HMS Dorsetshire
Тринадцатый и последний тяжелый крейсер типа County являлся третьим кораблем Royal Navy, носившим название одного из южных графств Англии - Дорсетшира. Его предшественниками также являлись парусные линкоры III класса XVII-XVIII вв. Первый вошел в строй в 1694 и за свою более чем полувековую службу (разобран в 1749) участвовал в обстреле захваченного в 1704 у Испании Гибралтара, боях под Малагой, у мыса Пассеро (11.08.1718) и под Тулоном. В 1757 его сменил Dorsetshire 2-й, отличившийся в бою в заливе Квиберон и разобранный в 1775.
Новый Dorsetshire строился на верфи Portsmouth Dockyard (21.09.1927 / 29.01.1929 / 16.09.1930) и при вступлении в строй получил тактический номер 40. 30 сентября крейсер был назначен во 2-ю эскадру Атлантического флота, базировавшуюся на Инвергордон. После совместного с Norfolk представительского круиза по Балтике весной-летом 1931, вернулся в базу, где экипаж крейсера принял участие в уже упоминавшейся сентябрьской забастовке флота. Однако, в отличие от остальных кораблей эскадры, вследствие уговоров офицеров забастовка на Dorsetshire закончилась уже через 3 часа.
Весь 1932 прошел в учебных походах, смотрах и представительских визитах, совершенных вместе с остальными кораблями 2-й эскадры - тяжелыми крейсерами Norfolk, York и Exeter. В августе 1933 Dorsetshire определили в 6-ю эскадру крейсеров из состава Южно-Атлантической станции (South Atlantic Station), базировавшуюся на Симонстад, куда крейсер прибыл в сентябре, заменив в составе эскадры ушедший в метрополию легкий крейсер Cardiff. Через полгода, в феврале 1934, Dorsetshire был направлен на ремонт в Девонпорт, где его ждало новое назначение - на Дальний Восток в 5-ю эскадру крейсеров, традиционное место службы британских County серии Kent.
В начале 1935 совершавший кругосветное плавание германский легкий крейсер Karlsruhe зашел с визитом в Гонконг. За время его стоянки в китайском порту экипажи немецкого корабля и тяжелого крейсера Dorsetshire обменялись делегациями. В середине 1937 Dorsetshire ходил в метрополию для ремонта, проводившегося в Плимуте до сентября, а в октябре вновь вернулся на Дальний Восток. 2 месяца спустя - в ходе японо-китайского конфликта - крейсер был направлен в Циндао для защиты интересов и безопасности граждан Великобритании, сменив в этой роли получивший повреждения во время тайфуна Suffolk.
В первой половине 1938 крейсер принимал участие во флотских маневрах в районе Сингапура и вернулся в китайские воды летом. В следующем году ему пришлось участвовать в акции западных держав, направленной на умиротворение японской военщины, не прекращавшей интервенцию против Китая. 12 мая 1939 японские войска совершили высадку в районе международной концессии на полуострове Кулангсу. В зону высадки немедленно прибыли группы кораблей британского (Dorsetshire, легкий крейсер Birmingham, 2 эсминца), американского (легкий крейсер Marblehead, эсминец, канлодка) и французского (легкие крейсера Lamotte Picquet и Emile Berlin) флотов. Уже 17 мая с этих кораблей в заливе Амой был высажен крупный десант, заставивший японцев отступить.
Начало войны крейсер встретил в китайских водах. В октябре его перевели на Цейлон в 4-ю эскадру East Indies Fleet, где Dorsetshire вместе с крейсером Cornwall и авианосцем Eagle включили в поисковую группу Force I, предназначенную для действий против Admiral Graf Spee. 15 декабря Dorsetshire получил приказ идти к Монтевидео для блокады поврежденного в бою у Ла-Платы "карманного" линкора, но тот 17-го был взорван экипажем, и 19 декабря Dorsetshire пришел на Фолкленды, где уже находился Shropshire. Месяц спустя, 18 января 1940, оба крейсера вышли из Порт-Стенли в охранении идущего на ремонт в метрополию тяжелого крейсера Exeter, героя битвы у Ла-Платы. 10 февраля в районе Фритауна поврежденный корабль был передан под эскорт Force К (линейный крейсер Renown, авианосец Ark Royal и крейсер Cumberland). A 3 дня спустя Dorsetshire перехватил в районе Кабу-Фриу идущее из Рио-де-Жанейро в попытке прорваться на родину немецкое судно Wahema (3771 т), которое было затоплено своим экипажем.
