HMS London
Головной корабль II серии County носил название графства Юго-Восточной Англии и, одновременно, столицы Великобритании, являвшееся традиционным для Royal Navy (RN) с 1636. Один из "лондонов", 54-пушечный парусный линкор, по приказу Петра Великого был куплен в Англии графом Ф.С. Салтыковым и без изменения названия вошел в состав Балтийского флота в 1715. Правда, российская служба "англичанина" оказалась короткой - 1.10.1719 он сел на мель у Толбухиной косы, где был разбит волнами. С тех пор мель, на которой погиб корабль, стали называть Лондонской. Другой London, 90-пушечный линкор, побывал у российских берегов во время Крымской войны, активно действуя на Черном море в составе англо-французской эскадры. Предшественником тяжелого крейсера являлся головной корабль серии двухтрубных броненосцев, вошедших в состав Королевского флота в 1902-04 гг. (Bulwark, London, Prince of Wales, Queen, Venerable). В марте и июне 1915 он принимал участие в Дарданелльской операции, в 1917 переоборудован в минный заградитель и 3 года спустя продан на слом.
Одиннадцатый по счету London был заложен 23 февраля 1926 на военной верфи Portsmouth Dockyard и спущен на воду 14 сентября 1927, причем крестной матерью крейсера стала супруга лорда-мэра Лондона. После завершения комплектации и приемных испытаний корабль вошел в строй 31 января 1929, получив тактический номер 69, дополненный в 1947 буквенным обозначением - С 69. Вскоре он был зачислен в 1-ю крейсерскую эскадру, входившую в состав британского Средиземноморского флота (Mediterranean Fleet), и отбыл к месту службы.
В 1931 на португальском острове Мадейра вспыхнул мятеж против диктатуры генерала А.О. Кармоны, 5 лет назад возглавившего военный переворот, который положил конец парламентской форме правления в стране. Для защиты интересов и безопасности своих граждан иностранные государства выслали в этот район военные корабли. Представлявший Великобританию крейсер London высадил в крупнейшем порту Мадейры, Фуншале, десант морской пехоты.
Очередным международным кризисом в Средиземноморье стала война в Абиссинии (Эфиопии), в связи с чем Средиземноморский флот Британии был приведен в состояние боевой готовности и значительно усилен за счет других флотов RN. Основной фактор, вызвавший осложнение, заключался в том, что нападение Италии на Абиссинию представляло серьезную потенциальную угрозу важнейшим коммуникациям Британской империи, связывающим метрополию с колониями на Востоке - Индией, Малаккским полуостровом, Цейлоном и тихоокеанскими доминионами. Англичане были вынуждены провести демонстрацию силы своего флота. В важнейших средиземноморских и ближневосточных базах сосредоточились крупные соединения кораблей. Например, в Александрии находились 5 линкоров, авианосец, 5 тяжелых крейсеров (в том числе London, Devonshire и Shropshire) и 5 легких (типа Leander), 22 эсминца и множество других кораблей. Демонстрация не предотвратила войну, которая началась 3 октября 1935. Предполагавшаяся англичанами блокада итальянских портов, ввиду нейтральной позиции Франции и отсутствия согласия между Испанией, Грецией и Турцией, не состоялась. От войны Великобританию удержало лишь то, что в это время Германия денонсировала Версальский договор и ввела войска в Рейнскую область. Военные действия в Абиссинии длились до мая 1936, когда итальянцы все же добились победы, но боевая готовность Средиземноморского флота была отменена лишь в июле.
В этом же месяце (18 июля) вспыхнул фашистский путч против республиканского правительства Испании. В конфликт вмешались европейские государства и 9 сентября 1936 был создан так наз. "Комитет по невмешательству в дела Испании". Под прикрытием этой организации, призванной предотвратить всякую иностранную интервенцию в эту страну, немцы и итальянцы оказывали действительную помощь мятежникам генерала Франко людьми и оружием. Англичане непосредственного участия в боевых действиях не принимали, в полной мере следуя букве устава "комитета". В начальный период войны London - попеременно с крейсером Shropshire - нес дозор в районе Барселоны, ведя наблюдение за эвакуацией беженцев и граждан нейтральных государств.
