Модернизационные проекты - планы и свершения.

 

Как уже отмечалось, крейсера типа County стали предме­том дискуссий с момента появления первоначального проек­та, причем шквал острой критики не стихал весь предвоен­ный период. Критиковались их слабое бронирование, отно­сительная тихоходность, несовершенная система ПВО и даже старомодность архитектуры. Очевидные недостатки кораб­лей побудили Адмиралтейство начать интенсивные работы по планированию их модернизации чуть ли не с момента вступления крейсеров в строй. Результатом этой работы яви­лась модернизация крейсеров серии Kent, проведенная в 1935-38 гг. В 1936 Адмиралтейство впервые рассмотрело весь комплекс вопросов, связанных с модернизацией "лондонов", и тогда же Контроллер флота поручил начальнику Отдела кораблестроения сэру Артуру Уильяму Джонсу подгото­вить план мероприятий и спецификации, соответствующие предварительным требованиям по модернизации крейсе­ров. Требованиями предусматривались:

-  модернизация ЭУ;

-  усиление конструкции корпуса;

-  реконструкция носовой надстройки из ярусной в башенноподобную;

-  реконструкция системы защиты и особенно бортово­го бронирования;

- усиление зенитной артиллерии и авиационного воору­жения посредством оснащения кораблей более современ­ной техникой.

Как видим, объем работ, которые планировалось про­вести на кораблях II серии, существенно отличался от вед­шихся в это время на "кентах".

Тщательная проработка различных вариантов модер­низации велась в течение 2 лет, так что представлять ее результаты лордам Адмиралтейства пришлось уже ново­му DNC, сэру Стенли Верному Гудоллу. Как и ожидалось, особое внимание уделялось "ахиллесовым пятам" крейсе­ров - бронированию и силовой установке. В частности, по модернизации ЭУ было предложено 3 варианта:

-  замена всей силовой установки;

-  частичная внутренняя реконструкция МКО - предла­галось поменять местами второе котельное и первое ма­шинное отделения, что помимо прочих выгод повышало живучесть ЭУ кораблей и позволяло сократить количество дымовых труб до двух;

-  сохранение старой ЭУ с усилением ее пассивной за­щиты.

Предпочтение было отдано третьему варианту, причем корабли должны были стать двухтрубными.

Проект модернизации предполагал также установку дополнительного броневого пояса в районе МКО. По это­му вопросу у конструкторов Адмиралтейства уже имелось особое мнение. В начале 30-х гг. в связи с планировав­шимся началом постройки линкоров были проведены дос­таточно обширные эксперименты с различными система­ми бронирования. В 1931 провели опытный расстрел ста­рого дредноута Emperor of India, в ходе которого один из снарядов взорвался ниже поясной брони в момент каса­ния борта (так наз. "эффект ныряющего снаряда"). Взрыв вызвал обширные разрушения, из чего был сделан вывод о необходимости более глубокого бронирования борта. Сообразно этому выводу DNC предложил увеличить ши­рину подводной части броневого пояса "лондонов" с 1,83 м - как это было у "кентов" - до 2.44 м. Во избежание перегрузки кораблей от веса дополнительно навешивае­мой брони Гудолл представил следующие варианты пара­метров бортового бронирования:

- снижение длины пояса и уменьшение его толщины до 101 мм (вместо 114 мм у "кентов");

- сохранение прежней длины пояса с дальнейшим умень­шением толщины бронеплит до 76 мм.

В результате обсуждения определился окончательный вариант защиты борта - 76-мм броневой пояс длиной 76 м и высотой 5,5 м. Вскоре были приняты решения по рекон­струкции носовой надстройки по типу строившихся тогда легких крейсеров типа Fiji, а также по кардинальной заме­не средств ПВО и корабельной авиации.

Утвержденный в 1938 план модернизации предусмат­ривал следующую очередность проведения реконструкционных работ на специально выбранной для этой цели вер­фи Chatham Dockyard:

London - декабрь 1938 - январь 1940;

Devonshire - март 1940 - май 1941;

Sussex - апрель 1941 - июнь 1942;

Shropshire - июнь 1941 - август 1942.

