HMS/HMAS Shropshire
Четвертый и последний крейсер II серии County стал единственным кораблем Royal Navy, носившим название графства Шропшир, расположенного в Западной Англии. Крейсер строился на шотландской верфи Beardmore в Глазго (24.02.1927 /5.07.1928 / 12.09.1929). 24 сентября, после проведения необходимых испытаний, Shropshire вошел в строй, получив тактический номер 73. Первым командиром корабля стал кэптен Р.У. Олдхэм, а первый дальний поход начался 9 ноября, когда крейсер оставил Англию, направляясь, по традиции, в Средиземное море.
В апреле 1932 Shropshire вернулся в Англию для профилактического ремонта и освидетельствования, проведенного на верфи в Чегеме 4 апреля. Вновь получив назначение в 1-ю эскадру, крейсер прибыл в Гибралтар 29 апреля. Очередное докование в Четеме началось 28 ноября 1934 и к Рождеству корабль вернулся в Средиземное море. В период абиссинской войны Shropshire стационировал в Александрии, а в начале гражданской войны в Испании прикрывал эвакуацию соотечественников и беженцев в Барселоне (22.08.-16.09.1936). После введения системы контроля (в ночь на 20.04.1937) крейсер начал патрулирование испанских вод в северной (1-й) зоне ответственности Британии. В этот период имели место частые инциденты с военными кораблями франкистов, пытавшимися задержать британские торговые суда. Так, Shropshire вместе с линейным крейсером Hood и 3 эсминцами "освободил" недалеко от Бильбао задержанное легким крейсером Almirante Cervera английское судно Thorpehale. Следующий инцидент произошел 25 апреля, когда тот же Cervera попытался задержать у мыса Майор британский пароход Oakgrove.
Следующий визит в Англию стал более продолжительным из-за 4-месячного ремонта, закончившегося в октябре 1937. 10 ноября Shropshire в четвертый раз получил назначение в 1-ю эскадру, а в 1938 стал флагманским кораблем ее командующего, контр-адмирала Каннингхэма, чей флаг крейсер носил до 25 мая 1939.
Первый месяц войны крейсер оставался в Средиземноморье, в октябре вместе с Sussex был переведен в Южную Атлантику, где крейсера составили группу Force H, патрулировавшую в поисках "карманного" линкора Admiral Graf Spee на маршруте от мыса Доброй Надежды до параллели о. Св. Елены. Рейдер обнаружить не удалось, но поиск не оказался безрезультатным. 9 декабря Shropshire перехватил немецкий блокадопрорыватель Adolf Leonhard (2990 т), экипаж которого затопил свое судно, несмотря на все попытки англичан помешать этому.
Спустя 4 дня Admiral Graf Spee получил значительные повреждения в бою с Force G коммодора Харвуда у Ла-Платы и ушел в Монтевидео. Адмиралтейство незамедлительно начало стягивать в этот район дополнительные силы для блокады рейдера в порту. 15 декабря приказом Адмиралтейства Shropshire был отправлен к Ла-Плате, а 18-го, после того, как Graf Spee был взорван своим экипажем, перенацелен в Порт-Стэнли в распоряжение Харвуда. В дальнейшем крейсер вместе с Dorsetshire эскортировал поврежденный в бою в устье Ла-Платы тяжелый крейсер Exeter во время его перехода с Фолклендов во Фритаун. Затем последовали очередной ремонт в Англии (по другим данным, в Симонстаде) и патрульно-эскортная служба на маршруте Капштадт-Дурбан-Момбаса-Аден. В мае 1940 Shropshire был задействован в проводке конвоя US.3, следовавшего в Англию в составе 6 войсковых транспортов-лайнеров (Mauretania, Queen Mary, Aquitania, Empress of Britain, Empress of Japan, Empress of Canada) с австралийскими и новозеландскими войсками на борту. Крейсер вступил в охранение каравана 20 мая, сменив австралийский крейсер Canberra, и совместно с Cumberland эскортировал конвой до 14 июня, когда к 3 от Гибралтара их сменили линейный крейсер Hood, авианосец Argus и 6 эсминцев. Караван вошел в Клайд 1 июля.