В мае-начале июня крейсер ремонтировался в Девонпорте, а затем прибыл во Фритаун в распоряжение командующего силами в Южной Атлантике вице-адмирала Д'Ойли-Лайона. 23 июня пришел в район Дакара, где совместно с авианосцем Hermes и крейсером Australia осуществлял наблюдение за кораблями капитулировавшей недавно Франции. Когда в полдень 25 июня французский линкор Richelieu вышел из Дакара, направляясь в Касабланку, Dorsetshire начал преследовать линкор на дистанции прямой видимости, так что французскому командующему пришлось вернуть корабль обратно в Дакар. Наблюдением за французами в Дакаре и конвойной службой крейсер занимался всю первую половину июля, а затем вместе с австралийским крейсером Canberra и вспомогательными крейсерами Alcantara, Asturias, Pretoria Castle и Bulolo производил поиск в Центральной Атлантике германского рейдера Widder (Schiff 21/Raider "D"), который в ходе полугодового рейда (5.05.-31.10.1940) потопил 10 судов союзников общим тоннажем 58645 т. В конце июля одна поисковая операция сменила другую. На этот раз искали еще более удачливого "корсара" - Schiff 10/Raider "E" Thor (с 6.06.1940 по 30.04.1941 им потоплено 12 судов общим водоизмещением 96602 т). И этому германскому вспомогательному крейсеру удалось уйти от устроенной на него облавы; задав жестокую трепку одному из "охотников" - вспомогательному крейсеру Alcantara - Thor продолжил войну с судоходством союзников.
В конце года Dorsetshire на короткое время перевели в Индийский океан в состав сил, действовавших против Итальянского Сомали. 18 ноября крейсер обстреливал сомалийский порт Занте, а его бортовой самолет нанес бомбовый удар по войсковым складам. В декабре Dorsetshire снова в Южной Атлантике - участвует в поиске очередного германского рейдера, тяжелого крейсера Admiral Scheer. Операция также закончилась ничем.
В первой половине 1941 крейсер нес конвойную службу в Атлантике. В середине мая Dorsetshire вступил в охранение конвоя из Сьерра-Леоне SL.74, но 26 мая на широте Азорских островов оставил эскортируемые суда и на следующий день участвовал в бою британских кораблей с немецким линкором Bismarck (об этом бое и роли Dorsetshire в нем уже было рассказано в предыдущей главе). 29 мая крейсер прибыл в метрополию, доставив туда спасенных членов экипажа линкора. В начале июня на крейсере начались ремонтные работы, а с середины июля он вновь действовал в Южной Атлантике. В конце августа совместно с авианосцем Eagle, легким крейсером Newcastle и вспомогательным крейсером Queen of Bermuda эскортировал из Фритауна войсковой транспорт Durban Castle.
1 декабря крейсер вышел в район о. Св. Елены, где по данным радиоперехватов должно было состояться рандеву немецких субмарин со своим судном снабжения Python. Корабли противника обнаружили после полудня. Находившиеся у борта "снабженца" подводные лодки поспешно погрузились, но только одна из них, UA, была готова к бою, поскольку U68 не успела принять с судна снабжения торпеды. В 17.31 командир Dorsetshire кэптен Эгар отдал приказ сделать 2 предупредительных выстрела в направлении Python. Германское судно остановилось в расчете на атаку британского крейсера одной из своих субмарин. Однако торпедная атака оказалась неудачной: все 5 торпед, выпущенных UA no Dorsetshire, прошли мимо. Это решило судьбу Python. После первого же залпа Dorsetshire экипаж начал покидать судно, которое затем было взорвано командой подрывников. Python затонул в 19.20. Англичане, ожидавшие новой торпедной атаки, не стали заниматься спасением его экипажа и ушли. В воде оказалось более 400 немецких моряков, часть из которых являлись членами команды рейдера Atlantis, 8 дней назад потопленного крейсером Devonshire. Позднее все они были спасены немецкими и итальянскими подводными лодками.
