Перемены в вооружении в военный период.

 

Наибольшим изменениям в годы войны подверглось зенитное вооружение кораблей. И если средства ПВО даль­него действия на большинстве крейсеров типа County (кро­ме австралийского Canberra) были просто доведены до единого стандарта - 4 102-мм установки MkXVI/MkXIX, то автоматическая артиллерия ближнего боя претерпела бо­лее существенные количественные и даже качественные перемены. Подробности изменений средств ПВО по каж­дому кораблю смотрите в приведенной ниже таблице и комментариях к ней.

Уже первые месяцы войны обнажили перед англичана­ми всю остроту проблемы недостаточности зенитного воо­ружения. В первую очередь это касалось зенитных авто­матов, зарекомендовавших себя наиболее эффективным средством борьбы с немецкими пикирующими бомбарди­ровщиками, а впоследствии и с японскими торпедоносца­ми. Для начала было необходимо увеличить число огне­вых точек, а то и вообще вооружить корабли автоматичес­ким оружием, ведь далеко не все из них имели таковое.

В частности, немодернизированные единицы серии London получили 8-ствольные "пом-помы" только в 1941-42 гг., на остальных крейсерах последних серий имелось лишь по 2 таких автомата.

Одновременно с увеличением количества стволов на повестку дня встал вопрос о замене устаревших образцов оружия более современными. Стандартным легким зенит­ным вооружением начального периода войны являлись многоствольные "пом-помы" MkVIII и 12,7-мм пулеметы. Негативные качества 12,7-мм "виккерса" нам уже извест­ны. Разработанная в конце 20-х гг. многоствольная уста­новка 2-фунт. "пом-помов" тогда превосходила все зару­бежные зенитные средства ближнего действия и за этим успехом как-то потерялся тот факт, что она была беспер­спективной. Боевые действия вскрыли или, вернее, резко обозначили давно известные многочисленные недостатки "пом-пома", такие как большой вес и зависимость от ис­точников энергии, малая скорость наводки и постоянное "заедание" подачи боеприпасов. Самым существенным недостатком являлась невозможность значительно повы­сить скорость снаряда у среза ствола. Она равнялась все­го 622 м/сек, хотя конструкторам удалось довести ее до 707-731 м/сек. Из-за низкой начальной скорости даль­ность огня составляла всего 4500 м, причем прицельная -вдвое меньше. Проведенные в начале войны испытания показали превосходство швейцарских 20-мм "эрликонов" и шведских 40-мм "бофорсов", имевших начальную ско­рость 857-881 м/сек. Кроме того, эффективная дальность "бофорсов" вдвое превышала показатели "пом-помов", а "эрликоны" имели вчетверо большую скорострельность при примерно одинаковой досягаемости по высоте. Одностволь­ные "импортные" автоматы после принятия на вооружение начали поступать на корабли британского флота: "эрлико­ны" - с 1941, а "бофорсы" только в 1942 (на County - соот­ветственно в 1941 и 1945). Впоследствии одноствольные "эрликоны" начали вытесняться сдвоенными установками на станке, аналогичном станку для одноствольного "бофорса". Кстати, именно "эрликоны" оказались единственным видом зенитного вооружения, способным принять участие в попытке отразить убийственные атаки японской авиации при потоплении крейсеров Cornwall и Dorsetshire в апреле 1942. К сожалению, лицензионное производство этого вооружения в Англии еще только разворачивалось и они поступали на флот в очень ограниченном количестве, не­достаточном для оснащения сразу всех кораблей. В связи с острым дефицитом этих автоматов англичане продолжа­ли усиливать корабельные ПВО при помощи дополнитель­ных "пом-помов", доводя количество зенитных стволов до полусотни (например, на Devonshire в 1943). Однако даже этого оказалось мало и дальнейшее увеличение количества зенитных средств происходило иногда за счет артиллерии ГК. Так, крейсера Devonshire (в марте 1944 г), Norfolk (но­ябрь 1944) и Sussex (март 1945) лишились кормовых башен "X" и на их месте были установлены зенитки. С этой же целью использовалось и освободившееся после демонтажа бесполезного авиационного вооружения пространство.