В июне-июле на крейсере проводился ремонт, затем последовало назначение в 4-ю эскадру крейсеров. С октября до середины февраля 1941 Shropshire действовал в Индийском океане против Итальянского Сомали, поддерживая наступление британских и южно-африканских войск, предпринятое из Кении. 2 февраля 1941 Shropshire совместно с легкими крейсерами Ceres и Colombo блокировал сомалийский порт Кисимайо. Вскоре для поддержки наступающих войск с моря командующий морскими силами района вице-адмирал Литэм сформировал группу Force Т (крейсера Shropshire, Ceres, Capetown, Hawkins, авианосец Hermes, эсминец Kandahar) под командованием командира Shropshire кэптена Эдельстена. 12 февраля при огневой поддержке Shropshire Кисимайо был взят.
22 февраля началась поисковая операция против "карманного" линкора Admiral Scheer, обнаруженного корабельным самолетом крейсера Glasgow к В от Мадагаскара. К поиску подключились и корабли Force Т. Операция закончилась ничем, после чего Shropshire отправился на ремонт в Англию (в ряде источников в качестве места ремонта опять указывается Симонстад). По окончании ремонта крейсер в августе вошел в состав 1-й эскадры Ноте Fleet и в течение следующих двух месяцев принимал участие в арктических операциях флота, в том числе проводке каравана PQ16 в Архангельск. Арктический эпизод в жизни Shropshire оказался очень коротким и после 4-месячного ремонта в Четеме (17.10.1941 - 16.02.1942) сменился патрульно-эскортной службой в Южной Атлантике, прервавшейся лишь однажды, в апреле 1942, приходом на ремонт в Девонпорт.
Последовавшая 9 августа гибель австралийского тяжелого крейсера Canberra в ночном бою у о. Саво заметно повлияла на дальнейшую судьбу Shropshire, поскольку правительство Британии посчитало необходимым компенсировать эту потерю передачей Королевскому флоту Австралии (RAN) равноценного корабля из состава собственного флота. Возможно, выбор пал на Shropshire именно потому, что на нем еще предстояло провести большой объем ремонтных работ. Тем не менее, крейсер был отозван из состава South Atlantic Station и 23 декабря 1942 в Четеме кэптен RN Дж. Т. Борретт сдал командование крейсером, которое 4 дня спустя принял коммандер RAN Д.Г. Харрис, ответственный за предстоящий ремонт и приемку крейсера в состав австралийского флота. 7 апреля 1943, еще в ходе значительных по объему ремонтных и модернизационных работ (именно тогда, кстати сказать, Shropshire лишился торпедного и авиационного вооружения), в командование крейсером вступил кэптен RAN Дж. Э. Коллинз, а сам корабль формально передан RAN 20 апреля. Однако окончание ремонта затянулось до 12 июня и лишь 25 июня командующий силами флота в Норе адмирал сэр Дж. д'Ойли-Лайон официально передал крейсер австралийцам.
На Тихий океан Shropshire отправился из Скапа-Флоу в августе, попутно эскортируя гибралтарский конвой, 4 сентября достиг Капштадта, 3 недели спустя - Фримантла, и, наконец, прибыл в Сидней 2 октября. 30 октября в Брисбейне он присоединился к кораблям Австралийской эскадры (Task Force - TF.74), которой командовал уже знакомый нам контр-адмирал Виктор Э.К. Кратчли, державший свой флаг на Australia.
5 дней спустя TF.74 в составе тяжелых крейсеров Australia и Shropshire, 2 австралийских и 2 американских эсминцев было переброшено в район Новых Гебридов для поддержки действовавших там американских войск генерала Макартура. Американцы продвигались на СЗ, неуклонно усиливая давление на восточный фланг японской группировки на архипелаге Бисмарка и Новой Гвинее. Находившимися в распоряжении Макартура морскими силами (7-й Флот США) командовал вице-адмирал Т. Кинкейд. Они состояли, в основном, из 2 оперативных соединений: TF.74 контр-адмирала Кратчли и американского TF.75 контр-адмирала Р.К. Берки в составе легких крейсеров Phoenix, Nashvill, Boise и эсминцев. Скромные по корабельному составу силы во взаимодействии с морской авиацией 7-го Флота США прикрывали десантные операции Vll-й Амфибийной группы (TF.76), напоминавшие скорее переправы с берега на берег.
