HMS Sussex
Графство Сассекс расположено на южном побережье Англии (с 1947 административно разделено на Восточный и Западный Сассекс) и его имя до конца XX века употреблялось в качестве названия кораблей Королевского флота четырежды. Первый Sussex вошел в строй в 1652, но уже в следующем году погиб от пожара. Следующий корабль этого имени, парусный линкор II класса, получил при спуске на воду в 1757 название Union, в 1802 был переоборудован в госпитальное судно, в связи с чем ему присвоили новое имя - Sussex. На счету старого линкора числилось немало битв - в заливе Киберон (20.11.1759), при Уэссане (12.12.1781) и под Тулоном (28.08.1793). В 1816 корабль был разобран.
Четвертым это имя получил тяжелый крейсер типа County, заложенный 1.02.1927 на верфи R.& W.Hawtorn, Leslie & Co.,Ltd. в Хебберне-он-Тайн. Спуск на воду состоялся почти через год, 22.02.1928. Крестной матерью крейсера стала леди Леконфилд, супруга лорда-лейтенанта одноименного графства. Корабль вошел в строй 19.03.1929, получив тактический номер 96 (с 1947 - С9б).
Службу начинал традиционно - в Первой эскадре крейсеров. В 1934 был направлен в Австралию для замены переведенного в состав Средиземноморского флота тяжелого крейсера Australia. На переходе на борту Sussex находился направлявшийся в Австралию с визитом герцог Глостер. Его Королевское Высочество совершил на крейсере круиз в австралийских водах, причем обязанности почетного эскорта нес еще один County - Canberra. 10 декабря герцог на крейсере Australia отбыл с визитом в Новую Зеландию, a Sussex оставался в составе RAN (Royal Australian Navy) до сентября 1935, когда в связи с абиссинским кризисом он вновь был переведен в Средиземное море. Здесь в октябре он вошел в состав отряда кораблей в Порт-Саиде (вместе с легкими крейсерами Colombo и Emerald), а в 1937 перешел в Александрию, сменив ушедший на родину крейсер Australia.
С начатом гражданской войны в Испании Sussex совместно с крейсером London патрулировал испанские воды в южной зоне ответственности Британии. С ним же Sussex совершил визит вежливости в Венецию в августе 1937. В августе 1938 вместе с линейным крейсером Hood прибыл в Пальму на о.Мальорка, где последний принял на борт экипаж британского судна, потопленного в ходе авианалета. 17 августа оба крейсера взяли курс на Мальту, откуда Sussex был направлен в Англию. На Средиземном море крейсер вновь появился в начале 1939.
Вскоре после начала войны Sussex перевели в Южную Атлантику, где он включился в масштабную операцию, проводившуюся союзными флотами по поиску германского "карманного" линкора Admiral Graf Spee. Операция отличалась размахом - линкор, два авианосца, девять крейсеров английских и два линкора, авианосец и пять крейсеров французских составили восемь поисковых групп (Force F - N). Force H, в которую входили Sussex и Shropshire, патрулировала в районе мыса Доброй Надежды. В ходе операции крейсерам Force H была поставлена еще одна задача - поиск германского судна снабжения Altmark. Для этой цели командующий ВМС в Южной Атлантике вице-адмирал д'Ойли-Лайон решил усилить Force H кораблями Force К (авианосец Ark Royal, линейный крейсер Renown и легкий крейсер Neptune). Altmark не нашли, но 2 декабря южноафриканской авиацией был обнаружен германский блокадопрорыватель Watussi (9552 т), на перехват которого тотчас же вышли Sussex и Renown. Однако захватить немецкое судно не удалось, поскольку оно было затоплено экипажем сразу же после отдания крейсером Renown сигнала остановиться.
В конце декабря Sussex получил назначение в 4-ю эскадру крейсеров Восточного флота и прибыл на Цейлон 6 января 1940. 30 января в Коломбо Sussex и легкий крейсер Hobart вступили в охранение конвоя войсковых транспортов US.1, эскортируемого линкором Ramillies и следующего в Суэц с контингентом австралийских и новозеландских войск на борту. 8 февраля конвой миновал Аден и 12-го прибыл в Суэц, после чего корабли эскорта возвратились в свои базы.
В конце марта крейсер пришел на ремонт в Ливерпуль, а по окончании работ был включен в состав 1-й крейсерской эскадры Home Fleet, флагманским кораблем которой являлся Devonshire. Четыре месяца спустя Sussex направили на очередной ремонт в Глазго. 18 сентября, в ходе одного из авианалетов, в стоящий в доке (Princess Dock) крейсер попала 250-кг бомба, взорвавшаяся в районе второго машинного отделения. Вспыхнувший пожар вскоре стал неконтролируемым и угрожал взрывом зарядных погребов кормовых башен, во избежание чего командир принял решение о их затоплении. В результате крейсер сел кормой на дно дока, получив значительный крен на правый борт. В таком положении Sussex оставался до октября, когда корабль был поднят, а в ноябре его отбуксировали на верфь York Hill Bassin на Клайде. Ремонтные работы продолжались почти два года и закончились в августе 1942. В сентябре Sussex вновь получил назначение в 1-ю эскадру.