Не избежали County и экстравагантных видов зенитного вооружения, появившихся в поисках новых вариантов усиле­ния противовоздушной защиты кораблей. В июне 1940 на крейсера Sussex и Norfolk поставили по 2 пусковые установ­ки 76-мм зенитных НУРСов UP-Unrotated Projectile, ориги­нальных, но совершенно непрактичных, как и большинство полуфантастических "средств ПВО". В 1941, после гибели линейного крейсера Hood, пожар на котором связывали с боезапасом установок UP, они исчезли со всех британских кораблей. В этом же году на крейсерах типа County начался демонтаж крупнокалиберных пулеметов Виккерса, причем первым их лишился Norfolk. Орудия салютационной стрель­бы были сняты раньше, в самом начале войны.

 

Зенитное вооружение County II и III серий в военный период.

Название

корабля

Год

Vickers

102мм

(1)MkV

Vickers

102мм

(2)

MkXVI

/MkXIX

Vickers

40 мм (8)

MkVIII/

MkVI

Vickers

40 MM (4)

MkVIII

/MkVII

Bofors

40мм(1)

MkN1

/Mk III

Oerlikon

20 MM (1)

Mk IV

/Mk III 7

Oerlikon

20 мм (2)

Mk IV

/MkV7

Vickers

12,7 мм (4)

Mk III /Mk I

UP *8

London

1941

4(02)

2(02)

2(02)

-

 

1942

4

2

8(01)

2(01)

-

 

1943

4

2

15(05)

-

 

1944

4

2

12 (02)

4(02)

-

 

1945

4

2

4(07)

4(07)

8(07)

-

Devonshire

1939

8

2

-

 

1940

8

2

-

 

1941

8

2(05) *1

2(09)

2

-

 

1942

8 (конец

4 (конец

2

8(03)

2

-

 

1943

года)

года)

4 (сер.

2 (сер.

12 (сер.

2 (сер.

-

 

1944

4

года) *2

года)

года)

года)

-

 

1945

4

6(03) *3

10 (03)

11(03)

-

 

 

4

б4

 

 

10

11

-

Sussex

1939

8

2

 

1940

8

2

2

 

1941

8

2

(сер.

 

1942

8(08)

4(08)

2(08) *2

10(08)

2(08)

года)

 

1943

4

2

21 (12)

2

 

1944

4

2

21

2(08)

 

1945

 

4

6(12)*5

 

 

6(03)

4(03)

 

Shropshire

1939 1940 1941

8

8

8

-

-

-

-

-

2(06) *1

-

-

7(02)/10

2

2

2

 

 

 

 

 

 

 

(кон.

 

 

 

 

1942

8(02)

4(02)

2

года)

7(06)

2(06)

 

1943

4

2

6(06)

7

 

1944

-

4

2

6

7

 

1945

4

2

11(кон.

6

7 (кон.

 

 

 

 

 

 

года)

6 (кон.

года)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

года)

 

 

 

Dorsetshire

1939

4

2

2

-

 

1940

4

2

2

-

 

1941

4

2

2

-

 

1942

4

2

9 (нач.

2

-

 

 

 

 

 

 

 

года)

 

 

 

Norfolk

1939

4

2

2

-

Примечания к таблице: - в скобках даны месяцы установки и демонтажа вооружения;

- ТТХ артсистем приведены в 1-й части монографии.

Комментарии по системе установки:

*1 - по обеим сторонам от кормовой надстройки;

*2 - рядом, за носовой надстройкой;

*3 - рядом, на месте демонтированной башни "X";

*4-по другим данным, это были 4-ствольные установки MkVIII/MkVII;

*5 - так же, как на Dorsetshire;

*6-по обе стороны от II трубы и кормовой надстройки и на месте башни "X";

*7 - количество и места монтажа "эрликонов" часто менялись, поэтому проследить перемены в их расположении по каждому кораблю оказалось невозможным;

*8 - на крышах башен "В" и "X".

 

Торпедное вооружение. В 1943-44 гг. крейсера полу­чили парогазовые торпеды Mk IX образца 1930 г. При мень­шем общем весе (1692,4 кг против 1862,5 кг у Mk VII) они обладали повышенным боезарядом (340 кг) и большими скоростями - 35 и 40 уз (при дальности хода 12740 и 9100 м соответственно). В июне 1943 со Shropshire и в марте 1945 с Sussex для облегчения перенасыщенных зенитны­ми автоматами кораблей торпедные аппараты сняли.

