Перемены в вооружении в военный период.
Наибольшим изменениям в годы войны подверглось зенитное вооружение кораблей. И если средства ПВО дальнего действия на большинстве крейсеров типа County (кроме австралийского Canberra) были просто доведены до единого стандарта - 4 102-мм установки MkXVI/MkXIX, то автоматическая артиллерия ближнего боя претерпела более существенные количественные и даже качественные перемены. Подробности изменений средств ПВО по каждому кораблю смотрите в приведенной ниже таблице и комментариях к ней.
Уже первые месяцы войны обнажили перед англичанами всю остроту проблемы недостаточности зенитного вооружения. В первую очередь это касалось зенитных автоматов, зарекомендовавших себя наиболее эффективным средством борьбы с немецкими пикирующими бомбардировщиками, а впоследствии и с японскими торпедоносцами. Для начала было необходимо увеличить число огневых точек, а то и вообще вооружить корабли автоматическим оружием, ведь далеко не все из них имели таковое.
В частности, немодернизированные единицы серии London получили 8-ствольные "пом-помы" только в 1941-42 гг., на остальных крейсерах последних серий имелось лишь по 2 таких автомата.
Одновременно с увеличением количества стволов на повестку дня встал вопрос о замене устаревших образцов оружия более современными. Стандартным легким зенитным вооружением начального периода войны являлись многоствольные "пом-помы" MkVIII и 12,7-мм пулеметы. Негативные качества 12,7-мм "виккерса" нам уже известны. Разработанная в конце 20-х гг. многоствольная установка 2-фунт. "пом-помов" тогда превосходила все зарубежные зенитные средства ближнего действия и за этим успехом как-то потерялся тот факт, что она была бесперспективной. Боевые действия вскрыли или, вернее, резко обозначили давно известные многочисленные недостатки "пом-пома", такие как большой вес и зависимость от источников энергии, малая скорость наводки и постоянное "заедание" подачи боеприпасов. Самым существенным недостатком являлась невозможность значительно повысить скорость снаряда у среза ствола. Она равнялась всего 622 м/сек, хотя конструкторам удалось довести ее до 707-731 м/сек. Из-за низкой начальной скорости дальность огня составляла всего 4500 м, причем прицельная -вдвое меньше. Проведенные в начале войны испытания показали превосходство швейцарских 20-мм "эрликонов" и шведских 40-мм "бофорсов", имевших начальную скорость 857-881 м/сек. Кроме того, эффективная дальность "бофорсов" вдвое превышала показатели "пом-помов", а "эрликоны" имели вчетверо большую скорострельность при примерно одинаковой досягаемости по высоте. Одноствольные "импортные" автоматы после принятия на вооружение начали поступать на корабли британского флота: "эрликоны" - с 1941, а "бофорсы" только в 1942 (на County - соответственно в 1941 и 1945). Впоследствии одноствольные "эрликоны" начали вытесняться сдвоенными установками на станке, аналогичном станку для одноствольного "бофорса". Кстати, именно "эрликоны" оказались единственным видом зенитного вооружения, способным принять участие в попытке отразить убийственные атаки японской авиации при потоплении крейсеров Cornwall и Dorsetshire в апреле 1942. К сожалению, лицензионное производство этого вооружения в Англии еще только разворачивалось и они поступали на флот в очень ограниченном количестве, недостаточном для оснащения сразу всех кораблей. В связи с острым дефицитом этих автоматов англичане продолжали усиливать корабельные ПВО при помощи дополнительных "пом-помов", доводя количество зенитных стволов до полусотни (например, на Devonshire в 1943). Однако даже этого оказалось мало и дальнейшее увеличение количества зенитных средств происходило иногда за счет артиллерии ГК. Так, крейсера Devonshire (в марте 1944 г), Norfolk (ноябрь 1944) и Sussex (март 1945) лишились кормовых башен "X" и на их месте были установлены зенитки. С этой же целью использовалось и освободившееся после демонтажа бесполезного авиационного вооружения пространство.