В декабре 1943 TF.74 задействовалось в операциях в районе о. Новая Британия, прикрывая высадку десантов на о. Арава (13-14 декабря, операция Director) и на мыс Глостер, юго-западную оконечность Новой Британии (26-27 декабря, операция Dexterity). В январе 1944 цепная реакция боевых действий перекинулась на новогвинейский полуостров Гуон, где в районе Сайдора попали в окружение 12000 японских солдат 18-й армии генерал-лейтенанта Адати. После эвакуации генерала субмариной I-177, японцы с большими потерями пробились через джунгли к Мадангу. Прикрытие и огневую поддержку десантной операции осуществляли корабли Кратчли. В феврале Shropshire, сменив ушедший на ремонт Australia, становится флагманом TF.74, в марте действует против японских гарнизонов на островах Адмиралтейства, а в конце апреля поддерживает огнем высадку американских войск в заливе Гумбольдта на северном побережье Новой Гвинеи (операция Reckless). В мае TF.74 прикрывало захват района Вакде-Сарми и лежащего у северного побережья Новой Гвинеи о. Биак, причем в последнем случае японский флот попытался помешать ходу операции переброской на Биак подкреплений. Однако выполнявшие эту задачу эсминцы контр-адмирала Сакондзю 8 июня были отогнаны крейсерами и эсминцами Кратчли.
В середине июня Shropshire ушел ремонтироваться в Сидней, но уже 12 июля вновь поддерживал с моря действия 6-й армии в районе Айтапе, а 28 июля участвовал в бомбардировке расположенного напротив о. Биак мыса Сансапор, захваченного десантом 2 дня спустя. В июле в командование соединением TF.74 вступил бывший командир Shropshire коммодор Дж. Коллинз, сменивший Кратчли и также поднявший флаг на Australia. Командиром Shropshire стал кэптен Николз.
Сансапор стал последней остановкой Макартура в Новой Гвинее на долгом пути к Филиппинам. Но перед высадкой на Филиппины необходимо было захватить в качестве передовых баз несколько островов: Пелелиу, Моротай, Улити. Особое значение в данной ситуации приобретал Моротай, самый северный из Молуккских островов: обладание им должно было нейтрализовать соседний о. Хальмахера, на котором японцы имели сильный гарнизон и 8 аэродромов. Высадку на остров произвели 15 сентября под прикрытием и при огневой поддержке обоих оперативных соединений флота, а также 6 эскортных авианосцев.
20 октября началось десантирование американских войск в заливе Лейте. Командование Императорского флота решило задействовать в контрдесантной операции все боеспособные надводные силы. Для этого из серии подготовленных планов Sho (яп. "победа") японцы выбрали первый, согласно которому их артиллерийские корабли, выйдя разными маршрутами в залив Лейте, должны были внезапно появиться там 25 октября и уничтожить транспорты, эскортные авианосцы и корабли прикрытия. Реализация плана Sho-1 привела к крупнейшему морскому сражению. Собственно, битва за Лейте распадается на 4 отдельных боя: в море Сибуян 24 октября, в проливе Суригао 24-25 октября, у о. Самар 25 октября, у мыса Энгано 25-26 октября. Тяжелому крейсеру Shropshire довелось участвовать во втором из этих боев, ставшем последним в истории классическим сражением больших артиллерийских кораблей. Накануне, 21 октября, флагманский Australia получил повреждения в результате атаки камикадзе, а командующий TF.74 коммодор Коллинз был тяжело ранен, в связи с чем остальные корабли соединения вошли в состав TF.75 контр-адмирала К.Берки. В свою очередь, TF.75 (TG.77.3) стало составной частью сил контр-адмирала Дж. Б. Олдендорфа (TF.77), которые должны были преградить дорогу японскому Южному Соединению адмиралов Нисимура и Сима.