Авиационное вооружение. Быстрое развитие радио­локации вскоре после начала войны свело на нет значе­ние бортовой гидроавиации как основного средства веде­ния разведки. Поэтому в ходе ремонтов (London и Norfolk в мае, Shropshire - в июне и Sussex в декабре 1943, Devonshire в марте 1944) англичане демонтирова­ли катапульты, используя освободившееся про­странство для установки зенитных автоматов. Однако все крейсера сохранили краны, a London и ангары.

Радиолокационное оборудование начало по­ступать на вооружение County последних серий с начала 1941. Хотя в большинстве своем радиолока­торы уже являлись универсальными, тем не менее, они разрабатывались каждый для своей цели. За­данная узкая целенаправленность радарных систем обусловила наличие на одном корабле довольно большого числа типов радарных установок (до 6).

Несколько слов о способе установки и распо­ложении оборудования. Все главные посты нахо­дились ниже броневой палубы, под ее защитой. В носовой и кормовой надстройках имелось лишь несколько вспомогательных постов в специальных рубках. Основная масса передающих антенн раз­мещалась на фок-мачте, приемное оборудование - на грот-мачте. Число и тип радаров в ходе войны неоднократно менялось. Всего в военный период на воо­ружении County II и III серий состояло 11 типов радарных систем (на "кентах" только 7).

Первым радиолокационное оборудование получил в ходе модернизации London. В начале 1941 на нем устано­вили радар дальнего воздушного обнаружения, "тип 279". Его более совершенным аналогом стала универсальная РЛС "тип 281", позволявшая обнаруживать воздушные цели на дистанции около 150 км. Такие станции смонтировали на остальных крейсерах последних серий в 1941-42 гг. Недо­статком обеих систем являлась довольно низкая надеж­ность ввиду того, что требовалось обеспечить синхронное вращение отдельных приемной и передающей антенн, и отказ любого элемента отдельных передатчика и прием­ника выводил из строя систему в целом. Поэтому в 1944-45 гг. радары "тип 281" на всех крейсерах, кроме Shropshire, заменили его усовершенствованным вариан­том "тип 281В", имевшим комбинированные приемно-передающую антенну, обычно размещавшуюся на гроте, и аппаратуру.

Другими универсальными системами, иногда даже до­полнявшими "281В", являлись 10-см локаторы "тип 293" и "тип 277". Они могли обнаруживать как надводные, так и воздушные цели на дистанции до 25 миль и высотах от 100 м до 6 км. "Тип 293" был принят на вооружение во второй половине 1943 и часто служил для целеуказания. В 1944 им оснастили Norfolk, годом позже - Shropshire. Округлая антенна радара крепилась спереди на фок-мач­те. РЛС "тип 277" была разработана на основе 293-го и поступила на корабли Королевского флота в 1944. Ее прин­ципиально новую антенну непрерывного сканирования в виде тарелки смонтировали на отдельных площадках в районе кормовой надстройки на крейсерах Norfolk (1944 г.), London, Sussex, Shropshire (в 1945).

В 1941-42 гг. все крейсера, кроме Dorsetshire, оснас­тили поисковой РЛС обнаружения надводных целей "тип 273". На крейсере London имевшую форму цилиндра ан­тенну системы установили на отдельной площадке на кор­мовой надстройке, на Devonshire такую площадку с антен­ной поместили перед кормовой надстройкой, а на осталь­ных - перед носовой надстройкой (впоследствии также пе­ренесены в корму). На крейсерах Norfolk и London эти радары прослужили соответственно до 1944 и 1945 гг.

Для управления огнем артиллерии ГК на крейсерах Norfolk и London служили установленные в 1941 локаторы "тип 284". Антенна станции монтировалась на главном артиллерийском директоре. Однако локатор оказался ненадежным из-за частой интерференции с радиопередатчиком. На крейсере Norfolk в конце 1944 "тип 284" заменили новой, 10-см РЛС "тип 274". Из-за характерной формы обтекателя антенны, почему-то ассоциировавшейся у англичан с головкой сыра, станция получила жаргонное прозвище "chease". Антенна стабилизировалась в вертикальной плоскости гироскопом, что позволяло не терять цель при качке и использовать более узкий луч. Английские радары сантиметрового диа­пазона были весьма совершенны и быстро вытеснили предшествовавшие им станции первого поколения с большой длиной волны.