Что касается "норфолков", то вопрос об их реконст­рукции не поднимался, хотя имеются данные, что по окон­чании работ над "лондонами" Адмиралтейство намерева­лось заняться и ими. В конце 30-х на этих кораблях несколько усилили зенитное и авиационное вооружение (о чем будет рассказано ниже), произвели незначительную реконструкцию надстроек и внесли мелкие изменения в бронирование артиллерийских погребов. Тем не менее, даже эти переделки вызвали некоторый прирост водоиз­мещения: стандартного до 10400 и полного - до 13775 тс. Перемены в вооружении в предвоенные годы.

Мы уже отмечали крайнюю слабость средств ПВО анг­лийских кораблей межвоенного периода. Состоявшие на их вооружении одноствольные 4-дюймовки и "пом-помы" в сочетании с пулеметами винтовочного калибра могли бороться с тихоходными бипланами 1-й мировой, но по­явившиеся в 30-х гг. цельнометаллические скоростные бом­бардировщики предъявили качественно новые требования к зенитному вооружению. Это подвигло англичан к неко­торому (опять же крайне недостаточному) увеличению ко­личества зенитных стволов. Еще в 1927 началась разра­ботка новых лафетов для 102-мм орудий, предназначав­шихся для замены образцов вооружения времен 1-й миро­вой войны. Предпочтение отдали сдвоенным установкам, что позволяло увеличить плотность огня без значительно­го увеличения веса и практически не требовало дополни­тельного пространства. Проектные работы и испытания были закончены только в 1935, тогда же новые станки при­няли на вооружение под обозначением MkXIX.

В 1936-37 гг. сдвоенные 4-дюймовые установки появи­лись на крейсерах III серии County, где их монтировали на штатных местах старых MkV. Находившиеся в одной люль­ке два 102-мм орудия OF MkXVI L45 имели открывающие­ся книзу вертикальные замки и управлялись вручную. Но­вые установки также являлись универсальными, т.е. могли вести огонь по надводным и воздушным целям, но, тем не менее, их основное назначение - противовоздушная защи­та дальнего действия.

Любопытным образом в те же годы была усилена и универсальная артиллерия крейсеров II серии. То ли рас- . считывая на предстоящую модернизацию этих кораблей, то ли по другим соображениям англичане не стали уста­навливать на них новые образцы вооружений. Демонтиро­вав одноствольные "пом-помы", на их местах в районе I и II дымовых труб поставили в дополнение к уже имеющим­ся еще 4 102-мм орудия MkV/Mk III. На крейсерах обеих серий боезапас 4-дюймовых снарядов остался прежним -300 выстрелов на ствол.

В отношении корабельных автоматических зенитных средств ближнего действия наблюдалась та же тенденция к увеличению количества стволов за счет внедрения мно­гоствольных зенитных установок. Не были обойдены и County. В 1934 на крейсере Shropshire 2 одноствольных "пом-пома" сменил 4-ствольный Vickers Mk VIII/MkVII. Впро­чем, на крейсерах серии London вскоре пошел обратный процесс. Сначала, в 1935, со Shropshire сняли этот 4-стволь­ный "пом-пом", а затем, как уже отмечалось выше, в 1936-37 гг. корабли серии лишились даже одноствольных авто­матов, замещенных орудиями универсального калибра. Совсем иначе обстояли дела с "норфолками", на воору­жение которых поступали новые типы автоматических ус­тановок. В ходе "поверхностной модернизации" 1936-37 гг. на них вместо одноствольных автоматов поставили по 2 8-ствольные установки Vickers MkVIII L40 на станках MkVI - те самые многоствольные "пом-помы", которые предус­матривались проектами 1925-26 гг. и принятые на воору­жение только в 1930,Они монтировались по обе стороны от кормовой надстройки, причем оборудование для уп­равления их стрельбой появилось на этой же надстройке несколько позже.