Американский адмирал правильно заключил, что противник будет прорываться в залив Лейте проливом Суригао, и решил встретить его там, забрав из сил огневой поддержки 7-го Флота 6 старых, но с мощной артиллерией линкоров, а также крейсера и эсминцы. Линкоры Олдендорф развернул поперек пролива, а крейсера поставил на флангах, причем крейсерская группа Каунта Берки - Shropshire и легкие крейсера Boise и Phoenix - оказалась правофланговой. Эсминцы должны были атаковать японцев на подходе.
В 3.23. 25 октября на экранах радаров показалась колонна кораблей Нисимуры. К этому моменту она сократилась в результате торпедных атак эсминцев до флагманского линкора Yamashiro, тяжелого крейсера Mogami и эсминца Shigure (3 японских эсминца были потоплены или потеряли ход, а от попадания торпеды в линкор Fuse взорвался боезапас и корабль разломился). Теперь колонна японских кораблей представляла собой слишком маленькую ножку к поперечному "бревну" "Т", которым Олдендорф собирался накрыть противника.
В 3.51. Олдендорф приказал крейсерам открыть огонь, поскольку они находились на 2-3 мили ближе к противнику, чем линкоры. Через 2 минуты Yamashiro, а за ним и корабли его колонны снизили скорость до 12 уз, но продолжали следовать на север, стреляя по видимым целям, т.к. не имели радаров. А наиболее "видимым" в данной ситуации являлся именно Shropshire, поскольку выстрелы Boise и Phoenix, равно как и левофланговых американских крейсеров, использовавших беспламенный порох, не давали такой яркой вспышки, каковыми сопровождалась стрельба австралийского крейсера. На самом Shropshire сверкание собственных залпов попросту ослепляло людей, находившихся в открытых боевых постах. Поэтому до вступления в акцию главной артиллерии американских линкоров японские корабли стреляли, ориентируясь, главным образом, по частым вспышкам выстрелов Shropshire. А стрельба последнего была как никогда частой! Вот как оценивал огневое действие крейсера его командир Николз: "Был достигнут очень высокий темп огня частыми залпами - не менее 8 залпов в течение 2 минут. Такой темп" стрельбы главным калибром превышает все прежние артиллерийские показатели и свидетельствует о прекрасной выучке башенных расчетов". По мнению артиллерийских офицеров крейсера, в течение 15 минут (с 3.56. до 4.10.) Shropshire сделал 32 залпа, выстрелив 214 снарядов калибра 203 мм и добившись не менее 10 накрытий главной цели - японского линкора. Они же насчитали до 6 японских залпов, упавших вблизи от крейсера.
Тем не менее, дело решили артиллерия линкоров и торпеды эсминцев. Последние минуты боя обреченный Yamashiro шел зигзагом на север, яростно отстреливаясь по ближайшей группе кораблей - правофланговым крейсерам адмирала Берки. Получив в общей сложности 4 торпедных попадания, линкор перевернулся и затонул, унеся с собой большую часть экипажа вместе с вице-адмиралом Нисимурой.
Шедшее примерно в 30 милях за кораблями Нисимуры соединение вице-адмирала Сима, встретив пылавший крейсер Mogami, который управлялся машинами, и достигнув догоравших руин Fuso, повернул назад, а появившиеся утром над проливом целые тучи "эвенджеров" и "хэллдайверов" обнаружили лишь обломки и медленно ползший Mogami, добить который было делом нескольких минут.
