Заключение

 

Оценка первоначального проекта тяжелых крейсеров типа County (серии Kent) была дана, может быть не­сколько преждевременно, в первой части монографии. Тем не менее, она остается справедливой и в отношении кораблей двух последних серий этого типа, поскольку те незначительные изменения, которые были внесены в кон­струкцию и систему бронирования крейсеров, никак нельзя назвать кардинальными и по сути они ничего не меняли.

Можно много спорить, а такие споры велись в Вели­кобритании с момента появления проекта этих кораблей и до переориентации английских кораблестроительных про­грамм на строительство легких крейсеров в 1930 г., о це­лесообразности постройки крейсеров, имеющих подобные County многочисленные недостатки. Но не следует выпус­кать из виду, что эти недостатки обуславливались много­численными вполне объективными причинами. Англия, вме­сте с Соединенными Штатами являвшаяся инициатором ограничительных конференций и договоров, сама неукос­нительно соблюдала их требования, поэтому, в условиях строгого соблюдения жестких договорных лимитов и при наличии специфических требований Великобритании к сво­им крейсерам, они просто не могли быть иными. Для ис­полнения своих функций на протяженных коммуникациях Британской империи и утверждения ее политического вли­яния на просторах мирового океана английский флот нуж­дался в конструктивно надежных океанских крейсерах с огромной дальностью плавания - и в жертву этим каче­ствам были принесены бронирование, вооружение и даже скорость кораблей. Таким образом, несмотря на свои не­достатки, County являлись кораблями, отвечавшими всем требованиям имперской политики Британии.

Военные годы лишь подтвердили отличную приспособ­ленность крейсеров к предназначенной им роли. В тече­ние всей войны они поспевали везде, активно участвуя в боевых действиях на всех военно-морских театрах 2-й мировой. Не обошлось без них и в нескольких крупней­ших морских операциях, таких как акции по потоплению линкора Bismarck и линейного крейсера Scharnhorst или бой в проливе Суригао. К тому же, эти корабли больше всех других английских крейсеров подходили для службы в тяжелых условиях полярных морей. И хотя тяжелые крей­сера не только не стали, как первоначально предполага­лось, чем-то вроде аналога линкоров (в основном, из-за пресловутой слабости бронирования), но даже кораблями первой линии, тем не менее, они выполняли множество самых разнообразных функций, типичных для кораблей своего класса, рутинных, но крайне необходимых в усло­виях войны. Охранение конвоев и соединений флота, при­крытие и огневая поддержка десантов, патрулирование и нанесение ударов по судоходству врага, борьба с его рей­дерами и вспомогательными крейсерами, боевой контакт с соединениями и кораблями противника, наконец, - вот далеко не полный перечень задач, ставившихся перед крей­серами типа County. Принимая во внимание столь разно­образное использование и активную службу этих кораб­лей, разве можно назвать затраты на их постройку напрасными?