В октябре 1936 крейсер отправился на верфь для ремонта, который длился до начала следующего года. В мае он принял участие в грандиозном параде флота в Спитхеде по случаю 25-летней годовщины коронации короля Георга V. Затем крейсер снова получил направление в 1-ю эскадру и прибыл в Средиземное море, где (теперь уже с Sussex) занимался патрулированием испанских берегов, а также представительской деятельностью, посетив с визитом Венецию в августе 1937. В марте 1939, еще до окончания гражданской войны, London был направлен на верфь в Четеме для проведения модернизационных работ. Начало II мировой войны крейсер встретил на верфи. Тяготами военного времени объясняется и тот факт, что модернизационный период длился еще полтора года.
22 февраля 1941 модернизированный крейсер зачислили в 22-ю эскадру крейсеров из состава Флота Метрополии (Home Fleet), занимавшего в RN особое положение. Об этом, пожалуй, стоит рассказать подробнее, тем более что именно корабли Home Fleet задействовались в полярных конвойных операциях и в его состав в разное время входили большинство County. В 1941 Королевский флот Великобритании оставался самым крупным в мире. Наряду с обороной метрополии он решал не менее значимые задачи по охране колоний и караванов, обеспечивавших Британию жизненно важными для нее грузами. Поэтому, грозный на бумаге, он имел сравнительно скромные силы близ британских берегов. Весной 1941 отвечавший непосредственно за оборону метрополии Home Fleet под командованием адмирала сэра Дж. К. Тови имел в своем составе 2 линкора, 2 авианосца, 5 крейсеров и около 20 эсминцев. Руководство флотом осуществляли Адмиралтейство во главе с Первым морским лордом сэром Д. Паундом, Объединенный комитет начальников штабов, а также плановый и разведывательный комитеты. Они определяли не только расстановку сил флота Его Величества при проводке караванов, но и, совместно с Министерством военного транспорта, само формирование конвоев по всем направлениям из Великобритании и обратно.
В составе 22-й эскадры London занимался, в основном, конвойной службой. В мае крейсер назначили к сопровождению караванов из Южной Атлантики. 26 мая на широте Азорских островов он был отозван из состава эскорта конвоя SL.75, следовавшего по маршруту Сьерра-Леоне - Англия, для участия в операции по поиску немецкого линкора Bismarck, 2 днями ранее потопившего линейный крейсер Hood. Безрезультатный поиск завершился в конце месяца сообщением о потоплении рейдера и коротким заходом в Батерст, после чего London вместе с эсминцем Brilliant включился в "охоту" за германскими судами снабжения в Атлантике. Операция принесла успех. 4 и 5 июня London и Brilliant настигли танкеры Esso Hamburg (9849 т) и Egerland (9798 т), экипажи которых затопили свои суда, а спустя 2 недели та же судьба постигла блокадопрорыватель Babitonga (4422 т), следовавший из Бразилии и встреченный тяжелым крейсером 21 июня. Следует отметить, что гибель этих судов не была случайной, являясь результатом деятельности британской разведки, которая могла расшифровывать перехваченные немецкие радиограммы.
В начале сентября крейсер вернулся из Атлантики в Англию, а 15 сентября начались англо-американские переговоры о взаимопомощи, на которых также обсуждалась необходимость срочной поддержки Советского Союза. 27 сентября на борту крейсера London в Архангельск прибыли личные представители президента Ф. Рузвельта А. Гарриман и Г. Стэрди и уполномоченный английского правительства, министр по делам снабжения лорд У. Бивербрук. Миссия союзников направлялась в Москву для встречи со Сталиным и проведения переговоров о поставках в СССР. Переход в Архангельск прошел без инцидентов, если не считать затруднений с проводкой в устье реки Маймаксы (рукав Северной Двины) такого крупногабаритного корабля, каким являлся London. Потомственный архангельский лоцман Б.П. Пустошный вспоминал об этом так: "Длина крейсера составляла 210 м, ширина - 36(?!) . Мне пришлось на предельной осадке при полной воде, когда под килем почти не было ее запаса, заводить крейсер в порт. Мною же он был выведен в море".