Не избежали County и экстравагантных видов зенитного вооружения, появившихся в поисках новых вариантов усиления противовоздушной защиты кораблей. В июне 1940 на крейсера Sussex и Norfolk поставили по 2 пусковые установки 76-мм зенитных НУРСов UP-Unrotated Projectile, оригинальных, но совершенно непрактичных, как и большинство полуфантастических "средств ПВО". В 1941, после гибели линейного крейсера Hood, пожар на котором связывали с боезапасом установок UP, они исчезли со всех британских кораблей. В этом же году на крейсерах типа County начался демонтаж крупнокалиберных пулеметов Виккерса, причем первым их лишился Norfolk. Орудия салютационной стрельбы были сняты раньше, в самом начале войны.
Зенитное вооружение County II и III серий в военный период.
Название корабля |
Год |
Vickers 102мм (1)MkV |
Vickers 102мм (2) MkXVI /MkXIX |
Vickers 40 мм (8) MkVIII/ MkVI |
Vickers 40 MM (4) MkVIII /MkVII |
Bofors 40мм(1) MkN1 /Mk III |
Oerlikon 20 MM (1) Mk IV /Mk III 7 |
Oerlikon 20 мм (2) Mk IV /MkV7 |
Vickers 12,7 мм (4) Mk III /Mk I |
UP *8 |
London |
1941 |
— |
4(02) |
2(02) |
— |
— |
— |
— |
2(02) |
- |
|
1942 |
— |
4 |
2 |
— |
— |
8(01) |
— |
2(01) |
- |
|
1943 |
— |
4 |
2 |
— |
— |
15(05) |
— |
— |
- |
|
1944 |
— |
4 |
2 |
— |
— |
12 (02) |
4(02) |
— |
- |
|
1945 |
— |
4 |
2 |
— |
4(07) |
4(07) |
8(07) |
— |
- |
Devonshire |
1939 |
8 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
2 |
- |
|
1940 |
8 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
2 |
- |
|
1941 |
8 |
— |
2(05) *1 |
— |
— |
2(09) |
— |
2 |
- |
|
1942 |
8 (конец |
4 (конец |
2 |
— |
— |
8(03) |
— |
2 |
- |
|
1943 |
года) |
года) |
4 (сер. |
— |
— |
2 (сер. |
12 (сер. |
2 (сер. |
- |
|
1944 |
— |
4 |
года) *2 |
— |
— |
года) |
года) |
года) |
- |
|
1945 |
— |
4 |
6(03) *3 |
— |
— |
10 (03) |
11(03) |
— |
- |
|
|
— |
4 |
б4 |
|
|
10 |
11 |
— |
- |
Sussex |
1939 |
8 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
2 |
— |
|
1940 |
8 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
2 |
2 |
|
1941 |
8 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
2 |
(сер. |
|
1942 |
8(08) |
4(08) |
2(08) *2 |
— |
— |
10(08) |
— |
2(08) |
года) |
|
1943 |
— |
4 |
2 |
— |
— |
21 (12) |
— |
— |
2 |
|
1944 |
— |
4 |
2 |
— |
— |
21 |
— |
— |
2(08) |
|
1945 |
|
4 |
6(12)*5 |
|
|
6(03) |
4(03) |
|
— |
Shropshire |
1939 1940 1941 |
8 8 8 |
- - - |
- - 2(06) *1 |
— |
— |
- - 7(02)/10 |
— |
2 2 2 |
— |
|
|
|
|
|
|
|
(кон. |
|
|
|
|
1942 |
8(02) |
4(02) |
2 |
— |
— |
года) |
7(06) |
2(06) |
— |
|
1943 |
— |
4 |
2 |
— |
— |
6(06) |
7 |
— |
— |
|
1944 |
- |
4 |
2 |
— |
— |
6 |
7 |
— |
— |
|
1945 |
— |
4 |
2 |
— |
11(кон. |
6 |
7 (кон. |
— |
— |
|
|
|
|
|
|
года) |
6 (кон. |
года) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
года) |
|
|
|
Dorsetshire |
1939 |
— |
4 |
2 |
— |
— |
— |
— |
2 |
- |
|
1940 |
— |
4 |
2 |
— |
— |
— |
— |
2 |
- |
|
1941 |
— |
4 |
2 |
— |
— |
— |
— |
2 |
- |
|
1942 |
— |
4 |
2 |
— |
— |
9 (нач. |
— |
2 |
- |
|
|
|
|
|
|
|
года) |
|
|
|
Norfolk |
1939 |
— |
4 |
2 |
— |
— |
— |
— |
2 |
- |
Примечания к таблице: - в скобках даны месяцы установки и демонтажа вооружения;
- ТТХ артсистем приведены в 1-й части монографии.