Своеобразной "модернизации" подверглось и пулемет­ное вооружение. В 1933 крейсера серии Norfolk получили по 2 счетверенных 12,7-мм (0,5 дюйм.) пулемета Vickers Mk III L62 на станках Mk I, сменивших 7,62-мм "льюисы" и смонти­рованных на платформе перед II дымовой трубой. Такое же количество 4-ствольных пулеметов разместили в 1937 и на "лондонах" по обеим сторонам фок-мачт. Работы по проек­тированию этой пулеметной установки начались еще в начале 20-х гг., но в связи с целым рядом обстоятельств она поступила на вооружение лишь десятилетие спустя, успев к этому времени морально устареть. На первый взгляд пулемет Виккерса мог бы стать достаточно эффективным оружием. Он имел достаточно высокую начальную ско­рость (768 м/с) и обеспечивал хорошую скорострельность - около 700 в/мин для каждого ствола. Перезарядка тре­бовала не более 30 сек до полной готовности пулемета к стрельбе. К числу достоинств установки можно также от­нести компактность и сравнительно небольшой вес. Одна­ко на деле она оказалась малоэффективной. Максималь­ная дальность эффективного огня, которая должна была составить по расчетам 1370 м, в действительности дости­гала всего 730. Кроме того, полудюймовая пуля автомата, весившая 37,4 г, могла серьезно повредить или сбить са­молет лишь в том случае, если она попадала в мотор или поражала пилота.

СУАО кораблей Королевского флота предвоенного пе­риода, если не считать появления более-менее усовершен­ствованных артиллерийских и зенитных директоров, фак­тически не претерпела существенных изменений по срав­нению с предыдущим десятилетием. Британский консер­ватизм и множество ошибочно принятых решений стали причиной отставания в этой области вооружений.

Английские системы управления огнем ГК (Surface fire control) были так же хороши, как и у других стран, но англичане никак не могли избавиться от порочной практи­ки выделять "основной" и "резервный" посты управления огнем, что впоследствии, в боевых условиях, приводило к резкому снижению эффективности стрельбы из-за выхода из строя основного поста и даже при простом нарушении коммуникаций.

Значительно хуже обстояли дела с СУАЗО. Существен­ным ее недостатком являлось отсутствие систем дистанци­онного управления огнем (Remote Power Control) и трехосевой стабилизации зенитных директоров, а также довольно примитивная обработка данных для стрельбы. Английс­кие директора HACS различных марок определяли курс и скорость цели приблизительно, а не как в Голландии, Гер­мании и США, где дистанция, направление и возвышение над горизонтом измерялись относительно стабилизирован­ного базиса. Дистанционно управляемая и полностью ста­билизированная зенитная система Hazemeyer-Bofors по­явилась в Голландии еще в середине 30-х (производилась на голландские субсидии немецкой фирмой Siemens) и стала сюрпризом для англичан, впервые увидевших ее в мае 1940 на борту "эмигрировавшего" голландского минзага Willem van der Zaan. В военные годы подобная систе­ма в Англии так и не была создана. Британии пришлось обратиться к своим союзникам - голландцам, у которых англичане скопировали уникальную установку Hazemeyer Mk IV. Впоследствии голландский Hazemeyer был допол­нен английским радаром "тип 282Р", став одной из самых удачных зенитных систем II мировой войны.

Но это произошло значительно позже, а в 1936-37 гг. на крейсерах II серии Sussex и Shropshire установили допол­нительно по одному зенитному директору Mk I (на возвыше­нии за главным директором Mk III). Такое же дополнитель­ное оборудование в этот период получили крейсера III се­рии, но на них оба зенитных директора Mk I смонтировали на крыльях мостика вместо 15-футовых дальномеров.