В обратный путь London отправился на следующий день, по пути сопровождая (28.09. - 2.10.) конвой QP1, состоявший из 7 союзнических и 8 советских судов. Плавание в полярных условиях увеличило деформацию корпусных конструкций корабля, и без того значительных, и в октябре крейсер был направлен на верфь на р. Тайн. Здесь в период с 30.10. 1941 по 25.01.1942 он прошел ремонт, после чего вернулся к эскортированию северных конвоев.
Первым из них стал PQ15, самый крупный караван со времени начала конвойных операций в СССР, вышедший из Исландии 26 апреля. Он состоял из 26 транспортов и усиленного эскорта, в который помимо 6 эсминцев, 4 минных тральщиков и 4 вооруженных траулеров входили корабль ПВО (конверсионный грузопассажирский пароход) Ulster Queen и, впервые, авиакатапультное торговое судно Empire Morn, оснащенное катапультой и истребителями разового использования, предназначавшимися для уничтожения вражеских самолетов-разведчиков. Другой новацией стало включение в состав эскадры дальнего прикрытия американских кораблей: линкора, 2 крейсеров и 4 эсминцев. London и легкий крейсер Nigeria (флаг контр-адмирала Барроу) в течение нескольких дней (28.04. - 2.05.) осуществляли ближнее прикрытие конвоя, прибывшего в Мурманск 4 мая и потерявшего от авианалетов 3 судна и траулер. Ощутимее оказалась потеря боевых кораблей, произошедшая в результате досадных ошибок самого эскорта. Так, эсминец Punjabi погиб под форштевнем флагманского линкора King George V, а субмарину Р551 (польская подлодка Jastrzab) пришлось затопить после ошибочной атаки ее кораблями эскорта. На этом неудачи Home Fleet не закончились. 29 апреля U456 потопила поврежденный немецкими эсминцами легкий крейсер Edinburgh из состава охранения встречного конвоя QP11. А вечером 13 мая из Кольского залива вышел легкий крейсер Trinidad, получивший повреждение от собственной торпеды во время проводки каравана PQ13 и направлявшийся теперь на капитальный ремонт в США. Крейсер охраняли 4 эсминца, до рубежа 200-мильной зоны предусматривалось авиационное сопровождение советскими истребителями, а дальнее прикрытие осуществляли соединения кораблей адмиралов Барроу и Тови. В состав последнего, оперировавшего ближе к берегам Норвегии, кроме крейсера London, входили 2 линкора, авианосец, американский тяжелый крейсер Tuscaloosa и 9 эсминцев. Несмотря на тщательную разработку и солидное обеспечение, эта операция стала еще одним серьезным поражением англичан. Вследствие не выполнения приказа экипажами дальних истребителей Пе-3, которые, вместо непосредственного сопровождения английской корабельной группы, ограничились разведкой вдоль норвежского побережья, она была обнаружена немецкими разведчиками уже утром 14 мая. Затем появились бомбардировщики и торпедоносцы. Зенитчики крейсера и эсминцев охранения отразили более 20 воздушных атак, но в конце концов Trinidad был накрыт серией из 4 бомб. Вспыхнувший на крейсере пожар 15 мая стал неконтролируемым и эсминец Matchless добил агонизирующий корабль.
В операции по проводке знаменитого конвоя PQ17 London принимал участие в качестве флагманского корабля крейсерской группы контр-адмирала Л.Г.К. Гамильтона, состоявшей из 4 тяжелых крейсеров и 3 эсминцев. Группа вышла из Сейдисфиорда 30 июня и осуществляла ближнее прикрытие конвоя, держась от него на расстоянии до 50 миль. PQ17 должен был стать приманкой для тяжелых кораблей Кригсмарине, которые предполагалось тем самым подставить под огонь англо-американской эскадры адмиралов Тови и Р.Гиффена. 4 июля в 21.11 на флагманском London приняли приказ Первого лорда Адмиралтейства: "Из-за угрозы нападения надводных кораблей противника конвою рассредоточиться и следовать в русские порты". Еще через час обе группы эскорта ушли, оставив с пароходами лишь небольшие корабли прикрытия. Печальные последствия рокового решения Адмиралтейства достаточно полно описаны в 1-й части монографии. Остается добавить, что крейсера Гамильтона после бесплодных поисков так и не вышедшей в море линкорной группы немцев 6 июля прибыли в Скапа-Флоу, отказавшись и от намечавшегося прикрытия встречного конвоя QP13.
