войны. По своим характеристиками они значительно превосходили Fairey III F. 640 - сильный мотор Rolls Royce Kestrel III.S. (или V.B. для Osprey Mk II) при полетном весе гидроплана 2330 кг обеспечивал в полтора раза большую скорость (283 км/час), потолок составлял 7620 м против 4600 у предшественника, а запаса топлива хватало на 2,25 часа полета. Помимо прямых обязанностей разведчика, Osprey мог выполнять функции самолета ПЛО, поскольку, кроме пулеметного вооружения (2 пулемета калибра 12,7 и 7,62 мм), нес еще и 180-кг бомбовую нагрузку.
Затем в период "малой модернизации" избавились от своих "флайкетчеров" и "норфолки". В 1936-37 гг. на кораблях III серии и крейсере London прежние, слишком легкие для запуска летающей лодки Walrus, катапульты заменили новыми, принятыми на вооружение в 1932 пороховыми поворотными катапультами Е IVH фирмы MacTaggart, которые обладали мощными пусковыми характеристиками и весили около 20 т. Длина такой катапульты в готовности к запуску составляла 22,72 м, когда же полетов не предполагалось, ее складывали до более компактных размеров (13,8 м). Характеристика летающей лодки Vickers-Supermarine Walrus Mk I давалась в 1 части монографии. К этому следует добавить, что "уолрусы", базируясь на различных кораблях английского флота, участвовали во многих крупных и мелких морских операциях, совмещая функции морского разводчика, корректировщика артогня, легкого бомбардировщика, противолодочного и спасательного самолета. Столь многоцелевым применением "уолрусы" были обязаны прекрасным летно-техническим данным и высокой живучести, неоднократно выручавшей пилотов. Например, в 1942 Walrus (борт, номер Р5706) крейсера Norfolk осуществлял разведку по маршруту печально известного конвоя РО17. Атакованный немецкой летающей лодкой, он совершил вынужденную посадку на воду, трое суток провел в ожидании судна, имевшего подъемник, и прибыл в Мурманск на борту транспорта Ocean Freedom.
Оборудование радиосвязи. В межвоенный и военный период во всех флотах для связи между кораблями и береговыми постами использовалась радиосвязь с азбукой Морзе - радиотелеграфия (W/T - Wireless Telegraphy - беспроволочный телеграф).
Крейсера типа County первоначально оборудовались одной радиостанцией дальнего действия, размещавшейся на кораблях I серии в радиорубке на главной палубе, на крейсерах последних серий убранной в бронированное помещение в средней части корпуса. Впоследствии (приблизительно с сер. 30-х гг.) County оснащались 2 мощными передатчиками - основным, типа "36", выходной мощностью 5 KW, и резервным, типа "37", мощностью 1 kW. Оба работали в диапазоне 100-550 KHz и 3-12 MHz (до 1960 г. радиочастота в большинстве случаев выражалась в циклах в секунду - 1 cs = 1Hz). Кроме того, есть данные об оснащении большинства крупных кораблей Royal Navy различными вспомогательными универсальными 100-ваттными передатчиками.
Для уменьшения риска потери связи от единственного попадания радиооборудование размещалось в разнесенных местах кораблей - в носовой и кормовой рубках. При нахождении крейсеров в районе боевых действий или в состоянии повышенной боеготовности обычно использовался пост дистанционного управления (RCO - Remote Control W/T office), переводившийся в режим ручного управления с непосредственной работой на ключе и имевший прямую связь с мостиком через переговорную трубу. В других случаях задействовался главный радиопост, сообщения в который передавались пневмопочтой. В рубке резервной радиостанции радисты дежурили только во время боевой акции или в случае выхода из строя главной радиостанции.