С 1941 County оснащались также специализированны­ми радарными системами для управления огнем автомати­ческой зенитной артиллерии. В 1942-44 гг. крейсера се­рии London получили принятый на вооружение в 1940 де­циметровый (50-см) зенитный радар ближнего действия "тип 282". Система имела раздельные антенны типа Yagi (приемную и передающую), монтировавшиеся на зенитных директорах Mk I, и приемник со стандартным указателем типа "А" и механическим курсором. Радар использовал очень узкий луч (всего 8°) и мог обнаруживать цели на дистанции до 22 миль. В дополнение к нему в 1941-44 гг. "лондоны" получили зенитный радар "тип 285", являвшей­ся развитием 282-го. В тот же период эту систему устано­вили и на Norfolk. На нем и на крейсере London антенны "тип 285" монтировались на крыльях носовой надстройки рядом с зенитными директорами, на остальных - на носо­вой и на кормовой надстройках. В 1944-45 гг. все крейсе­ра, кроме Shropshire, оснастили дециметровой (50-см) РЛС "тип 283" для управления огнем универсальной артилле­рии при больших углах возвышения орудий, разработан­ной в 1941. Эта система также имела 2 раздельные антен­ны типа Yagi и прибор для автоматической постановки противосамолетной завесы типа ABU (Auto Barrage Unit). Когда по данным прибора авиационное соединение противника достигало заранее определенного "оборонительного ру­бежа", автоматически производился единственный залп уни­версальной артиллерии. Система позволяла использовать любую дистанцию от 0 до 5,5 км при времени полета снаряда от 0 до 6 сек.

 

Радарное вооружение County II и III серий в годы войны.

Название

корабля

Год

A

тип 279

A

тип 281

В

тип

273

С тип

281В

C

тип

277

С

тип

293

D

тип

284

D

тип

274

Е

тип

282

Е

тип

285

Е

тип

283

London

1941

+ (02)

+ (02)

+ (02)

 

1942

+

+ (01)

+

+

 

1943

+

+

+

+ (05)

+

 

1944

+

+

+

+

+

 

1945

+

+ (07)

+ (07)

+

+

+

+ (03)

Devonshire

1939

 

1940

 

1941

+ (05)

 

1942

+

+ (03)

 

1943

+

+

 

1944

+ (03)

+

+

+ (03)

+ (03)

+ (03)

 

1945

+

+

+

+

+

Sussex

1939

 

1940

 

1941

 

1942

+ (08)

+ (08)

+ (08)

+ (08)

 

1943

+

+

+

+

 

1944

+

+

+

+

 

1945

+ (03)

+

+ (03)

+ (03)

+ (03)

+

+

+ (03)

Shropshire

1939

 

1940

 

1941

 

1942

+ (02)

+ (02)

+ (02)

+ (02)

 

1943

+

+

+

+

 

1944

+

+

+

+

 

1945

+

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

(II пол)

 

 

 

 

 

 

Norfolk

1939

 

1940

 

1941

+ (09)

+ (09)

+ (09)

+ (09)

 

1942

+

+

+

+

 

1943

+

+

+

+

 

1944

+ (11)

+ (11)

+ (11)

+ (11)

+(11)

+ (11)

+ (11)

+

+ (11)

 

1945

+

+

+

+

+

+

Примечание: в скобках указан месяц монтажа или демонтажа радара.

Обозначения:

А - радар воздушного обнаружения;

В - радар надводного обнаружения;

С - универсальный радар;

D - радар управления огнем артиллерии ГК;

Е - радар управления огнем зенитной артиллерии.

 

Прочие изменения. В 1941-42 гг. мачты-однодеревки крейсеров заменили треногами, что было вызвано ростом весовой нагрузки на них из-за установки радарных ан­тенн. На крейсере Sussex треногий грот установили перед кормовой надстройкой, которую, в свою очередь, также перенесли несколько дальше в корму. В этот же период Norfolk лишился своей кормовой галереи. Около 1942 с крейсеров сняли вторые якоря правого борта, а их клюзы заварили. Развитие радарного оборудования также повли­яло и на прожекторную оснастку кораблей, состав кото­рой значительно уменьшился. В начале 1942 на крейсере London сняли кормовой 44-дюймовый прожектор, его ме­сто заняла площадка с антенной радара "тип 273". До конца войны были демонтированы все большие прожектора "лон-донов" и крейсера Norfolk. Сняли и переднюю пару сиг­нальных прожекторов крейсера London.