Комментарии по системе установки:
*1 - по обеим сторонам от кормовой надстройки;
*2 - рядом, за носовой надстройкой;
*3 - рядом, на месте демонтированной башни "X";
*4-по другим данным, это были 4-ствольные установки MkVIII/MkVII;
*5 - так же, как на Dorsetshire;
*6-по обе стороны от II трубы и кормовой надстройки и на месте башни "X";
*7 - количество и места монтажа "эрликонов" часто менялись, поэтому проследить перемены в их расположении по каждому кораблю оказалось невозможным;
*8 - на крышах башен "В" и "X".
Торпедное вооружение. В 1943-44 гг. крейсера получили парогазовые торпеды Mk IX образца 1930 г. При меньшем общем весе (1692,4 кг против 1862,5 кг у Mk VII) они обладали повышенным боезарядом (340 кг) и большими скоростями - 35 и 40 уз (при дальности хода 12740 и 9100 м соответственно). В июне 1943 со Shropshire и в марте 1945 с Sussex для облегчения перенасыщенных зенитными автоматами кораблей торпедные аппараты сняли.
Авиационное вооружение. Быстрое развитие радиолокации вскоре после начала войны свело на нет значение бортовой гидроавиации как основного средства ведения разведки. Поэтому в ходе ремонтов (London и Norfolk в мае, Shropshire - в июне и Sussex в декабре 1943, Devonshire в марте 1944) англичане демонтировали катапульты, используя освободившееся пространство для установки зенитных автоматов. Однако все крейсера сохранили краны, a London и ангары.
Радиолокационное оборудование начало поступать на вооружение County последних серий с начала 1941. Хотя в большинстве своем радиолокаторы уже являлись универсальными, тем не менее, они разрабатывались каждый для своей цели. Заданная узкая целенаправленность радарных систем обусловила наличие на одном корабле довольно большого числа типов радарных установок (до 6).
Несколько слов о способе установки и расположении оборудования. Все главные посты находились ниже броневой палубы, под ее защитой. В носовой и кормовой надстройках имелось лишь несколько вспомогательных постов в специальных рубках. Основная масса передающих антенн размещалась на фок-мачте, приемное оборудование - на грот-мачте. Число и тип радаров в ходе войны неоднократно менялось. Всего в военный период на вооружении County II и III серий состояло 11 типов радарных систем (на "кентах" только 7).
Первым радиолокационное оборудование получил в ходе модернизации London. В начале 1941 на нем установили радар дальнего воздушного обнаружения, "тип 279". Его более совершенным аналогом стала универсальная РЛС "тип 281", позволявшая обнаруживать воздушные цели на дистанции около 150 км. Такие станции смонтировали на остальных крейсерах последних серий в 1941-42 гг. Недостатком обеих систем являлась довольно низкая надежность ввиду того, что требовалось обеспечить синхронное вращение отдельных приемной и передающей антенн, и отказ любого элемента отдельных передатчика и приемника выводил из строя систему в целом. Поэтому в 1944-45 гг. радары "тип 281" на всех крейсерах, кроме Shropshire, заменили его усовершенствованным вариантом "тип 281В", имевшим комбинированные приемно-передающую антенну, обычно размещавшуюся на гроте, и аппаратуру.