Несколько дней спустя тяжелому крейсеру довелось участвовать в проводке конвоя WS.24, следовавшего из Галифакса в Басру (Ирак) вокруг мыса Доброй Надежды и прибывшего в Капштадт 9 декабря. Канадские войска на 6 транспортах в сопровождении американских тяжелых крейсеров Quincy, Vincennes и 6 эсминцев направлялись на Ближний Восток, но после начала войны на Тихом океане были перенацелены в Бомбей, куда и прибыли под эскортом крейсера Dorsetshire 27 декабря. В начале 1942 крейсер прошел очередной ремонт и получил назначение в 4-ю эскадру Восточного флота. Следующий раз ему пришлось ремонтироваться на месте, в Тринкомали (с 5 марта), причем работы не были завершены в связи с начавшимся в конце марта рейдом крупных сил японского флота на Цейлон. 31 марта крейсер поспешно ввели в состав группы быстроходных кораблей Force A.
Вступивший в командование Восточным флотом 27 марта адмирал Дж. Сомервилл уже на следующий день получил данные о приближении соединений адмиралов Нагумо и Куриты, вышедших с Целебеса с целью поддержки с моря японского наступления в Бирме и уничтожения британских сил флота в восточной части Индийского океана. В распоряжении Сомервилла находились также довольно внушительные силы (5 линкоров, 3 авианосца, 2 тяжелых и 5 легких крейсеров и 14 эсминцев), но такими они являлись только на бумаге. 4 старых линкора типа R не давали более 21 узла и имели небольшую дальность плавания, 4 из 5 легких крейсеров строились еще в годы I-й мировой войны, а большинство эсминцев нуждались в ремонте. Таким образом, англичане имели мало шансов против более современных кораблей противника, имевшего в тому же значительный перевес в авианосцах и тяжелых крейсерах (6 и 10 соответственно). Тем не менее, Сомервилл сформировал из кораблей своего флота 2 группы: "быстроходную" Force А (линкор Warspite, авианосцы Indomitable и Formidable, тяжелые крейсера Cornwall и Dorsetshire, легкие Emerald и Enterprise, 6 эсминцев) возглавил сам командующий флотом. Соединение Force В из старых, тихоходных кораблей (линкоры типа R, авианосец Hermes, легкие крейсера Caledon и Dragon вместе с голландским крейсером ПВО Jacob van Heemskerck и 8 эсминцами) он передал под командование своего заместителя, вице-адмирала Уиллиса. С этими силами Сомервилл вышел в море 31 марта и в течение 3 суток крейсировал к Ю от Цейлона в ожидании противника. При его обнаружении он намеревался в дневное время держать свой флот вне радиуса действия японской авиаразведки, а ночью сблизиться с неприятелем и на рассвете нанести удар собственной авиацией. Однако Сомервилл ошибался в расчете времени атаки флота Нагумо и к исходу третьих суток крейсирования в океане на старых кораблях Force В уже заканчивались запасы пресной воды для котлов. Все еще не имея сведений о противнике, Сомервилл решил пополнить запасы на секретной базе RN на атолле Адду в 600 милях к ЮЗ от Цейлона. Другой ошибкой адмирала стало разделение сил. Посчитав, что рейд японского флота на Цейлон отложен, Сомервилл утром 3 апреля отправил Dorsetshire в сопровождении крейсера Cornwall в Коломбо для возобновления ремонта, а авианосец Hermes и эсминец Vampire - в Тринкомали для подготовки к предстоящей операции по захвату французского Мадагаскара. Сам адмирал с оставшимися кораблями обеих групп прибыл на атолл во второй половине дня 4 апреля. Однако уже в 16.00 он получил сообщение авиаразведки о местонахождении и курсе большого соединения японского флота, направляющегося к Цейлону. Приказав находящимся в Коломбо и Тринкомали кораблям уходить, Сомервилл ускорил подготовку к выходу в море своей группы, a Force В должна была выйти на соединение с ним сразу после заправки.
О последнем бое Dorsetshire и Cornwall рассказывалось в 1-й, переводной, части монографии, однако, ввиду неполноты приведенной там информации и наличия в ней погрешностей, мы решили дать здесь более широкое описание обстоятельств гибели кораблей.