Битва в заливе Лейте предрешила исход войны, но не закончила ее. Следующим шагом к победе станет новая операция на Филиппинах - захват важнейшего из этих островов, Лусона. Но для авиационного прикрытия транспортов, следующих в залив Лингайен, и десантируемых там войск требовалось сначала завладеть о. Миндоро, важным исходным пунктом для десанта на Лусоне. Высадка 15 декабря 1944 прошла гладко - на Миндоро было очень мало японцев - но производилась она под непрерывным "градом" камикадзе. В итоге получили повреждения 3 эсминца и эскортный авианосец Marcus Island, были потоплены 5 десантных судов, но особенно досталось флагманскому кораблю десантного соединения контр-адмирала А.Д. Страбла легкому крейсеру Nashville, которому пришлось срочно возвращаться на Лейте. Корабли контр-адмирала Берки, среди которых находился и Shropshire, осуществляли ближнее прикрытие сил вторжения и повреждений не имели.
Десантная операция в заливе Лингайен на Лусоне (январь 1945) достаточно полно описана в истории службы крейсера Australia, совместно со Shropshire входившего в состав группы огневой поддержки десанта TG.77.2 вице-адмирала Олдендорфа. Shropshire, в отличие от словно магнитом притягивавшего к себе камикадзе Australia, не имел повреждений, хотя 7 января 2 самолета самоубийц упали в непосредственной близости от крейсера.
В конце января американскими войсками проводилась серия десантных операций в западной части Лусона. 29-30 января Shropshire в составе сил дальнего прикрытия TG.74.3 контр-адмирала Берки участвовал в одной из таких высадок, этапной операции Mike VII, в ходе которой подразделения 6-й армии США десантировались в заливе Субик Бэй. Вслед затем австралийский крейсер стал флагманским кораблем резервной группы флота под командованием коммодора RAN Фарнкомба. 14 февраля группа Фарнкомба (помимо Shropshire в нее входили американские тяжелые крейсера Minneapolis, Portland и 6 эсминцев) пришла в Манильский залив на усиление TG.74.3 Каунта Берки, поддерживавшей с моря наступление на Манилу. Только 4 марта город был очищен от японцев, после этого Shropshire ушел в Сидней для ремонта, продолжавшегося до мая.
Вступив в строй, в июне крейсер принял участие в операции Oboe II, высадке союзнических войск в Баликпапане на о. Борнео. Бомбардировка японских позиций в этом районе острова велась кораблями сразу 3 групп: TG.74.2 (адмирал Риггс), TG.74.3 (адмирал Берки) и TG.74.1 (RAN, коммодор Фарнкомб - Shropshire, легкий крейсер Hobart и 2 эсминца). Она продолжалась с 25 по 30 июня, за этот период корабли союзников израсходовали 38052 снаряда калибром от 3 до 8 дюймов. Shropshire прикрывал высадку войск до 3 июля, затем вернулся на Филиппины, где находился до момента сдачи остававшихся на островах японских гарнизонов. А в конце августа в составе союзной эскадры крейсер присутствовал на церемонии подписания капитуляции представителями правительства Японии. Помимо значительного числа американских кораблей в Токийском заливе (залив Сагами) находились и корабли Британского Содружества, в том числе австралийское соединение TG.70.9, прибывшее из Лейте в составе крейсеров Shropshire и Hobart, 2 эсминцев и 3 тральщиков. В японских водах Shropshire оставался до 17 ноября, когда получил приказ вместе с Hobart следовать в Сидней для ремонта.
Некоторое время крейсер служил в качестве войскового транспорта. Один из рейсов состоялся в мае 1946, когда Shropshire доставил в метрополию контингент австралийских войск для участия в торжествах по случаю первой годовщины победы над Германией. Обратный рейс был сделан в августе.
С января по март 1947 крейсер находился в составе союзной эскадры в японских водах, а по возвращении в Сидней был выведен в резерв. Активная служба корабля закончилась и 10 ноября 1949 его перевели в специальный резерв RAN.
После почти 5-летней стоянки в гавани Сиднея Shropshire был продан на слом компании Thomas W. Ward Ltd, Sheffield, British Iron & Steel (Salvage) Corporation 16 июля 1954. В октябре началась его буксировка голландским буксиром Oostzee на сломовую верфь Arnott Young в Далмюре (Шотландия), куда крейсер прибыл 20 января 1955. 19 сентября полуразобранный корабль отбуксировали в Трун, где он был окончательно разобран.