Еще в августе 1942 немцы начали очередную кампанию переходов блокадопрорывателей из Германии в Японию и обратно. В Японию доставлялись военные материалы и техника, с Дальнего Востока - сухогрузы, в основном каучук. В феврале 1943, когда ожидался проход прерывателей, возвращавшихся в Европу, через самую узкую часть Атлантики, в район Азорских островов были высланы крейсера Флота Метрополии. 23(26) февраля самолет американских ВВС Liberator обнаружил в 500 милях от мыса Финистерре подозрительный танкер и доложил об этом по радио. Патрулировавший в 190 милях Sussex принял донесение и пошел на перехват. Вечером того же дня танкер был потоплен. Им оказался прерыватель Hohenfriedberg, бывший норвежский Herborg (7892 т), захваченный 19.06.1942 немецким вспомогательным крейсером Thor (Schiff 10 - Raider E). Примечательно, что Sussex оказался в том же положении, что и Devonshire во время боя с Atlantis. Опасаясь действовавших в этом районе субмарин, крейсер не стал подбирать немецкий экипаж и быстро ушел. Танкер действительно сопровождался тремя подлодками, одна из которых, U 264, сделала по Sussex торпедный залп. Эти же подлодки спасли команду танкера.
В марте крейсер в очередной раз получил назначение в 4-ю эскадру, но еще несколько месяцев находился в Южной Атлантике. В декабре прошел ремонт в Бомбее, по окончании которого, в январе 1944, присоединился, наконец, к кораблям Eastern Fleet на Цейлоне. В феврале-марте соединение кораблей флота, состоявшее из авианосца Illustries, крейсеров Sussex и Gambia и двух эсминцев, осуществляло поиск предполагавшихся немецких блокадопрорывателей в районе к юго-западу от Кокосовых островов (операция Sleuth).
Следующий ремонт, с июня 1944 по март 1945, проходил в Ширнессе, причем крейсер номинально числился в 10-й крейсерской эскадре Home Fleet. После окончания ремонта Sussex вновь был направлен на Дальний Восток, где в июле принял участие в освобождении от японцев Малаккского полуострова. 24-26 июля в составе соединения вице-адмирала Уокера (линкор Nelson, эскортные авианосцы Ameer и Empress, Sussex и 4 эсминца) прикрывал траление от мин прибрежных вод полуострова. Попутно палубная авиация нанесла удар по занятому японским гарнизоном Кра Истмус, а корабли эскорта обстреляли береговые сооружения. 26 июля состоялась первая и единственная атака камикадзе на корабли Восточного флота, в результате которой Sussex и авианосец Ameer получили повреждения, а тральщик Vestal был потоплен.
Но дни японской военщины уже были сочтены и месяц спустя, после официальной капитуляции Японии, началась сдача японских гарнизонов в Юго-Восточной Азии. 4 сентября в Сингапур из Бомбея прибыл конвой из транспортов с войсками 5-й индийской дивизии, штабом XV корпуса и британской 3-й бригадой коммандос. В охранении находились Sussex, эсминец и 7-я флотилия тральщиков. В тот же день на борту Sussex генерал-лейтенант Итагаки и вице-адмирал Фукудоме подписали акт капитуляции Сингапура и военного округа Джохор, после чего прибывшие войска произвели высадку.
Следующим районом, в котором действовал Sussex, стала Голландская Ост-Индия. В течение октября англо-индийские войска высадились на Яве и Суматре, и к концу месяца все японские гарнизоны на архипелаге сложили оружие. Однако индонезийцы не собирались вновь подчиняться голландскому владычеству и продолжавшие прибывать британские армейские части фактически пытались содействовать восстановлению контроля Голландии над своей бывшей колонией. 1 ноября в Сурабаю пришел очередной конвой во главе со штабным кораблем Bulolo, доставивший на Яву подразделения 5-й индийской дивизии. Эскортирование транспортов осуществляли Sussex и три эсминца. Высадка войск состоялась на следующий день. Начиналась четырехлетняя вооруженная борьба Индонезии за независимость.
Sussex оставался в составе Тихоокеанского флота Британии еще около года, а в сентябре 1946 был выведен в резерв в Девонпорте. Полгода спустя его снова ввели в строй, направив в базировавшуюся на Гонконг 5-ю эскадру крейсеров, в составе которой он находился с середины 1947 до конца 1948. В феврале 1949 вернулся на родину, выведен в резерв, а в конце года исключен из списков флота. 3 января 1950 Sussex продали на слом и в феврале он прибыл на верфь Arnott Young в Далмюре для разборки, которая завершилась в январе 1955.
В качестве корабельного названия имя Sussex больше не появлялось.