Заключение
Оценка первоначального проекта тяжелых крейсеров типа County (серии Kent) была дана, может быть несколько преждевременно, в первой части монографии. Тем не менее, она остается справедливой и в отношении кораблей двух последних серий этого типа, поскольку те незначительные изменения, которые были внесены в конструкцию и систему бронирования крейсеров, никак нельзя назвать кардинальными и по сути они ничего не меняли.
Можно много спорить, а такие споры велись в Великобритании с момента появления проекта этих кораблей и до переориентации английских кораблестроительных программ на строительство легких крейсеров в 1930 г., о целесообразности постройки крейсеров, имеющих подобные County многочисленные недостатки. Но не следует выпускать из виду, что эти недостатки обуславливались многочисленными вполне объективными причинами. Англия, вместе с Соединенными Штатами являвшаяся инициатором ограничительных конференций и договоров, сама неукоснительно соблюдала их требования, поэтому, в условиях строгого соблюдения жестких договорных лимитов и при наличии специфических требований Великобритании к своим крейсерам, они просто не могли быть иными. Для исполнения своих функций на протяженных коммуникациях Британской империи и утверждения ее политического влияния на просторах мирового океана английский флот нуждался в конструктивно надежных океанских крейсерах с огромной дальностью плавания - и в жертву этим качествам были принесены бронирование, вооружение и даже скорость кораблей. Таким образом, несмотря на свои недостатки, County являлись кораблями, отвечавшими всем требованиям имперской политики Британии.
Военные годы лишь подтвердили отличную приспособленность крейсеров к предназначенной им роли. В течение всей войны они поспевали везде, активно участвуя в боевых действиях на всех военно-морских театрах 2-й мировой. Не обошлось без них и в нескольких крупнейших морских операциях, таких как акции по потоплению линкора Bismarck и линейного крейсера Scharnhorst или бой в проливе Суригао. К тому же, эти корабли больше всех других английских крейсеров подходили для службы в тяжелых условиях полярных морей. И хотя тяжелые крейсера не только не стали, как первоначально предполагалось, чем-то вроде аналога линкоров (в основном, из-за пресловутой слабости бронирования), но даже кораблями первой линии, тем не менее, они выполняли множество самых разнообразных функций, типичных для кораблей своего класса, рутинных, но крайне необходимых в условиях войны. Охранение конвоев и соединений флота, прикрытие и огневая поддержка десантов, патрулирование и нанесение ударов по судоходству врага, борьба с его рейдерами и вспомогательными крейсерами, боевой контакт с соединениями и кораблями противника, наконец, - вот далеко не полный перечень задач, ставившихся перед крейсерами типа County. Принимая во внимание столь разнообразное использование и активную службу этих кораблей, разве можно назвать затраты на их постройку напрасными?