Модернизированный London
До начала войны модернизационные работы успели начать только на головном London, на котором и провели весь объем планируемых мероприятий. Работы были выполнены в Четеме в период с марта 1939 по февраль (март) 1941. Столь значительное, почти годовое отставание по срокам модернизационного плана объясняется скорым началом войны и трудностями военного времени. По этим же причинам от модернизации остальных крейсеров II серии County пришлось отказаться.
Существенной частью работ стала установка 89-мм (3,5 дюйм.) поясной брони из нецементированной стали. Бортовой бронепояс, простиравшийся на 2/5 длины корабля, опускался ниже ватерлинии на 2,44 м и прикрывал район МКО, начинаясь в носу на уровне зенитных директоров и заканчиваясь сразу за кормовым артиллерийским директором.
Не менее значительным элементом модернизации являлась частичная замена главной ЭУ, в результате чего были установлены новые, гораздо более производительные котлы и обновлена часть турбоагрегатов. Сокращение запаса топлива до 2800 т повлекло за собой уменьшение дальности плавания, которая составляла теперь только 8000 м.м. при 12-узл. скорости хода. После реконструкции дымоходов London имел 2 прямые, разнящиеся по высоте трубы, установленные на местах прежних концевых дымовых труб.
Это была не единственная перемена в облике корабля. За исключением носовой и кормовой частей спардека все надстройки на главной палубе между возвышенными башнями "В" и "X" были заменены новыми, из которых следует особо отметить башенноподобную носовую надстройку с примыкавшими к ней самолетными ангарами. В целом она являлась подобной аналогичным конструкциям легких крейсеров типа Fiji, но внешне все же отличалась (размерами, конструкцией и расположением платформ и уровней), что вполне объяснимо различием ранга кораблей и их характеристик. Перестройке подверглась и кормовая надстройка, которая стала ниже и короче. Крейсер получил две мачты-треноги, изменена была и система размещения плавсредств.
Зенитная артиллерия. Прежние одноствольные 102-мм орудия MkV сменили 4 сдвоенные установки MkXVI/MkXIX, расположенные побортно парами на шельтердеке над торпедными аппаратами. На крышах авиационных ангаров по обе стороны I дымовой трубы смонтировали 2 8-ствольных "пом-пома" MkVIII/MkVI, а на возвышенных башнях ГК "В" и "X" установили 2 12,7-мм счетверенных "виккерса" Mk III/Mk I.
СУАО. На верхней платформе носовой надстройки располагался новый главный артиллерийский директор, а на ее крыльях — 2 зенитных директора Mk II. В состав обновленного осветительного оборудования входили 3 больших 44-дюйм. (1,118-м) и 4 18-дюйм. (0,457-м) сигнальных прожектора. Большие прожектора размещались на специальных площадках, две из которых находились на кормовой надстройке, а третья - позади II дымовой трубы. Сигнальные прожектора устанавливались парами по обе стороны фок-мачты и в передней части носовой надстройки.
Радары. Модернизированный крейсер вступил в строй в 1941, когда на вооружении кораблей Royal Navy состояли около десятка радиолокационных систем разных типов. Подробнее о них будет рассказано ниже, а пока отметим, что London в период модернизации получил радар воздушного обнаружения "тип 279", РЛС управления огнем главной артиллерии "тип 284" и зенитную РЛС "тип 285".
Авиационное вооружение крейсера составляли 2 летающих лодки Walrus, предназначенные для них ангары, самолетные краны и установленная между дымовыми трубами поперечная палубная катапульта жесткого типа (т.е. неповоротная) DIH общей длиной 28 м. В нерабочем положении она складывалась и не выступала за габариты корабля. Катапульта была рассчитана на запуск самолетов весом до 5,5 т с размахом крыльев до 15 м и являлась более перспективной как по стоимости, так и по техническим и массогабаритным характеристикам. Побортно от I дымовой трубы были размещены авиационные ангары - каждый вмещал по одному самолету. Кстати, модернизационным проектом предполагалось базирование на крейсере 3 летающих лодок (2 - в ангарах, 1 - непосредственно на катапульте), но впоследствии их количество сократили до 2. Расположенные по бокам от II трубы 7-тонные электроприводные краны обслуживали самолеты, а также использовались для спуска и подъема тяжелых плавсредств.
В результате модернизационных мероприятий значительно возросло водоизмещение крейсера. Проведенные 1 февраля 1941 замеры показали превышение всех проектных величин (см. табл.).
Прирост водоизмещения крейсера London в результате модернизационных мероприятий |
||||
Водоизмещение, тс |
Предварительные требования, 1936 |
Модернизационный проект, 1938 |
Скорректированная спецификация, январь 1939 |
Фактическое, февраль 1941 |
Пустого Стандартное Полное |
- 10200 - |
- 10650 - |
- 10687т - |
10820 11015 14587 |
В свою очередь, рост водоизмещения и увеличение веса надстроек вызвали серьезные проблемы с выносливостью корпусных конструкций, для устранения которых потребовалось проведение двух значительных по объему ремонтов корабля. Уже в мае 1941 командир крейсера подал рапорт, в котором указывалось на огромное число недоделок и изъянов, в числе которых самыми значительными являлись деформации корпуса, особенно в районе дымовых труб и ангаров - появление трещин и разрывов на верхней палубе, выпадение заклепок, деформация шпангоутов и т.п. Опасность разлома корпуса корабля возросла после его перевода в полярные воды в сентябре 1941. Поэтому в октябре крейсер был выведен в резерв и направлен на верфь для проведения ремонтных работ, длившихся почти 3 месяца. В ходе ремонта были усилены внутренние корпусные связи, шпангоуты и палубы всей средней части корпуса между башнями "А" и "Y". Но это не решило проблему. В результате проведенных работ возросли напряжения в конструкциях нижней части корпуса, что привело к повреждению топливных цистерн и резервуаров с пресной водой, а также к появлению новых разрывов верхней палубы в районах возвышенных башен "В" и "X" и дальнейшей деформации шпангоутов. Очередной капитальный ремонт крейсера начался в декабре 1942 и длился около полугода. На корабле вновь усилили элементы конструкций корпуса и палуб и установили дополнительные резервуары воды для котлов. Только после этого дальнейшая служба крейсера London нормализовалась и можно было утверждать, что в результате модернизации британский флот получил полноценный крейсер - относительно неплохо защищенный и хорошо вооруженный.