Крейсера вышли из Коломбо на атолл Адду в 22.00 4 апреля. Ночью 5 апреля был получен приказ Сомервилла, намеревавшегося быть к рассвету 6 апреля в 150 милях к Ю от Цейлона, присоединиться к нему в 16.00. Крейсера пошли на рандеву, но в 6.48 бортовой разведчик Dorsetshire обнаружил в 150 милях к В японские корабли. Англичане попытались уйти самым полным ходом, однако Cornwall смог давать только 27,5 уз. Вскоре после полудня наблюдатели на крейсерах заметили одинокий самолет, который скрылся слишком быстро, чтобы можно было провести его идентификацию. Это был корабельный разведчик японского тяжелого крейсера Топе, доставивший адмиралу Нагумо дополнительные сведения об английских кораблях. Еще около 9.00 5 апреля, уже после японского налета на Коломбо, Нагумо получил донесение об обнаружении двух идущих на ЮЗ английских эсминцев и незамедлительно отдал приказ о готовности всех остававшихся в наличии после вылета авиации на бомбардировку Коломбо самолетов. Разведчик с Топе подтвердил эти данные, но оказалось, что за эсминцы были ошибочно приняты тяжелые крейсера. Поднявшуюся в воздух ударную группу из 53 пикирующих бомбардировщиков Aichi ОЗА1"Вэл" с авианосцев Akagi, Hiryu, Soryu и, по некоторым данным, с Zuikaku возглавил капитан-лейтенант Т. Эгуса, командир авиакрыла авианосца Soryu.
Атака на Dorsetshire и Cornwall началась в 13.40 заходом японских самолетов прямо по курсу кораблей, со стороны солнца. Несмотря на довольно плотный огонь зенитной артиллерии крейсеров и их избегающие маневры на большой скорости, пикировщики Эгусы совершали бомбометание с высоты всего 300 м и с почти ювелирной точностью. Шедший головным Dorsetshire уже в первой воздушной атаке получил 3 попадания 110-250-кг бомбами, которые вывели из строя рулевое управление, половину зенитной артиллерии и главный радиопост. Затем последовали еще 7 прямых попаданий, горящий крейсер потерял ход и остановился, на нем возник все увеличивающийся крен на правый борт. Командир корабля кэптен
Эгар отдал приказ оставить корабль и в 13.48, 8 минут спустя после начала налета, крейсер перевернулся и затонул.
Cornwall вначале прямых попаданий не имел, но был буквально выброшен из воды множеством близких взрывов бомб, во многих местах повредивших обшивку корабля. Затем несколько бомб попали непосредственно в корпус и около 14.00 командир Cornwall кэптен Мэнуэринг также дал команду экипажу спасаться.
Налет японских бомбардировщиков длился 19 минут (ряд источников указывает иную продолжительность атаки - 13.38.-13.55.), в течение которых были потоплены 2 английских тяжелых крейсера (координаты гибели - 01°54' с.ш. и 77°45' в.д.). Наряду с высокой результативностью бомбометания японских летчиков (в Dorsetshire попали 10 бомб, т.е. 82% от сброшенного их числа, в Cornwall - 9, т.е. 87%) следует отметить и сравнительно большое количество спасшихся. Несмотря на неожиданность налета и быструю гибель кораблей, специально прибывшим на место трагедии легкому крейсеру Enterprise и 2 эсминцам спустя 30 часов после окончания налета удалось спасти большинство членов их экипажей - 1122 из 1542 моряков (есть и другие данные: на Dorsetshire погибли 234, спаслось 470, на Cornwall - соответственно, 190 и 520; иначе: потери экипажа Dorsetshire - 19 офицеров и 208 нижних чинов, Cornwall - 10 и 188).
В заключение нужно сказать несколько слов о результатах японского рейда. Встреча сил адмирала Сомервилла с авианосным соединением Нагумо так и не состоялась. После нанесения ударов по Коломбо и Тринкомали и потопления 9 апреля авианосца Hermes с несколькими сопровождавшими его кораблями японцы начали отход на ЮВ. В условиях господства авианосцев Нагумо в восточной части Индийского океана Сомервилл перенес базирование своего флота в его западную часть - Бомбей и на восточное побережье Африки. Пройдет 2 года, прежде чем действия британского флота в этом районе активизируются.
Что же касается Dorsetshire, кораблей с этим названием в списках Royal Navy больше не было.