Другими универсальными системами, иногда даже дополнявшими "281В", являлись 10-см локаторы "тип 293" и "тип 277". Они могли обнаруживать как надводные, так и воздушные цели на дистанции до 25 миль и высотах от 100 м до 6 км. "Тип 293" был принят на вооружение во второй половине 1943 и часто служил для целеуказания. В 1944 им оснастили Norfolk, годом позже - Shropshire. Округлая антенна радара крепилась спереди на фок-мачте. РЛС "тип 277" была разработана на основе 293-го и поступила на корабли Королевского флота в 1944. Ее принципиально новую антенну непрерывного сканирования в виде тарелки смонтировали на отдельных площадках в районе кормовой надстройки на крейсерах Norfolk (1944 г.), London, Sussex, Shropshire (в 1945).
В 1941-42 гг. все крейсера, кроме Dorsetshire, оснастили поисковой РЛС обнаружения надводных целей "тип 273". На крейсере London имевшую форму цилиндра антенну системы установили на отдельной площадке на кормовой надстройке, на Devonshire такую площадку с антенной поместили перед кормовой надстройкой, а на остальных - перед носовой надстройкой (впоследствии также перенесены в корму). На крейсерах Norfolk и London эти радары прослужили соответственно до 1944 и 1945 гг.
Для управления огнем артиллерии ГК на крейсерах Norfolk и London служили установленные в 1941 локаторы "тип 284". Антенна станции монтировалась на главном артиллерийском директоре. Однако локатор оказался ненадежным из-за частой интерференции с радиопередатчиком. На крейсере Norfolk в конце 1944 "тип 284" заменили новой, 10-см РЛС "тип 274". Из-за характерной формы обтекателя антенны, почему-то ассоциировавшейся у англичан с головкой сыра, станция получила жаргонное прозвище "chease". Антенна стабилизировалась в вертикальной плоскости гироскопом, что позволяло не терять цель при качке и использовать более узкий луч. Английские радары сантиметрового диапазона были весьма совершенны и быстро вытеснили предшествовавшие им станции первого поколения с большой длиной волны.
С 1941 County оснащались также специализированными радарными системами для управления огнем автоматической зенитной артиллерии. В 1942-44 гг. крейсера серии London получили принятый на вооружение в 1940 дециметровый (50-см) зенитный радар ближнего действия "тип 282". Система имела раздельные антенны типа Yagi (приемную и передающую), монтировавшиеся на зенитных директорах Mk I, и приемник со стандартным указателем типа "А" и механическим курсором. Радар использовал очень узкий луч (всего 8°) и мог обнаруживать цели на дистанции до 22 миль. В дополнение к нему в 1941-44 гг. "лондоны" получили зенитный радар "тип 285", являвшейся развитием 282-го. В тот же период эту систему установили и на Norfolk. На нем и на крейсере London антенны "тип 285" монтировались на крыльях носовой надстройки рядом с зенитными директорами, на остальных - на носовой и на кормовой надстройках. В 1944-45 гг. все крейсера, кроме Shropshire, оснастили дециметровой (50-см) РЛС "тип 283" для управления огнем универсальной артиллерии при больших углах возвышения орудий, разработанной в 1941. Эта система также имела 2 раздельные антенны типа Yagi и прибор для автоматической постановки противосамолетной завесы типа ABU (Auto Barrage Unit). Когда по данным прибора авиационное соединение противника достигало заранее определенного "оборонительного рубежа", автоматически производился единственный залп универсальной артиллерии. Система позволяла использовать любую дистанцию от 0 до 5,5 км при времени полета снаряда от 0 до 6 сек.