Влияние изменений на увеличение водоизмещения. Выше уже шла речь о более чем 1000-тонном приросте водоизмещения крейсера London в результате модерни­зации. Подобным образом влияли на водоизмещение крей­серов и проведенные в ходе войны ремонтно-реконструкционные работы и перевооружения. Например, после окон­чания основательного ремонта крейсера Sussex в августе 1942 инженеры-кораблестроители верфи York Hill на Клай­де произвели замеры и по известной осадке крейсера оп­ределили, что водоизмещение корабля в результате час­тичной реконструкции, установки радаров и зениток, уве­личения боезапаса и снабжения значительно возросло. Имеются аналогичные данные (они также приведены в таб­лице) по другим крейсерам типа County, причем особенно впечатляют результаты замеров водоизмещения крейсера Norfolk, сделанные еще в 1943, т.е. за полтора года до уста­новки основной массы радарного и зенитного вооружения.

 

Влияние изменений на увеличение водоизмещения

Водоизмещение

Sussex август 1942

Norfolk май 1943

Shropshire июнь 1943

Devonshire март 1944

Пустого

10560

10884

10577

10673

Стандартное

10800

10944

10800

10925

с половинным запасом топлива

12722

13086

12757

12917

Полное

14282

14600

14283

14450

 

Окраска. В межвоенный период корабли, в основном, несли светло-серую окраску. В 1937 после проведения ре­монтных работ дымовые трубы крейсера Norfolk были выкрашены в серый цвет, значительно более темный по срав­нению со светлыми бортами и надстройками. В период граж­данской войны в Испании на возвышенных башнях "В" крей­серов появились знаки государственной принадлежности в виде трех полос красного, белого и синего цвета.

Во время войны County в полной мере испытали все но­вации Адмиралтейства в области окраски и камуфляжа. Сна­чала они были перекрашены из светло-серого в темно-серый цвет, а с 1940 на них начали применять камуфляжи различ­ных цветосочетаний. Единообразие наступило в последний год войны - крейсера покрасили по стандартной адмирал­тейской схеме - светло-серая окраска с широкой темной полосой над ватерлинией. И только Shropshire, входивший тогда в состав австралийского флота, был монотонно серым.

Плавсредства. Крейсера типа County оснащались стан­дартным набором плавсредств. Например, в 1930 при вступ­лении крейсера Dorsetshire в строй он имел следующий их состав:

- 36-футовый (10,97-м) гребной барказ, расположен­ный по левому борту за ТА;

- три 35-фут. (10,66-м) моторных барказа по обе сто­роны от III дымовой трубы и по правому борту за ТА;

- два 32-фут. (9,75-м) катера по обе стороны I дымовой трубы;

- 30-фут. (9,14-м) ял на кильблоках под стрелой крана;

- два 27-фут. (8,22-м) вельбота по бортам у кормовой надстройки;

- два 16-фут. (4,87-м) тузика на кильблоках слева от кормовой надстройки и на спардеке за III дымовой трубой.

Дополнительно корабли оснащались 18,5-фут. (5,64-м) спасательными плотами.

В ходе службы состав и схема расположения плавс­редств неоднократно менялись и проследить все эти пере­мены по каждому конкретному кораблю невозможно. Ос­тается лишь констатировать тот факт, что в военный пери­од имела место тенденция к увеличению количества спа­сательных плотов за счет тяжелых плавсредств.

Экипаж. Штатная численность экипажей крейсеров се­рии London в мирное время составляла 700 (650) чел., "норфолков" - 710 (650). По другим данным, на крейсере London в 1930 служили 690 чел. (40 офицеров и 650 ниж­них чинов), на других крейсерах - даже 785 чел. В военное время численность экипажа, естественно, увеличивалась. Из­вестно, что к концу войны экипажи Devonshire и Sussex насчитывали по 852 чел., Norfolk - 819, a London - 789.

County серии Kent отличались хорошими условиями обитания экипажей, на крейсерах же последних серий в результате некоторой перепланировки помещений эти ус­ловия еще более улучшились. Старшие офицеры разме­щались в одноместных каютах, младшие - в двухместных. Матросские кубрики были просторными и хорошо венти­лировались и отапливались. Крейсера оснащались всем необходимым для обеспечения экипажу нормальных бы­товых условий. На каждом имелись пекарня, лазарет, су­довые лавка и церковь.