Проектирование и постройка
Во все века истории, начиная с Древнего Рима, правители "Апеннинского сапога" стремились к завоеванию господства на Средиземном море. Маге Nostrum - Наше море - только так звучало оно в честолюбивых замыслах потомков могущественной Империи Юлия Цезаря. Однако слишком много берегов других стран омывали теплые воды этого моря. В XX-й век Италия вступила, имея трех серьезных соперников в осуществлении своих замыслов. Но если Великобритания и Франция, соперничающие между собой во владении всеми морями, не отводили Средиземному морю важнейшего значения, то Австро-Венгрия, как и Италия, ограничивали свои интересы только этим театром. Естественно, именно эти державы и стали главными противниками в борьбе за господство над ним. Поражение Австро-Венгерской монархии в Первой мировой войне и распад Империи сделали для Италии основным соперником Францию, так как Великобритания, имевшая здесь только колониальные базы, ограничивалась лишь сохранением своего влияния, что впрочем не мешало ей довольно сильно ущемлять амбициозные интересы Рима.
Неизменность военно-морской доктрины Италии отразилась и в основных принципах военного судостроения, исходя из чего здесь появилась своя собственная "кораблестроительная школа". Благодаря удобному географическому положению страны в середине Средиземного моря, итальянские моряки не придавали дальности плавания столь важного значения как англичане и французы, что позволяло обратить больше внимания на другие характеристики кораблей. В то же время большое количество дней в .году с ясной погодой и хорошей видимостью создавало благоприятные условия для боя на дальних дистанциях, что в свою очередь предполагало большие возможности для маневра и, соответственно, требовало существенного превосходства над противником в скорости. Такие особенности театра придавали своеобразность итальянским кораблям, быстроходность которых достигалась слишком высокой ценой, отчего в вооружении и защите они редко добивались значительно перевеса над аналогичными кораблями других морских держав. В особенности сказанное касалось легких кораблей, для которых было гораздо труднее добиться устойчивого "компромисса" между таким важными характеристиками как мощное вооружение, достаточно эффективная защита и высокая скорость.
При этом следует учитывать, что итальянские моряки в большинстве случаев создавали флот, ориентируясь на своего главного потенциального противника и строили свои корабли как ответ на уже появившиеся его боевые единицы. Когда в 30-х годах французский флот - главный потенциальный противник итальянского на Средиземном море - пополнился крупными супер-эскадренными миноносцами типа "четырехтрубников", а чуть позже еще большими типов "Le Terrible" и "Mogador" итальянский флот, естественно, не мог остаться безучастным. И хотя новые французские корабли, классифицировавшиеся в своем Флоте как контр-миноносцы, а в других как лидеры эсминцев, официально причислялись к эскортным и торпедо-атакующим кораблям, тем не менее их важным предназначением (если не главным) являлось действия на транспортных коммуникациях противника и защита своих коммуникаций, что, по существу, делало их легкими крейсерами - именно так их классифицировали многие военные специалисты, тем более что величина кораблей вполне это допускала. Не удивительно, что ответные итальянские корабли уже вполне официально причислялись к легким крейсерам. На появление во французском флоте контр-миноносцев типа "кошек" и "четырехтрубников" итальянцы ответили крейсерами типа "Condottieri" нескольких серий, а строительство типов "Le Terrible" и "Mogador" привело к появлению в итальянской кораблестроительной программе 1937 года двенадцати легких крейсеров типа "Capitani Romani".
Как уже говорилось французские типы "Le Terrible" и "Mogador" своей величиной приближались к легким крейсерам, но были несколько слабее вооружены, превосходя в то же время большинство крейсеров по скорости - до 39-40 узлов. Учитывая это обстоятельство итальянское морское командование добивалось от конструкторов, чтобы их корабли были быстроходнее - в тактико-технических требованиях на проектирование была заложена скорость как минимум 41 узел.
В основу новой разработки был положен проект первой серии крейсеров типа "Condottieri-A" ("Alberto di Giussano"), строившихся в противовес французским контрминоносцам 20-х годов типа "Jaguar".
Характеристики крейсера типа "Alberto di Giussano"
Водоизмещение......... 5069 (станд.) / 6000 (полное) т
Скорость.........37 (реальная) / 42 (на испытаниях) уз.
Вооружение .. 8 -152/53 -мм и 6 -100/47 -мм орудий;
8 -37-мм и 8 -13-мм зенитных автоматов;
2x2 -533-мм ТА; мины; 2 бомбосбрасывателя;
2 гидросамолета; 1 катапульта.
