Модернизированный London

 

До начала войны модернизационные работы успели начать только на головном London, на котором и провели весь объем планируемых мероприятий. Работы были вы­полнены в Четеме в период с марта 1939 по февраль (март) 1941. Столь значительное, почти годовое отставание по срокам модернизационного плана объясняется скорым началом войны и трудностями военного времени. По этим же причинам от модернизации остальных крейсеров II се­рии County пришлось отказаться.

Существенной частью работ стала установка 89-мм (3,5 дюйм.) поясной брони из нецементированной стали. Борто­вой бронепояс, простиравшийся на 2/5 длины корабля, опус­кался ниже ватерлинии на 2,44 м и прикрывал район МКО, начинаясь в носу на уровне зенитных директоров и заканчи­ваясь сразу за кормовым артиллерийским директором.

Не менее значительным элементом модернизации явля­лась частичная замена главной ЭУ, в результате чего были установлены новые, гораздо более производительные кот­лы и обновлена часть турбоагрегатов. Сокращение запаса топлива до 2800 т повлекло за собой уменьшение дально­сти плавания, которая составляла теперь только 8000 м.м. при 12-узл. скорости хода. После реконструкции дымохо­дов London имел 2 прямые, разнящиеся по высоте трубы, установленные на местах прежних концевых дымовых труб.

Это была не единственная перемена в облике корабля. За исключением носовой и кормовой частей спардека все надстройки на главной палубе между возвышенными баш­нями "В" и "X" были заменены новыми, из которых следу­ет особо отметить башенноподобную носовую надстройку с примыкавшими к ней самолетными ангарами. В целом она являлась подобной аналогичным конструкциям лег­ких крейсеров типа Fiji, но внешне все же отличалась (раз­мерами, конструкцией и расположением платформ и уров­ней), что вполне объяснимо различием ранга кораблей и их характеристик. Перестройке подверглась и кормовая надстройка, которая стала ниже и короче. Крейсер полу­чил две мачты-треноги, изменена была и система разме­щения плавсредств.

Зенитная артиллерия. Прежние одноствольные 102-мм орудия MkV сменили 4 сдвоенные установки MkXVI/MkXIX, расположенные побортно парами на шельтердеке над тор­педными аппаратами. На крышах авиационных ангаров по обе стороны I дымовой трубы смонтировали 2 8-ствольных "пом-пома" MkVIII/MkVI, а на возвышенных башнях ГК "В" и "X" установили 2 12,7-мм счетверенных "виккерса" Mk III/Mk I.

СУАО. На верхней платформе носовой надстройки рас­полагался новый главный артиллерийский директор, а на ее крыльях — 2 зенитных директора Mk II. В состав обнов­ленного осветительного оборудования входили 3 больших 44-дюйм. (1,118-м) и 4 18-дюйм. (0,457-м) сигнальных про­жектора. Большие прожектора размещались на специаль­ных площадках, две из которых находились на кормовой надстройке, а третья - позади II дымовой трубы. Сигналь­ные прожектора устанавливались парами по обе стороны фок-мачты и в передней части носовой надстройки.

Радары. Модернизированный крейсер вступил в строй в 1941, когда на вооружении кораблей Royal Navy состоя­ли около десятка радиолокационных систем разных ти­пов. Подробнее о них будет рассказано ниже, а пока отме­тим, что London в период модернизации получил радар воз­душного обнаружения "тип 279", РЛС управления огнем главной артиллерии "тип 284" и зенитную РЛС "тип 285".

Авиационное вооружение крейсера составляли 2 лета­ющих лодки Walrus, предназначенные для них ангары, само­летные краны и установленная между дымовыми трубами поперечная палубная катапульта жесткого типа (т.е. непово­ротная) DIH общей длиной 28 м. В нерабочем положении она складывалась и не выступала за габариты корабля. Катапульта была рассчитана на запуск самолетов весом до 5,5 т с размахом крыльев до 15 м и являлась более перспективной как по стоимости, так и по техническим и массогабаритным характеристикам. Побортно от I дымо­вой трубы были размещены авиационные ангары - каж­дый вмещал по одному самолету. Кстати, модернизационным проектом предполагалось базирование на крейсере 3 летающих лодок (2 - в ангарах, 1 - непосредственно на катапульте), но впоследствии их количество сократили до 2. Расположенные по бокам от II трубы 7-тонные электро­приводные краны обслуживали самолеты, а также исполь­зовались для спуска и подъема тяжелых плавсредств.

В результате модернизационных мероприятий значи­тельно возросло водоизмещение крейсера. Проведенные 1 февраля 1941 замеры показали превышение всех проек­тных величин (см. табл.).

 

Прирост водоизмещения крейсера London в результате модернизационных мероприятий

Водоизмещение, тс

Предварительные требования, 1936

Модернизационный проект, 1938

Скорректированная спецификация, январь 1939

Фактическое, февраль 1941

Пустого

Стандартное

Полное

-

10200

-

-

10650

-

-

10687т

-

10820

11015

14587

 

В свою очередь, рост водоизмещения и увеличение веса надстроек вызвали серьезные проблемы с выносливостью корпусных конструкций, для устранения которых потре­бовалось проведение двух значительных по объему ре­монтов корабля. Уже в мае 1941 командир крейсера по­дал рапорт, в котором указывалось на огромное число недоделок и изъянов, в числе которых самыми значитель­ными являлись деформации корпуса, особенно в районе дымовых труб и ангаров - появление трещин и разрывов на верхней палубе, выпадение заклепок, деформация шпан­гоутов и т.п. Опасность разлома корпуса корабля возрос­ла после его перевода в полярные воды в сентябре 1941. Поэтому в октябре крейсер был выведен в резерв и направлен на верфь для проведения ремонтных работ, длившихся почти 3 месяца. В ходе ремонта были усилены внутренние корпусные связи, шпангоуты и палубы всей средней части корпуса между башнями "А" и "Y". Но это не решило проблему. В результате проведенных работ воз­росли напряжения в конструкциях нижней части корпуса, что привело к повреждению топливных цистерн и резерву­аров с пресной водой, а также к появлению новых разры­вов верхней палубы в районах возвышенных башен "В" и "X" и дальнейшей деформации шпангоутов. Очередной капитальный ремонт крейсера начался в декабре 1942 и длился около полугода. На корабле вновь усилили эле­менты конструкций корпуса и палуб и установили допол­нительные резервуары воды для котлов. Только после этого дальнейшая служба крейсера London нормализовалась и можно было утверждать, что в результате модернизации британский флот получил полноценный крейсер - относи­тельно неплохо защищенный и хорошо вооруженный.