Следующие эпизоды эскортной службы крейсера London - его участие в проводке сентябрьского каравана Р018 в составе крейсерской группы вице-адмирала С.С.Бонэм-Картера (тяжелые крейсера Suffolk, London и флагманский Norfolk) и осуществление совместно с Suffolk и 3 (5) эсминцами ближнего прикрытия обратного конвоя QP15 в ноябре. По возвращении из последнего похода крейсер был выведен в резерв и вновь направлен на верфь на р. Тайн, где с 21 декабря по 17 мая 1943 прошел плановый ремонт. Во второй половине года вместе с тяжелыми крейсерами Kent и Norfolk и легким Belfast совершил несколько патрульных походов в Северное и Норвежское моря, оперируя из Гвалфиорда и Скапа-Флоу.
В ноябре London прибыл в Средиземное море, чтобы доставить из Александрии в Англию британскую военную делегацию, принимавшую участие в работе закончившейся 1 декабря конференции в Тегеране, а по прибытии на родину 27 декабря отправился в Розайт на ремонт, который длился до 2 февраля 1944.
Последовавшее сразу за окончанием ремонта назначение в 4-ю крейсерскую эскадру направило корабль в состав Восточного флота (Eastern Fleet), оперировавшего в Индийском океане. Вследствие недоукомплектованности корабельного состава эта часть RN в течение почти 2 лет находилась в бездействии и служила, в основном, резервом для других британских флотов. В начале 1944 действия союзников в Юго-Восточной Азии активизировались, что повлекло за собой и усиление Eastern Fleet, в котором к середине марта насчитывалось уже 2 линкора, 1 линейный, 1 тяжелый (London) и 5 легких крейсеров, а также англо-голландское соединение эсминцев. Однако командующий Восточным флотом адмирал Дж. Сомервилл располагал лишь одним авианосцем Illustrious, что было явно недостаточно для проведения масштабных операций против японских баз в этом регионе. Прибытие других английских авианосных кораблей в ближайшее время не ожидалось и было решено усилить Восточный флот взятым "взаймы" у американцев авианосцем Saratoga, который уже находился на переходе из Тихого океана. 21 марта выходом из Тринкомали и Коломбо кораблей Сомервилла началась операция Diplomat, в ходе которой был произведен поиск японской крейсерской группы на судоходном маршруте из Австралии на Средний Восток, а в полдень 27 марта к ЮЗ от Кокосовых островов союзная эскадра встретилась с американским соединением TG.58.5 (Saratoga и 3 эсминца охранения). 2 апреля союзные силы вернулись в Тринкомали. Их первой боевой акцией стала начавшаяся 16 апреля операция Cockpit, целью которой являлась японская военно-морская база в Сабанге, на северо-восточном побережье Суматры, защищавшая вход в Малаккский пролив. Ударная группа TF.70, в составе авианосцев и кораблей охранения (линейный крейсер Renown, тяжелый крейсер London и 6 эсминцев), прикрывалась соединением TF.69 -линкоры Queen Elizabeth, Valiant и французский Richelieu, легкие крейсера Newcastle. Nigeria, Ceylon, Gambia, голландский Tromp и 9 эсминцев. 19 апреля палубная авиация союзников нанесла удар по порту и аэродромам Сабанга, уничтожив 2 нефтехранилища, торговое судно, а на аэродромах - 24 японских самолета.
Перед уходом Saratoga на ремонт в США по японским базам в Ост-Индии был нанесен еще один удар, на этот раз в рамках операции Transom. Утром 17 мая авиационные группы авианосцев совершили не совсем удачный налет на базу в Сурабае на о. Ява, потопив торговое судно и уничтожив 12 самолетов. В этом рейде London действовал в составе сил дальнего прикрытия TF.65, к которым он присоединился вместе с тяжелым крейсером Suffolk 14 мая после проводки каравана из 7 танкеров.
Действия флота активизировались с прибытием авианосцев Victorious и Indomitable и замены в конце августа Сомервилла на посту командующего адмиралом Фрезером. 15 октября вице-адмирал А.Пауэр с главными силами флота провел набеговую операцию Millet с целью отвлечь внимание японцев от Филиппин, где вскоре намечалась высадка американцев на о. Лейте. Несколько авианалетов на Никобарские острова, проведенные 17-19 октября в ходе операции, практически ничего не дали, в основном, из-за слабой летной подготовки молодых экипажей самолетов палубной авиации. Тяжелый крейсер London совместно с County 1-й серии Cumberland и Suffolk и 3 эсминцами составлял боевую группу TG.63.2, в течение двух дней (17-18 октября) бомбардировавшую Никобары.