Бронирование ................... борт 24 мм; палуба 18 мм
Созданием проекта нового крейсера руководили морские инженеры Пульезе и Альфано (Pugliese и Alfano). Первоначальный проект предусматривал вооружение из восьми 45-калиберных 135-мм орудий в четырех легких башнеподобных установках, двенадцати 64-калиберных 65-мм зенитных орудий в шести спаренных установках и восьми 20-мм.зенитных автоматов с длиной ствола 64 или 70 калибров на четырех спаренных лафетах. Дополняли вооружение несколько зенитных пулеметов, два 4-трубных торпедных аппарата для торпед калибром 533 мм. Рассматривался вариант с гидросамолетом на борту без ангара и катапульты - запуск самолета предполагался с воды, спуск его за борт и подъем посредством специального грузового крана. Паротурбинная энергетическая установка должна была обеспечить кораблям требуемую моряками скорость. Предполагалось также легкое противоосколочное бронирование, прикрывающее жизненно-важные для корабля отсеки. Считалось, что при указанных характеристиках корабль имел бы водоизмещение около 3400 тонн.
Однако при дальнейшей разработке выявилась недоработка в расчетах. Уже на этапе предварительного проектирования, в целях экономии веса, пришлось отказаться от гидросамолета, что впрочем не слишком огорчило моряков, так как отсутствие катапульты в любом случае создавало немало проблем при использовании самолета. Еще большей экономии веса проектанты рассчитывали достигнуть применением электросварки - корпус предполагалось сделать на 80 % электросварным, однако с большой долей вероятности следует считать, что из-за начала войны и возникшего вследствие этого дефицита ряда материалов подобные планы при осуществлении программы строительства были выполнены далеко не в полном объеме. Это же, вероятно, можно отнести и к предполагавшемуся широкому использованию 7-14-мм листов из легких алюминиевых сплавов (Maral) при конструировании надстроек и различных структур корпуса. При этом все конструкции, имеющие хоть сколько-нибудь важное значение, например все структуры, входящие в набор корпуса, различного рода конструктивные связи, фундаменты различных механизмов и агрегатов, подкрепления -под вооружением и иное, предусматривались по прежнему из стали. Пришлось также отказаться и от броневой защиты корпуса, оставив только легкую броню надстроек и орудийных щитов. И все-таки даже в этом виде расчетное водоизмещение превысило заданные 3400 тонн почти на 300 тонн (9 %).
Дальнейшие изменения в проекте были вызваны неготовностью оружейников к быстрой поставке 65-мм зенитных орудий. Как временная мера было решено заменить их восемью одноствольными 37-мм 54-калиберными зенитными автоматами, а по готовности 65-мм зениток вернуться к прежнему варианту.
Интересно отметить, что летом 1939 года, объясняя свою судостроительную программу и предполагавшееся строительство этих крейсеров официальный Рим объявил, что проектная скорость этих кораблей составляет 44 узла, но сами конструкторы считают возможным достижение на испытаниях скорости в 48 узлов. Конечно, итальянские инженеры-конструкторы имели большой опыт проектирования высокоскоростных кораблей и добились в этой области определенных успехов, однако вряд ли стоит думать, что они могли считать реальной такую скорость для новых крейсеров. Вероятнее всего, в данном заявлении было много политических мотивов, и проектанты, если они и делали подобные заявления, шли здесь в поводу у военных и политиков.
Своеобразность проекта сказалась и в классификации кораблей, которые первоначально в документах проходили как океанские разведчики (Esploratori okeanici), и лишь позже были переведены в разряд легких крейсеров (Incrociatori leggeri).
Закладка всех двенадцати кораблей серии на стапелях состоялась в течение 1939 года. В строительстве кораблей принимали участие шесть наиболее крупных судостроительных предприятий Италии.
Имена для кораблей были выбраны лично Муссолини в духе тогдашней агрессивной политики Италии - крейсеры были названы в честь известных исторических личностей Древнего Рима, знаменитых императоров, политических деятелей и военных вождей, причем все они в свое время вели успешные захватнические войны, расширяя и укрепляя границы империи, - в этом явно отражались честолюбивые взгляды Муссолини на себя как на воссоздателя Священной Римской Империи. Заслуги этих древних римлян коротко приведены ниже.
"Attilio Regolo" - Marcus Atilius Regulus - вождь римлян времен Первой Пунической войны. В 256 годи до н.э. он командовал римским флотом в бою у мыса Экном (Ecnomus) и одержал победу над флотом Карфагена, но через год сам попал в плен в сражении под Тунисом.
"Caio Mario" - Gaius Marius - один из самых виднейших вождей Рима, прославившийся в захватнических войнах на переломе I и II веков до н.э. Одержал победы в войнах с тевтонами (сражение при Аквах), кимврами (сражение при Верцелах) и королем Нумидии Югартом.
"Claudio Druso" - Nero Claudius Drusus - сын Ливии, жены цезаря Августа, в 12-9 годах до н.э. провел ряд успешных походов против племен германцев и макоманнов, победитель сражений при Липпе и у Майна.