Авиационное вооружение. Англичане явственно со­знавали устарелость авиационной техники на кораблях сво­его флота. Это и стало причиной ее модернизации на части крейсеров. Сначала (приблизительно в 1934) штат­ным самолетом "лондонов" стал Hawker Osprey в вариан­те поплавкового разведчика. Эти стандартные бипланы рубежа 20-30-х гг. были приняты на вооружение в 1933 и применялись практически повсеместно в английском фло­те и авиации морского базирования до начала II мировой войны. По своим характеристиками они значительно пре­восходили Fairey III F. 640 - сильный мотор Rolls Royce Kestrel III.S. (или V.B. для Osprey Mk II) при полетном весе гидроплана 2330 кг обеспечивал в полтора раза большую скорость (283 км/час), потолок составлял 7620 м против 4600 у предшественника, а запаса топлива хватало на 2,25 часа полета. Помимо прямых обязанностей разведчика, Osprey мог выполнять функции самолета ПЛО, поскольку, кроме пулеметного вооружения (2 пулемета калибра 12,7 и 7,62 мм), нес еще и 180-кг бомбовую нагрузку.

Затем в период "малой модернизации" избавились от своих "флайкетчеров" и "норфолки".  В  1936-37  гг. на кораблях III серии и крейсере London прежние, слишком легкие для запуска летающей лодки Walrus, катапульты заменили новыми, принятыми на вооружение в 1932 поро­ховыми поворотными катапультами Е IVH фирмы MacTaggart, которые обладали мощными пусковыми ха­рактеристиками и весили около 20 т. Длина такой ката­пульты в готовности к запуску составляла 22,72 м, когда же полетов не предполагалось, ее складывали до более компактных размеров (13,8 м). Характеристика летающей лодки Vickers-Supermarine Walrus Mk I давалась в 1 части монографии. К этому следует добавить, что "уолрусы", базируясь на различных кораблях английского флота, уча­ствовали во многих крупных и мелких морских операциях, совмещая функции морского разводчика, корректировщика артогня, легкого бомбардировщика, противолодочного и спасательного самолета. Столь многоцелевым применени­ем "уолрусы" были обязаны прекрасным летно-техническим данным и высокой живучести, неоднократно выручав­шей пилотов. Например, в 1942 Walrus (борт, номер Р5706) крейсера Norfolk осуществлял разведку по маршруту пе­чально известного конвоя РО17. Атакованный немецкой летающей лодкой, он совершил вынужденную посадку на воду, трое суток провел в ожидании судна, имевшего подъемник, и прибыл в Мурманск на борту транспорта Ocean Freedom.

Оборудование радиосвязи. В межвоенный и военный период во всех флотах для связи между кораблями и бе­реговыми постами использовалась радиосвязь с азбукой Морзе - радиотелеграфия (W/T - Wireless Telegraphy - беспроволочный телеграф).

Крейсера типа County первоначально оборудовались одной радиостанцией дальнего действия, размещавшейся на кораблях I серии в радиорубке на главной палубе, на крейсерах последних серий убранной в бронированное по­мещение в средней части корпуса. Впоследствии (прибли­зительно с сер. 30-х гг.) County оснащались 2 мощными передатчиками - основным, типа "36", выходной мощнос­тью 5 KW, и резервным, типа "37", мощностью 1 kW. Оба работали в диапазоне 100-550 KHz и 3-12 MHz (до 1960 г. радиочастота в большинстве случаев выражалась в циклах в секунду - 1 cs = 1Hz). Кроме того, есть данные об осна­щении большинства крупных кораблей Royal Navy различ­ными вспомогательными универсальными 100-ваттными передатчиками.

Для уменьшения риска потери связи от единственного попадания радиооборудование размещалось в разнесенных местах кораблей - в носовой и кормовой рубках. При на­хождении крейсеров в районе боевых действий или в со­стоянии повышенной боеготовности обычно использовал­ся пост дистанционного управления (RCO - Remote Control W/T office), переводившийся в режим ручного управле­ния с непосредственной работой на ключе и имевший пря­мую связь с мостиком через переговорную трубу. В дру­гих случаях задействовался главный радиопост, сообще­ния в который передавались пневмопочтой. В рубке ре­зервной радиостанции радисты дежурили только во время боевой акции или в случае выхода из строя главной ра­диостанции.