8 апреля 1945 London в составе соединения TF.63 вице-адмирала Г.Т.К. Уокера вышел из Тринкомали и направился к северному побережью Суматры. План операции Sunfish предусматривал нанесение авиационных и артударов по японским базам в районе Малаккского пролива. 11 апреля палубная авиация эскортных авианосцев Emperor и Khedive атаковала Порт-Блэр (Андаманские о-ва) и Эммахевен, а артиллерийские корабли прикрытия (линкоры Queen Elizabeth и Richelieu, тяжелые крейсера London и Cumberland) обстреляли Сабанг. Последующие несколько дней самолеты авианосцев занимались фоторазведкой, после чего 16 апреля были произведены воздушные налеты на Эммахевен и Паданг. Операция завершилась 18 апреля возвращением соединения в Тринкомали. А спустя еще 10 дней, 27 апреля, начался плановый ремонт крейсера на южноафриканской верфи в Симонстаде, длившийся 2 месяца.
2 июля London вошел в состав британского Тихоокеанского флота, с которым действовал до конца войны. 28 августа корабль бросил якорь на рейде Сабанга, куда на следующий день прибыл легкий крейсер Cleopatra с командующим морскими силами в Ост-Индии адмиралом Пауэром. 31 августа на борту крейсера London Пауэр принимал вице-адмирала Хиросе, подписавшего капитуляцию гарнизона Суматры. 3 сентября крейсера London и Cumberland высадили в Сабанге десант, а 12 дней спустя участвовали в операции по ликвидации японского гарнизона в Батавии.
С начала 1946 London занимался перевозкой демобилизованных войск. В августе крейсер прибыл на верфь в Четеме для производства ремонта, который длился почти год, затем получил новое назначение на Дальний Восток. Здесь ему довелось еще раз участвовать в боевой акции, впоследствии получившей название "инцидент на Янцзы".
После окончания II мировой войны британское Адмиралтейство, выказывая полное непонимание сложившихся послевоенных реалий, считало, что функции флота и дальше не будут отличаться от тех, которые он выполнял до сентября 1939. Основными из них являлись британское военное присутствие, утверждение политического влияния Соединенного Королевства и "демонстрация флага" во всех уголках земного шара. Исходя из этого, в 1945-47 гг. была восстановлена сеть баз и пунктов маневренного базирования морских сил и проведена передислокация корабельного состава. Как и прежде, основными подразделениями RN являлись флоты Метрополии, Средиземноморский и Тихоокеанский (Дальневосточный). Кроме того, отряды кораблей базировались в Южной Атлантике (Южная Африка), Вест-Индии (Ямайка и Бермуды) и в Индийском океане (о. Цейлон). Намечалось также создание речной флотилии на р. Янцзы в Китае, где в этот период возобновилась гражданская война. Однако обе китайские стороны, националисты и коммунисты, заявили, что не потерпят иностранного военного присутствия на своей территории. Несмотря на это, RN все же удалось, с согласия националистического правительства, ввести в Янцзы свои корабли, которые являлись единственным инструментом, способным обеспечить в условиях гражданской войны безопасность английской дипломатической миссии в Нанкине, тогдашней столице Китая. Тем не менее, верно оценивая возможности правительства Чан-Кайши и считаясь с возможным возникновением необходимости скорой эвакуации своего посольства, англичане решили усилить его охрану боевым океанским кораблем, введя в Янцзы эсминец Consort. Ситуация резко осложнилась 9 апреля 1949, когда, в связи с наступлением "красных китайцев", националисты заявили, что не могут обеспечить безопасности судоходства на реке. 20 апреля шедший для замены обеспеченного по штатам мирного времени эсминца Consort фрегат Amethyst в 260 км выше устья был обстрелян батареей полевой артиллерии "красных", заподозривших его в перевозке правительственных войск. Севший на мель фрегат за короткое время получил более 50 попаданий 37-105-мм снарядами, в результате чего погибли 19 членов экипажа, в том числе и командир корабля. Радиограмму о помощи с расстреливаемого фрегата получили местное и региональное командование RN в Шанхае и Гонконге. Вверх по реке был отправлен фрегат Black Swan, приказ идти на помощь передали также эсминцу Consort в Нанкине и тяжелому крейсеру London, шедшему из Гонконга и как раз подходившему к Шанхаю. В 13.00 крейсер вошел в Янцзы, а в 20.30. в 80 милях от устья он соединился с ожидавшими его Black Swan и Consort, причем последний уже получил значительные повреждения при попытке выручить Amethyst и поэтому не мог принимать дальнейшего участия в боевых действиях. В 6.00 21 апреля Consort ушел в Шанхай, а остальные корабли начали движение вверх по реке. Общее руководство операцией осуществлял находившийся на борту тяжелого крейсера адмирал Мадден. Первым шел London, в двух милях за них следовал Black Swan. Оба несли государственные флаги большого размера и дополнительно несколько белых полотнищ, символ нейтралитета.