Радарное вооружение County II и III серий в годы войны. |
||||||||||||
Название корабля |
Год |
A тип 279 |
A тип 281 |
В тип 273 |
С тип 281В |
C тип 277 |
С тип 293 |
D тип 284 |
D тип 274 |
Е тип 282 |
Е тип 285 |
Е тип 283 |
London |
1941 |
+ (02) |
— |
— |
— |
— |
— |
+ (02) |
— |
— |
+ (02) |
— |
|
1942 |
+ |
— |
+ (01) |
— |
— |
— |
+ |
— |
— |
+ |
— |
|
1943 |
+ |
— |
+ |
— |
— |
— |
+ |
— |
+ (05) |
+ |
— |
|
1944 |
+ |
— |
+ |
— |
— |
— |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
|
1945 |
+ |
— |
+ (07) |
— |
+ (07) |
— |
+ |
— |
+ |
+ |
+ (03) |
Devonshire |
1939 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
1940 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
1941 |
— |
+ (05) |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
1942 |
— |
+ |
+ (03) |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
1943 |
— |
+ |
+ |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
1944 |
— |
+ (03) |
+ |
+ |
— |
— |
— |
— |
+ (03) |
+ (03) |
+ (03) |
|
1945 |
— |
— |
+ |
+ |
— |
— |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
Sussex |
1939 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
1940 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
1941 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
1942 |
— |
+ (08) |
+ (08) |
— |
— |
— |
— |
— |
+ (08) |
+ (08) |
— |
|
1943 |
— |
+ |
+ |
— |
— |
— |
— |
— |
+ |
+ |
— |
|
1944 |
— |
+ |
+ |
— |
— |
— |
— |
— |
+ |
+ |
— |
|
1945 |
— |
+ (03) |
+ |
+ (03) |
+ (03) |
+ (03) |
— |
— |
+ |
+ |
+ (03) |
Shropshire |
1939 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
1940 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
1941 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
1942 |
— |
+ (02) |
+ (02) |
— |
— |
— |
— |
— |
+ (02) |
+ (02) |
— |
|
1943 |
— |
+ |
+ |
— |
— |
— |
— |
— |
+ |
+ |
— |
|
1944 |
— |
+ |
+ |
— |
— |
— |
— |
— |
+ |
+ |
— |
|
1945 |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
— |
— |
— |
+ |
+ |
— |
|
|
|
|
|
|
(II пол) |
|
|
|
|
|
|
Norfolk |
1939 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
1940 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
1941 |
— |
+ (09) |
+ (09) |
— |
— |
— |
+ (09) |
— |
— |
+ (09) |
— |
|
1942 |
— |
+ |
+ |
— |
— |
— |
+ |
— |
— |
+ |
— |
|
1943 |
— |
+ |
+ |
— |
— |
— |
+ |
— |
— |
+ |
— |
|
1944 |
— |
+ (11) |
+ (11) |
+ (11) |
+ (11) |
+(11) |
+ (11) |
+ (11) |
— |
+ |
+ (11) |
|
1945 |
— |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
— |
+ |
— |
+ |
+ |
Примечание: в скобках указан месяц монтажа или демонтажа радара.
Обозначения:
А - радар воздушного обнаружения;
В - радар надводного обнаружения;
С - универсальный радар;
D - радар управления огнем артиллерии ГК;
Е - радар управления огнем зенитной артиллерии.
Прочие изменения. В 1941-42 гг. мачты-однодеревки крейсеров заменили треногами, что было вызвано ростом весовой нагрузки на них из-за установки радарных антенн. На крейсере Sussex треногий грот установили перед кормовой надстройкой, которую, в свою очередь, также перенесли несколько дальше в корму. В этот же период Norfolk лишился своей кормовой галереи. Около 1942 с крейсеров сняли вторые якоря правого борта, а их клюзы заварили. Развитие радарного оборудования также повлияло и на прожекторную оснастку кораблей, состав которой значительно уменьшился. В начале 1942 на крейсере London сняли кормовой 44-дюймовый прожектор, его место заняла площадка с антенной радара "тип 273". До конца войны были демонтированы все большие прожектора "лон-донов" и крейсера Norfolk. Сняли и переднюю пару сигнальных прожекторов крейсера London.