"Claudio Tiberio" - Tiberius Claudius Nero Caesar - известнейший римский вождь, цезарь Рима, правил а 1,4-37 годах н.э. Провел ряд походов в Армению, Далмацию, Панонию. После смерти Друза стал наместником в германской провинции.
"Comelio Silla" - Lucius Cornelius Sulla - римский вождь I века до н.э., противник политики Гая Мария, над которым одержал победу в ряде сражений и стал диктатором Рима. Провел ряд походов в Малую Азию, победитель понтийцев в сражениях при Орхомене и Хиронее.
"Giulio Germanico" - Julius Ceasar Germanicus - сын Клавдия Друза, римский цезарь, провел ряд успешных походов против германских племен в 14-16 годах до н.э., за что и получил свое имя. Победитель германского вождя Арминиуса в сражении при Идиставизо.
"Ottaviano Augusto" - Ceasar Augustus - римский цезарь, правил с 27 года до н.э. до 14-го н.э. Один из виднейших деятелей Рима, прославившийся как организатор, военачальник и политик. Провел ряд внутренних войн в империи (победитель Антония) и за ее пределами.
"Paolo Emilio" - Lucius Aemilius Paullus Macedonicus - римский консул, отец Сципиона-младшего. Победил македонского короля Персея в сражении при Pydna в 168 году до н.э. и позже сделал Македонию римской провинцией.
"Pompeo Magno" - Pompeius Gnaeus Magnus - Великий Помпеи, один из самых известных вождей Рима, член 1-го Римского Триумвирата. Победитель повстанцев Сертория и царя Митридата. Противник политики Юлия Цезаря, против которого вел внутреннюю гражданскую войну, но был побежден им.
"Scipione Africano" - под этим именем известны два римских вождя. 1. Publius Cornelius Scipio - римский консул, победитель Ганнибала у Сильпии и под Замами (206 и 202 годы до н.э.) во II Пунической войне, в результате которой Карфаген уступил Риму Испанию. 2. Publius Cornelius Aemilianus Africanus - римский консул и военный трибун, в ходе HI Пунической войны в результате 10-летней осады захватил Карфаген (152-142 годы до н.э.) и, разрушив город, окончательно сломил сопротивление Карфагена. В дальнейшем прославился при осаде Нумансии (142-133 годы до н.э.).
"Ulpio Traiano" - Marcus Ulpius Traianus - цезарь Рима, правил в 98-117 годах н.э. Известен своими походами в Дакию и Парфию. Победитель короля даков Децибала в сражении при Мароше (101-й год). Строитель знаменитого "Форума Траяна".
"Vipsanio Agrippa" - Marcus Vipsankis Agrippa - известен морскими победами в войнах II Триумвирата при Навлохе и Милах (36 год до н.э.), отличился в битве при Акциуме (31 год до н.э.). Ближайший соратник цезаря Августа. Был известен также в Риме и провинциях как политик и архитектор.
Название корабля |
Верфь-строитель |
Закладка Спуск Готовность |
||
"Attilio Regolo" |
"Cantiere Odero Terni Orlando" (ОТО) в Livorno |
28.09.1939 |
28.08.1940 |
14.05.1942 |
"Caio Mario" |
"Cantiere Odero Terni Orlando" (ОТО) в Livorno |
.09.1939 |
17.08.1941 |
- |
"Claudio Tiberio" |
"Cantiere Odero Terni Orlando" (ОТО) в Livorno |
28.09.1939 |
- |
- |
"Scipione Africano" |
"Cantiere Odero Terni Orlando" (ОТО) в Livorno |
28.09.1939 |
12.01.1941 |
23.04.1943 |
"Claudio Druso" |
"Cantieri del Tirreno" в Riva Trigoso |
27.09.1939 |
- |
- |
"Vipsanio Agrippa" |
"Cantieri del Tirreno" в Riva Trigoso |
6.10.1939 |
- |
- |
"Cornelio Silla" |
"Cantiere Ansaldo" в Geneva |
12.10.1939 |
28.06.1941 |
- |
"Paolo Emilio" |
"Cantiere Ansaldo" в Geneva |
12.10.1939 |
- |
. |
"Giulio Germanico" |
"Cantiere di Castellamare di Stabia" в Castellammare |
03.04.1939 |
26.07.1941 |
. |
"Ottaviano Augusta " |
"Cantieri Navali Riuniti del Adriatico" в Ancona |
23.09.1939 |
28.04.1941 |
- |
"Pompeo Magno" |
"Cantieri Navali Riuniti del Adriatico" в Ancona |
23.09.1939 |
24.08.1941 |
04.06.1943 |
"Ulpio Traiano" |
"Cantieri Navali Riuniti" в Palermo |
23.09.1939 |
7 |
- |