В 40 милях выше по течению London был обстрелян хорошо замаскированной батареей китайцев и ответил огнем главной и средней артиллерии. Однако противник ввел в дело еще несколько полевых батарей, и крейсер, не имея возможности маневрировать в узком речном фарватере и ввести в действие всю свою артиллерию, получил значительные повреждения. В течение 3 часов боя в него попали более 20 снарядов, были выведены из строя обе носовые и одна кормовая башни ГК, причем башня "В" была уничтожена, повреждены носовая надстройка и пункт управления зенитным огнем, убиты 13 и ранены 30 человек. Поэтому Мадден принял решение выйти из боя и, не доходя 15 миль до фрегата Amethyst, крейсер совершил поворот на контркурс, а в 14.30 вышел из зоны действия огня китайцев. На обратном пути в результате полученных попаданий на корабле вспыхнул пожар, вскоре потушенный аварийными партиями. В бою с, как минимум, 5 полевыми батареями London израсходовал 132 снаряда ГК, 442 102-мм и около 2000 зенитных снарядов. Black Swan, следовавший до начала боя за тяжелым крейсером и с первыми выстрелами получивший приказ занять позицию вне досягаемости огня противника, поддерживал крейсер издали и никаких повреждений не получил. Оба корабля вернулись в Шанхай в 19.30, а фрегат Amethyst вышел из Янцзы лишь 3 месяца спустя, тараня преграды и потопив по пути китайский катер. События на Янцзы символизировали окончание длительного периода присутствия значительных сил иностранных государств во внутренних китайских водах. Двери в Срединную империю, широко открытые перед европейскими государствами еще в период опиумных войн, неожиданно захлопнулись. Вместе с тем, они знаменовали для Royal Navy закат былой эры "вездесущего флота". London прошел ремонт в Шанхае, а 18 июня, выйдя из Гонконга, взял курс к родным берегам. В сентябре он прибыл в Четем, где месяц спустя был выведен в резерв. Еще через 2 месяца (3 января 1950) крейсер продали на слом, и 25 января он уже прибыл на верфь Уарда в Барроу.
Двенадцатый London (D16/Swan, Hunter & Wigham Richardson, Walsend-on-Tyne/ 26.02.1960/ 07.12.1961/ 04.11.1963) - ракетный эсминец типа Devonshire (или также County - см. 13-й Kent) - с 1982 вошел в состав флота Пакистана под названием Babur (C84), в 1988 был модернизирован, а 5 лет спустя продан на слом.
Тринадцатый - и пока последний корабль этого имени в Королевском флоте (экс - Bloodhound /F95/Yarrow Ltd, Glasgow/07.02.1983/27.10.1984/05.05.1987) - ракетный фрегат типа Boxer (проект 22 Bath 2 - Beaver, Boxer, Brave, Coventry, London, Sheffield /1984-88/ 4800 т.е./ 146,5 x 14,8 x 6,4 м/ 30 уз/ 2 x II ПКРК Exocet , 2 x VI 3PK Sea Wolf, 2 x II 30 мм зен., 2 x I-20 мм зен., 2 x III ПЛТА кал 324 мм, 1-2 BT.) входит в состав флота Великобритании в настоящее время.