Влияние изменений на увеличение водоизмещения. Выше уже шла речь о более чем 1000-тонном приросте водоизмещения крейсера London в результате модернизации. Подобным образом влияли на водоизмещение крейсеров и проведенные в ходе войны ремонтно-реконструкционные работы и перевооружения. Например, после окончания основательного ремонта крейсера Sussex в августе 1942 инженеры-кораблестроители верфи York Hill на Клайде произвели замеры и по известной осадке крейсера определили, что водоизмещение корабля в результате частичной реконструкции, установки радаров и зениток, увеличения боезапаса и снабжения значительно возросло. Имеются аналогичные данные (они также приведены в таблице) по другим крейсерам типа County, причем особенно впечатляют результаты замеров водоизмещения крейсера Norfolk, сделанные еще в 1943, т.е. за полтора года до установки основной массы радарного и зенитного вооружения.
Влияние изменений на увеличение водоизмещения |
||||
Водоизмещение |
Sussex август 1942 |
Norfolk май 1943 |
Shropshire июнь 1943 |
Devonshire март 1944 |
Пустого |
10560 |
10884 |
10577 |
10673 |
Стандартное |
10800 |
10944 |
10800 |
10925 |
с половинным запасом топлива |
12722 |
13086 |
12757 |
12917 |
Полное |
14282 |
14600 |
14283 |
14450 |
Окраска. В межвоенный период корабли, в основном, несли светло-серую окраску. В 1937 после проведения ремонтных работ дымовые трубы крейсера Norfolk были выкрашены в серый цвет, значительно более темный по сравнению со светлыми бортами и надстройками. В период гражданской войны в Испании на возвышенных башнях "В" крейсеров появились знаки государственной принадлежности в виде трех полос красного, белого и синего цвета.
Во время войны County в полной мере испытали все новации Адмиралтейства в области окраски и камуфляжа. Сначала они были перекрашены из светло-серого в темно-серый цвет, а с 1940 на них начали применять камуфляжи различных цветосочетаний. Единообразие наступило в последний год войны - крейсера покрасили по стандартной адмиралтейской схеме - светло-серая окраска с широкой темной полосой над ватерлинией. И только Shropshire, входивший тогда в состав австралийского флота, был монотонно серым.
Плавсредства. Крейсера типа County оснащались стандартным набором плавсредств. Например, в 1930 при вступлении крейсера Dorsetshire в строй он имел следующий их состав:
- 36-футовый (10,97-м) гребной барказ, расположенный по левому борту за ТА;
- три 35-фут. (10,66-м) моторных барказа по обе стороны от III дымовой трубы и по правому борту за ТА;
- два 32-фут. (9,75-м) катера по обе стороны I дымовой трубы;
- 30-фут. (9,14-м) ял на кильблоках под стрелой крана;
- два 27-фут. (8,22-м) вельбота по бортам у кормовой надстройки;
- два 16-фут. (4,87-м) тузика на кильблоках слева от кормовой надстройки и на спардеке за III дымовой трубой.
Дополнительно корабли оснащались 18,5-фут. (5,64-м) спасательными плотами.
В ходе службы состав и схема расположения плавсредств неоднократно менялись и проследить все эти перемены по каждому конкретному кораблю невозможно. Остается лишь констатировать тот факт, что в военный период имела место тенденция к увеличению количества спасательных плотов за счет тяжелых плавсредств.
Экипаж. Штатная численность экипажей крейсеров серии London в мирное время составляла 700 (650) чел., "норфолков" - 710 (650). По другим данным, на крейсере London в 1930 служили 690 чел. (40 офицеров и 650 нижних чинов), на других крейсерах - даже 785 чел. В военное время численность экипажа, естественно, увеличивалась. Известно, что к концу войны экипажи Devonshire и Sussex насчитывали по 852 чел., Norfolk - 819, a London - 789.
County серии Kent отличались хорошими условиями обитания экипажей, на крейсерах же последних серий в результате некоторой перепланировки помещений эти условия еще более улучшились. Старшие офицеры размещались в одноместных каютах, младшие - в двухместных. Матросские кубрики были просторными и хорошо вентилировались и отапливались. Крейсера оснащались всем необходимым для обеспечения экипажу нормальных бытовых условий. На каждом имелись пекарня, лазарет, судовые лавка и церковь.